Научная статья на тему 'Практика формирования клинического мышления у студентов на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета'

Практика формирования клинического мышления у студентов на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / CLINICAL THINKING / INTERACTIVE TEACHING METHODS / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / CLINICAL PHARMACOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов С. Н., Данилов А. И., Жаркова Л. П., Зузова А. П.

Преподавание клинической фармакологии играет ключевую роль в формировании ряда профессиональных компетенций, таких как способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний. Таким образом, у будущих специалистов различного профиля формируется клиническое мышление. Использование интерактивных методов обучения способствует повышению у студентов интереса не только к изучаемой дисциплине, но и к медицине в целом, позволяет им лучше и точнее понимать цели, задачи и место клинической фармакологии в системе высшего медицинского образования, способствует развитию большей самостоятельности студентов, творческого подхода к обучению, проявлению своей индивидуальности в учебном процессе и других полезных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов С. Н., Данилов А. И., Жаркова Л. П., Зузова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF FORMATION OF CLINICAL THINKING IN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL PHARMACOLOGY SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Teaching clinical pharmacology plays a key role in the formation of a number of professional competencies, such as the ability and willingness to carry out the algorithm of choice of drug therapy for first aid in urgent and life-threatening conditions, the ability and willingness to analyze the effects of drugs on the totality of their pharmacological properties in the treatment of various diseases. Thus, future specialists in various fields formed the clinical thinking.The use of interactive teaching methods helps students to increase their interest not only in the discipline, but also in medicine in General, allows them to better and more accurately understand the goals, objectives and place of clinical pharmacology in higher medical education, promotes the development of greater independence of students, creative approach to learning, manifestation of their individuality in the learning process and other useful skills.

Текст научной работы на тему «Практика формирования клинического мышления у студентов на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета»

ОБЗОР

УДК 615.03 (07.07)

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Козлов С.Н., Данилов А.И., Жаркова Л.П., Зузова А.П.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Преподавание клинической фармакологии играет ключевую роль в формировании ряда профессиональных компетенций, таких как способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний. Таким образом, у будущих специалистов различного профиля формируется клиническое мышление. Использование интерактивных методов обучения способствует повышению у студентов интереса не только к изучаемой дисциплине, но и к медицине в целом, позволяет им лучше и точнее понимать цели, задачи и место клинической фармакологии в системе высшего медицинского образования, способствует развитию большей самостоятельности студентов, творческого подхода к обучению, проявлению своей индивидуальности в учебном процессе и других полезных навыков.

Ключевые слова: клиническое мышление, интерактивные методы обучения, высшее профессиональное образование, клиническая фармакология.

PRACTICE OF FORMATION OF CLINICAL THINKING IN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL PHARMACOLOGY SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Kozlov S.N., Danilov A.I., Zharkova L.P., Zuzova A.P.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: Teaching clinical pharmacology plays a key role in the formation ofa number ofprofessional competencies, such as the ability and willingness to carry out the algorithm of choice of drug therapy for first aid in urgent and life-threatening conditions, the ability and willingness to analyze the effects of drugs on the totality of their pharmacological properties in the treatment of various diseases. Thus, future specialists in various fields formed the clinical thinking.The use of interactive teaching methods helps students to increase their interest not only in the discipline, but also in medicine in General, allows them to better and more accurately understand the goals, objectives and place of clinical pharmacology in higher medical education, promotes the development of greater independence of students, creative approach to learning, manifestation of their individuality in the learning process and other useful skills.

Key words: clinical thinking, interactive teaching methods, higher vocational education, clinical pharmacology.

Введение стратегию и нести личную ответственность (об-

Главной задачей современного высшего об- ладать клиническим мышлением). разования является подготовка специалистов, В формировании клинического мышления способных нестандартно, гибко и своевремен- большую роль играет использование в про-но реагировать на изменения, которые проис- цессе обучения интерактивных методов обу-ходят в мире. Другими словами, студент дол- чения, позволяющих сформировать навыки жен не только получить теоретические знания, и умения, направленные на решение практиче-но и овладеть определенными навыками, уме- ских вопросов тактики, лечебно-диагностиче-ниями действовать в конкретных жизненных си- ских, экспертных, профилактических и других туациях, планировать собственную жизненную аспектов [1].

Одной из дисциплин, изучаемых в медицинских высших учебных заведениях (ВУЗ), которая позволяет формировать все вышеназванные способности и умения, является клиническая фармакология. Подтверждением этого является то, что клиническая фармакология преподается на большинстве факультетов медицинских ВУЗов.

Значение клинического мышления в профессии врача

Клиническое мышление в широком смысле не может быть сведено к мышлению в обычном для логики понимании. Это не только решение сложных логических задач, но и способность к наблюдательности, установлению психологического контакта, доверительных отношений с больным, развитая интуиция и «воссоздающее воображение», позволяющее представить патологический процесс в его целостности.

К клиническому мышлению врача в настоящее время предъявляются следующие требования:

1. Наблюдательность. Афоризм «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» нигде не звучит так актуально, как в практической медицине. Надо лишь слово «увидеть» дополнить словом «наблюдать».

2. Объективность мышления. Субъективизм в оценке фактов и диагностических заключениях - наиболее частая причина врачебных ошибок, связанная с недостаточно критическим отношением врача к своим умозаключениям.

