Научная статья на тему 'Информационные потребности пользователей вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования социалистической республики вьетнам'

Информационные потребности пользователей вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования социалистической республики вьетнам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INFORMATION NEEDS / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕК / LIBRARY USERS / ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / THE STUDY OF THE INFORMATION NEEDS / ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ / THE STUDY OF CONSUMER INFORMATION / БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТОВ ВЬЕТНАМА / LIBRARIES OF UNIVERSITIES OF VIETNAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нгуен Тхи Ким Зунг

Статья посвящена проблемам, связанным с изучением информационных потребностей пользователей библиотек, которое оказывает существенное влияние на формирование информационных ресурсов библиотек. Центральное место в статье занимает анализ деятельности библиотек по изучению информационных потребностей пользователей, выявление отдельных методов изучения интересов пользователей библиотек, определение преимуществ и недостатков каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the problem associated with the study information needs of users, has a significant impact on the development information resources of libraries. The author identifies the main groups of users in libraries universities, tries to identify information needs of each of them. The centerpiece of the article is an analysis of libraries to study information needs of users. The main attention is paid to the analysis of individual methods to study interests of library users, showing the advantages and disadvantages of each methods.

Текст научной работы на тему «Информационные потребности пользователей вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования социалистической республики вьетнам»

s>

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(^Информационные потребности

пользователей вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования социалистической

республики вьетнам

УДК 025.4.03

Нгуен Тхи Ким Зунг

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблемам, связанным с изучением информационных потребностей пользователей библиотек, которое оказывает существенное влияние на формирование информационных ресурсов библиотек. Центральное место в статье занимает анализ деятельности библиотек по изучению информационных потребностей пользователей, выявление отдельных методов изучения интересов пользователей библиотек, определение преимуществ и недостатков каждого из них.

Ключевые слова: информационные потребности, пользователи библиотек, изучение информационных потребностей, изучение потребителей информации, библиотеки университетов Вьетнама.

The article presents the problem associated with the study information needs of users, has a significant impact on the development information resources of libraries. The author identifies the main groups of users in libraries universities, tries to identify information needs of each of them. The centerpiece of the article is an analysis of libraries to study information needs of users. The main attention is paid to the analysis of individual methods to study interests of library users, showing the advantages and disadvantages of each methods.

Keywords: information needs, library users, the study of the information needs, the study of consumer information, libraries of Universities of Vietnam.

В настоящее время в Социалистической Республике Вьетнам происходит процесс модернизации системы высшего образования, связанный с переходом на модульный принцип обучения. Переход на модульную систему обучения происходит в целях улучшения качества подготовки студентов, удовлетворения потребностей страны в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Модульная система обучения обладает следующими положительными факторами: • помогает студентам представить и опре-

делить уровень требований на каждом этапе обучения;

• создает условия для оптимизации самостоятельной работы студентов путем планирования всего процесса обучения;

• делает программу более гибкой и подвижной, помогает студенту не утратить полученные им знания и навыки, если в его учебе случается перерыв;

• помогает мобильности образовательного процесса.

В связи с обновлением системы высшего

184 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 184-187

^ Библиотечно-информационная деятельность

образования по модульному принципу особые задачи встают перед библиотеками высших учебных заведений. Эффективность работы вузовской библиотеки по обеспечению учебного процесса является показателем качества образования в том или ином учебном заведении.

Качество работы информационно-библиотечного учреждения учебного заведения определяется уровнем удовлетворения информационных потребностей пользователей. Постоянное изучение пользователей и их информационных потребностей является важным направлением работы каждого информационно-библиотечного центра. Библиотека, которая стремится к достижению наибольшей эффективности в организации обслуживания пользователей, должна проводить постоянный мониторинг пользователей и их потребностей в получении информации.

Особенно это важно в эпоху нынешнего информационного бума, когда ни одна библиотека, какими бы ресурсами она не располагала, не может пополнять свои фонды всеми вновь появляющимися источниками информации. Постоянное изучение пользователей и их информационных потребностей позволит библиотекам более рационально использовать имеющиеся финансовые средства, вносить коррективы в процесс формирования документных фондов, определять динамику их развития.

Изучение потребителей информации позволяет сгруппировать их по образовательному уровню, приоритету интересов.

Данная группировка пользователей поможет библиотекам в формировании планов более эффективного обслуживания каждой группы пользователей.

Практика показывает, что в высших учебных заведениях пользователей можно разделить на следующие группы:

• студенты очного и заочного отделений;

• магистранты и аспиранты;

• пользователи, занимающиеся исследовательской и преподавательской работой;

• руководящие и управленческие работни-

ки вузов.

Распределение пользователей по группам позволяет библиотекам легко определить особенности информационных потребностей каждой из них. Например:

• в группе пользователей студентов, как правило, преобладают потребности на материалы по специальности, такие как учебники, учебные пособия, справочные издания;

• у магистрантов и аспирантов обычно существует потребность в поиске дипломов и диссертаций, рефератов;

• пользователи, занимающиеся исследовательской и преподавательской работой, испытывают потребность в информации о научных исследованиях, в источниках на иностранных языках;

• руководящие и управленческие работники вузов нуждаются в информации, связанной с организацией учебного процесса, нормативно-правовыми документами.

Создание системы изучения информационных потребностей пользователей вузовской библиотеки позволяет выработать рациональную стратегию развития документных фондов, сбалансировать пополнение информационными ресурсами различных образовательных программ.

В вузовских библиотеках Вьетнама применяются различные способы изучения информационных потребностей пользователей. Однако, к сожалению, эта работа проводится не всегда системно. Между тем, только комплексный характер процесса изучения информационных потребностей пользователей может дать положительный результат.

Попытаемся систематизировать некоторые направления работы библиотек вузов в этом направлении работы.

