ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
НФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХАНОЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Нгуен Тхи Ким Зунг
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье говорится об изучении информационных потребностей студентов Университета социальных и гуманитарных наук при Ханойском национальном университете. Особое внимание уделено работе Информационного центра — библиотеки Ханойского национального университета. В статье представлены результаты анкетирования студентов по изучению информационных потребностей студентов. В заключении даны рекомендации по улучшению работы Информационного центра — библиотеки Ханойского национального университета.
Ключевые слова: информационные потребности, Ханойский Университет, студенты, социально-гуманитарные науки, информационные ресурсы.
The article presents the study of information needs of students at the Hanoi University of Social Sciences and Humanities. Particular/ specific attention was paid to the activities of the Library and Information Centre — Hanoi National University. The article presents the results of students survey to study their information needs. In conclusion recommendations for improvement (quality enhancement) have been made to better the activities in the Library and Information Center — Hanoi National University.
Key words: information nееds, students, Hanoi University, social sciences and humanities, information resources.
Вьетнамские студенты являются мощной социальной силой, имеющей высокий потенциал к творческой деятельности, обладающей способностью к усвоению современных научных знаний. XXI век — век разума информационных технологий, поэтому ощущается острая потребность в молодых людях, которые могут быстро освоить новые технологии, уметь адаптироваться к изменениям современного общества.
Для того чтобы оптимизировать процесс обеспечения студентов информацией, мы провели исследование, ставящее своей целью изучение информационных потребностей обучающихся на очном отделении в Университете социальных и гуманитарных наук при Ханойском национальном универ-
190
ситете. Мы ставили своими задачами исследовать потребности студентов в информации и выявить степень удовлетворения их потребностей в получении этой информации в Информационном центре — библиотеке Ханойского национального университета.
В состав Университета социальных и гуманитарных наук входят несколько факультетов и две кафедры. В качестве одного из крупнейших университетов в своей отрасли Университет социальных и гуманитарных наук при Ханойском национальном университете своими главными целями считает распространение знаний и подготовку высокопрофессиональных специалистов в сфере социальных и гуманитарных наук.
В процессе исследования мы обнаружи-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 190-194
ли, что информационные потребности студентов носят разнообразный характер.
Большинство студентов берут материалы по своей специальности, а конкретно: учебники, учебные пособия, справочные материалы. Их также интересуют научные доклады и дипломные работы. Помимо этого, они в свободное время читают научно-техническую и художественную литературу.
Исследование показало, что студенты посещают библиотеку не только, чтобы читать и брать книги, газеты, журналы и получать информацию, но и для того, чтобы пообщаться со своими друзьями. Таким образом, Информационный центр — библиотека Ханойского национального университета является и своеобразным центром для общения студентов.
Особый интерес для нас представляло изучение информационных потребностей студентов, обучающихся библиотечной специальности. Чтобы понять их информационные потребности, мы провели специальный опрос посетителей центра.
Было роздано 300 анкет. Результаты опроса таковы.
На вопрос: «Вы часто пользуетесь библиотекой?», 40% ответили «часто»; 50% — «не часто»; 6% — «совсем нет».
Из этого можно сделать вывод о том, что студенты пользуются другими информационными ресурсами, скорее всего именно из-за неполного удовлетворения своих потребностей в данном центре. Только 40% студентов регулярно пользуются библиотекой Информационного центра Ханойского национального университета. Таким образом, напрашивается вывод, что библиотеке предстоит многое сделать для того, чтобы обеспечить студентов необходимой информацией.
Ответ на вопрос: «Сколько времени каждый день вы тратите на посещение библиотеки?», выявил следующие данные: 1—2 часа — 53%; 2—4 часа — 32%; больше 4 часов — 5%; другое — 6%.
^ Библиотечно-информационная деятельность
Это также говорит о том, что студенты не так много времени проводят в библиотеке.
На вопрос: «Какие виды материалов вы обычно используете?», ответили следующим образом:
Вид материала (%) Использование
1. Книги_83
2. Газеты_52
3. Интернет_35
4. Дипломные работы_13
5. Магистерские диссертации_7
6. Визуальные материалы_7
7. Кандидатские диссертации_5
8. Научно исследовательские работы_5
9. Онлайновые данные_ 3
10. CD-ROM 2
Таким образом, студенты используют все виды библиотечных материалов, но наибольшим спросом пользуются книги (83%); журналы и газеты занимают вторую позицию (52%). Это говорит о том, что книги, газеты и журналы остаются самым надежным источником информации, несмотря на развитие новых информационных технологий и широкое распространение Интернета, так как студенты не могут полагаться на надежность информации из Интернета. Исследование показало, что только 35% пользователей предпочитают использовать Интернет.
