Научная статья на тему 'Информационные технологии в вузовских библиотеках Вьетнама'

Информационные технологии в вузовских библиотеках Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА ВЬЕТНАМА / VIETNAM UNIVERSITY LIBRARIES / AUTOMATION IN LIBRARY / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ELECTRONIC CATALOG / АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE AUTOMATION OF BIBLIOGRAPHIC ACTIVITIES / АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / THE AUTOMATION OF LIBRARY AND INFORMATION SERVICES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хуинь Ман Дат

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузовских библиотек Вьетнама является велением времени. Информационные технологии охватывают различные области библиотечной деятельности: создание электронного каталога; автоматизацию библиографических процессов и библиотечно-информационного обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of information technology in library operations is the order of time. Automated library information activities help librarians to release the boring manual work. The purpose of automation is to increase productivity and labor efficiency, improve quality and conditions of service, overcome the monotonous work and taking effort. Immediate problems of automation in Vietnam university libraries should implement the solutions as follows: Constructing the electronic catalog; the automation of bibliographic activities and the automation of library and information services

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в вузовских библиотеках Вьетнама»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

Хуинь Ман Дат

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ ВЬЕТНАМА

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузовских библиотек Вьетнама является велением времени. Информационные технологии охватывают различные области библиотечной деятельности: создание электронного каталога; автоматизацию библиографических процессов и библиотечно-информационного обслуживания. Ключевые слова: образование в сфере культуры, вузовская библиотека Вьетнама, электронный каталог, автоматизация библиографической деятельности, автоматизация библиотечно-информационного обслуживания.

The application of information technology in library operations is the order of time. Automated library - information activities help librarians to release the boring manual work. The purpose of automation is to increase productivity and labor efficiency, improve quality and conditions of service, overcome the monotonous work and taking effort. Immediate problems of automation in Vietnam university libraries should implement the solutions as follows: Constructing the electronic catalog; the automation of bibliographic activities and the automation of library and information services. Keywords: liberal education, Vietnam university libraries, automation in Library, electronic catalog, the automation of bibliographic activities, the automation of library and information services.

Библиотечная сеть вузов Вьетнама — одна из самых развитых библиотечных сетей во Вьетнаме, насчитывает более 330 библиотек и постоянно растет с появлением новых учебных заведений, поскольку каждый студент, аспирант, преподаватель, сотрудник вуза является активным читателем вузовской библиотеки. Тематика фондов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники.

В последние годы на государственном уровне осуществляются проекты модернизации высшего образования, в том числе и вузовских библиотек, для чего были разработаны специальные условия и привлечены дополнительные финансовые источники. Однако на пути развития библиотек вузов существует немало трудностей объективного характера, среди них: недостаточные инвестирования в исследовательскую деятельность преподавателей, сотрудников, студентов.

По материалам Управления по науке весьма распространенным явлением остается низкая оперативность в работе с информацией. После реализации проекта модернизации вузовских библиотек во Вьетнаме (середина 1990-х годов) формат информационной деятельности центральных библиотек качественно изменился.

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузовских библиотек Вьетнама является велением времени. В современных условиях необходимо пересмотреть особенности организации автоматизации вузовских библиотек Вьетнама. Проблемы автоматизации в вузовских библиотеках системы непрерывного образования являются в настоящее время предметом активного обсуждения экспертов.

Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций.

Автоматизация библиотек позволила работникам библиотечной сферы избавиться от многих рутинных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время — с каждым часом) увеличиваются.

Основными тенденциями развития информационных технологий в вузовских

библиотеках являются: персональные компьютеры, CD-ROM'bi, Интернет, электронные библиотеки.

Внедрение компьютерной техники, позволившее переводить традиционные картотеки в электронную форму и создавать на их основе проблемно-ориентированные базы данных, работы по созданию электронного каталога, последовательное и целенаправленное приобретение баз данных на CD-ROM, a также первый опыт работы в международных информационных сетях через Интернет — все это показало необходимость поиска новых форм организации информационно-библиографического обслуживания в библиотеке.

