Выводы. 1. Для улучшения качества подготовки студентов по иностранному языку следует использовать разнообразные приёмы и задания, заставляющие думать и анализировать, а не просто заучивать материал.
2. Главным фактором в повышении каче-
ства преподавания является продуманная организация учебного процесса, учитывающая профессиональные, индивидуальные и возрастные потребности, а также вызывающая желание повышать свой профессиональный и культурный уровень.
Литература
1. Кунин A.B. Большой англо-русский фразеологический словарь / A.B. Кунин 5-е изд., исправл. -М.: Живой язык, 1998,- 944с.
2. Омелич O.K. Иностранный язык в современном медицинском Вузе. / O.K. Омелич // Культура как текст. Сборник научных статей. - М.: ИЯ РАН; Смоленск, СГУ, -2014. -12. - С.150-152.
3. Топ-30 лучших мотивирующих цитат // Режим доступа: motivation-life.ru/citatu/33-motiviruyuschie-citaty.html (дата обращения: 19.03.2016).
4. Mark Le Messurier. 20 Sparkling Ideas to Inspire Self-motivation in Students. // Режимдо-ступа: buymaleextra.us/mark-le-messurier (датаобращения: 19.03.2016).
5. 15 Rules of Motivation for Harvard Students. // Режимдоступа:http://www.admission-service.com/blog/harvard-students-motivation / (датаобращения: 19.03.2016).
6. Электронный словарь ABBYY Lingvo 14 (web-site: http://www.abbyy.com)
УДК 61: 002.6+378.147:61+378.180.6
ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВПОДГОТОВКИ
К ЗАНЯТИЯМ
Платонов И.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье представлены результаты оценки студентами источников информации для освоения учебного материала. Исследование проведено методом анкетирования. По форме ответа содержание анкеты является закрытым, аудиторным, анонимным и поливариантным. Обработка данных осуществлялась методами сравнительного анализа абсолютных и стандартизированных показателей ответов респондентов с использованием логического, параметрического и непараметрического статистического анализа. Полученные результаты позволяют считать, что респонденты отдают предпочтение традиционным источникам получения учебной информации ив настоящий момент не готовы к полному восприятию информации в электронно-цифровом формате. Одной из причин такого положения является отсутствие в достаточном объеме источников получения необходимой учебной информации. В связи с этим для перехода к электронно-цифровой информационно-образовательной среде, предполагаемой в концепции современной педагогике высшей школы, потребуются значительные творческие и интеллектуальные усилия в развитии нового типа коммуникационного взаимодействия в системе «студент-преподаватель» Ключевые слова: анкета, информация, электронно-цифровая информация, информационно-образовательная среда, педагогика высшей школы
STUDENTS' ASSESSMENT OF SOURCES FOR INDEPENTENT TRAINING Platonov I.A.
Smolensk State Medical University Russia, Smolensk, Krupskoyst., 28, 214019
Summary. The article presents students' assessment of information sources for independent training. The study was performed by the method of questioning the students. The questionnaire was closed, classroom, anonymous and multivariate. The responders' answers were processed with the comparative analysis of absolute and standardized indices with logic, parametric and nonparame-tric techniques. The obtained findings reveal that the respondents tend to choose traditional educational information sources and they are not ready to obtain information in the digital version only. One of the reasons for their preferences is insufficient volume of digital sources to obtain the necessary information. Due to this, significant creative and intellectual recourses are needed to fulfill the concept of modern high school teaching didactics which predisposes the use of electronic digital information environment which is a part of a new communication interaction between the student and the teacher.
Key words: questionnaire, information, electronic and digital information, information environment, high school didactics.
Введение. Информация для человека -это знания, которые он получает из различных источников. Информация только тогда становится знанием, когда осмысленно воспринимается индивидуумом. Эти знания студент использует для повышения своего интеллекта, получения оценки по изучаемому предмету и возможному использованию в своей будущей профессии.
Весь объем знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы можно характеризовать как декларативные. К этой группе относятся знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях. Этот тип знаний используется студентом как базовый в повышении своего уровня в процессе освоения предмета.
Знания второй группы являются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (повысить рейтинг по изучаемому предмету или профессиональной подготовки). С этих позиций источники информации должны быть оценены студентом. Сообщение содержит информацию, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. Такая информация должна быть, в первую очередь, релевантной, своевременной и актуальной, а источники - достоверными и объективными.
Анкетирование студентов для мониторинга их мнения о качестве предоставляемых образовательных услуг является одной из форм контроля выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации по реализации государственной политики в области образования [1].
