ПЛЕНАРНЫЕ СТАТЬИ
УДК: 615:378.1 (075.8)
Т.А. АРЫСТАНОВА, Ж.М. АРЫСТАНОВ, А.Б. ШУКИРБЕКОВА, Ш.Л. АХЕЛОВА, Н.У. ТОГАЕВА
АО «Медицинский университет Астана», г. Астана
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Резюме: В статье описан опыт применения интерактивных методов обучения студентов фармацевтического факультета с использованием методик Problem Based Learning (PBL), Case Based Learning (CBL), Tеаm Based Learning (TBL) Ключевые слова: оценка знаний, интерактивные методы, опыт применения, специальность фармация
Интерактивные (от англ. Interaction - динамичное взаимодействие) методы обучения - методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [1].
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погружение в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
Интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Одной из целей интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение имеет свои особенности:
- принудительная активация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя;
- повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества;
- постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых посредством прямых и обратных связей;
- направленность на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки.
Преимущества интерактивных методов обучения заключаются в том, что они не только дают знания, прививают умения, навыки и установки, но и создают основу для решения проблем, способствуя становлению высококвалифицированного специалиста, разносторонне развитого, креативного и обладающего хорошими коммуникативными навыками.
В учебный процесс по фармацевтическим специальностям внедрены следующие интерактивные методы обучения и контроля знаний по профильным дисциплинам:
PBL (Problem Based Learning):
1. Проблемно-ориентированное обучение по
кейс-методу «Анализ конкретных ситуаций» внедрено для проведения рубежного контроля по профильным дисциплинам: управлении и экономике фармации, фармацевтической и токсикологической химии. Метод
«АКС» способствует активизации учебно-познавательной активности студентов, побуждает их к мыслительной и практической работе в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты. Суть метода заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи и пути поиска этого способа. Студенты становятся свидетелями и соучастниками в решении проблемных ситуаций, взятых из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие самого удачного, оптимального решения из всех возможных в предложенной ситуации. Роль преподавателя состоит в том, что он создает познавательную обстановку, дает образцы оптимального решения проблемы, показывает технологию поиска, пути решения проблемы, раскрывает ход своей мысли. Обучаемые, в свою очередь, усваивают логику и ход мыслей, убедительность изложения в поисках целостного решения проблемы. Использование метода «АКС» способствует повышению уровня креативности мышления студентов, формирует умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, принимать решение в сложной ситуации, прогнозировать результаты реализации принятых решений, позволяет решать задачи в результате взаимного обмена мнениями, затруднительные для индивидуального решения. Метод «АКС», основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов), включает проблемные ситуации из практической деятельности фармацевтических организаций, испытательных лабораторий по контролю качества лекарственных средств, токсикологических центров, судебно-химической экспертизы [2-5]. Например, студентам предлагается ситуация-проблема - проявление нестандартного фармакологического эффекта, вызвавшего нарушение ритма сердца у больного, при внутривенном введении изотонического раствора натрия хлорида. Академическая группа изучает ситуацию, дает ей оценку, как чрезвычайную, угрожающую здоровью и жизни больного, делится на две малые группы, каждая из них выбирает оптимальное решение проблемы. Предлагают варианты решения проблемы - анализ лекарственного препарата по установлению причины возникновения нестандартного фармакологического эффекта: нарушение дозировки действующего вещества; содержание токсических примесей; несоответствие
заявленному составу лекарственного препарата (контрафактный препарат) и т.д. Малые группы дискутируют между собой, дополняют, исправляют ошибки, комментируют выступления сторон. Предлагают алгоритм действия по выходу из ситуации. 2. Интерактивный метод «Дискуссия» как один из
методов проблемного обучения, основанный на коллективной мыслительной деятельности студентов, разработан и внедрен для проведения рубежного контроля по вышеуказанным профильным дисциплинам. Дискуссия развивает творческое мышление обучающихся на основе системного подхода к ведению диалога, способствует творческому осмыслению изученного материала, стимулирует инициативность обучающихся, развивает рефлексивное мышление, направляет на достижение консолидированного решения по конкретной ситуации [6]. Например, для проведения занятия в виде дискуссии «Мозговой штурм» по фармацевтической химии, студентам предлагается задача-ситуация - разработка алгоритма действия по составлению проекта нормативного документа организации производителя (временного аналитического нормативного документа) на новую лекарственную субстанцию 3-изоникотиноилгидразона 18-дегидроглицирретовой кислоты).Студенты самостоятельно изучают ситуацию и готовятся к дискуссии по выходу из ситуации. Преподаватель выступает в роли председателя. Он делит группу на две подгруппы по четыре - шесть человек «Генераторы» и «Эксперты». Проведение дискуссии включает несколько этапов. Секретари - наблюдатели фиксируют высказывания сторон на интерактивной доске или делают видеозапись по каждому этапу. Этап 1 - генерирование идей: «Генераторы» за 10 мин высказывают максимальное количество идей, т. е предлагают показатели качества субстанции, рекомендуемые для включения в проект НД. «Генераторы» идеи не обсуждают и высказывают их без доказательств. Все высказанные идеи подвергаются обсуждению экспертами.
