Научная статья на тему 'Опыт внедрения современных подходов обучения и оценки клинических навыков'

Опыт внедрения современных подходов обучения и оценки клинических навыков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
355
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОСКЭ / ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛИНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Манджавидзе Ирма Тенгизовна, Читаишвили Дали Тамазовна

Целью нашего исследования являлась оценка материалов и экзаменационной среды объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Для студентов шестого курса медицинского факультета (n=12) было организовано 12 станций. Всем студентам и экзаменаторам был роздан специальный, заранее разработанный, опросник, где они по пятибалльной системе оценивали каждую станцию. Дебрифинг проведенный после экзамена обеспечил дополнительную информацию об отношении участников к ОСКЭ. Согласно результатам, все участники пилотного ОСКЭ дали положительную оценку экзамену и отметили, что ОСКЭ это объективный и лучший метод оценки клинических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Манджавидзе Ирма Тенгизовна, Читаишвили Дали Тамазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения современных подходов обучения и оценки клинических навыков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

20. Ряховский А.Н., Дегтярев В.М., Юмашев А.В., Ahlering А. -Автоматизированная система протезирования зубов "DENTAL" // Информатизация регионов России»: Тез. докл. - СПб., - 1995. - С. 3337.

21. Ряховский А.Н., Юмашев А.В., Левицкий В.В. Значение пропорций в формировании эстетического восприятия // Панорама ортопедической стоматологии, -2007; -№ 3: - С. 18-21.

22. Ряховский А.Н., Юмашев А.В., Левицкий В.В. Способ построения трехмерного изображения лица и зубных рядов, сопоставленных в корректном друг относительно друга положении. Патент РФ № 2306113. А61С 9\00. Бюл. №26, 2007.

23. Севбитов А.В., Борисов В.В., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Сафиуллина Е.П. Исследование ретенционной способности индивидуальных защитных зубных шин относительно границ их базиса // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2015. - Т. 2. - С. 363-364.

24. Севбитов А.В., Невдах А.С., Платонова В.В., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В. Оценка качества жизни ортодонтических пациентов, имеющих травматические поражения на слизистой оболочке полости рта // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 2. - С. 368-369.

25. Журули Н.Б. Профилактика спортивных травм челюстно-лицевой области у борцов : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1975. - 16 с.

26. Черемухина Д.С., Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О. - Исследование устойчивости дентальных имплантатов // Актуальные вопросы современной медицины: взгляд молодого специалиста. Материалы II Всероссийской научной конференции студентов и молодых специалистов. -2016. -С. 144-146.

27. Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. Варианты использования 3D сканирования в ортопедической стоматологии // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2015. - № 1. - С. 2-6.

28. Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. - 2016. - № 2. - С. 10-12.

29. Utyuzh A.S., Yumashev A.V., Zagorsky V.V., Zakharov A.N., Nefedova I.V. - Determination of biomechanical characteristics of dentine and dental enamel in vitro // European science review. - 2016. - № 5-6. -С. 101-103.

30. Tiwari V., Saxena V., Tiwari U., Singh A., Jain M., Goud S. Dental trauma and mouthguard awareness and use among contact and noncontact athletes in central India // J Oral Sci. - 2014. - Dec. - 56 (4). - P. 239-243.

© Закарян Г.А., 2016

УДК 61

Манджавидзе Ирма Тенгизовна

МБ, доктор философии (РкБ) Проф.; руководитель департамента клинических навыков ТГМУ, г.Тбилиси, Грузия электронная почта: imanjavidze@yahoo.com Читаишвили Дали Тамазовна МБ, доктор философии (РкБ), Ассистент профессор департамента клинических навыков ТГМУ, г.Тбилиси, Грузия электронная почта: dali_chitaishvili@yahoo.com

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ КЛИНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация

Целью нашего исследования являлась оценка материалов и экзаменационной среды объективного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Для студентов шестого курса медицинского факультета (n=12) было организовано 12 станций. Всем студентам и экзаменаторам был роздан специальный, заранее разработанный, опросник, где они по пятибалльной системе оценивали каждую станцию.

Дебрифинг проведенный после экзамена обеспечил дополнительную информацию об отношении участников к ОСКЭ. Согласно результатам, все участники пилотного ОСКЭ дали положительную оценку экзамену и отметили, что ОСКЭ это объективный и лучший метод оценки клинических навыков.