Цель исследования: оценка студентами разных источников информации в учебном процессе для повышения качества педагогической деятельности университета
Задачи исследования: обеспечение преподавателей необходимой информацией, позволяющей целенаправленно совершенствовать отдельные стороны своей педагогической деятельности и улучшать ее качество.
Материалы и методы. Исследование проведено методом анкетирования студентов третьего курса лечебного и психолого-социального факультетов. В анкетировании приняли участие 82 студента.
Анкеты заполнялись респондентами самостоятельно. Содержание анкеты являлось закрытым, аудиторным, анонимным и поливариантным. Это обеспечивало отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. Респондентам предлагалось ответить на 28 вопросов, выбрав один из трех вариантов
ответа.
Анкета состояла из семи логических блоков. Из них пять отражали источники и пути получения информации респондентом (тематические блоки - ТБ). В этих блоках содержался 21 вопрос.
На итоги анкетирования влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. Для выявления этих тенденций и коррекции результатов в анкету введены два «специальных» блока вопросов (контролирующие блоки - КБ).
Исследование материала проведено методом сравнительного анализа абсолютных и стандартизированных показателей. В процессе анализа методы специфических показателей будут представлены в тексте статьи.
Для соблюдения условий анонимности и персонализации респондентов группы получили коды с порядковыми номерами от первого по седьмой.
Для оценки результатов использованы методы логического, параметрического и непараметрического статистического анализа (ранговые корреляции Спирмена (Я), медиана (Ме), средняя арифметическая выборки ( X), ошибка средней (ш), Стью-дента (Т), критерий знаков (КЗ)). Достоверность различий относительных параметров исследовалась методом непараметрической, а абсолютных - параметрической статистики при уровне значимости не менее 0,05 [2].
Результаты исследования. Общая характеристика респондентов. В проведенном анкетировании представлены 40% студентов третьего курса лечебного факультета и все студенты третьего курса по специализации «Клиническая психоло-
гия». При анализе ответов респондентов не выявлено тенденциозностии ложного понимания вопросов, превышающей 5-процентный порог значимости. Гендерная структура представлена преобладанием респондентов женского пола (57) над мужским (25). Таким образом, выборка для данного исследования является репрезентативной, а результатам анкетирования можно доверять при принятом уровне значимости р<0,05.
При анализе уровня самооценки своих знаний респонденты склоны к незначительному их завышению (табл. 1). Характерным является отсутствие в исследуемых группах ответов по самооценке знаний на «неудовлетворительно». Преобладающей самооценкой является «хорошо», доля которой составляет 0,57. При этом в ответах респондентов самооценка знаний на «отлично» практически отсутствует, составляя 0,04 от общей доли. Следует отметить, что «недооценка своих знаний» установлена у респондентов только одной группы. При этом тенденция по незначительному завышению наблюдалась в 57,14% групп.
Наибольшая доля понятийной доступности дидактического материала определена респондентами в пределах 90%. Тем не менее 86% респондентов достаточно хорошо оценивают усвоение дидактического материала, а значит, потенциально готовы к воспроизведению его на уровне показателей хороших знаний (табл. 1). При этом следует отметить, что 14% респондентов не готовы к достаточному получению профессиональных знаний. Для оценки структуры данного положения требуются дополнительные исследования и анализ, выходящие за цели данной работы.
Таблица 1
Общая характеристика по исследуемым группам ответов респондентов
КОД группы 1 2 3 4 5 6 7 X Ме
Разность оценки (анке-
та-тест) своих учебных -0,43 0,50 0,46 0,86 0,65 0,98 0,87 0,56 0,65
знаний
Доля самооценки своих учебных знаний респондентом
«отлично» 0,08 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,17 0,04 0
«хорошо» 0,67 0,73 0,40 0,73 0,56 0,38 0,75 0,57 0,67
«удовлетворительно» 0,67 0,27 0,60 0,27 0,44 0,63 0,08 0,39 0,44
КОД группы 1 2 3 4 5 6 7 X Ме
«неудовлетворительно» 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Доля понятивной доступности материала для респондента
50% 0,08 0,13 0,27 0,09 0,11 0,13 0,17 0,14 0,13
90% 0,58 0,20 0,40 0,36 0,56 0,75 0,42 0,46 0,42
100 % 0,25 0,67 0,33 0,55 0,33 0,38 0,42 0,4 0,38
При проведении корреляционного анализа достоверного уровня связи между самооценкой своих знаний респондентоми уровнем их понимания установить не удалось (табл. 2).