Автоматизация библиотеки вуза - это не только создание электронного каталога, но и обеспечение всех производственных процессов компьютерами и соответствующими программами. Библиотеки, начинающие внедрение новых технологий, должны учитывать, что насыщение рабочих мест библиотекарей компьютерами с отдельными, не связанными между собой автоматизированными рабочими местами - это не автоматизация, а скорее механизация работы. Данные должны вводиться один раз и затем многократно использоваться, что экономит материальные ресурсы и время библиотекарей. Прежде чем выбирать программное обеспечение, необходимо создание единой компьютерной сети. Если такая база создана, то можно смело строить планы на будущее.

Библиотеки вуза во Вьетнаме в первую очередь нуждаются во внедрении новых технологий и способов эффективного использования открывающихся возможностей. Их заинтересованность в этом обусловлена происходящим увеличением срока обучения, что является общемировой тенденцией, связанной со все возрастающими требованиями к специалистам с высшим образованием. Однако увеличение продолжительности обучения специалиста в стенах университета в традиционном виде является экономически нецелесообразным. Поэтому остро встает вопрос о необходимости новых технологий образования, что и порождает новые требования к информационной поддержке процесса обучения.

Библиотеки вузов в процессе перехода к новым технологиям должны учитывать тенденции развития высшего образования и занимать активную позицию в этом процессе. Общий курс развития вузовских библиотек следует строить с учетом того, что одним из перспективных вариантов использования современных технологий для доступа к информационным ресурсам являются цифровые (или электронные) библиотеки.

Вьетнамские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа.

Библиотеки должны взять все это на вооружение и найти свою оптимальную схему работы с технологиями мобильной связи.

Внедрение информационных технологий открывает новые возможности для формирования корпоративных и партнерских отношений между библиотеками.

Главным ориентиром для вузовских библиотек стало желание цивилизованно, в рамках международных правил и стандартов развивать свои технологии и предоставлять читателям все богатства мирового библиотечно-информационного пространства.

Актуально сегодня интенсивное развитие коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развитие информационных технологий, которые применяются в различных областях библиотечной деятельности.

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

1. Создание электронного каталога.

Электронный каталог — библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в онлайн режиме, предоставленный в распоряжение читателей библиотеки. Электронный каталог убрал все границы между существующими традиционными каталогами. Пользователь имеет возможность многоаспектного поиска, при котором наличествуют элементы поиска по алфавиту, систематическому, предметному, краеведческому каталогам, картотекам статей и заглавий, каталогу периодики.

В каталогизации вузовских библиотек широко применяются персональные компьютеры. Используется компьютеризированный каталог онлайн, доступный компьютерным терминалам в библиотеке и персональным компьютерам по всему университетскому городку.

2. Автоматизация библиографической деятельности.

Сегодня автоматизация библиографических процессов в Вьетнаме развернулась повсеместно. Почти в каждой вузовской библиотеке имеются компьютеры, как правило, они объединены в локальные сети. Объемы каталогов и баз данных постоянно растут. Существует опыт самостоятельного составления баз данных и приобретения уже готовых электронных продуктов, благодаря чему многие библиотеки отказались от ведения самостоятельных библиографических баз данных.

Автоматизация библиографической деятельности вузовских библиотек Вьетнама направлена:

— на создание полной системы оригинальных библиографических баз данных (универсальных, отраслевых, проблемно-тематических, краеведческих), которые постепенно заменят традиционные библиографические издания;

— на обеспечение оптимального библиографического поиска на основе повсеместного и постоянного доступа к локальным и удаленным базам данных.

Сложилась система текущего библиографирования большинства видов документов в традиционной государственной библиографии. В электронной библиографии сегодня реально можно осуществить бесплатный поиск книг, брошюр и т.д.

Главное достижение компьютеризации в области библиографии заключается в том, что она привела к оперативной обработке изданий, исчезли дублирующие функции, а информация вводится однократно и далее редактируется, пополняется и многократно используется.

Особенностью автоматизации библиографических процессов является то, что создаются не только электронные аналоги традиционным печатным изданиям, но и такие электронные источники, существование которых возможно только в электронной форме.