Этап 2 - оценка идей экспертами: эксперты дают заключение о количестве правильных и неправильных идей.
Этап 3 - обсуждение заключения экспертов: генераторы высказывают свои мнения, согласие или несогласие с заключением экспертов, председатель (преподаватель) дает оценку работе генераторов и экспертов (оценка 1 и 2 этапов).
Этап 4 - выдвижение идей по спецификациям качества субстанции: генераторы выдвигают идеи по содержанию разделов и спецификациям качества субстанции,
эксперты тут же комментируют выступления генераторов, оценивают их идеи.
Этап 5 - оценка работы генераторов и экспертов председателем.
Этап 6- предложение алгоритма действия по выходу из ситуации: генераторы предлагают алгоритм действия по составлению проекта нормативного документа организации производителя (временного
аналитического нормативного документа) на новую лекарственную субстанцию - 3-изоникотиноилгидразона 18-дегидроглицирретовой кислоты и сам проект нормативного документа. Эксперты комментируют выступления генераторов, оценивают их идеи и проект НД.
Этап 7 - подведение итогов: председательподводит итоги, оценивает уровень участия каждого, владение материалом, логическое мышление, способность работы в команде, самостоятельно выбирать оптимальное решение выхода из ситуации и определять алгоритм действия.
CBL (Case Based Learning): Решение ситуационных задач по вопросам организации фармацевтической деятельности субъектов в сфере обращения лекарственных средств, контроля качества, стандартизации, сертификации лекарственных средств, аналитической диагностики острых отравлений и судебно-химической экспертизы. Обучающие ситуационные задачи используются в текущем контроле при проведении лабораторных работ, практических занятий и рубежного контроля [7-8]. TBL (Team Based Learning):
1. Интерактивный метод обучения в команде «Работа в малых группах» разработан и внедрен для проведения лабораторных работ, практических занятий, СРС, рубежного контроля. Каждая малая группа работает над конкретной проблемой, ситуацией или заданием, что дает возможность каждой подгруппе развивать стратегии, углубляться в проблему, поэтапно выполнять задания, повысить мыслительную активность и эффективную работу каждого студента, позволяет развивать у студента навыки работы в команде, дает возможность развивать коммуникативные навыки общения в академической группе [9].
2. Метод «Кроссворд» разработан и внедрен для текущего контроля самостоятельной работы студентов по управлении и экономике фармации, фармацевтической и токсикологической химии.
Интерактивные методы обучения позволяют формировать опыт творческой и инновационной деятельности обучающихся, который в конечном счете влияет на компетентность будущего специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ташкеева Г.К. Интерактивное обучение как средство активации творческой деятельности студентов // Менеждмент в образовании. -2010.-№ 1. - С.132-134.
2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О. Организация самостоятельносй работы студентов в условиях кредитной технологии обучения // Фармация Казахстана. - 2010. - №3. - С.42-45.
3 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О. Опыт применения проблемно-ориентированного обучения по фармацевтическим специальностям. // Вестник КазНМУ. - 2010. - №4. - С.78-83.