Таблица 2
_Таблица корреляции данных по оценке знаний респондентами_
Самооценки знаний респондентом
50% 90% 100%
Оценка знаний респондентом 5 0,01 0,01 -0,23
4 -0,49 -0,59 0,49
3 0,05 0,62 -0,65
На вопросы анкеты у респондентов (табл. 3) достоверно преобладают утвердительные ответы над отрицательными (КЗ, р = 0,02). Следует отметить, что все-таки 21% респондентов затруднялись в определении выбора. При этом среднее количество утвердительных ответов на одну анкету значимо превосходит количество отрицательных (р<0,0001).Средние показатели оценок знаний учебного материала по анкетированию и тестам в группах подвержены колебаниям (табл. 3). При этом общей тенденцией остается некоторое завы-
шение оценки (Т, р = 0,02). Такая реакция является психологически вполне предсказуемой и адекватной и не влияет на качество оценки результатов анкетирования.
Таким образом, для респондентов тематическая направленность анкеты знакома, и они могут давать адекватный ответ на задаваемый вопрос, а результаты анкетирования следует считать репрезентативными. Это подтверждается статистически: показатели средних и медианы практически совпадают.
Таблица 3
Итоговая оценка респондентами показателей анкетирования
КОД группы 1 2 3 4 5 6 7 X ±т Ме
Суммарная доля ответов респондентов
«ДА» 0,54 0,59 0,58 0,57 0,49 0,51 0,54 0,55 0,54
«НЕТ 0,28 0,29 0,18 0,29 0,29 0,26 0,07 0,24 0,28
Средний показательна одну анкету количества ответов
«ДА» 6,48 8,90 8,67 6,24 4,43 4,05 6,43 6,46 0,704 6,43
«НЕТ 3,38 4,33 2,71 3,14 2,57 2,05 0,81 2,71 0,476 2,71
Среднее оценок знаний учебного материала респондентами
анкеты 3,58 3,73 3,40 3,73 3,56 3,38 4,08 3,64 0,091 3,58
тесты 4,01 3,23 2,94 2,87 2,91 2,40 3,21 3,08 0,186 2,94
Одним из направлений профессионального обучения в современной педагогике высшей школы является внедрение дистанционного образования. Такая форма обучения в значительной мере предполагает использование нетрадиционного формата представления информации в оцифрованном виде.
Рассмотрим возможную готовность студентов университета к получению информации с помощью современных информационных технологий (табл. 4). Проведенные исследования показывают, что большинство респондентов (более 89,0%) все-таки предпочитают формат получаемой информации на традиционном твер-
дом носителя, считая его более удобным для освоения учебного материала(КЗ, р = 0,02). Количество респондентов, предпоч-титающих оцифрованную информацию, имеет значительные колебания в разных исследованных группах: от 28 до 57%.
Материал информационных сообщений (табл. 4) воспринимается респондентами в виде видеоряда значительно легче, чем ау-диоматериалы. Следует отметить, что значимые различия обусловлены прежде всего психофизиологическими особенностями: значительно более высокий объем восприятия происходит именно через зрительный анализатор, чем через слуховой. При анализе усвоения учебного материала и его осмыслении респонденты отдают предпочтение традиционным твердым носителям (87% ответов) по сравнению с эк-
Выбор респондентами формата и
раном гаджета (20% ответов), хотя на последних значительно лучше может быть представлен видеоряд (КЗ, р = 0,04). Для разрешения таких противоречий целесообразно проведение дополнительных, специальных исследований. Такой анализ не входил в цели и задачи данного исследования, но будет проведен в дальнейшем.
При оценке источников получения информации респонденты в равной мере используют как традиционные, так электронные (КЗ, р = 0,13). При этом каких-либо предпочтений между группами установить не удалось.
Следует отметить, что представленные в таблице 4 данные являются репрезентативными: статистические показатели средних и медианы практически совпадают (р = 0,99).
Таблица 4
источника получения информации
КОД группы 1 2 3 4 5 6 7 X Ме
Формат получаемой информации
Оцифрованная информация интернет-форматов 0,50 0,43 0,40 0,57 0,28 0,25 0,48 0,42 0,43
Традиционная информация в формате твердого носителя 0,88 0,87 1,00 0,82 0,89 0,94 0,83 0,89 0,88
Аудиоматериалы 0,00 0,07 0,20 0,18 0,00 0,25 0,08 0,11 0,08
Видеоматериалы 0,50 0,60 0,67 1,00 0,44 0,63 0,50 0,62 0,60
Источники получения информации
Поиск по сайтам в Интернете, электронные библиотеки 0,46 0,50 0,37 0,27 0,39 0,25 0,38 0,37 0,38
Традиционные библиотеки (информация на твердых носителях) 0,50 0,53 0,60 0,45 0,33 0,50 0,50 0,49 0,50
Предпочтение в усвоении учебного материала
На твердых носителях 0,92 0,87 1,00 0,00 0,67 1,00 0,83 0,76 0,87
С экрана компьютера (гадже-та) 0,17 0,40 0,20 0,00 0,33 0,00 0,42 0,22 0,20
На основании полученных данных исследования следует считать более высокую готовность респондентов к форматам традиционного изучения информации (учебного материала) по сравнению с нетрадиционными, электронными и оцифрованными.
