Научная статья на тему 'Инновационные технологии в оценке практических навыков по токсиколо-гической химии'

Инновационные технологии в оценке практических навыков по токсиколо-гической химии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтические специальности / ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) / практические навыки и умения / фармацевтикалық мамандықтар / дәлелді жүйелендірілген тәжірибелік емтихан (ДЖТЕ) / кәсіби дағдылар

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Арыстанова Т. А., Шукирбекова А. Б., Серикбаева А. Д.

В статье описан метод ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) применяемый для оценки практических навыков и умений у обучающихся по токсикологической химии. Опыт проведения ОСПЭ показывает, что он является надежным способом оценки практических навыков и умений выпускников фармацевтического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Токсикологиялық химия пәні бойынша тәжірибелік дағдыларды бағалауда инновациялық технологияларды қолдану

Мақалада «Фармация» мамандығы түлектерінің тәжірибелік дағдыларын дәлелді жүйелендірілген тәжірибелік емтихан (ДЖТЕ) түрінде бағалаудың әдісі сипатталған. ДЖТЕ ӛткізудің нәтижелері фармацевтикалық факультеттер түлектерінің кәсіби дағдыларының деңгейін толық, сенімді, дәлелді түрде анықтауды қамтамасыз ететіндігін кӛрсетеді.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в оценке практических навыков по токсиколо-гической химии»

ческими свойствами, но не обладающий ожидаемым фармакологическим эффектом. Выявляются возможные причины допущенной ошибки:

• отклонения от технологического регламента производства лекарственного препарата (стадии синтеза и очистки);

• отклонения в проведении входного, постадийного и выходного контроля исходного и конечного продукта;

• схожесть внешних признаков растворов цианокобаламина и псевдокобаламина, положительная реакция на ион кобальта.

2. Преподаватель подводит итоги занятия и выставляет оценку каждому студенту, исходя из его активности в обсуждении ситуации и выполнении лабораторной работы. Литература

1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М.-ГЭОТАР-МЕДИА.-2008.-360 с.

2. Арыстанова Т.А. Общая фармацевтическая химия: учебное пособие.-Шымкент.-2008.-157 с.

3. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Методические рекомендации для проведения СРСП и рубежного контроля

по фармацевтической химии методом «Анализа конкретных ситуаций».- Шымкент. -2010.- 34 с.

Фармацевтикалык мамандыктарды дайындауда кейс эдкш колдану Арыстанова Т.Э., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Серкбаева А.Ж., Карак¥лова А.Ш. Макалада фармацевтикалык мамандьщтардьщ кэсштш пэндерш окытуда ситуацияны шешу бойынша активт проблемдi-ситуацияльщ талдау эдюш колдану талкылынган.

ТYшвдi сездер: фармацевтикалык мамандыктар, кейс, проблемдьситуациялык талдау, накты ситуацияны талдау.

Case method in preparing of specialists of pharmacy

Arystanova T.A., Ordabayeva S.K., Sopbekova A.O., Mahova E.G., Serikbayeva A.D., Karakulova A.Sh. In the article is told about using of active problem-situational method of concrete objectives' analysis by their solving-situations in exploring of profile disciplines in pharmaceutical specialties. There are given methodologies and recommendations of holding, criteria of evaluation of students' achievements.

Key words: pharmaceutical specialties, problem-situational method, case. analysis of concrete situation.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Арыстанова Т.А., Шукирбекова А.Б., Серикбаева А.Д.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье описан метод ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) применяемый для оценки практических навыков и умений у обучающихся по токсикологической химии. Опыт проведения ОСПЭ показывает, что он является надежным способом оценки практических навыков и умений выпускников фармацевтического факультета.

Ключевые слова: фармацевтические специальности, ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен), практические навыки и умения.

Гармонизация высшего фармацевтического образования с Европейским стандартом образования усиливает требования к практическим навыкам и умениям будущих специалистов - фармацевтов. Для оценки практических навыков у выпускников по фармацевтическим специальностям разработаны методические подходы к созданию системы контроля практических навыков и умений в виде ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) [1, 2].

Технология ОСПЭ, подобная системе ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен) [3], является гибкой системой, позволяющей совершенствовать и адаптировать ее к любой дисциплине, требующей оценки не только теоретической, но и практической подготовки обучающихся. Использование технологии ОСПЭ на промежуточной аттестации показан нами на примере аттестации практических навыков и умений у студентов 4 курса по дисциплине «Токсикологическая химия» [4].

