Научная статья на тему 'Кейс метод в подготовке специалистов фармации'

Кейс метод в подготовке специалистов фармации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтические специальности / кейс / проблемно-ситуационный анализ / анализ конкретной ситуации. / фармацевтикалық мамандықтар / кейс / проблемді-ситуациялық талдау / нақты ситуацияны талдау

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арыстанова Т. А., Ордабаева С. К., Сопбекова А. О., Махова Е. Г., Серикбаева А. Д.

В статье обсуждается применение метода активного проблемно-ситуационного анализа путем ре-шения конкретных задач – ситуаций при изучении профильных дисциплин по фармацевтическим специально-стям. Приведены методики и рекомендации по проведению, критерии оценки достижений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арыстанова Т. А., Ордабаева С. К., Сопбекова А. О., Махова Е. Г., Серикбаева А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Фармацевтикалық мамандықтарды дайындауда кейс әдісін қолдану

Мақалада фармацевтикалық мамандықтардың кәсіптік пәндерін оқытуда ситуацияны шешу бойынша активті проблемді-ситуациялық талдау әдісін қолдану талқылынған.

Текст научной работы на тему «Кейс метод в подготовке специалистов фармации»

КЕЙС МЕТОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦИИ

Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Серикбаева А.Д., Каракулова А.Ш.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье обсуждается применение метода активного проблемно-ситуационного анализа путем решения конкретных задач - ситуаций при изучении профильных дисциплин по фармацевтическим специальностям. Приведены методики и рекомендации по проведению, критерии оценки достижений обучающихся.

Ключевые слова: фармацевтические специальности, кейс, проблемно-ситуационный анализ, анализ конкретной ситуации.

Обеспечение конкурентоспособности выпускников невозможно без внедрения инновационных технологий в обучение.

Цель - внедрение в учебный процесс проблемно-ситуационного анализа при изучении профильных дисциплин по фармацевтическим специальностям на основе использования прицепов кейс метода.

Метод анализа конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) относится к кейс методам (case-study) [1]. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов), предназначенный для:

• совершенствования навыков и получения опыта при выявлении, отборе и решении проблем;

• работы с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

• анализа и синтеза информации и аргументов;

• работы с предположениями и заключениями;

• оценки альтернатив;

• принятия решений;

• слушания и понимания других людей — навыки групповой работы.

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) способствует активизации учебно-познавательной активности студентов, побуждает их к мыслительной и практической работе в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.

Суть метода заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи и пути поиска этого способа.

Студенты становятся свидетелями и соучастниками в решении проблемных ситуаций, взятых из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие самого удачного, оптимального решения из всех возможных в предложенной ситуации.

Роль преподавателя состоит в том, что он создает познавательную обстановку, дает образцы оптимального решения проблемы, показывает технологию поиска, пути решения проблемы, раскрывает ход своей мысли. Обучаемые, в свою очередь, усваивают логику и ход мыслей, убедительность изложения в поисках целостного решения проблемы.

Этот метод может применяться на занятиях, когда осваивается новая тема, также для проведения любых форм промежуточного и рубежного контроля знаний.

Использование метода «АКС» способствует повышению уровня креативности мышления студентов, формирует умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, принимать решение в сложной ситуации, прогнозировать результаты реализации принятых решений, позволяет решать задачи в результате взаимного обмена мнениями, затруднительные для индивидуального решения.

Метод «АКС» в зависимости от дидактических целей и особенностей содержания материала в учебном процессе может применяться в виде различных ситуаций.

1. Ситуация - иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируется закономерность или механизм происходящих явлений, эфективность использования определенных приемов, методов, способов анализа.

2. Ситуация - оценка. Студентам предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, коллектива. Например, студентам предлагается для анализа описание конкретного случая и соответствующие меры со стороны должностных лиц. Студенты должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант.

3. Ситуация - упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от слушателей обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведения исследовательской работы. Студенты делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией и передают их преподавателю. Получив ответы, изучив информацию, студенты вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.

4. Ситуация - проблема. При соответствующем подборе материала и правильной постановке занятий, ситуация - проблема может служить и иллюстрацией, и упражнением и средством передачи опыта. Ситуация -

проблема представляется студентам в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой.

При подборе ситуаций целесообразно варьировать степень их проблемности и познавательной трудности через характер выдаваемой информации. Так, возможны следующие варианты:

1. Обучающиеся получают всю необходимую информацию. Это наиболее простой вариант, т.к в практической деятельности редко имеется полная информация в сложной ситуации.

