Научная статья на тему 'Клиническая фармакология - «Прикладная дисциплина в стоматологии?'

Клиническая фармакология - «Прикладная дисциплина в стоматологии? Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
852
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / CLINICAL PHARMACOLOGY / СТОМАТОЛОГИЯ / STOMATOLOGY / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / STOMATOLOGICAL FACUL

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич, Зузова Антонина Петровна

В статье анализируется значимость дисциплины «клиническая фармакология в обучении студентов стоматологического факультета. Рассматриваются методы и формы преподавания клинической фармакологии, методы контроля освоения дисциплины и виды самостоятельной работы студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич, Зузова Антонина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL PHARMACOLOGY - “SINGLE-REMOTE APPLICATION” OF STOMATOLOGY?

The article analyzes the consequence of Clinical pharmacology in teaching of students of the Stomatological Faculty. The methods and forms of the teaching of Clinical pharmacology, methods of control of mastering discipline and the kinds of autonomous worker are discussed.

Текст научной работы на тему «Клиническая фармакология - «Прикладная дисциплина в стоматологии?»

УДК 615.03:616.31

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ - «ПРИКЛАДНАЯ» ДИСЦИПЛИНА В СТОМАТОЛОГИИ? © Козлов С.Н., Зузова А.П.

Смоленская государственная медицинская академия, России, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: В статье анализируется значимость дисциплины «клиническая фармакология» в обучении студентов стоматологического факультета. Рассматриваются методы и формы преподавания клинической фармакологии, методы контроля освоения дисциплины и виды самостоятельной работы студентов

Ключевые слова: клиническая фармакология, стоматология, стоматологический факультет

CLINICAL PHARMACOLOGY IS "AN APPLIED" DISCIPLINE IN DENTISTRY? Kozlov S.N., Zouzova A.P.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary: The article analyzes significance of Clinical Pharmacology for the students of the Dentistry Faculty. Methods and forms of teaching at the Department of Clinical Pharmacology as well as techniques to control students' competence and their self-performed training are discussed in the paper.

Key words: clinical pharmacology, stomatology, Stomatological Faculty

«Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний».

Л. Вовенар, XVIII век

Клиническая фармакология как дисциплина, внесенная в раздел «прикладных», рабочей программы преподавания на 5-м курсе стоматологического факультета в соответствии с ГОС ВПО включается в процесс изучения последовательно по освоению фундаментальных - фармакологии и терапии.

Мотивацией к изучению предмета на этапе формирования клинического мышления у студента-пятикурсника служит глобальное направление современной медицины - персонализированная терапия и оптимизация выбора лекарственных средств с учетом принципов доказательной медицины, как в ходе выполнения стоматологических манипуляций, так и при оказании неотложной помощи с обеспечением максимальной эффективности и безопасности. Активное включение студентов в решение задач, моделирующих их профессиональную деятельность, способствует формированию аналитической, исследовательской, профессиональной, коммуникативной и социальной компетенций [1].

Педагогические технологии преподавания клинической фармакологии на стоматологическом факультете в целом сравнимы с принятыми на лечебном и педиатрическом факультетах. Формирование базисных знаний осуществляется в ходе освоения лекционного материала (общие вопросы клинической фармакологии), самостоятельной подготовки с последующим разбором на практических занятиях частных вопросов, касающихся характеристик отдельных групп лекарственных препаратов и особенностей их применения при различных нозологических формах заболеваний с использованием методического материала и литературных источников. При этом практикуются как традиционные, так и активные методы обучения, в которых делается упор на самостоятельную работу студентов - подготовку презентаций, докладов, рефератов. Содержание лекций и практических занятий соответствует особенностям профессиональных задач будущего врача-стоматолога широкого профиля. «Стоматологический акцент» преподавания клинической фармакологии характеризуется четким выделением нежелательных лекарственных реакций со стороны ротовой полости, возможным лекарственным взаимодействиям при оказании стоматологической помощи пациентам групп риска (пожилой возраст, дети, сопутствующие

заболевания, лекарственная полнпрагмазня). Немаловажным является разъяснение особенностей тактики применения антимикробных и противовоспалительных препаратов для данной категории пациентов, грамотной аргументации показаний к их системному и местному применению. Одной из особенностей преподавания клинической фармакологии на стоматологическом факультете является необходимость расширения базы доказательной медицины в отношении большого арсенала лекарственных препаратов для местного применения и гигиенических средств, их комбинаций и форм выпуска, показаний к применению.

