ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© КОЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016
УДК 614.252.1:617-089.5 + 616-036.882-08
Щеголев А.В., Андреенко А.А., Ершов Е.Н., Лахин Р.Е., Макаренко Е.П.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ»
ФГБ ВОУВПО Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Современная система медицинского образования требует использования объективных методов оценки клинической компетентности медицинских специалистов. Применение объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) при проведении итоговой аттестации выпускников клинической ординатуры позволяет оценить теоретические знания, мануальные навыки. Включение симуляционных сценариев в программу экзамена дает возможность объективно оценить важные нетехнические навыки анестезиологов, выявить недостатки в системе подготовки и внести в нее изменения. Опыт проведения ОСКЭ как части государственной аттестации выпускников клинической ординатуры кафедры анестезиологии и реаниматологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова позволяет считать данную методику объективным способом комплексной оценки компетентности медицинских специалистов. Обучаемые подтвердили его высокую реалистичность, у них выявлено наличие эмоционального напряжения во время симуляционных сессий, большинство согласились с тем, что симуляционные сессии повысили уровень их готовности к решению данных ситуаций в реальной клинической практике. Коллектив кафедры планирует тестирование и введение в систему оценки рейтинговых шкал, совершенствование программы экзамена, увеличение числа клинических сценариев для проведения симуляционных сессий.
Ключевые слова: аттестация в анестезиологии; клиническая компетентность, пирамида оценки Миллера; симуляция в анестезиологии; контрольный лист рабочей станции; объективный структурированный клинический экзамен; нетехнические навыки анестезиологов Для цитирования: А.В. Щеголев, А.А. Андреенко, Е.Н. Ершов, Р.Е. Лахин, Е.П. Макаренко. Проведение объективного структурированного клинического экзамена в рамках государственной аттестации выпускников клинической ординатуры по специальности «анестезиология и реаниматология». Анестезиология и реаниматология. 2016; 61(1): 71-74. DOI 1018821/0201-7563-2016-61-1-71-74
Schegolev A. V, Andreenko A.A., Ershov E.N., Lahin R.E., Makarenko E.P.
HOLDING OBJECTIVE STRUCTURED CLINICAL EXAMINATIONS FOR ANESTHESIOLOGY AND INTENSIVE CARE CLINICAL RESIDENCY IN STATE GRADUATES CERTIFICATION
Federal State Budgetary Educational Military Institution of Higher Professional Education Military Medical Academy named
after S.M. Kirov of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 194044, St. Petersburg, str. Academic Lebedev, 6 The modern system of medical education requires objective methods to assess clinical competence of medical specialists. Application of objective structured clinical examination (OSCE) during the final certification of graduates of clinical residency allows to evaluate the theoretical knowledge, manual skills. Enabling simulation scenarios in the program makes it possible to objectively evaluate the important non-technical skills of anesthesiologists, identify gaps in the system of training and modify it. The experience of the objective structured clinical examination as part of the state certification of graduates of clinical residency of the Department of Anesthesiology and Intensive Care, Military Medical Academy after C.M. Kirov allows us to consider this technique in an objective way a comprehensive assessment of the competence of health professionals. Students confirmed its highly realistic, they have revealed the presence of emotional stress during the simulation sessions, the majority agreed that the simulation session increased the level of their readiness to address these situations in clinical practice. Staff of the department is planning to testing and introduction rating scales into a system of assessment, to improved exam program, increasing the number of clinical scenarios for simulation sessions. Keywords: attestation in anesthesia; clinical competence; Miller's pyramid of assessment; simulation in anesthesia; workstation checklist; objective .structured clinical examination (OSCE); anaesthetists' non-technical skills For citation: A.V. Schegolev, A.A. Andreenko, E.N. Ershov, R.E. Lahin, E.P. Makarenko. Holding objective structured clinical examinations for anesthesiology and intensive care clinical residency in state graduates certification. Anesteziologiya i reanimatologiya (Russian Journal of Anаеsthesiology andReanimatology) 2016; 61(1): 71-74. (In Russ.) DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-1-71-74
Современная концепция медицинского образования предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников клинической ординатуры, которые должны обладать необходимыми профессиональными компетенциями [1]. Система аттестации выпускников
Для корреспонденции:
Щеголев Алексей Валерианович; 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6, ВМедА, кафедра анестезиологии и реаниматологии; E-mail: [email protected] For correspondence:
Shchegolev Alexey Valerianovich, Department of anaesthesiology and critical care, Military medical academy, Acad. Lebedev str, 6, S-Peterburg, Russia,194044; E-mail: [email protected]
должна давать возможность оценить не только уровни «знать» и «знаю, как показать», что было возможно при традиционном проведении письменных и устных экзаменов, а также неструктурированным приемом практических навыков «у постели больного» или в условиях симуляционного центра. Такая комплексная модель оценки должна сделать анализ всех уровней компетентности специалиста максимально объективным, структурированным и приближенном к условиям реальной клинической практики.
Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), как метод оценки клинической компетентности, предложен в 1979 г. профессором Университета Данди (Шотландия, Великобритания) Р. Харденом. Он стал рутинным инструментом оценки в медицинских школах Европы и США, а также остается одним из самых признанных в мире форматов проведения экзамена [2].
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(1)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-1-71-74
71
Проведение ОСКЭ обеспечивает наибольшую объективность вследствие исключения субъективного подхода экзаменатора; создания для всех экзаменуемых стандартных условий; универсальности в оценочных подходах; одинакового спектра заданий; компе-тентностного подхода в оценке результатов. Перед традиционными методами оценки (устное собеседование, письменные работы, практические навыки на манекене или у постели больного) ОСКЭ обладает следующими преимуществами: является практически единственным методом эффективной оценки обучающихся на уровне «показать» по пирамиде клинической компетентности Миллера [3]; позволяет проверить компетентность обучающихся, обеспечивает разнообразие клинических ситуаций, включая редкие; лимитированное время выполнения задания стимулирует экзаменуемых к эффективным действиям в стрессорной обстановке.
ОСКЭ разработан коллективом кафедры с целью промежуточной и итоговой оценки практических навыков, умений, а также нетехнических навыков слушателей интернатуры и клинической ординатуры Военно-медицинской академии им С.М. Кирова. В 2015 г. ОСКЭ впервые включен в практическую часть итоговой Государственной аттестации выпускников. Задачи, которые ставил коллектив кафедры перед собой при проведении ОСКЭ, состояли в анализе преподавателями первичного опыта проведения ОСКЭ как составной части Государственной аттестации выпускников клинической ординатуры, оценке надежности применяемых контрольных листов, приобретении опыта использования симуляционных технологий для аттестации медицинских специалистов, субъективной оценке экзамена обучающимися, выявлении недостатков в подготовке клинических ординаторов, формулировании изменений в учебном процессе с учетом выявленных недостатков.
Подготовка к проведению ОСКЭ состояла из нескольких этапов. На первом этапе за 1,5 мес до проведения экзамена были сформированы окончательный список рабочих станций, сформулированы требования к оборудованию на каждой станции, экзаменаторы обеспечены полным описанием соответствующих станций. Проведена встреча между ними и авторами станций, в течение которой был рассмотрен каждый пункт в оценочном листе и определены критерии оценки для ординаторов. На втором этапе, предназначенном для подготовки ординаторов, за 2 нед до проведения ОСКЭ, проведена встреча преподавателя-координатора ОСКЭ с ординаторами, где им были предоставлены полные инструкции, содержащие точное указание места и времени проведения экзамена, изложены правила передвижения от станции к станции, а также представлен перечень практических навыков, которые включены в рабочие станции ОСКЭ.
На завершающем этапе подготовки за неделю до экзамена распечатаны и отсортированы по станциям оценочные листы-бланки для письменных ответов обучающихся. Каждому экзаменатору предоставлена информация о времени и месте проведения экзамена, список всех станций на экзамене, где они являются экзаменаторами; оценочный лист для каждой станции. Преподаватели, которые должны были играть роль стандартных пациентов, проинструктированы согласно разработанным историям болезни. За день до экзамена ответственные сотрудники подготовили рабочие станции. На каждой станции подготовили краткую информацию для ординаторов и чистые листы для ответов.
Варианты выполнения заданий на рабочих станциях включали: демонстрацию выполнения манипуляции на манекене или стандартном пациенте; взаимодействие со стандартизованным пациентом (сбор анамнеза, физикальное обследование); заполнение листа ответов по результатам обследования пациента или интерпретации результатов лабораторных или инструментальных исследований; прохождение симуляционных сессий.