Перечень заданий для оценки практических навыков включает 5 этапов по основным методам и приемам исследования ядовитых и сильнодействующих веществ. Каждое практическое задание сосредоточено на рабочем месте (станции), специально оборудованном реактивами и аппаратурой для выполнения соответст-

вующего задания. На прохождение каждой станции отводится 10 минут, все задания экзаменуемый должен выполнить за 50 мин. Оценка результатов экзамена проводится по сумме баллов, полученных студентом на всех 5 этапах. По мере прохождения всех станций экзаменуемый должен набрать в итоге 20 баллов. В пересчете на пятибалльную систему разработаны критерии оценки экзамена (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии оценки результатов ОСПЭ

Количество Пределы колебания Оценка

баллов суммы баллов (%)

18-20 90-100 отлично

15-17,8 75-89 хорошо

10-14,8 50-74 удовлетворительно

9,8 и ниже ниже 49 неудовлетворительно

Организационно-подготовительные мероприятия для проведения ОСПЭ: определение количества студентов, допущенных к экзамену; определение независимых экзаменаторов для каждого этапа;

подготовка аудитории, определение ответственного преподавателя и лаборанта за проведение аттестации практических навыков;

организация рабочих мест, оснащение необходимой аппаратурой и приборами, химической посудой, реактивами, часами для контроля времени выполнения каждого задания; организация на кафедре информационного стенда по ОСПЭ;

подготовка документации по ОСПЭ (анкеты, протоколы, экзамена-ционные листы, задания, критерии оценки результатов ОСПЭ и др.).

Экзаменуемый в процессе подготовки к сдаче экзамена знакомится с примерным перечнем заданий и планом прохождения этапов, в соответствии с предложенной схемой 1.

Схема 1- Последовательность этапов ОСПЭ

Вход

1 I

Выход

Председатель

Этап 2

Изолирование токсического вещества из биологического материала

Этап 5

Определение количественного содержания токсического вещества в вытяжках

Информация для студента

1. На экзамене студент получает задание и приступает к его выполнению, согласно плану прохождения этапов.

2. При выполнении заданий студент должен:

• соблюдать последовательность своих действий, обозначенных в критериях;

• четко и кратко комментировать свои действия по ходу выполнений заданий;

• следить за временем, отведенным на выполнение задания;

• соблюдать технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;

• соблюдать правила работы с оборудованием, специальной аппаратурой по анализу ядовитых и сильнодействующих веществ.

3. При выполнении задания этапа, требующего времени более 10 мин, экзаменуемый имитирует выполнение последующих шагов, комментируя детали выполнения:

• при выполнении задания 1 имитирует проведение фракционной перегонки;

• при выполнении задания этапа 2 имитирует нагревание колбы с биообъектом на водяной бане, на пламени горелки и добавление концентрированных кислот;

• при выполнении задания 3 имитирует процесс хроматографирования, комментируя детали выполнения данного шага.

Информация для экзаменатора

1. Проверяет оснащенность этапов.

2.Руководствуется рекомендациями для экзаменаторов при оценке практических навыков и умений у экзаменующегося в процессе выполнения заданий (этапов).

3. Несет ответственность за объективность оценки пошаговых действий экзаменуемого при выполнении заданий и выставлении баллов.

4. Оценивает пошаговые действия при выполнении этапа и выставляет баллы в экзаменационном листе, сумму баллов этапа выставляет в сводный аттестационный лист экзаменуемого.

Таблица 2 - Перечень заданий для определения практических навыков по токсикологической химии в рамках _дифференцированного зачета_

Эта пы п\п Перечень заданий Максимальный балл Время, мин

1 Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваши умения проведения предварительных испытаний на биологический объект. Дайте заключение предварительного анализа. 4 10

2 Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваши умения в изолировании токсического вещества из биологического материала. 4 10

3 Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваши умения проведения очистки вытяжки от примесей, полученной из биообъекта. 4 10

4 Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваши умения обнаружения токсического вещества в вытяжках из биологического материала. 4 10

5 Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваши умения определения количественного содержания токсического вещества в вытяжках из биологического материала. 4 10

20 50

Оснащение этапов

Этап 1

Биологические объекты

Оборудование, химическая посуда и вспомогательные материалы: бумага индикаторная, рефрактометр, воронки, палочки стеклянные, стаканы химические, цилиндры мерные, бумажные фильтры, аппарат для перегонки с водяным паром, фракционная колба, водяная баня.