Заключение. При традиционном обучении (естественная интеллектуальная среда) образовательный процесс происходит в системе «человек - человек» [3]. В современных условиях в этот процесс внедряет-
ся мощное информационное пространство в виде электронно-цифровых средств (искусственная информационно-обучающая среда), приводящих к развитию нового типа коммуникационного взаимодействия «человек - машина» и «человек - машина - человек» (рис. 1).
Потребности развития общества ставят перед педагогическим процессом в высшей школе задачу перевода в ближнем будущем все большей части процесса образования в контекст искусственной инфор-
мационно-образовательной среды с помощью использования дистанционных образовательных технологии (ДОТ).
Полученные результаты исследований предполагают значительный объем работы как студентов, так и педагогических работников в освоении современных информационных технологий в соответствии с требованиями, которые предъявляются к
современной педагогике высшей школы. Одним из таких направлений, интенсивно разрабатываемых и внедряемых, является создание информационно-образовательной среды в формате ДОТ. Для этого необходима по каждому предмету методическая разработка соответствующего информационно-дидактического материала.
Рис. 1. Современная интеллектуальная информационно-обучающая среда
Внедрение дистанционного образования требует значительных усилий в системе «студент - преподаватель». При этом в подсистеме «преподаватель» необходимо создание новых алгоритмов представления информации с учетом коммуникационных особенностей электронно-цифровых форматов для правильного и заинтересованного восприятия и оценки в подсистеме «студент».
Данные проведенных нами исследований не позволяют считать готовность студентов в настоящий момент к полному восприятию информации в электронно-цифровом формате. Одной из причин яв-
ляется отсутствие в достаточном объеме источников получения необходимой учебной информации. Такая информация, удовлетворяющая потребности студента, представлена в используемых ими традиционных источниках. В связи с этим для перехода к информационно-
образовательной среде, предполагаемой в концепции современной педагогики высшей школы, потребуются значительные творческие и интеллектуальные усилия в развитии нового типа коммуникационного взаимодействия в системах «человек -машина» и «человек - машина - человек» учебного процесса.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» РФ 2016 года (273-ФЗ РФ 2016). Статья 50. Научно-педагогические работники. - http://www.consultant.ru/
2. Климов Г.П. Теория вероятности и математическая статистика - 2-е изд. - М: Изд-во МГУ, 2011. - 368 с.
3. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002.
УДК 616.9-053.2:378.147-322:378.180.6
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ,
ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ»
Тарнавская С.И., Шахова О.А.
Буковинский государственный медицинский университет 58002, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме. Проанализированы особенности самостоятельной подготовки студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль самообразования в дальнейшей профессиональной карьере и целесообразность использования разных информационных ресурсов для успешной познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: самостоятельная подготовка, педиатрия, додипломное медицинское образование
PECULIARITIES OF GRADUATE STUDENTS INDEPENDENT TRAINING IN STUDYING "PEDIATRICS, PEDIATRIC INFECTIOUS DISEASES"
TarnavskaS.I., ShahovaO.A.
Bukovinian State Medical University, 2 Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Summary. The peculiarities of independent training of students of the "General medicine " and "Pediatrics" specialties in "Pediatrics, Pediatric infectious diseases" were analyzed on the basis of the results of medical school graduates' anonymous surveys. The role of independent training in the future professional career and the practicability of the use of various information resources for successful students' cognitive activity were assessed. Keywords: self-training, Pediatrics, undergraduate medical education
Введение. В современных рыночных условиях, при наличии глобальной информационной системы образования, качественное высшее медицинское образование ассоциируется с подготовкой квалифицированных специалистов, способных эффективно и профессионально работать по спе-
циальности и конкурировать на рынке труда [1].
Успех подготовки специалистов зависит от многих факторов, одним из которых является эффективная самостоятельная работа студентов. В процессе внедрения кре-дитно-модульной системы обучения в ву-