Для проведения ОСКЭ были выделены следующие блоки рабочих станций.
1. Блок устных рабочих станций — прогнозирование «трудных дыхательных путей» (ТДП) у пациента и оценка риска ТДП по шкалам (стандартный пациент); оценка пациента по алгоритму для кардиальных больных (данные истории болезни, стандартный пациент), принятие решения о возможности выполнения плановой операции и выполнении нейроаксиальной анестезии у пациента, принимающего антиагреганты или антикоагулянты (данные истории болезни). На изучение исходной информации 3 мин. Работа на этих станциях длится 5 мин.
2. Блок письменного ответа — интерпретация результатов лабораторных исследований газового состава крови, электролитного состава крови (билет), данных спирометрии (билет). Работа на этой станции длится 5 мин, опрос проводится путем письменного ответа на поставленные вопросы.
3. Блок станций практических навыков — случайным методом выбирается по 1-й станции из 4 представленных тематических
групп станций: дыхательные пути — интубация (контроль выполнения с помощью экрана видеоларингоскопа (рис. 1 на вклейке), установка различных надгортанных воздуховодов (НГВ); сердечно-легочная реанимация — базовая сердечно-легочная реанимация с компьютерным контролем, дефибрилляция (рис. 2 на вклейке); регионарная анестезия — спинальная или эпидуральная анестезия; УЗ-визуализация — катетеризация сосудов под УЗ-контролем.
4. Симуляционная сессия — вариант клинического сценария выбирается экзаменуемым методом случайного выбора билета с заданием.
В первый день ОСКЭ ординаторы должны были пройти одну станцию из первых трех блоков. Выбор станции осуществлялся методом вытягивания билета с ее названием. В качестве примера приведем рабочую станцию — проверка навыков пункции и катетеризации внутренней яремной вены под контролем ультразвука (рис. 3 на вклейке).
Второй день ОСКЭ был предназначен для прохождения каждым ординатором в качестве врача-анестезиолога одного симуля-ционного сценария, который он выбирал из предложенного набора билетов. Для проведения симуляционных сценариев в симцентре ВМедА используются роботы-симуляторы пациента HPS и I-Stan. После выбора клинического сценария ординатор получал историю болезни и в течение 5 мин готовился к выполнению сценария (рис. 4 на вклейке). Оценка выполнения сценария осуществлялась согласно специальному контрольному оценочному листу, разработанному коллективом кафедры для каждого сценария.
Для каждой станции, которые ординаторы проходили в первый день ОСКЭ, был разработан оценочный контрольный лист (табл. 1). Подготовка оценочного листа требует предварительного определения объективных критериев для каждого задания, которые основаны на целях и задачах учебной программы. Оценочный лист должен быть кратким, четким, недвусмысленным. Каждый оценочный лист содержит пункты, позволяющие оценивать и отмечать выполнение задания по шкале баллов, а сумма баллов, выставляемых экзаменатором, позволяет оценить выполнение задания ординатором на станции.
Для структурированной оценки каждая манипуляция разделяется на множество промежуточных контрольных этапов, шагов. Наблюдающий за действиями ординатора экзаменатор отмечает их выполнение в оценочном листе, выставляя баллы за выполнение отдельного этапа. На всех станциях общая сумма баллов, которую может набрать ординатор при их прохождении, составляет 100. Минимальная оценка, которая позволяет считать станцию пройденной, составляет 60 баллов.
Прохождение симуляционных сценариев во 2-й день ОКСЭ оценивали с помощью индивидуального контрольного оценочного листа для каждого сценария (табл. 2).
Итоговая оценка за практическую часть экзамена — среднее значение итоговых оценок за все станции в баллах, которая переводится в 4-балльную оценку.
Критерии итоговой оценки практических навыков по результатам ОКСЭ: 90—100 баллов — «отлично», 80—89 баллов — «хорошо», 79—60 баллов — «удовлетворительно», 59 баллов и менее — «неудовлетворительно».
После завершения экзамена заполненные оценочные листы передали лицу, ответственному за сбор и сохранность экзаменационной документации. Видеозаписи симуляционных сессий были сохранены на внешнем носителе и будут храниться на кафедре 3 года. Подведение итогов экзамена осуществлялось кафедрой в конце 2-го дня ОСКЭ.