Этап 2

Биологические объекты

Оборудование, химическая посуда и вспомогательные материалы: комплект приборов для проведения изолирования ядовитых и сильнодействующих веществ методами перегонки с водяным паром, экстракции полярными растворителями, минерализации, колба с дефлегметором, баня водяная, весы техничесие, воронки, колбы плоскодонные на 50, 100, 200 мл, колбы мерные на 50, 100, 200, 500, 1000 мл, палочки стеклянные, воронки, стаканы химические, цилиндры мерные, пипетки 5, 10 мл, пробирки, фильтры бумажные, капсулаторки. Реактивы: растворы щелочей, конц. кислот и органических растворителей для экстракции и минерализации, вода дистиллированная, кислота щавелевая или винная для подкисления биообъектов, центрифуга, специальные реактивы в соответствии с методикой изолирования. Этап 3

Биологические объекты

Оборудование, химическая посуда и вспомогательные материалы: комплект приборов для тонкослойной хроматографии (хроматографическая камера, хроматографические пластинки, хроматоскоп, опрыскиватель,

капилляры емкостью 2 мкл, йодная камера), баня водяная, весы аналитические, воронки, колбы плоскодонные на 50, 100, 200 мл, колбы мерные на 50, 100, 200, 500, 1000 мл, палочки стеклянные, стаканы химические, цилиндры мерные, пипетки 5, 10 мл, пробирки, фильтры бумажные, капсулаторки.

Реактивы: растворы кислот, щелочей и органических растворителей, вода дистиллированная для подбора состава подвижной фазы, специальные реактивы для детектирования в соответствии с методикой НД. Этап 4

Биологические объекты

Оборудование, химическая посуда и вспомогательные материалы: прибор для микродиффузии, аппарат Зангер-Блека, сушильный шкаф, воронки, колбы плоскодонные на 50, 100, 200 мл, палочки стеклянные, стаканы химические, цилиндры мерные, пипетки 5, 10 мл, пробирки, фильтры бумажные, капсулаторки. Реактивы: растворы кислот, щелочей и органических растворителей, специальные реактивы для определения мышьяковистого ангидрида в соответствии с методикой НД. Этап 5

Биологические объекты

Оборудование, химическая посуда и вспомогательные материалы: спектрофотометр СФ-2000, КФК-2, набор кювет, баня водяная, весы аналитические, воронки, колбы плоскодонные на 50, 100, 200 мл, колбы мерные на 50, 100, 200, 500, 1000 мл, палочки стеклянные, ступка, стаканы химические, цилиндры мерные, пипетки 5, 10 мл, пробирки, фильтры бумажные, капсулаторки.

Реактивы: растворы кислот, щелочей и органических растворителей, вода дистиллированная в соответствии с методикой

ЭТАП 1

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки студента по проведению предварительных испытаний на биологический объект._

№ Пошаговые действия Макс. балл

шага шага

Экзаменуемый демонстрирует выполнение одного из заданий по усмотрению

экзаменатора.

Задание 1

Предварительные испытания жидкости неизвестного состава

1 Проводит органолептический анализ жидкости неизвестного состава: цвет и

запах. 0,5

2 Определяет значение рН жидкости.

3 Проверяет смешиваемость с водой, отмечая полярность и плотность. 0,5

В случае принадлежности жидкости к органическим, проводит фракционную 1,0

4 перегонку.

Измеряет показатель преломления жидкости на рефрактометре, делая предва- 0,5

5 рительное заключение о природе органического растворителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дает заключение предварительному анализу и определяет направление основ- 1,0

ного этапа анализа.

6 ИТОГО: 0,5

Задание 2

Предварительные испытания тканей и жидкости человека

1 Визуально определяет вид органа и тканей (или жидкости человека) доставленного на анализ, проверяет соответствие с описанием, указанным в сопроводительных документах. 0,5

2 Проводит органолептический анализ: цвет и запах. 1,0

3 Проводит осмотр и анализ инородных включений. 1,0

4 Определяет реакцию среды. 1,0

5 Дает заключение предварительному анализу и определяет направление основного этапа анализа (или планирует ход основного этапа анализа) ИТОГО: 0,5

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки студента по проведению изолирования токсического вещества из биологического материала._

№ Пошаговые действия Макс. балл

шага шага

Экзаменуемый демонстрирует выполнение одного из заданий по усмотрению экзаме-

натора.