2. Обучающиеся получают не всю информацию, необходимо анализировать конкретную ситуацию и собрать дополнительную информацию - такие случаи в практике встречаются чаще.

3. Обучающимся бегло обрисовывают конкретную ситуацию, не давая всей необходимой информации, что соответствует условиям практической деятельности.

Такие ситуации рассчитаны на разный уровень сформированное™ профессионального мышления. Ситуация предъявляется студентам в виде письменного или устного описания событий с последующим заданием.

На кафедре фармацевтической и токсикологической химии ЮКГФА разработаны методические рекомендации для проведения СРСП и рубежного контроля достижений обучающихся методом «АКС» по дисциплинам: фармацевтической химии, токсикологической химии, контроля качества и стандартизации лекарственных средств /2,3/.

Цель: научить студента целостному подходу в решении сложных ситуаций и принятии оптимальных решений на основе коллективной мыслительной деятельности.

Примерная схема анализа конкретной ситуации

Описание ситуации

Основная проблема

Варианты решения проблемы

Выбор оптимального варианта

Действие (выход из опасной ситуации)

Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания студентам. Ниже приводится схема анализа проблемной ситуации:

_Описание ситуации_

_Оценка ситуации. Насколько типична ситуация?_

_Причина ошибок_

_Какие ошибки были допущены и кем?_

_Какие нормы, правила нарушены?_

_Что бы Вы посоветовали участникам ситуации?_

_Какие решения, действия Вы бы приняли?_

Предложите систему мероприятий по предупреждению подобной _ситуации_

Таблица 1 - Примерная форма карточки АКС для анализа проблемной ситуации

Карточка АКС АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ (из практики контрольно-аналитической лаборатории)

1. Описание ситуации Из лечебного учреждения поступил ЛП* - Раствор циа-нокобаламина для инъекции, 500 мг. При применении у больного не наступил фармакологиче ский эффект. После курсового применения препарата биохимический анализ показал ухудшение картины крови: снижение количества гемоглобина. Установите причину недоброкачественности ЛП.

2. Оценка ситуации.

3. Какие ошибки были допущены. На каком этапе? Кем?

4. Обоснуйте возможные причины ошибок.

5.Какие нормы, правила (технологические, аналитические, условия хране ния и др.) нарушены?

6. Какими нормативами надо руководствоваться?

7. Как надо поступить? Какое принять решение?

8. Какие действия, решения предпримете для установления причины недоброкачественности препарата?

9. Как предупредить ситуацию?

Примечание: ЛП* - лекарственный препарат.

Наиболее распространенный способ - письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает одной страницы. На практике лучше использовать карточки АКС, которые могут заполняться студентами на занятии или дома, в качестве домашнего задания.

В предложенной чрезвычайной ситуации вырабатывается алгоритм поведения:

• при обнаружении нестандартного действия препарата происходит оценка чрезвычайной ситуации;

• далее - формулируется основная проблема: выход из чрезвычайной ситуации;

• выбирается оптимальный вариант решения проблемы - установление идентичности наименования препарата этикетке, соответствия состава, указанному на флаконе;

• непосредственно принимаемые действия (анализ препарата)- выход из чрезвычайной ситуации.

Таблица 2 - Анализ конкретной (чрезвычайной) ситуации по методике АКС

№ Анализ чрезвычайной ситуации Последовательность действий по анализу ситуации и выходу из нее

1 Создание ЧС - наличие в аптечной сети ЛП, вызывающего нестандартный фармакологический эффект, угрожающий жизни больного. Возникновение чрезвычайной ситуации, оценка ситуации студентами, преподавателем.

2 Основная проблема: • ухудшение картины крови больного; • отсутствие фармакологического эффекта ЛП Варианты решения проблемы: • нарушение дозировки действующих веществ; • несоответствие срока годности; • несоответствие заявленному составу лекарственному препарата

3 Выбор оптимального варианта Выбирается наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации, от правильного решения которого зависит безопасность больного.

4 Действие - выход из ситуации Происходит последовательность действий: • проверяют упаковку, этикетку, маркировку, дату изготовления, срок хранения ЛП, производитель; • проводят органолептический анализ ЛП; • определяют значение рН; • проводят качественные реакции на ионы кобальта; • проводят фотометрический анализ и дают характеристику УФ-спектров; • по результатам проведенного анализа устанавливают подлинность ЛП.