Результаты проведенного экзамена выявили высокий уровень практических навыков выпускников по выполнению базовых манипуляций (интубация, установка НГВ, проведение сердечно-легочной реанимации, выполнение нейроаксиальной анестезии и т.п.). Также выпускники показали достаточный уровень знаний в вопросах прогнозирования ТДП, оценки состояния пациентов с кардиальным риском и определении тактики ведения пациентов, получающих антиагрегантную и антикоагулянтную терапию по различным показаниям, анализе результатов лабораторных и инструментальных исследований (табл. 3). Включение в учебную программу по клинической ординатуре модуля применения УЗ-навигации при катетеризации сосудов и выполнении нейроакси-альных блокад позволило выработать у ординаторов устойчивые навыки применения УЗ-локации при инвазивных манипуляцих (средний балл 83,3 ± 5,2).
При прохождении симуляционных сессий большинство выпускников демонстрировали умение выявлять развитие тех или иных осложнений у пациентов во время анестезии (бронхоспазм, интраоперационную ишемию миокарда, пневмоторакс и т.д.).
72
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(1)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-1-71-74
Контрольный лист оценки — станции «проверка навыков пункции и катетеризации внутренней яремной вены
под контролем ультразвука»
Техническое средство обучения Макси- Оценка в баллах
Признак мальный балл выполнено не выполнено выполнено с ошибками
Портативный ультразвуковой Подготовка портативного ультразвукового аппарата к работе 5 5 0 2
аппарат с датчиками Оптимизация изображения 5 5 0 2
Фантом для отработки Позиционирование датчика 3 3 0 1
навыков пункции сосудов под контролем ультразвука пункция в плоскости сканирования 10 10 0 5
Методика «треугольников» 10 10 0 5
Методика «сверху вниз» 10 10 0 5
Методика движения перед иглой 10 10 0 5
Манекен, моделирующий Обработка поля манипуляции 3 3 0 1
область шеи и надплечья для отработки навыков Создание асептики (обкладывание, перчатки, маска, датчик) 3 3 0 1
пункции внутренней Обезболивание места манипуляции 3 3 0 1
яремной вены под контролем ультразвука Пункция внутренней яремной вены по одной из методик 10 10 0 5
Перехват иглы для введения проводника 3 3 0 1
Стандартный пациент Внутренняя яремная вена, навигация по короткой оси 10 10 0 5
Внутренняя яремная вена, навигация по длинной оси 10 10 0 5
Приемы увеличения размеров вены 5 5 0 2
Всего...
Большинство экзаменуемых в той или иной степени следовали рекомендуемым протоколам действий при развитии осложнений. Общим недостатком практически у всех участников экзамена явилось неполное следование протоколу безопасности пациентов (проверка соответствия пациента и данных истории болезни, неполное инструктирование больного, невнимательное отношение к его словам о самочувствии перед анестезией). Также обращало внимание, что если экзаменуемые в целом были способны распознать развивавшиеся осложнения достаточно быстро и начать соответствующую интенсивную терапию, в большинстве случаев соответствующую современным рекомендациям, то умение принять решение о дальнейшей тактике ведения больного, возможности выполнения операции, осуществлять коммуникацию с хирургами, смежными специалистами показали далеко не все ординаторы. Это отражает, что в учебном процессе кафедры пока недостаточно внимания уделено именно вопросам поведения специалиста в критических ситуациях, слабо разбираются принципы управления кризисными ситуациями в анестезиологии.
Анализ субъективных ощущений обучаемых во время симуляци-онной части экзамена интересен тем, что группа ординаторов харак-
теризовалась ограниченным опытом работы в условиях симуляцион-ного центра, отсутствием устойчивого стереотипа и навыка участия в симуляции, минимальным знанием конкретного наркозно-дыхатель-ного аппарата, т. е., полученные данные опроса этой группы можно с некоторой степенью экстраполировать на то, как в будущем при проведении аккредитации будут чувствовать себя специалисты, когда они будут прибывать в симцентры с минимальным или отсутствием опыта работы с симуляторами пациента. В условиях большого потока экзаменуемых и дефицита времени они будут испытывать очевидные затруднения в прохождении симуляционных сессий. С другой стороны, кафедра сознательно создала такие некомфортные стрессорные условия для выпускников, чтобы оценить у них наличие профессионально важных нетехнических навыков, которые существенным образом влияли на конкретные действия во время сценария. К таковым относится стрессоустойчивость, умение быстро оценивать ситуацию, принимать решения, распознавать и реагировать на изменения ситуации, использовать доступные ресурсы, осуществлять управление персоналом и взаимодействовать с коллегами [4].