Задание 1

Изолирование «летучих ядов» методом дистилляции 0,5

1 Экзаменуемый демонстрирует работу по сбору прибора, необходимого для проведе-

ния дистилляции. 1,0

2 Проводит подготовку биообъекта к анализу - измельчает образец с помощью ножниц

до 0,5-2 см3. 0,5

3 Образец помещает в реакционную (круглодонную) колбу прибора, смешивает с водой

очищенной и быстро подкисляет до рН 2-2,5.

4 Соединяет все части прибора встык и имитирует нагревание колбы с биообъектом на 0,5

водяной бане.

5 Для сбора первого дистиллята, в приемник помещает 2 мл раствора едкого натра 2 %. 1,0

6 Для сбора остального дистиллята готовит другую коническую колбу. 0,5

ИТОГО: 4

Задание 2

Изолирование «металлических ядов» минерализацией

1 Экзаменуемый демонстрирует работу по сбору прибора, необходимого для проведе- 0,5

ния минерализации и имитирует все этапы.

2 Проводит подготовку биообъекта к анализу - измельчает образец с помощью ножниц 0,25

до 0,5-2 см3.

3 В колбу Къельдаля, установленную в штатив помещает измельченный биообъект, 0,5

обрабатывает последний 75 мл смеси концентрированных серной, азотной кислот и

воды (1:1:1).

4 Проводит первую стадию минерализации - деструкцию биологического материала 0,5

при температуре 1000С в течение 30-40 мин.

5 Вторую стадию, где происходит полное разрушение органических веществ проводит, 0,5

постоянно добавляя по каплям кислоту азотную концентрированную, находящейся в

капельной воронке, установленной над колбой Къельдаля.

6 Определяет конец минерализации после прекращения добавления кислоты азотной по 0,25

появлению белых паров серной кислоты.

7 Проводит денитрацию полученного минерализата, добавляя формалин до прекраще- 0,5

ния появления бурых (иногда оранжевых) паров.

8 С целью удаления из минерализата избытка формалина проводит нагревание. 0,5

Готовит минерализат к следующему этапу анализа - обнаружению «металлических

9 ядов». Полученный минерализат разбавляют водой очищенной до 200 мл. 0,5

ИТОГО: 4

Изолирование «лекарственных ядов» экстракцией полярными растворителями

(метод Васильевой)

1 Экзаменуемый демонстрирует работу по сбору прибора, необходимого для проведе- 0,5

ния экстракции и имитирует все этапы.

2 Проводит подготовку биообъекта к анализу - измельчает образец с помощью ножниц 0,25

до 0,5-2 см3.

3 Измельченный биообъект помещает в коническую колбу емкостью 500 мл, заливает 0,5

200 мл воды очищенной.

4 Проводит подкисление биоматериала насыщенным водным раствором кислоты щаве- 0,5

левой до рН = 2,0 - 2,5.

5 Имитирует процесс двукратного настаивания (2 + 1 час) и процеживание после каж- 0,5

дого настаивания по истечении времени.

6 Проводит очистку полученной вытяжки путем центрифугирования (3000 об/мин) 0,25

7 Очищенную вытяжку из центрифужного стакана переносит в делительную воронку и 0,5

проводит экстракцию хлороформом трижды.

8 Оставшуюся водную вытяжку в делительной воронке подщелачивает раствором ам- 0,5

миака 25% до значении рН 8,0 - 10,0.

9 Проводит экстракцию ядовитого вещества основного характера хлороформом триж- 0,5

ды. ИТОГО: 4

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки студента по проведению очистки вытяжки от примесей, полученной из биообъекта._

№ Пошаговые действия Макс.

шага балл шага

Экзаменуемый демонстрирует выполнение одного из заданий по усмотрению экза-

менатора.

Проведение очистки вытяжки из биологического материала от примесей с по-

мощью тонкослойной хроматографии

1 В сухую хроматографическую камеру наливает подвижную фазу (смесь растворителей) и комментирует, что оставляет камеру на 30 мин для насыщения. 0,5

2 Готовит к очистке вытяжку из биоматериала; раствор «свидетеля» (метчика).

На пластине отмечает линии старта и фронта. На линию старта наносит с помощью 0,5

3 микрошприца или микропипетки вытяжку из биоматериала, раствор свидетеля.

Пластину погружает в насыщенную камеру. Комментирует, что хроматографирова- 1

ние проводит восходящим способом и вынимает пластинку из камеры после дости-

жения растворителем линии фронта.