На вопрос о цели использования информационных ресурсов библиотеки мы получили следующие результаты: для учебы — 87%; для научных исследований — 33%; для развлечения — 45%; 2% — для других целей.
Потребности студентов в информации ясны и конкретны — студенты приходят в библиотеку в основном для учебы (87%). Наряду с этим было выявлено, что удовлетворение информационных потребностей в целях досуга достигает 45%. Этот показатель библиотеке, безусловно, надо учитывать при формировании своих информа-
ЖМ 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
ционных ресурсов, которые должны быть нацелены не только на вузовские программы, но и на удовлетворение досуговых потребностей студентов.
Нами был проведён опрос студентов непосредственно в читальном зале библиотеки — о том, часто ли они используют информационные ресурсы на иностранных языках. Оказалось, что 60% студентов не пользуются такой информацией, потому что не хватает знания иностранных языков и они не могут прочитать и понять иностранные материалы; 30% студентов используют таким материалы, но им нужно затратить много времени на перевод.
Также для нас представлял интерес то, на каком языке читают студенты? В результате исследования были получены следующие данные:
Язык
1. Вьетнамский_
2. Английский_
3. Китайский_
4. Французский_
5. Корейский_
6. Японский_
7. Русский_
8. Другие языки
Использование (%)
_92
_23
_7
_5
_3
_2
_ 0
6
Эти данные позволяют сказать, что студенты недостаточно хорошо владеют иностранными языками.
На вопрос: «Какие области знания вас интересуют? », были получены следующие ответы:
Область Использование(%
1. Социология 47
2. Культура 30
3. Литература 27
4. Педагогика 25
5. Искусство 23
6. История 17
7. Лингвистика 10
8. Информационные технологии_
9. Юридические науки_
10. Политика
11. Философия и психология_
12. Религия_
13. Экономика_
14. Другие_
12 12 7 5 2 2 3
Данная статистика полностью соответствует направлениям подготовки студентов.
Ответы на вопрос: «Какая форма информации самая быстро доступная для вас? », выявил следующее: самый быстрый способ получения студентами достоверной информации — самостоятельный выбор материалов на стеллажах — 48%; с помощью сотрудников библиотеки — 39%; из Интернета — 20%. Итак, несмотря на возможности Интернета, студенты большее доверяют информации на бумажных носителях, поэтому отдают предпочтение визуальному просмотру источников на стеллажах и консультациям специалистов.
Для нас было важно понять, как студенты оценивают информационный потенциал библиотеки. Результаты следующие: 28% считают, что удовлетворены имеющимися информационными ресурсами, в то же время 58% студентов заявили, что удовлетворены только частично, а 13% не удовлетворены. Это говорит о том, что значительную часть студентов не устраивает качество информационных ресурсов библиотеки.
Для улучшения обслуживания студентов было важно выяснить, как они оценивают качество работы библиотеки. Оказалось, что лишь 27% полностью удовлетворены библиотечными услугами; 58% частично удовлетворены. Это говорит о необходимости обратить самое серьезное внимание на улучшение обслуживания студентов.
В связи с этим на вопрос: «Каковы ваши предложения по улучшению работы библиотеки?», были получены следующие ответы: 62% рекомендовали повысить качество информационных ресурсов; 50% предложили повысить качество информационно-
библиотечных продукции и услуг; 45% студентов считают, что надо разнообразить ассортимент информационных продуктов и услуг библиотеки; 33% опрошенных предлагают обратить внимание на улучшение материальной базы (приобретение дополнительных компьютеров, увеличение числа посадочных мест и т.п.); 7% предлагают увеличить количество имеющихся в библиотеке информационных изданий по актуальным проблемам юриспруденции и права, политики, психологии, философии, истории.
В процессе исследовательской работы мы выявили основные факторы, влияющие на выбор студентами тех или иных документов. Оказалось, что 53% респондентов самостоятельно выбрали материалы, 12% получили рекомендации от друзей, 29% воспользовались советами библиотекарей. Из этого можно сделать вывод о том, что сотрудникам библиотеки надо более активно предлагать свои услуги пользователям.
Один из вопросов анкеты был связан с оценкой студентами отношения к ним сотрудников библиотеки. Нами были получены следующие результаты: 38% студентов оценивают его как хорошее; 38% как удовлетворительное; 7% как плохое.