5 Итоги решения проблемы Разбор ситуации: Кто поступил правильно? Какие ошибки были допущены? Какие нормы, правила, законы нарушены? Как предупредить возникновение этой ситуации? и т.д.

Примечание: ЧС - чрезвычайная ситуация, ЛП - лекарственный препарат.

Занятие проводится следующим образом:

1. Студентам предлагается пример ситуации из практики, подготовленный в письменном виде, текст которой должен быть роздан каждому обучаемому обязательно до занятия, как минимум, за один день. Студенты индивидуально самостоятельно изучают текст ситуации, пытаются идентифицировать содержащуюся в ней проблему и найти ее решение.

2. Проводится совместное обсуждение ситуации под руководством преподавателя, при котором преподаватель выделяет основные вопросы по ситуации. Выступление преподавателя на данном этапе решает две основные учебные задачи:

■ проверяется знание студентами материала ситуации;

■ выделяются проблемы и вопросы, которые являются предметом разбора и "решения".

3. Распределение студентов по малым группам. Этот этап заключается в формировании временных команд, малых групп, которые в рамках ограниченного времени должны совместно сформулировать ответы на поставленные ситуацией проблемы. Каждая малая группа должна быть не больше 4-6 человек. Распределив студентов по малым группам, преподаватель должен обязательно определить планируемое время для совместной работы.

4. Работа студентов в составе малой группы. Каждая такая группа не только формулирует решение ситуации, а сжато отражает его в письменном виде, проводит выбор оптимального решения, определяет алгоритм действия по выходу из ситуации. Ближе к завершению работы малых групп преподаватель должен инициировать определение того, кто от имени группы представит коллективное решение - то есть выбрать "модератора" группы.

5. Представление "решений" или итоги решения проблемы. На каждое выступление дается не более 10 минут. Правила такие - "модератора" нельзя перебивать, только после его выступления идут вопросы, но не с мест. К выступлению "модератора" предъявляются следующие требования: должен быть отображен анализ ситуации (ключевая проблема, критические факторы, ее обуславливающие), формулируемые "решения" должны делаться на основе определенной аргументации.

6. Общее обсуждение, выступления с мест. Преподаватель должен дать возможность высказаться каждому и даже, может быть, специально попросить выступить тех, кто пытается отмолчаться. Особенно нужно выделить на фоне этого обсуждения активную работу преподавателя. Он выступает в роли непосредственного организатора дискуссии - задает вопросы, подает реплики, напоминает теоретический материал, лекции и т.д.

7. Заключительное выступление преподавателя. Выслушав всех, преподаватель оказывается в положении арбитра, который выносит окончательный вердикт. При этом очень важно учесть, что в ситуационном обучении важен не столько окончательный результат - то или иное "решение", а именно сам процесс его нахождения. В связи с этим, преподаватель должен дать, прежде всего, анализ не самой ситуации, а проведенного ее обсуждения в целом.

Пример решения проблемной ситуации

Из лечебного учреждения поступил лекарственный препарат - Раствор цианокобаламина для инъекции, 500 мг. При его применении у больного не наступил фармакологический эффект. После курсового применения препарата биохимический анализ показал ухудшение картины крови: снижение количества гемоглобина. Установите причину недоброкачественности препарата.

Академическая группа изучает ситуацию, определяет варианты решения проблемы:

1.нарушение дозировки действующих веществ;

2. несоответствие срока годности;

3. несоответствие заявленному составу лекарственному препарата;

Проводится совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя.

4.Выбор оптимального решения.

5.Определение алгоритма действия по выходу из ситуации: •проверяется упаковка, этикетка, маркировка, дата изготовления, срок хранения лекарственного препарата, производитель - ампулы из бесцветного стекла, объемом 1,0 мл; на этикетке указано Solutio Cyanocoba-lamini pro inectionibus, 500 mg, дата изготовления - 20.05.2009 г; срок хранения - 20.06 2009 г; серия 090906, «стерильно», «внутривенно», завод-изготовитель - ОАО «Фармация», аптека № 1;

•проводится органолептический анализ - лекарственная форма представляет собой прозрачную жидкость розового цвета без запаха и вкуса;

•определяется значение рН - потенциометрический анализ показал нейтральный характер раствора препарата;