4 Вынимает пластину из камеры и детектирует зону адсорбции «свидетеля» (при закрытой зоне очищаемой вытяжки). 1

5 Рассчитывает Rf вещества свидетеля.

6 Слой сорбента из зоны очищаемой вытяжки, расположенный параллельно окрашен- 0,5

ному пятну в зоне «свидетеля» (соответствующий также по значению), снимает и 0,5

ядовитое вещество элюирует.

ИТОГО: 4

ЭТАП 4

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки выпускника по обнаружению токсического вещества в вытяжках из биологического материала._

№ шага Пошаговые действия Макс. балл шага

Экзаменуемый демонстрирует выполнение одного из заданий по усмотрению экза-

менатора.

Задание 1

Обнаружение соединений мышьяка в минерализате методом Зангер-Блека

1 Экзаменуемый демонстрирует работу на аппарате Зангер-Блека. В колбу аппарата 1,0

Зангер-Блека вносит исследуемый минерализат и реагенты в соответствии с мето-

дикой.

2 Колбу аппарата закрывает насадкой и комментирует, что в нее вложена бумага, 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пропитанная хлоридом или бромидом ртути, а ниже вставлен тампон ваты, пропи-

танный ацетатом свинца и что, аппарат оставляют на время, необходимое для обра-

зования на бумаге буровато-коричневого пятна.

3 При отсутствии на бумаге буровато-коричневого пятна, бумагу опускает в раствор 1,0

калия иодида 3% и комментирует, что бумага при этом приобретает красноватую

окраску.

4 Бумагу опускает в насыщенный раствор калия иодида. Комментирует, что при на- 1,0

личии мышьяка в минерализате на бумаге остается желтое или коричневое пятно, а

вокруг него исчезает красноватая окраска.

ИТОГО: 4

1 2 3 4 5 Задание 2 Обнаружение формальдегида методом микродиффузии Экзаменуемый демонстрирует работу по сбору прибора, необходимого для проведения микродиффузии и имитирует все этапы. В наружную камеру прибора для микродиффузии вносит определенное количество (по методике) биожидкости (или гомогената тканей) и кислоты серной 10%. Во внутреннюю камеру прибора вносит раствор гидросульфита натрия 0,15 М. Прибор плотно закрывает и комментирует, что оставляет на 4 часа при комнатной температуре. Из внутренней камеры прибора берет 1 мл жидкости и проводит реакцию с кислотой хромотроповой в присутствии кислоты серной концентрированной. Дает заключение о наличии (или об отсутствии) формальдегида в исследуемой пробе. ИТОГО: 1,0 1,0 1,0 0,5 0,5 4

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки студента по определению количественного содержания ядовитых веществ спектрофотометрическим методом в УФ- и видимой областях спектра._

№ Пошаговые действия Макс.

шага балл

шага

Экзаменуемый выполняет одно из заданий по усмотрению экзаменатора.

Задание 1. Определение количественного содержания ядовитых веществ спек-

трофотометрическим методом в УФ-области

1 Экзаменуемый демонстрирует работу на спектрофотометре СФ-2000. Включение 1,0

прибора в сеть и подготовку к работе проводит согласно прилагаемой к нему инст-

рукции.

2 Готовит испытуемый раствор и стандартные растворы для построения калибровоч- 1,0

ного графика в соответствии с методикой.

Проводит измерение оптической плотности исследуемого и стандартных растворов и 1,0

3 рассчитывает содержание ядовитого вещества.

Дает оценку полученным результатам (т.е. является ли найденное количество ядови- 1,0

того вещества причиной отравления).

4 ИТОГО: 4

Задание 2. Определение количественного содержания ядовитых веществ спек-

трофотометрическим методом в видимой области

1 Экзаменуемый демонстрирует работу на фотоэлектроколориметре КФК 2 МП или 1,0

спектрофотометре СФ - 2000.

2 Для построения калибровочного графика готовит стандартные растворы в соответст- 1,0

вии с методикой.

