УДК 615.03 (07.07):378.147
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Козлов С.Н., Данилов А.И.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В статье представлен обзор интерактивных методов обучения и их использование на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, высшее профессиональное образование, клиническая фармакология.
INTERACTIVE METHODS OF TEACHING AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL PHARMACOLOGY OF THE SSMU
Kozlov S.N., Danilov A.I.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article presents an overview of interactive teaching techniques and their applica-topn at the Department of Clinical Pharmacology of the Smolensk State Medical University. Possibilities and practical value of these techniques implementation to the system of higher education are discussed.
Key words: interactive teaching techniques, professional development, clinical pharmacology.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация [1, 2].
Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой [2].
Главной задачей современного высшего образования является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Другими словами, студент должен не только получить теоретические знания, но и овладеть определенными навыками, умениями действовать в конкретных жизненных ситуациях, планировать собственную жизненную стратегию и нести личную ответственность. Одной из дисциплин, изучаемых в медицинских высших учебных заведениях
(ВУЗ), которая позволяет формировать все вышеназванные способности и умения, является клиническая фармакология. Подтверждением этого является то, что клиническая фармакология преподается на большинстве факультетов медицинских ВУЗов.
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [3, 4, 5].
Термин «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» -это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение - это униве-ральная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное едине-
ние участников. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [6].
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее важных средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в ВУЗе. В ходе проведения многочисленных исследований установлено, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, способствующим оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Интерактивные методы обучения в ВУЗе способствуют постоянному взаимодействию, участники которого находятся в режиме непрерывной беседы и диалога. Они ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. При этом основную позицию должны занимать именно учащиеся, роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия [6-10].
Интерактивные методы, используемые на лекциях
«Мозговая атака», «мозговой штурм» -это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» - это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Студенты свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу.
Презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы: документальные интервью, интервью мнений, интервью «пресс-конференция». Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме.
Обратная связь. Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы.
Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли
экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию [6, 7, 8].
Интерактивные методы, используемые на практических занятиях (семинарах):
Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.
Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций).
Метод анализа конкретных ситуаций -это техника обучения, использующая обсуждение реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Коллективные решения творческих задач. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Деловая игра. Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные спе-
цифические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс [6, 7, 8].
Некоторые интерактивные методы обучения были внедрены и использовались на кафедре клинической фармакологии Смоленского государственного медицинского университета еще в процессе преподавания в рамках Государственного образовательного стандарта, главным образом при проведении практических занятий. При переходе на образовательные программы ФГОС значимость интерактивных методов, как уже отмечено выше, существенно возрастает, что требует их более активного использования в учебном процессе, как на практических занятиях, так и при чтении лекций. Важным моментом является дифференцированный подход к выбору конкретных методов с учетом направления подготовки обучающихся (лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация), а следовательно, и с учетом необходимости формирования у них соответствующих профессиональных компетенций.
Как свидетельствует наш опыт, использование интерактивных методов обучения способствует повышению у студентов интереса не только к изучаемой дисциплине, но и к медицине в целом, позволяет им лучше и точнее понимать цели, задачи и место клинической фармакологии в системе высшего медицинского образования, способствует развитию большей самостоятельности студентов, творческого подхода к обучению, проявлению своей индивидуальности в учебном процессе и других полезных навыков.
Благодаря интерактивным методам студенты лучше усваивают материал, предусмотренный программами обучения на лечебном, педиатрическом и фармацевтическом факультетах. Под руководством сотрудников кафедры студенты имеют возможность совершенствовать свои умения и навыки в составлении тематических презентаций, подготовки сообщений и докладов с последующим представлением их на конференциях и семинарах самого различного уровня, выступлением на олимпиадах.
Тем не менее есть некоторые проблемы с организацией интерактивного обучения на стоматологическом факультете, что связано с переводом в рамках ФГОС (на наш взгляд нерациональным) изучения клинической фармакологии с IX семестра в VI (т.е. с 5-го курса на 3-й), причем почему-то в модуле внутренних болезней, что лишает дисциплину статуса самостоятельности и противоречит положениям специального Доклада Всемирной организации здравоохранения [11]. К этому моменту не изучены ни клинические, ни профильные стоматологические дисциплины, которые рассматриваются только в VIII-X семестрах, что нарушает возможность реализации задач клинической фармакологии в формировании ряда профессиональных компетенций, таких как способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27); способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28); способность и готовность к проведению преме-дикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-29) и др. Все это в свою очередь затрудняет возможность осваивать практические умения - оценивать рациональность назначенной фармакотерапии, уметь обосновывать пути ее оптимизации с учетом персонализированного подхода в лечении различных заболеваний. Вполне логично, что если нарушены базовые принципы построения программы и последовательности изучения дисциплин, возникают затруднения с внедрением интерактивных методов обучения.
Заключение
Интерактивные методы организуют учебный процесс таким образом, что все студенты вовлечены в познавательный процесс. Любой имеет возможность выслушать и проанализировать мнения дру-
гих, проговорить свою позицию, в процессе диалога прийти к общему мнению.
Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ВУЗе предусматривают развитие у обучающихся нравственных ценностей. Они способствуют формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение, что принципиально важно для будущих специалистов системы здравоохранения.
Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Вместе с тем инновационные педагогические технологии не могут быть универсальными и не заменят полностью традиционно сложившие формы обучения, но при этом смогут значительно увеличить уровень сформированности профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература
1. Щербакова, И.В. Совершенствование обучения физике и математике студентов медицинских вузов [Текст] // Наука и образование: современные тренды. - 2014. - № 6. -С. 288-296.
2. Бибалова, С.А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей [Текст] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 83-87.
3. Никитина, Ю.А. Формирование политехнической компетентности врача в процессе изучения интегрированной дисциплины «физика, математика» [Текст] // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 85-92.
4. Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций [Текст] / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, Д.Ю. Левин, Е.В. Михайлова, Н.А. Клок-тунова, А.В. Романовская // Высшее образование сегодня. -2015. - № 3. - С. 29-33.
5. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Текст] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». -2012. - № 2. - С. 1-18.
6. Обсков, А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2012. - № 11. - С. 119-124.
7. Зайцева, О.С. Интерактивные формы и методы обучения интернет-технологиям в вузе [Текст] / Вестник Тобольской государственного социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2012. - № 4. - С. 19-26.
8. Приезжева Е.М. Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе [Текст] // Вестник РМАТ. - 2011. - № 3. - С.129-132.
9. Щербакова, А.В., Петрова, Е.А. К вопросу о внедрении интерактивных форм обучения при изучении математики в вузе [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. - 2013. - № 18. - С. 88-92.
10. Кругова, Н.В., Тищенко, В.И. Методические аспекты преподавания дисциплины «правоведение» в медицинском вузе [Текст] // Верхневолжский медицинский журнал. -2014. - № 12. - С. 43-46.