УДК 61:378
М.И. ДАУЛЕТБАКОВА
Кафедра интернатуры и резидентуры по терапии №3 КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Система контроля знаний и умений выпускников, как известно, должна отвечать таким требованиям, как: измеряемость, объективность их оценки, унифицированность, технологичность и надежность. Ключевые слова: технология, инновации, квалиметрия, образовательный процесс, ОСКЭ
В конце последнего десятилетия ХХ века возникло несоответствие содержания образования и уровня развития образовательных систем научно -техническому прогрессу. Это обусловило кризис системы образования во всем мире, в том числе и Республике Казахстан. В этой связи высшее образование вошло в число главных государственных приоритетов многих стран, в том числе и Казахстане. Были проведены крупномасштабные мероприятия: разработана Концепция развития образования, согласно которой осуществлен переход на многоуровневую структуру; в образовательный процесс внедрены Государственные общеобразовательные стандарты образования, система аттестации вузов, система аккредитации, лицензирования, стандартизация образовательных программ и специальностей, а также промежуточный контроль (ПГК) студентов 2-х и 3-х курсов.
В 2004 г Указом Президента №1459 от 11.10.2004 определена стратегия дальнейшего развития, приоритеты, задачи и механизмы реализации политики в области образования, реформирования
здравоохранения. Все это, безусловно, способствовало существенному изменению как образования, так и развитию здравоохранения.
Среди приоритетов, связанных с созданием условий для достижения высокого качества образования, одно из главных мест отводится использованию в образовании педагогических инноваций и применению в учебном процессе новых технологий [1]. Внедрение новых технологий сопряжено с переходом от процесса обучения к образованию. Чем отличаются эти два понятия? Процесс обучения приобщает обучаемого в основном к информации в традиционной «знаньевой форме» и в будущем безперспективен. В то время как образование ориентировано на формирование целостного восприятия мира, создающего условия для развития личности через самообразование, что является перспективным и теперь и в будущем. В этой связи в педагогике на смену традиционной методике приходит технология. Известно, что под методикой подразумеваются рекомендации по проведению образовательного процесса. Тогда как под педагогической технологией разумеется набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантирующих конечный результат - качество образования [2].
Сегодня в вузах актуально внедрение, так называемых технологических стандартов, которые становятся одним из ведущих критериев при определении конкурентоспособности образовательного учреждения
И-
Что составляет понятие качество образования? Это качественный состав абитуриентов, квалификация профессорско-преподавательского состава,
материально-техническая база вуза, обучающиеся лица, их посещаемость, текущая успеваемость, состояние здоровья, полноценность клинической базы, общежития, пищеблока, спортивной базы и безусловно качество контроля. Отсюда качество образовательного процесса оценивается по качеству его составляющих. Что определяет конкретно качество образования? Основными индикаторами, определяющими качество образования в вузе являются следующие:
> совершенствование профессионального уровня преподавательского корпуса, его научной, педагогической и клинической состоятельности
> существенная реорганизация академической работы в университете во всех его звеньях
> внедрение интегрированного подхода к обучению межпредметных связей
> использование активных личностно-ориентированных методов обучения: «круглых столов», деловых игр, решения ситуационных задач, работа в малых группах, в которых заключена направленность отстаивать собственную точку зрения, строить общение, слушать оппонента и принимать решение
> внедрение в образовательный процесс обучающих технологий: электронные учебники, обучающие компьютерные программы, электронные тренажеры, мультимедийные программы по эндоскопической диагностике. сосудистой хирургии, локальная компьютерная сеть с выходом в интернет
> обеспечение необходимого уровня социальной инфраструктуры: общежития, блоки питания, спортивные сооружения;
> в воспитательной работе ориентация на действенные методы воспитания: гуманизм, чувство ответственности за пациента, патриотизма.
Как видно, основными индикаторами, определяющими качество образования в вузе, являются приведенные выше 6 показателей. А поскольку качество образования -категория системная, то «сбои», возникающие в одной из подсистем, могут сказываться на функционировании всей системы. Отсюда - для оценки качества образования в целом необходима оценка качества всех ее составляющих.
Профессиональная компетентность, кроме знаний и умений, включает когнитивную готовность, коммуникативность, креативную подготовленность и корпоративное позиционирование. Усиление конкурентной борьбы в мире за повышение образовательного потенциала требует соответствующей стратегии обучения, готовой к инновационным изменениям, к смене новых технологий новейшими. Эта
образовательная политика получила название компетентностное образование, ориентированное на результат. Компетентность включает в себя содержательный компонент- умение, обладает гибкостью решения проблем и критичностью мышления [4].