3 Подбирает светофильтр, исходя из цвета анализируемой жидкости (КФК 2 МЛ) 0,5

4 Проводит измерение оптической плотности растворов и рассчитывает содержание

действующего вещества. 1,0

5 Дает оценку полученным результатам (т.е. является ли найденное количество ядови-

того вещества причиной отравления). 0,5

ИТОГО: 4

Таблица 3 - Оценка пошаговых действий по балльно-рейтинговой системе

Максималь ный балл шага Баллы в Оценка по традиционной системе Критерии оценки

цифровом эквиваленте %

0,5 0,45-0,5 90-100 отлично без ошибок

0,37-0,44 75-89 хорошо не более двух ошибок

0,25-0,36 50-74 удовл. не более трех ошибок

ниже 0,25 0-49 неудовл. более четырех ошибок

1,0 0,9-1,0 90-100 отлично без ошибок

0,74-0,88 75-89 хорошо не более двух ошибок

0,5-0,72 50-74 удовл. не более трех ошибок

ниже 0,5 0-49 неудовл. более четырех ошибок

1,5 1,35-1,5 90-100 отлично без ошибок

1,11-1,34 75-89 хорошо не более двух ошибок

0,75-1,08 50-74 удовл. не более трех ошибок

ниже 0,75 0-49 неудовл. более четырех ошибок

Примерный перечень заданий

Примерный перечень заданий по всем этапам приводится в виде вариантов (билетов), включающих по 5 практических заданий, например:

__Вариант 1___

№ Задание Кол-во Время,

этапа баллов мин

1 Проведите предварительные испытания на биообъект - печень трупа. 4 10

2 Проведите изолирование синильной кислоты из биоматериала. 4 10

3 Проведите очистку вытяжки, полученной из биообъекта от примесей методом ТСХ. 4 10

4 Проведите обнаружение формальдегида методом микродиффузии. 4 10

5 Определите количественное содержание кодеина в вытяжках из биоматериала экстракционно-фотоколориметрическим методом. 4

ИТОГО: 20 50

Литература

1. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Методические рекомендации по проведению объективного структурированного практического экзамена по фармацевтической химии. - Шымкент.-2007.-35 с.

2. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. ОСПЭ - надежный способ оценки практических навыков выпускников по специальности «Фармация»//мат. науч. практ. конф. «Инновационные технологии в образовании».-Алматы, Каз.НМУ, 2008.-С. 26-30

3. Муминов Т.А., Даулетбакова М.И. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских ВУЗов. - Алматы.-2003.-143 с.

4. Арыстанова Т.А., Серикбаева А.Д. Методические рекомендации по проведению ОСПЭ по токсикологической химии. - Шымкент.-2010.-38 с.

Токсикологиялык химия пэш бойынша тэж1рибелш даFдыларды баFалауда инновациялык

технологияларды колдану Арыстанова Т.Э., ШYкiрбекова А.Б., Серкбаева А.Ж.

Макалада «Фармация» мамандыгы тYлектерiнiц тэжрибелк дагдыларын дэлелд1 жуйеленд1р1лген тэж1рибел1к емтихан (ДЖТЕ) тYрiнде багалаудыц эдiсi сипатталган. ДЖТЕ вткiзудiц нэтижелерi фармацевтикалык факультеттер тYлектерiнiц кэсiби дагдыларыныц децгейiн толык, сенiмдi, дэлелдi тYPде аныктауды камтамасыз ететiндiгiн кврсетедi.

1\йщщ свздер: фармацевтикалык мамандыктар, дэлелдi жYЙелендiрiлген тэжiрибелiк емтихан (ДЖТЕ), кэсiби дагдылар.

Innovational technologies in evaluation of pharmaceutical experience in toxicological chemistry

Arystanova T.A.,Shukirbekova A.B., Serikbayeva A. G.

The article describes the practical skills' assessment method of the pharmaceutical faculty graduates in the form of the objective structured practical examination (OSPE). The OSPE approbation results showed the reliability, objectivity and commonality of the very method designed to assess the professional skills of the pharmaceutical faculty graduates.

Key words: pharmaceutical faculty, objective structured practical examination (OSPE), professional skills.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКЕ ФАРМАЦИИ

Ж.М.Арыстанов, К.Ж.Мамытбаева

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан по специальности 051103 - «Фармация» (бакалавриат) 2006 года предусматривают текущий, рубежный и итоговый контроль знаний студентов.

Вида и формы контроля знаний, умений и навыков студентов, применяемые в процессе обучения дисциплины организации и экономики фармации предоставлен в таблице.

Текущий контроль осуществляется в течение всего периода прохождения обучения дисциплины организации и экономики фармации в соответствии с типовой и рабочей учебными программами. Основными формами текущего контроля является устный опрос, решение тестовых и ситуационных задач в аудиторных занятиях и рефераты, презентации в самостоятельных работах студентов (СРС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.