Оценивая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо обратить самое серьезное внимание на увеличение информационных ресурсов библиотеки и их качество. Укреплять и развивать информационные ресурсы — значит способствовать успешному процессу обучения студентов. Чтобы развивать информационные ресурсы, исходя из целей из задач учебного процесса, библиотеке необходимо скорректировать свои планы комплектования в соответствии с выявленными нами потребностями студентов в получении информации.
2. Следует укреплять партнёрские отношения с другими библиотеками, в том числе и находящимися в зарубежных странах. Это позволило бы наладить обмен необхо-
^ Библиотечно-информационная деятельность
димой информацией. Особенно это важно в связи с тем, что иностранные источники очень дороги. Это дало бы возможность значительно сэкономить бюджет и использовать эти средства для приобретения других материалов, с одной стороны, и расширить информационные ресурсы, с другой стороны.
3. Библиотеке надо обратить самое серьезное внимание на развитие библиотечной инфраструктуры: увеличить площади помещений как в самом здании Университета социальных и гуманитарных наук, так и в общежитии Мэчи. Надо исходить из того, что во время сессии потребности студентов в получении информации значительно возрастают, но им не хватает посадочных мест в библиотеке. Также необходимо увеличить количество компьютеров для студентов и расширить каналы связи.
4. Сотрудникам библиотеки надо обратить внимание на улучшение качества биб-лиотечно-информационного обслуживания. Необходимо постоянно работать над совершенствованием своих знаний, особенно в области информационных технологий и в знании иностранных языков. В современных условиях сотрудник библиотеки высшего учебного заведения выступает не просто как хранитель и собиратель информации, но и как специалист, умеющий оперативно и квалифицированно обслуживать её потребителей.
Очень важно обладать навыками общения с пользователями, создавать для них наиболее комфортные условия для работы. Библиотеке предстоит еще многое сделать для популяризации своих информационных ресурсов. Необходимо продумать комплекс мероприятий по повышению информационной культуры студентов. Все это придаст Информационному центру — библиотеке Ханойского национального университета еще большее значение в совершенствования высшего образования Социалистической Республике Вьетнам.
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Образования и роль просвещенной молодежи [Электронный ресурс] : интервью с Доктором Нго Ты Лап на газете Вьетнамский студент (Заведующий кафедрой Общественных и Гуманитарных наук и экономика, международного факультета, Ханойского национального университета). — Режим доступа: <http://www.svvn.vn/vn/news/giaoduc/4191.svvn>
2. Молодежь с точки зрения посла ЕС [Электронный ресурс] : интервью с послом, главой делегации Еросоюза во Вьетнаме он Франц Йессен. — Режим доступа: http://www .svvn.vn/vn/news/doisong/4355. svvn
3. Роль студентов в курсе обновления [Электронный документ]. — Режим доступа: www.wattpad. сот/151069-уа14гт-сйа-8тЬ-у1ёп4го^-йио^-161-р61-тт
ИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
С. В. Дорохина
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья рассматривает проблемы чтения современной молодежи и ставит задачу выработки актуальных для информационного общества инструментов формирования и регулирования читательских интересов. Исследуется понятие «качества чтения молодежи» с позиций различных социальных факторов.
Ключевые слова: библиотековедение, социология чтения, чтение молодежи, читательские интересы молодежи.
The article deals with the questions of the reading of the youth and sets the problem of the searching of the instruments of regulation and formation of reader's interests of youth, which are actual in the digital society. The concept "the quality of the reading" is researched from the different actors' points of view. Key words: library science, sociology of reading, reading of the youth, reader's interests of youth.
Проблемы снижения читательской активности молодежи вызывают тревогу у широкого круга специалистов: культурологов, социологов культуры, педагогов, библиотековедов, книгоиздателей. Роль чтения в социализации молодого человека, в его нравственном, эмоциональном и эстетическом развитии, а также в передаче социального опыта, в сохранении культурного наследия столь велика, что описательные исследования теряют свою актуальность. Сегодняшняя ситуация требует переместить акценты с фиксации проблемы на поиск инструментов ее решения.
194
Исследования проблем молодежного чтения, проводимые ведущими центрами социологии чтения России, констатируют снижение количественных показателей, характеризующих интерес к «печатному слову» в данной социальной группе в целом. Вместе с тем данные исследований, например, ВЦИОМ и PISA (Programme for International Student Assessment), а также предметные и системные исследования, проводимые библиотековедческими и книговедческими центрами, доказывают несостоятельность бытующих в ряде СМИ высказываний об отсут-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 194-197