Непрерывное повышение требований к специалисту, его творческим и прогностическим способностям, физическому и духовному развитию общей культуре актуализирует проблему оценки качества образования. В сфере образования решением этих вопросов занимается квалиметрия образования.
Квалиметрия - это термин от латинского диа^Б -качество и греческого те^о - измерение. Это распространенное понятие в теории и практике управления.
Важной задачей квалиметрии является объективное установление уровня качества образования. В данном сообщении рассматривается уровень качества медицинского образования выпускников при различных методах его оценивания в разные годы. Как оцениваются практические навыки в вузах? Систему контроля умений выпускников вузов отличает высокая степень консерватизма, которая складывалась десятилетиями. К недостаткам системы контроля навыков и умений относятся:
> недостаточная связь традиционных методов контроля с современными технологиями обучения, направленными на развитие вариативности для студентов образовательных программ;
> отсутствие форм, методов и средств контроля практических навыков, адекватных современному компетентностному подходу;
> субъективизм оценок преподавателей, т.к. все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя;
> отсутствие стандартизованных измерителей и единых шкал приводит к несравнимости результатов контроля.
В связи с приведенными аргументами перед медицинскими вузами стоит задача внедрения в образовательный процесс как новых методов преподавания, так и надежных форм их оценки, соответствующим квалиметрии.
Система контроля, по требованиям квалиметрии, должна отвечать таким составляющим, как: измеряемость, объективность их оценки, унифицированность, технологичность и надежность.
В КазНМУ разработана и внедрена система контроля практических навыков выпускников по всем специальностям, полностьюотвечающая выше приведенным требованиям. Это объективный, структурированный, клинический экзамен (сокращенно ОСКЭ), применяемый в престижных медицинских школах Великобритании, США, Канады и др. стран в комплексе с другими методами контроля (тестовый, письменный). За основу принята американская модель, адаптированная нами к условиям казахстанского медицинского вуза. Перечень практических навыков, подлежащих контролю, соответствует
квалификационным требованиям специальности. По специальности «лечебное дело» ОСКЭ проводится по дисциплинам: «внутренние болезни», «хирургические болезни» и «акушерство и гинекология». По каждой специальности в экзамен включено 9 наиболее
необходимых навыков, всего 27 заданий, именуемых этапами. Каждый этап расчленен, на так называемые «шаги», в количестве 7-10 в зависимости от сложности навыка. Каждый «шаг» оценивается по баллам, сумма которых составляет бальную оценку задания (этапа). Для выполнения каждого этапа выделено время в минутах. Большая част заданий, выполняются на манекенах, тренажерах с электронным устройством, различного рода имитаторах. При необходимости «живого» общения с обследуемым объектом (сбор анамнеза, перкуссия, пальпация, аускультация), привлекаются стандартизованные (обученные) студенты младших курсов. В качестве экзаменаторов приглашаются врачи высшей категории из ЛПУ. Которые по ходатайству ректора направляются Департаментом здравоохранения города. Рабочее место экзаменатора оснащено таймерами, эталонами ответов, необходимыми устройствами и манекенами. Экзаменуемый и экзаменатор предупреждаются о недопустимости вербального и невербального общения между собой. Студент присутствует на экзамене под индивидуальным кодом. По окончании экзамена проводится анонимное анкетирование экзаменаторов и экзаменуемого. Экзамен ОСКЭ предназначен для специальностей клинического профиля. Для специальностей «фармация» и «медико-профилактическое дело» нами разработан по тем же принципам и внедрен объективный структурированный практический экзамен ОСПЭ. Все приведенные выше характеризует ОСКЭ и ОСПЭ как надежный инструмент в оценке практических навыков выпускников на Государственном квалификационном экзамене (ГКЭ).
В таблице 1 представлен сравнительный анализ 3-х методов оценивания практических навыков при итоговой аттестации, проводимый в разные годы на руководимой автором кафедре внутренних болезней №2. При оценивании применен принцип квалиметрии. Сравнительный анализ результатов ГКЭ, проводимый в разные годы в университете, свидетельствует о значительном преимуществе ОСКЭ в сравнении с методом собеседования экзаменатора с экзаменуемым (таблица 1).
Первый метод - собеседования при решении задачи, характеризуется бессистемностью, не унифицирован. Экзамен принимается педагогом кафедры, где обучается выпускник. В этом случае речь идет об оценке знаний, оставляя в стороне умения выпускника. Приведенное выше характеризует метод как ненадежный. Второй метод имеет ряд преимуществ перед первым: экзамен проводится у постели больного, но действия экзаменуемого не стандартизованы, не ограничены конкретным временем. Экзамен проводится у постели конкретного больного ЛПУ, что нередко
Таблица 1- Квалиметрический подход к оцениванию знаний и умений выпускников КазНМУ при различных методах контроля_
Критерии Собеседование на основе решения ситуационных задач с оценкой результатов по пятибальной системе. до 1992 г Рейтинговоая система оценки практических навыков выпускников «у постели больного». 19922002 гг Объективный структурировнный клинический экзамен (ОСКЭ). 2002-2008 гг.