3. Автоматизация библиотечно-информационного обслуживания.

Сегодня на пути неуклонно развивающихся процессов информатизации общества трудно переоценить роль библиотеки. Современные библиотеки - это не только источники идей, мыслей, технологий и т.д., материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, каталогов и др., но и автоматизированные информационные центры, обслуживающие пользователей в локальных и удаленных режимах, центры внедрения новых информационных технологий, центры-генераторы собственных баз данных и комплексов автоматизированных услуг.

В эпоху информационного общества библиотеки могут существовать лишь в качестве отдельных «станций» единой глобальной системы, регулирующей потоки информации.

Эти факторы активизируют процесс дальнейшего внедрения, развития и использования современных автоматизированных технологий, а также способствуют повышению эффективности удовлетворения информационных запросов.

Конечно, уровень автоматизации (то есть внедрение в практику работы компьютеров и другого, связанного с ними оборудования) у каждой библиотеки разный. Но этот разрыв неуклонно сокращается благодаря тем библиотечным коллективам, которые не останавливаются на достигнутом, интенсивно внедряют новые идеи, технологии, системы.

Современное состояние образования предъявляет новые требования к функционированию вузовской библиотеки. В настоящее время она рассматривается как открытая система для обмена информацией с окружающей средой. Изменение информационных потребностей пользователей, внедрение автоматизированных технологий кардинально меняют политику, направления и возможности библиотечного обслуживания.

Вузовская библиотека превращается в информационно-образовательный центр, обеспечивающий доступ в информационное пространство и в то же время — умение ориентироваться в нем. Поэтому особое внимание уделяется формированию в библиотеках электронных информационных ресурсов. Основной принцип работы библиотеки в процессе формирования электронных ресурсов - не только постоянное обновление информационной базы, но и обеспечение всеобщей доступности информационных ресурсов любому потребителю.

В заключение хотелось бы отметить, что в формировании качества образовательных услуг в XXI веке будут играть определяющую роль именно информационные ресурсы, в частности - библиотеки как информационного потенциала самого вуза. Поэтому современный этап развития вузовской библиотеки характеризуется изменением основных приоритетов ее деятельности. Развитие информационных библиотечных технологий становится первостепенным, а осуществление дальнейших планов позволит решать задачи информационного и библиотечного обслуживания на современном уровне, что будет способствовать дальнейшему развитию библиотеки.

Подводя итог надо сказать, что деятельность университетских библиотек всегда направлена на повышение эффективности работы университетов, так как потребители информации в них зачастую являются и её производителями. Научные работники и студенты ведут поиск информации в базах данных, используют найденную информацию, дополняют её результатами последних исследований и получают новые знания в виде статей, тезисов, докладов, курсов.

Примечания

1. Вислый А. И. Вступаем в электронную эру / А. И. Вислый // Мир библиографии . -2000. - № 6. - С. 14-19.

2. Рощин А. Л. Автоматизация библиотек на современном этапе / А. Л. Рощин. -М., 2006.

3. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: [учеб. для вузов культуры и искусств] / И. М. Суслова, В. К. Клюев; под общ. ред. И. М. Сусловой; МГУКИ. - СПб.: Профессия, 2009. - 600 с.

4. Хуинь Ман Дат. Вузовские библиотеки во Вьетнаме: проблемы координации / Хуинь Ман Дат // Библиотечное дело-2009: Традиции и инновации развития в информационном обществе: [материалы четырнадцатой международной научной конференции (Москва 29-30 апреля 2009 года)]. - М.: МГУКИ, 2009. - Ч. II. - С. 142-145.

5. Цветкова А. Л. Электронная библиотека образовательного учреждения как основа создания информационной среды каталогизации / А. Л. Цветкова // Библиотечное дело-2009: Традиции и инновации развития в информационном обществе: [материалы четырнадцатой международной научной конференции (Москва 29-30 апреля 2009 года)]. - М.: МГУКИ, 2009. - Ч. 1. - С. 145-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.