В некоторых библиотеках проводится анализ книжных формуляров (обычно выборочный), который позволяет определить обращаемость книги среди разных категорий пользователей.

В ряде библиотек используется дневник обслуживания пользователя. Ежедневно сотрудник библиотеки фиксирует данные о том, сколько человек посетило библиотеку, к

какой категории пользователей они относятся, какова частота обращения пользователя, к каким материалам обращался пользователь «по содержанию и языку». Ежемесячно библиотеки проводят анализ дневников и доводят эту информацию до руководителей библиотеки.

Знакомство с деятельностью библиотек ряда университетов показало, что некоторые библиотеки используют анкетирование пользователей для изучения их информационных потребностей. Несмотря на значительную трудоемкость этой работы, она дает наиболее полное представление об информационных потребностях пользователей, потому что посетители библиотек имеют возможность изучить вопросы анкеты и представить объективные и продуманные ответы. В опросных листах они также часто дают оценку деятельности библиотеки, представляют предложения или рекомендации по всем аспектам её деятельности. Все это позволяет библиотеке вносить коррективы в процесс организации библиотечного обслуживания.

Кроме анкетирования, библиотеки используют интервьюирование пользователей. Положительным моментом здесь является то, что работник библиотеки напрямую контактирует с пользователем, задает вопросы, смотрит за реакцией читателя в процессе интервью, записывает ответы и реплики читателя. Однако достоверность и объективность результатов интервьюирования во многом зависит от профессиональной подготовки самого интервьюера. Интервьюер должен создать атмосферу непринужденности, открытости, доверия, доброжелательности к пользователю, уметь подстраиваться под него, задаваемые вопросы должны быть сжатыми и емкими, надо избегать задавать большое количество вопросов, что часто вызывает у интервьюируемого раздражение и усталость.

Отдельные библиотеки один-два раза в год проводят читательские конференции. Такую форму нельзя использовать чаще, потому что она требует больших временных затрат.

Проведение читательских конференций позволяет руководству библиотеки и её подразделениями услышать мнения пользователей, их предложения, оценки, советы, рекомендации по улучшению библиотечного обслуживания. Следует отметить, что в результате проведения конференции происходит процесс сближения работников библиотек и пользователей, что крайне важно в процессе оптимизации библиотечного обслуживания.

Большое внимание библиотеки уделяют сбору, обобщению и анализу мнений пользователей на форуме библиотеки в сети Интернет. Высказываемые на форуме мнения, электронная переписка, письма, которые пользователи направляют в библиотеку, представляют собой ценную информацию, которую сотрудники библиотеки должны проанализировать. Знакомство с веб-сайтами библиотек показывает, что пользователи очень часто не удовлетворены качеством предоставляемых информационных услуг. Они высказывают претензии из-за отсутствия необходимых источников, отмечают слабую материальную базу отдельных библиотек. Надо иметь в виду, что, обмениваясь мнениями на форуме или по электронной почте, в письмах, библиотечные работники должны проявить максимальную внимательность к пользователям, уважение к их мнению.

Комплексный подход к изучению информационных потребностей пользователей библиотек высших учебных заведений позволил бы провести целый ряд исследований в этом направлении организации библиотечного обслуживания.

Среди таких тем могли бы быть:

• мониторинг пользовательского спроса, изучение неудовлетворенного спроса на литературу;

• выявление мнений пользователей о качестве библиотечно-информационного обслуживания, их отношения к библиотеке и представлений о перспективах её развития;

• составление социального портрета пользователей и «непользователей» библиотеки;

^ Библиотечно-информационная деятельность

• анализ библиотечных услуг и тенденций их развития, востребованности различных видов библиотечных услуг пользователями;

• изучение различных социальных групп и особенностей их библиотечного обслуживания.

Эффективность деятельности вузовских библиотек во многом определяется квалификацией работающих в них библиотекарей. Анкетирование и интервьюирование, о которых мы говорили ранее, показывает, что пользователи часто оценивают квалификацию библиотекаря по следующим показателям:

• насколько библиотекарь владеет современными компьютерными технологиями;

• способен ли он оперативно отыскать нужную информацию;

• какова культура общения библиотекаря с пользователем;

• насколько библиотекарь проявил участие к пользователю;

• владеет ли библиотекарь иностранным

языком.

Для участия в комплексных исследованиях по изучению информационных потребностей пользователей библиотекарям необходим целый комплекс знаний, умений и навыков:

• специальные знания по теории и практике библиотечного обслуживания;

• умение диагностировать, а затем типизировать информационные потребности пользователей;

• владение навыками культуры общения с пользователями библиотек.

К сожалению, в рамках одной статьи трудно обозначить весь комплекс задач оптимизации деятельности вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования Социалистической Республики Вьетнам. Но мы хотели бы ещё раз обратить внимание на то, что изучение информационных потребностей пользователей должно занимать одно из ведущих мест в этом процессе.

Примечания

1. Обучение кредитной системе: опыт реального мира и Вьетнама [Электронный ресурс] / Нгуен Ким Зунг ; Институт исследования образования ; Хошиминский Педагогический Университет. — Режим доступа: http://www.ier.edu.vn/content/ view/110/161/

2. Обучение кредитной системе в Нячанг университете: преимущества и проблемы / Нгуен Зуй Су ; кафедра практические языки ; Факультет иностранных языков Университета Нячанг. — 5 с.

3. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : ПРОФЕССИЯ, 2010. — 640 с. — (Серия «Библиотека»).

4. Nhü ng kh6c biet cr n ban giüa dao tao theo niKn che va dao tao theo tHn chi / Lk Vr n Háo — PhT ng pám bao chat luong va ky thuat,, Tr но ng pai hoc Nha Trang.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.