Вестник КазНМУ, №5(3)- 2013
6 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К., Сопбекова А.О., Махова Е.Г., Каракулова А.Ш.Кейс - метод в подготовке специалистов фармацевтов. // Вестник КазНМУ. - 2010. - № 4. - С.65-69.
7 Арыстанова Т.А. Проблемно-ориентированное обучение в фармацевтическом образовании. //Фармация Казахстана. -2011. - №5. - С.18-21.
8 Арыстанов Ж.М., Арыстанова Т.А. Интерактивные методы обучения в фармацевтическом образовании. // Научно-практическая конференция «Модель медицинского образования КазНМУ: предварительные итоги, проблемы и перспективы» - Алматы: 20.05.2011.
9 Арыстанова Т.А. Арыстанов Ж.М. Инновационные технологии в фармацевтическом образовании:обучение и контроль. -Шымкент: 2012. - 175с.
Т.А. АРЫСТАНОВА, Ж.М. АРЫСТАНОВ, А.Б. ШУКИРБЕКОВА, Ш.Л. АХЕЛОВА
ФАРМАЦЕВТИКАЛЫ^ Б1Л1М БЕРУДЕГ1 О^ЫТУ МЕН Б1Л1МД1 БАЕАЛАУДЫН, ИНТЕРАКТИВТ1К ЭД1СТЕР1
Туйш:Мак;алада фармация мамандыгыныц арнайы багытты пэндердерi бойынша о;ытудыц жэне бiлiмдердi багалаудыц Problem Based Learning (PBL), Case Based Learning (CBL), Team Based Learning (TBL) интерактивтт эдктерЫ ;олдану тэжiрибесi керсеттген.
ТYЙiндi сездер: бiлiмдeрдi багалауы, интерактивтт эдiстeр, фармация мамандыгы, тэжiрeбиe.
T.A. ARYSTANOVA, ZH.M. ARYSTANOV, A.B. SHUKIRBEKOVA, SH.L. AKHELOVA
INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION AND CONTROL OF KNOWLEDGE IN PHARMACEUTICAL EDUCATION
Resume: In this article the experience on application of interactive methodsof education and control of knowledge on core academic disciplines of pharmaceutical specialities such as Problem Based Learning (PBL), Case Based Learning (CBL), Team Based Learning (TBL) is described.
Keywords: interactive methods, pharmaceutical specialities, control of knowledge,
УДК 615.1:378.144/.146
У.М. ДАТХАЕВ, Г.О. УСТЕНОВА, З.Б. САКИПОВА
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резюме: На фармацевтическом факультете обучение проводится по кредитной системе обучения с 2006 года, которая подразумевает ориентацию на самостоятельную подготовку обучающихся, выбор элективных дисциплин, преподавателей, академическую мобильность обучающихся.
Кредитная система обучения - одна из передовых образовательных технологий, позволяющая добиться интеграции в мировое пространство путем реализации академической мобильности обучающихся и преподавателей, программы визитинг-профессоров, внедрения принципов дуального обучения, в том числе с приглашением зарубежных работников практической фармации, обучения через исследования и т.д.
Ключевые слова: фармацевтический факультет, обучение, кредитная система, интеграция.
Кредитная система обучения - одна из передовых образовательных технологий, позволяющая добиться интеграции в мировое пространство путем реализации академической мобильности обучающихся и преподавателей, программы визитинг-профессоров, внедрения принципов дуального обучения, в том числе с приглашением зарубежных работников практической фармации, обучения через исследования и т.д.
На фармацевтическом факультете обучение проводится по кредитной системе обучения с 2006 года, которая подразумевает ориентацию на самостоятельную подготовку обучающихся, выбор элективных дисциплин, преподавателей, академическую мобильность обучающихся.