По результатам самооценки обучаемых можно сделать вывод, что ограниченный опыт работы в условиях симуляции создает
Таблица 2
Контрольный лист — сценарий «быстрая последовательная индукция у пациента с острой хирургической патологией органов
брюшной полости»
Выполнено Выполнено Не выполнено
Критерий выполнения Балл
— 1 частично — 0
— 0,5
Проверил контур наркозного аппарата на герметичность 10
Проверил ФИО больного, диагноз, операцию 10
Поднял головной конец стола 10
Проверил ларингоскоп, приготовил аспиратор, проверил манжету эндотрахеальной трубки 10
Начал преинфузию 10
Провел преоксигенацию по стандартной методике, до ЕЮ2 > 80%, не вентилировал больного 10
Правильно выбрал дозировку препаратов для быстрой индукции 10
Выполнил прием Селлика 10
Выполнил интубацию трахеи с первого раза через 60 с 10
Провел аускультативный и инструментальный контроль положения эндотрахеальной трубки 10
Итого баллов
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(1)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-1-71-74
73
Результаты ОСКЭ по рабочим станциям
Рабочая станция
Средний балл за группу
Прогноз трудных дыхательных путей Установка НГВ/интубация трахеи Анализ результатов исследования
кислотно-основного состояния/водно-электролитного пространства/оценка спирограммы Осмотр пациента, получающего антиагреганты или антикоагулянты/оценка кардиального риска Выполнение нейроаксиальной блокады УЗ-навигация при катетеризации сосудов
Выполнение базового комплекса сердечно-легочной реанимации Симуляционная сессия на роботе-симуляторе пациента HPS
80,7 ± 4,2
86.3 ± 6,1
!,3 ± 3,9/97,2 ± 5,5/ 81,5 ± 6
76.4 ± 7,1 89,4 ± 3,9 83,3 ± 5,2 77,9 ± 5,4 64,2 ± 4,8
Итого, баллов/оценка
1,6 ± 5,4/4,6 ± 0,18
стрессорные условия для участников (87,5% ощущали эмоциональный дискомфорт разной степени, пребывая в обстановке экзамена). Также, несмотря на проведенную консультацию и ознакомление с организацией рабочего места, физиологией робота-симулятора, проведение нескольких учебных занятий, 56,2% экзаменуемых имели, по их словам, определенные трудности при работе с оборудованием симцентра. 93,7% опрошенных в то же время сочли показатели состояния робота и данные мониторинга понятными. 56,2% участников экзамена сочли достаточным время на подготовку к выполнению задания. 93,7% экзаменуемых сочли реалистичность сценария высокой. 100% посчитали, что тренинг помог им проверить их знания и навыки. 93,7% согласились, что полученные в ходе тренинга знания помогут им в будущем. 87,5% сочли себя лучше готовыми после тренинга к решению тех задач, с которыми столкнулись во время симуляции. Нереалистичным тренинг сочли 25%. Дискомфорт от необходимости действовать на глазах у комиссии испытали 43,75%. Все экзаменуемые сочли прохождение тренингов в ходе обучения необходимым.
Подобный формат экзамена с определенными изменениями применяется при проведении лицензирования врачей-анестезиологов в ряде стран (Израиль, США). В последние годы в состав ОСКЭ при проведении промежуточного контроля и аттестации врачей включено прохождение симуляционных сессий [5—7]. Так, в Израиле в структуре ОСКЭ предусмотрено прохождение 5 станций по 15 мин каждая: интенсивная терапия при травме, сердечно-легочная реанимация, управление критическими ситуациями в анестезиологии, ИВЛ, регионарная анестезия. Данная методика проведения ОСКЭ показала высокую надежность результатов и удовлетворенность экзаменуемых.