3. Гибкость, т.е. способность к быстрой мобилизации и перемене хода рассуждений, когда это диктуется изменением в течении болезни.

4. Целенаправленность, что подразумевает умение врача рассуждать, придерживаясь определенного направления мысли.

5. Концентрированность - умение врача с начала обследования пациента выделить главное. В диагностике важно сосредоточить внимание на доминирующих симптомах, определяющих состояние больного и оказывающих решающее влияние на выбор лечебной тактики.

6. Решительность. Она вытекает из важнейшей особенности работы врача - необходимости действовать во многих случаях с учетом лимита времени и отсутствия достаточной информации.

7. Опыт клинической работы. Вероятно, поэтому в области медицины редко встречаются «вундеркинды»: зрелость приходит, как правило, с сединой.

8. Память, способность помнить возможно большее число известных в настоящее время заболеваний. Диагностировать можно лишь то заболевание, которое подозреваешь и которое знаешь [2].

Система организации образовательного процесса в ВУЗах

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетент-ностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация [3].

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой [4].

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [5].

Термин «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельно-

сти, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [6].

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [7, 8].

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе [9, 10, 11].

Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее важных средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в ВУЗе. В ходе проведения многочисленных исследований установлено, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, способствующим оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Интерактивные методы обу-

чения в ВУЗе способствуют постоянному взаимодействию, участники которого находятся в режиме непрерывной беседы и диалога. Они ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. При этом основную позицию должны занимать именно учащиеся, роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия [12].

Интерактивные методы, используемые на лекциях:

«Мозговая атака», «мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» - это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Студенты свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу.

Презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы: документальные интервью, интервью мнений, интервью «пресс-конференция». Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме.

Обратная связь. Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы.

Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение

оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию [6, 7, 8].

Интерактивные методы, используемые на практических занятиях:

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.

Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации. Главное значение данного метода заключается в способности уменьшить для студентов степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций.

Метод анализа конкретных ситуаций - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Коллективные решения творческих задач. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Деловая игра. Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфиче-

ские операции, моделируется соответствующий рабочий процесс [6, 7, 8].

Некоторые интерактивные методы обучения были внедрены и использовались на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета еще в процессе преподавания в рамках Государственного образовательного стандарта, главным образом при проведении практических занятий. При переходе на образовательные программы ФГОС значимость интерактивных методов, как уже отмечено выше, существенно возрастает, что требует их более активного использования в учебном процессе, как на практических занятиях, так и при чтении лекций. Важным моментом является дифференцированный подход к выбору конкретных методов с учетом направления подготовки обучающихся (лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация), в следствии необходимости формирования у них соответствующих профессиональных компетенций.

Как свидетельствует наш опыт, использование интерактивных методов обучения способствует повышению у студентов интереса не только к изучаемой дисциплине, но и к медицине в целом, позволяет им лучше и точнее понимать цели, задачи и место клинической фармакологии в системе высшего медицинского образования, способствует развитию большей самостоятельности студентов, творческого подхода к обучению, проявлению своей индивидуальности в учебном процессе и других полезных навыков.

Благодаря интерактивным методам студенты лучше усваивают материал, предусмотренный программами обучения на лечебном, педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом факультетах. Под руководством сотрудников кафедры студенты имеют возможность совершенствовать свои умения и навыки в составлении тематических презентаций, подготовки сообщений и докладов с последующим представлением их на конференциях и семинарах самого различного уровня, выступлением на олимпиадах.

Заключение

Преподавание клинической фармакологии играет ключевую роль в формировании ряда профессиональных компетенций, таких как способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, способность и го-

товность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний. Таким образом, у будущих специалистов различного профиля формируется клиническое мышление.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ВУЗе предусматривают развитие у обучающихся нравственных ценностей. Они способствуют формированию

ЛИТЕРАТУРА

индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение, что принципиально важно для будущих специалистов системы здравоохранения.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

1. Щербакова И.В. Совершенствование обучения физике и математике студентов медицинских вузов // Наука и образование: современные тренды. - 2014. - № 6. - С. 288-296.

2. Бибалова С.А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 83-87.

3. Козлов С.Н., Данилов А.И. Интерактивные методы преподавания на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 27-31.

4. Никитина Ю.А. Формирование политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «физика, математика» // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 85-92.

5. Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Д.Ю. Левин, Е.В. Михайлова, Н.А. Клоктунова, А.В. Романовская // Высшее образование сегодня. -2015. -№ 3. - С. 29-33.

6. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе//Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». -2012. -№ 2. - С. 1-18.

7. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 11. - С. 119-124.

8. Зайцева О.С. Интерактивные формы и методы обучения интернет-технологиям в вузе // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2012. - № 4. - С. 19-26.

9. Приезжева Е.М. Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе // Вестник РМАТ. - 2011. -№ 3. - С.129-132.

10. Щербакова А.В., Петрова Е.А. К вопросу о внедрении интерактивных форм обучения при изучении математики в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. - 2013. - Т. 18, № 1 - С. 88-92.

11. Кругова Н.В., Тищенко В.И. Методические аспекты преподавания дисциплины «правоведение» в медицинском вузе // Верхневолжский медицинский журнал. - 2014. - Т. 12, № 1. - С. 43-46.

12. Кругова Н.В., Тищенко В.И. Преподавание дисциплины «правоведение» в медицинском вузе // Тверской медицинский журнал. - 2014. - № 4. - С. 124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.