Для подготовки более квалифицированных специалистов фармацевтический факультет проводит подготовку по
Вестник КазНМУ, №5(3)- 2013
модульному типу обучения, в результате чего в рамках одной специальности «Фармация» были созданы модули по пяти направлениям подготовки: фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност и фармацевт-токсиколог. В рамках дуальной образовательной программы на факультет приглашаются практические работники фармацевтического сектора и проводят мастер-классы, читают лекции совместно с нашими профессорами и доцентами. Представители практической фармации привлекаются и в качестве экзаменаторов во время второго этапа итоговой государственной аттестации, когда студенты пятого курса сдают ОСПЭ - объективный структурированный практический экзамен. Эдвайзеры факультета формируют свои элективные дисциплины, исходя из пожеланий и предложений работодателей. На эту долю приходится около 30% изучаемых студентами предметов, остальные дисциплины имеют основной статус и определены государственной образовательной программой. Выпускникам не придется доучиваться или переучиваться, потому что они уже сейчас имеют представление о логистике, знакомы с деятельностью фармацевтического представителя, они знают, что представляет собой процесс инспектирования. В настоящее время разрабатывается новый образовательный стандарт по специальности «Фармация» на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 -Государственный общеобязательный стандарт.
Основные положения. Бакалавриат. В содержании ГОСО должны отражаться современные достижения в области здравоохранения и фармации, фармацевтических наук и менеджмента в фармации. Выбор различных технологий, форм и методов обучения должен быть обусловлен характером планируемых образовательных программ и спецификой содержания дисциплин с учетом требований работодателей.
На сегодняшний день актуальным вопросом является внедрение принципа «Обучение через исследования», в результате чего необходимо привлечь студентов всех курсов к научным исследованиям модулей и кафедр фармацевтического факультета. Возможно участие студентов в научно-технических проектах совместно с магистрантами и докторантами, преподавателями и визитинг-профессорами, совместное опубликование научных статей, оформление инновационных патентов и т.д.
Одним из перспективных направлений развития фармацевтического образования является проведение курсов повышения квалификации для практических работников с приглашением сертифицированных экспертов по международным стандартам в рамках программы визитинг-профессоров, в результате чего обучающиеся могут пройти обучение на базе факультета. Таким образом, новые образовательные технологии внедряются в соответствии с требованиями работодателей, что позволяет реализовывать принципы кредитной системы обучения, основанных на интеграции науки, образования и практической фармации.
У.М. ДАТХАЕВ, Г.О. УСТЕНОВА, З.Б. САКИПОВА
С.Ж. Асфендияров атындагыЦазацулттыцмедицинауниверситет'1
Туйш: 2006 жылдан бастап фармацевтика факультетЫде ок;ыту кредитпк жуйе бойынша ок;ытылады, бул жуйе - бЫм алушылардын езЫдт дайындыгына, элективтт пэндер мен о;ытушыларды тандауга жэне академиялы; утк;ырлы;к;а багдар бередГ
Кредитпк ок;ыту жуйес - бЫм берудщ ен бiр озы; технологиясы, бЫм алушылар мен окытушылардын академиялы; ут;ырлы;тарынын жузеге асуы, визитинг-профессор багдарламасы, екi жа;ты бiлiм беру принциптерiн енгiзу жэне шетелдт тэжiрибелiк фармация жумыскерлерiн ша;ыру, зерттеу ар;ылы бiлiм беру жэне т.б. жолымен элемдiк денгейде интеграциялы; жетiстiкке жетуге кемектеседi.
ТYЙiндi сездер: фармация факультетi, о;ыту, кредиттiк жуйе, интеграция.
U.M. Dathaev, G.O.Ustenova, Z.B.Sakipova
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University,
Resume: The pharmaceutical faculty training is conducted on the credit system of teaching with the 2006 year, which implies a focus on self-training of students, the choice of elective subjects, teachers, academic mobility of students.
The credit system of education is one of the advanced educational technologies to achieve integration into the global space of academic mobility of students and lecturers, visiting professors program, introducing principles of dual education, including inviting foreign workers practical pharmacy training through research, etc. Keywords: pharmaceutical faculty, credit system, teaching, integration.