Королевский колледж анестезиологов Великобритании также включил в состав экзамена для анестезиологов ОСКЭ в виде 16 различных станций и опыт проведения данного испытания подтвердил его высокую надежность. По общему мнению экспертов, проводящих данные экзамены, такая методика позволяет максимально объективно оценить специалиста, дает информацию о слабых и сильных сторонах подготовки в конкретных вузах. Проведение ОСКЭ как части ежегодного экзамена дает возможность получить информацию о степени усвоения учебного материала и скорректировать при необходимости учебное расписание, дополнительно уделить внимание изучению и отработке тех или иных навыков. В этом смысле ОСКЭ — инструмент постоянного аудита качества образовательного процесса и источник получения обратной связи о качестве подготовки обучаемых. Второй важной задачей на перспективу является внедрение ОСКЭ в систему аккредитации медицинских специалистов, а это требует коллегиальной работы по созданию симуляционных сценариев, разработке объективных шкал оценки профессионально важных качеств (коммуникативные навыки, лидерство, анализ ситуации, принятие решения) и т.п.
ВЫВОДЫ
1. Результаты прохождения рабочих станций выпускниками дают возможность всесторонне оценить их навыки и характеризуются достаточной надежностью. Экзамен выявил достаточно высокий уровень мануальных навыков выпускников.
2. Для обеспечения максимальной объективности аттестации с применением симуляционных технологий в составе ОСКЭ следует провести проверку валидности контрольных листов, постепенное
внедрение рейтинговых шкал для оценки не технических навыков аттестуемых специалистов. Данная задача будет реализована через проведение соответствующих исследований и тренингов преподавателей кафедры по применению внедряемых шкал.
3. Проведение такого рода экзаменов с применением симуля-ционных технологий вызывает так называемый каталитический эффект. Выявляются недостатки в подготовке обучаемых и вносятся изменения в программу. По результатам проведенного экзамена сделан вывод о необходимости увеличении числа симуляционных занятий в курсе ординатуры для обеспечения участия ординатора в качестве врача как минимум в 5 сессиях. Данный подход, по данным международного опыта, снижает эмоциональное напряжение аттестуемых, поскольку они действуют в привычных условиях. Кроме того в учебную программу будут включены модули по изучению теории управления кризисными ситуациями в анестезиологии.
4. Направление развития отечественного медицинского образования в ближайшее время потребует разработки адекватных инструментов оценки компетентности медицинских специалистов с различным стажем работы, потому необходимо активно проводить работу по внедрению современных технологий и подходов в будущую систему аккредитации и анализировать полученный опыт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетент-ностный подход в образовании. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; 2003.
REFERENCES
1. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Competency approach to education. Moscow: Academy of advanced training of education personnel; 2003 (In Russian). Harden R.M., Gleeson F.A. Assessment of clinical competence using an objective structured clinical examination (OSCE). Medical Education. 1979; 13: 39—54. (in Russian)
2. Harden R.M., Gleeson F.A. Assessment of clinical competence using an objective structured clinical examination (OSCE). Medical Education. 1979; 13: 39—54. (in Russian)
3. Miller G.E. The assessment of clinical skills/competence/performance. Acad. Med. 1990; 65 (9): 63—7.
4. Fletcher G., Flin R., McGeorge P., Glavin R., Maran N. Patey R. Anaesthetists' Non-Technical Skills (ANTS): evaluation of a behavioural marker system. British Journal of Anaesthesia. 2003; 90 (5): 580—8.
5. Hastie M.J., Spellman J.L., Pagano P.P., Hastie J., Egan B.J. Designing and implementing the objective structured clinical examination in anesthesiology. Anesthesiology. 2014; 120: 4—6.
6. Ben-Menachem E., Ezri T., Ziv A., Sidi A., Brill S., Berkenstadt H. Objective Structured Clinical Examination-based assessment of regional anesthesia skills: The Israeli National Board Examination in Anesthesiology experience. Anesth. Analg. 2011; 112: 242—5.
7. Holmboe E., Rizzolo M.A., Sachdeva A., Rosenberg M., Ziv A. Simulation based assessment and the regulation of healthcare professionals. SimulHealthc. 2011; 6: s58—62.
Received. Поступила 18.10.15
74
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(1)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-1-71-74