4 Арыстанова Т.А., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Каракулова А.Ш. Методические подходы к оценке практических навыков и умений на промежуточной аттестации у обучающихся по фармацевтическим специальностям. //Фармация Казахстана. - 2010. -№9. - С.42-46.
5 Арыстанова Т.А., Шукирбекова А.Б., Серикбаева А.Д. Инновационные технологии в оценке практических навыков по токсикологической химии. Международная науч.- практ. конф. «Фармация: современное состояние, достижения и перспективы» // Вестник КазНМУ. - 2010. - № 4. - С.69-75.
6 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Каракулова А.Ш.Кейс - метод в подготовке специалистов фармацевтов. // Вестник КазНМУ. - 2010. - № 4. - С.65-69.
7 Арыстанова Т.А. Проблемно-ориентированное обучение в фармацевтическом образовании. //Фармация Казахстана. -2011. - №5. - С.18-21.
8 Арыстанов Ж.М., Арыстанова Т.А. Интерактивные методы обучения в фармацевтическом образовании. // Научно-практическая конференция «Модель медицинского образования КазНМУ: предварительные итоги, проблемы и перспективы» - Алматы: 20.05.2011.
9 Арыстанова Т.А. Арыстанов Ж.М. Инновационные технологии в фармацевтическом образовании:обучение и контроль. -Шымкент: 2012. - 175с.
Т.А. АРЫСТАНОВА, Ж.М. АРЫСТАНОВ, А.Б. ШУКИРБЕКОВА, Ш.Л. АХЕЛОВА
ФАРМАЦЕВТИКАЛЫ^ Б1Л1М БЕРУДЕГ1 О^ЫТУ МЕН Б1Л1МД1 БАЕАЛАУДЫН, ИНТЕРАКТИВТ1К ЭД1СТЕР1
ТYЙiн:Ма^алада фармация мамандыгыныц арнайы багытты пэндердерi бойынша о;ытудыц жэне бiлiмдердi багалаудыц Problem Based Learning (PBL), Case Based Learning (CBL), Теат Based Learning (TBL) интерактивтт эдктерЫ ;олдану тэжiрибесi керсеттген.
ТYЙiндi сездер: бiлiмдердi багалауы, интерактивтт эдiстер, фармация мамандыгы, тэжiребие.
T.A. ARYSTANOVA, ZH.M. ARYSTANOV, A.B. SHUKIRBEKOVA, SH.L. AKHELOVA
INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION AND CONTROL OF KNOWLEDGE IN PHARMACEUTICAL EDUCATION
Resume: In this article the experience on application of interactive methodsof education and control of knowledge on core academic disciplines of pharmaceutical specialities such as Problem Based Learning (PBL), Case Based Learning (CBL), Team Based Learning (TBL) is described.
Keywords: interactive methods, pharmaceutical specialities, control of knowledge,
УДК 615.1:378.144/.146
У.М. ДАТХАЕВ, Г.О. УСТЕНОВА, З.Б. САКИПОВА
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резюме: На фармацевтическом факультете обучение проводится по кредитной системе обучения с 2006 года, которая подразумевает ориентацию на самостоятельную подготовку обучающихся, выбор элективных дисциплин, преподавателей, академическую мобильность обучающихся.
Кредитная система обучения - одна из передовых образовательных технологий, позволяющая добиться интеграции в мировое пространство путем реализации академической мобильности обучающихся и преподавателей, программы визитинг-профессоров, внедрения принципов дуального обучения, в том числе с приглашением зарубежных работников практической фармации, обучения через исследования и т.д.
Ключевые слова: фармацевтический факультет, обучение, кредитная система, интеграция.
Кредитная система обучения - одна из передовых образовательных технологий, позволяющая добиться интеграции в мировое пространство путем реализации академической мобильности обучающихся и преподавателей, программы визитинг-профессоров, внедрения принципов дуального обучения, в том числе с приглашением зарубежных работников практической фармации, обучения через исследования и т.д.
На фармацевтическом факультете обучение проводится по кредитной системе обучения с 2006 года, которая подразумевает ориентацию на самостоятельную подготовку обучающихся, выбор элективных дисциплин, преподавателей, академическую мобильность обучающихся.
Для подготовки более квалифицированных специалистов фармацевтический факультет проводит подготовку по