Системность контроля Нет системности Имеется системный подход Имеется системный подход
Унифицированность Нет унифицированности Частично унифицирован Полностью унифицирован
Техноло гич-ность Собеседование при решении задачи позволяет оценить в известной мере клиническое мышление и интерпретацию результатов клинико-лабораторных исследований Частично технологичен Метод технологичен, для контроля практических навыков используются манекены, тренажеры, волонтеры и полный набор необходимых медицинских инструментов. все навыки структурированы, последовательность шагов построена по алгоритму
Измеряемость «Нити контроля» и «рычаги управления» находятся в руках экзаменатора, каковым является преподававший педагог Результаты контроля практических навыков в значительной мере измеримы Результаты оценки действий выпускника измеримы за счет бальной оценки каждого «шага» при выполнении практических навыков
Объе ктивность оценки Собеседование не может обеспечить объективной оценки В известной мере имеет место субъективность оценки, т.к. экзаменаторы -педагоги выпускающей кафедры; экзаменуемый сдает экзамен под своей фамилией; задания не структурированы. Экзамен объективен: задание структурировано, имеет бальную оценку, студент присутствует на экзамене под индивидуальным кодом, преподаватели выпускающих кафедр на экзамен не допускаются, полностью запрещено вербальное и невербальное общение экзаменатора и экзаменуемого
Надежность Не надежен Не полностью надежен Надежен. Есть обратная связь-анонимное анкетирование студентов и экзаменаторов.
осложняет положение отказом больного. Экзамен принимает преподаватель выпускающей кафедры, где обучается экзаменуемый.
Третий метод ОСКЭ и ОСПЭ, отличается измеряемостью результатов, унифицированностью, технологичностью, объективностью и надежностью, т.к. «учат одни, а экзаменуют другие». Студент на экзамене присутствует под индивидуальным кодом. Преподаватель данной и других кафедр на экзамены не допускаются, запрещено вербальное и невербальное общение экзаменуемого и экзаменатора. В конце экзамена проводится анонимное анкетирование как экзаменатора так и студентов. Обеспечивающие обратную связь.
При анализе результатов ГКЭ установлено: до 1992 года средний балл составил 3,9; с 1992 - 2002 гг - 4,1; 2002 -2008 гг - 4,2.
Как видно из изложенного, первые два подхода для контроля знаний и умений выпускника по современным требованиям не приемлимы. Для контроля подготовленности выпускника к врачебной профессии приемлим ОСКЭ, отвечающий условиям квалификации. ОСКЭ и ОСПЭ были успешно внедрены для контроля знаний и умений выпускников КазНМУ. Ежегодное увеличение набора абитуриентов вело к увеличению числа выпускников. Площадь, занимаемая техническими средствами и выделение отдельных кабин каждому экзаменатору, не соответствовало возможностям проведения ОСКЭ в полном объеме. В связи с чем экзамен ОСКЭ был упрощен и представлен 4 этапами. По инициативе ректора, старое отдельно стоящее здание было в корне реконструировано, в котором вьделен отсек для ОСКЭ, т.о. он будет снова внедрен в образовательный процесс в полном объеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексее ва// Учитель. - 2004. - № 3. - С 78.
2 Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образова нии. - 2005. - № 3. - С 79.
3 Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. - М.:1994. - 345с.
4 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сласте нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов (под ред. В.А. Сластенина). - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
М.И. ДАУЛ ЕТБАКОВА
ЖОЕАРЫ О^У ОРЫНДАРЫНЫН, ТУЛЕКТЕР1Н1Н Б1Л1М1Н КВАЛИМЕТРИЯЛЫ^ ЭД1СПЕН БАЕАЛАУ
ty^h: Жогаргы о;у орыны TYлектерiнц кэdптiлiк 6iл^Mi мен дащылары багалау жуйеанц келесi талаптарына: елшеуне, объективтiлiriне, технологиялы^тылыгына жэне сенмдлтне сэйкес келу керек.
ТYйiндi сездер: инновация, квалиметрия, о;ыту YPgici, объективтi кдоастырылган клиникалы; емтихан.
M.I.DAU LETBAKOVA
QUALIMETRICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Resume: The monitoring system of knowledge and abilities of graduates has to meet such requirements, as: izmeryaemost, objectivity of their assessment, commonality, technological effectiveness and reliability.
Keywords: technology, innovations, kvalimetriya, educational process, the objective structured clinical examination.