Ключевые слова

ОСКЭ, оценка практических навыков, симуляционное обучение, клинические навыки

Введение. На сегодняшний день приоритетом системы медицинского образования является подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров. К сожалению, современные выпускники, владея теоритическими знаниями, оказываются не способными выполнить простейшие манипуляции. Присоединение нашей страны к осуществлению проекта MEDINE, в рамках реализации Болонского процесса, требует модернизации высшего профессионального образования и установление критериев оценок компетенции на преддипломном уровне в медвузах страны. Тбилисский государственный медицинский университет поставил своей целью развитие клинических навыков студентов и формирование их четких клинических компетенций. В 2004 году в Тбилисском государственном медицинском университете был основан Центр клинических навыков для повышения качества практической подготовки медицинских специалистов. Центр поставил своей целью дальнейшее развитие процесса оценки и совершенствование обучения клиническим навыкам с использованием возможностей симуляционного обучения с применением тренажеров, манекенов, симуляторов и моделей.

В 2012 году делегация Тбилисского государственного университета (ТГМУ) была приглашена в университет Осло (Норвегия) где ознакомилась с процессом организации и документацией, необходимой для проведения объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). В рамках данного проекта, в 2012 году было запланировано проведение пилотного ОСКЭ и дальнейшее его внедрение.

Цель исследования: Целью нашего исследования является оценка материалов ОСКЭ и экзаменационной среды в соответствии с международными стандартами.

Методы. Исследование было проведено с 9 Марта по 23 Июня 2012 года. В выборку были включены студенты VI курса факультета медицины, которые прошли дополнительную практику по клиническим навыкам в департаменте клинических навыков. (n=12 студента). За две недели до экзамена им был дан материал для подготовки к экзамену. В материалах ОСКЭ были включены задания на станциях, листок студента, где описан маршрут передвижения конкретного студента от станции к станции и оценочный лист экзаменатора. Система оценок основана на Норвежской модели, согласно которой при получении 65 процентов экзамен считается сданным.

Было организовано 12 станций, которые были оборудованы всеми необходимыми атрибутами, из них на 10 станциях студентам предлагались задания и две т. н. станции для отдыха. Каждая станция имела свой собственный номер и у каждого студента был экзаменационный лист, подписанный координатором. На каждой двери было написано задание. По сигналу студенты заходили в комнату и выполняли свое задание. По сигналу они покидали комнату и перемещались к другой станции. Для выполнения каждой задачи им было отведено 7 минут, 1 минута была дана для логистики. Таким образом, они проходили все 12 станций ОСКЭ за 95 минут. Экзаменатор, оценивал студента с использованием так называемого «Оценочного листа», выставляя определенное число баллов в зависимости от правильности, полноты или неверности выполнения задания.

Перечень задач включал гинекологическое обследование женщины (в задачу входило осмотр в зеркалах, бимануальное исследование, диагностика патологических изменений), ситуационные задачи по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

неонатологии и педиатрии, хирургии, обследование легких и сердца, проведение реанимационных манипуляций, назогастральная интубация, I/V катетеризация, катетеризация мочевого пузыря, навыки по офтальмологии. На двух ОСКЭ станциях были использованы гибридные симуляторы (комбинация медицинского симулятора и стандартного пациента).

Всем студентам и экзаменаторам был роздан специальный, заранее разработанный, опросник. Участников опроса попросили поставить напротив каждого пункта балл от 1 (низший) до 5 (высший) .

Каждый студент оценивал каждую станцию по пятибалльной системе по следующим критериям: 1. Медицинское оборудование и материал 2. Отношение экзаменатора к студентам, 3. Насколько хорошо данное задание дает возможность выявить знание и владение практических навыков 4. Насколько хорошо данное задание дает возможность выявить знание и владение коммуникативных навыков 5. Сложность задания 6. Время на каждое задание. 7. Экзаменационная среда

Экзаменаторов попросили оценить ОСКЭ по следующим критериям: 1. Время для каждой станции 2. Насколько хорошо данное задание дает возможность оценки владения практических навыков. 3 Насколько хорошо данное задание дает возможность оценки владения коммуникативных навыков. 4. Сложность задания.

Так же инструментом оценки стали комментарии студентов и экзаменаторов.

Приглашенный международный эксперт ВОЗ Бабил Педерсон оценила станции с различными клиническими задачами по 3 следующим критериям: коммуникация, манипуляция (клинические навыки), экзаменационная среда.

Результаты/Обсуждение: Все студенты (n=12) сумели сдать экзамен, кроме одного. (Диаграмма

№1).

Итоговые оценки студентов

1 2 3 45 б 7 8 9 10 11 12

Диаграмма Лг1 Итоговые оценки студентов

Студенты и экзаменаторы были весьма удовлетворены экзаменом и заявили, что проверенный материал был релевантным, а обстановка - эффективной. (Диаграмма №2, 3). Согласно опросу общий результат экзамена был удовлетворительным для студентов, экзаменаторов, эксперта ВОЗ и сотрудников ТГМУ.