•проводятся качественные реакции на ионы кобальта - лекарственный препарат дал положительную реакцию с нитрозо-Я-солью. Анализ УФ-спектров препарата показал неполное соответствие требованиям НД, в результате которых студент дает заключение о несоответствии содержимого ампул названию на этикетке;

•по предварительным результатам, учитывая описание внешнего вида, положительные реакции подлинности на ион кобальта, но неполное соответствие УФ-спектров и отсутствие надлежащего фармакологического эффекта, студент дает ориентировочное заключение о наличии в неизвестном препарате аналога циано-кобаламина по структуре - специфической примеси псевдокобаламина, не обладающего фармакологическим действием;

•проводится определение специфической примеси псевдокобаламина по методике НД, которая показала положительную реакцию на наличие данной примеси, превышающей допустимый предел содержания.

1.Итоги решения проблемы: делается вывод о несоответствии лекарственного препарата требованиям НД по содержанию примеси псевдокобаламина, обладающего схожими физическими и некоторыми хими-

ческими свойствами, но не обладающий ожидаемым фармакологическим эффектом. Выявляются возможные причины допущенной ошибки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отклонения от технологического регламента производства лекарственного препарата (стадии синтеза и очистки);

• отклонения в проведении входного, постадийного и выходного контроля исходного и конечного продукта;

• схожесть внешних признаков растворов цианокобаламина и псевдокобаламина, положительная реакция на ион кобальта.

2. Преподаватель подводит итоги занятия и выставляет оценку каждому студенту, исходя из его активности в обсуждении ситуации и выполнении лабораторной работы. Литература

1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. -М.-ГЭОТАР-МЕДИА.-2008.-360 с.

2. Арыстанова Т.А. Общая фармацевтическая химия: учебное пособие.-Шымкент.-2008.-157 с.

3. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Методические рекомендации для проведения СРСП и рубежного контроля

по фармацевтической химии методом «Анализа конкретных ситуаций».- Шымкент. -2010.- 34 с.

Фармацевтикалык мамандыктарды дайындауда кейс эдкш колдану Арыстанова Т.Э., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Серкбаева А.Ж., Карак¥лова А.Ш. Макалада фармацевтикалык мамандьщтардьщ кэсштш пэндерш окытуда ситуацияны шешу бойынша активт проблемдi-ситуацияльщ талдау эдюш колдану талкылынган.

ТYшвдi сездер: фармацевтикалык мамандыктар, кейс, проблемдьситуациялык талдау, накты ситуацияны талдау.

Case method in preparing of specialists of pharmacy

Arystanova T.A., Ordabayeva S.K., Sopbekova A.O., Mahova E.G., Serikbayeva A.D., Karakulova A.Sh. In the article is told about using of active problem-situational method of concrete objectives' analysis by their solving-situations in exploring of profile disciplines in pharmaceutical specialties. There are given methodologies and recommendations of holding, criteria of evaluation of students' achievements.

Key words: pharmaceutical specialties, problem-situational method, case. analysis of concrete situation.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Арыстанова Т.А., Шукирбекова А.Б., Серикбаева А.Д.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье описан метод ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) применяемый для оценки практических навыков и умений у обучающихся по токсикологической химии. Опыт проведения ОСПЭ показывает, что он является надежным способом оценки практических навыков и умений выпускников фармацевтического факультета.

Ключевые слова: фармацевтические специальности, ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен), практические навыки и умения.

Гармонизация высшего фармацевтического образования с Европейским стандартом образования усиливает требования к практическим навыкам и умениям будущих специалистов - фармацевтов. Для оценки практических навыков у выпускников по фармацевтическим специальностям разработаны методические подходы к созданию системы контроля практических навыков и умений в виде ОСПЭ (объективный структурированный практический экзамен) [1, 2].

Технология ОСПЭ, подобная системе ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен) [3], является гибкой системой, позволяющей совершенствовать и адаптировать ее к любой дисциплине, требующей оценки не только теоретической, но и практической подготовки обучающихся. Использование технологии ОСПЭ на промежуточной аттестации показан нами на примере аттестации практических навыков и умений у студентов 4 курса по дисциплине «Токсикологическая химия» [4].

Перечень заданий для оценки практических навыков включает 5 этапов по основным методам и приемам исследования ядовитых и сильнодействующих веществ. Каждое практическое задание сосредоточено на рабочем месте (станции), специально оборудованном реактивами и аппаратурой для выполнения соответст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.