Дебрифинг проведенный после экзамена обеспечил дополнительную информацию об отношении студентов к ОСКЭ, об их уровнях уверенности и напряжения, и важности обратной связи во время экзамена.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ^БЫ 2410-700Х

Удовлетворенность студентов

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

Диаграмма .\°2. Удовлетворенность студентов

Результаты анкетного опроса экзаменаторов показали, что студентам было дано достаточно времени на всех станциях, кроме станции катетеризации; оценка клинических навыков и медицинских знаний студентов была возможна на всех станциях, а оценка их коммуникативных навыков была возможна на четырех станциях. Все экзаменаторы были весьма удовлетворены ОСКЭ.

Удовлетворенность экзаменаторов

4.5 «

1111

№1 №2 №3 №4

Диаграмма Д1*3 Удовлетворенность экзаменаторов

Согласно результатам более 86% студентов полагают, что ОСКЭ это объективный и лучший метод оценки клинических навыков.

Экзамен был оценен положительно экспертом ВОЗ, профессором Бабель Стрей-Педерсеном. Она отметила, что экзамен был хорошо организован и объективен, который, по ее словам, был проведен в соответствии с международными стандартами. В конце она рекомендовала внедрить ОСКЭ. Главная рекомендация от эксперта ВОЗ заключалась в следующем:

Максимальный балл должен быть идентичным на всех станциях и должен колебаться от 20 до 24;

Проведение экзамена в виде ОСКЭ получила положительные отклики и со стороны студентов. Максимальная объективность этих экзаменов снижает сомнения среди студентов относительно результатов.

Первый пилотный ОСКЭ был положительно оценен всеми участниками и наблюдателями.

С 2014 года он внедрен как обязательный экзамен по акушерству и гинекологии для студентов IV курса факультета медицины.

Выводы. В процессе подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров очень важна всесторонняя оценка полученных студентами знаний, когда есть возможность оценить не только

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

теоретические знания, но и умения продемонстрировать практические навыки. Измеримость результатов, объективизм оценки, стандартизация заданий -этим требованиям должен отвечать современный экзамен по клинической дисциплине. ОСКЭ отвечает всем этим требованиям и определяет необходимость его внедрения. ОСКЭ помогает выявить недостатки и слабые места в учебной программе и в методах преподавания, и таким образом, может служить механизмом для улучшения эффективности образования, которое приводит к повышению клинической компетенции.

Нет сомнения в необходимости проведения ОСКЭ для студентов факультета медицины, но для проведения таких экзаменов нужны человеческие и материальные ресурсы для создание комфортной окружающей среды, хорошо организованной системы "обратной связи", постоянной переподготовки экзаменаторов, создании новых клинических сценариев и специфической оценочной системы. Список использованной литературы

1. Learning Outcomes/Competences for Undergraduate Medical Education in Europe . The Tuning Project (Medicine), 2004

2. Harden RM., Gleeson FA. Assessment of Medical Competence Using an Objective Structured Clinical Examination (OSCE), ASME, Medical Education Booklet N 8., 1979

3. Mamaladze M., Korsantia N., Introducing OSCE for stomatology education in Georgia: experience of Tbilisi State Medical University. AMEE Conference Abstracts 2012; 9CC/7, p. 443

4. Tervo RC, Dimitrievich E, Trujillo AL, Whittle K, Redinius P, Wellman L. The Objective Structured Clinical Examination (OSCE) in the clinical clerkship: an overview S D J Med. 1997 May;50(5):153-6.

5. Russell BP, Andrea W, Michelle B, J Michael B, and Celia DC. Student evaluation of an OSCE in paediatrics at the University of the West Indies, Jamaica. BMC Med Educ, 2004; 4: 22.

6. Duffield KE, Spencer JA. A survey of medical students' views about the purpose and fairness of assessment. Med Edu, 2002, 36:879-886.

7. Allen R, Heard J, Savidge M, Bittengle J, Cantrell M, Huffmaster T. Surveying students' attitudes during the OSCE. Adv Health Sci Educ, 1998; 3: 197-206.

© Манджавидзе И. Т., Читаишвили Д.Т., 2016

УДК 615

Митрофанов Александр Сергеевич

К.т.н., руководитель группы мониторинга программы «Развитие»Союз ИТЦ «России»

г. Москва, РФ e-mail: a.s.mitrofanov@ruitc.ru Шкляев Алексей Анатольевич генеральный директор ООО Децима» Дроздов Андрей Иванович, инженер г. Зеленоград, РФ

ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ» ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ВИЗУАЛИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК ЧЕЛОВЕКА С АНОМАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Аннотация

Данная статья посвящена особенностям деятельности малых инновационных предприятий в сфере нетрадиционной медицины за счет использования финансирования в рамках программы «Развитие» Фонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.