При решении профессиональных задач студент в ходе обучения должен овладеть высокой степенью ориентации в адекватности и рациональности выбора лекарственных препаратов, с которыми работает врач, оказывая стоматологическую помощь (антибиотики, анальгетики, анестетики, противовоспалительные). Представленныйв «терапевтическом паспорте» наблюдаемого пациента арсенал лекарственных средств концентрирует внимание обучаемого на решение клинико-фармакологических задач (лекарственные взаимодействия, нежелательные лекарственные реакции) с мотивацией расширения знаний по лекарственной терапии.

Мотивационным посылом к самостоятельному решению профессиональных задач, как и регуляторным механизмом развития логического мышления, является работа с «клинико-фармакологической картой» наблюдаемого пациента, которая итожит совокупность действий студента и преподавателя. Руководствуясь принципами клинической фармакологии, владея знаниями фундаментальной фармакологии, терапии и стоматологии, в ходе проведения самостоятельного анализа лекарственного «паспорта» студент решает профессиональные задачи, обобщая их в клиническом резюме и предложении аргументированного альтернативного выбора. Педагог завершает тестирование конечного продукта детальным разбором с обсуждением конкретного пациента в конкретной клинической ситуации, что отражает и необходимость «фармакологического мышления у постели больного» (академик Б.Е. Вотчал) будущего врача-стоматолога и его способность к решению профессиональной задачи - что «назначать не следует», перефразируя Эсхила «Мудр - кто знает нужное, а не многое».

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и новой рабочей программы, предусматривающей преподавание клинической фармакологии на 3-м курсе (6 семестр) параллельно изучению фундаментальной фармакологии и терапии, подходы к формированию компетенций студентов изменяются. Реализация проектируемого умения самостоятельно решать профессиональные клинико-фармакологические задачи усложняется. Этому способствует постоянно изменяющийся информационный поток о лекарственных препаратах, связанный с ростом объема фармацевтической продукции и представлением о ее качестве, еще несформировавшийся клинический ориентир в профессии, который должен базироваться на доказательной медицине, основанной на анализе объективной информации о лекарственных средствах и современных педагогических методиках. В то же время внедрение ФГОС повышает степень ответственности педагога за формирование у студента умения к самостоятельному решению практических клинико-фармакологических задач в конкретных ситуациях.

Для формирования профессиональных навыков и умений на кафедре подготовлены и обновляются учебно-методические пособия, используются справочники лекарственных

препаратов,мультимедийные средства обучения,Интернет-сайт www.antibiotic.ru, на котором размещаются самые разнообразные сведения, необходимые для осуществления полноценного процесса обучения. В частности, это учебные материалы для самоподготовки студентов -лекционные материалы в виде слайдовых презентаций формата PowerPoint; методические разработки по различным разделам клинической фармакологии, подготовленные на кафедре; справочные материалы, актуальная информация о лекарственных средствах и т.д.

В 2012 г. подготовлен УМК по дисциплине клиническая фармакология для студентов стоматологического факультета, составленный с учетом требований ФГОС, разработаны методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям для преподавателей и студентов.

Основные задачи преподавания клинической фармакологии на стоматологическом факультете включают:

- освоение студентами основных вопросов общей и частной клинической фармакологии с позиций доказательной медицины;

- формирование у студентов знаний и умений в области назначения и рационального применения лекарственных средств, которые являются необходимыми для будущей профессиональной деятельности врача в условиях требований современной медицины и Приоритетного

национального проекта «Здоровье», позволяющих осуществлять индивидуализированную, контролируемую, безопасную и эффективную фармакотерапию;

- ознакомление с мероприятиями по профилактике профессиональных заболеваний, осуществление контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;

- изучение студентами фармакодинамики и фармакокинетики основных групп лекарственных средств, применяющихся с целью профилактики, диагностики, лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний человека, при реабилитации больных;

- изучение взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакций, показаний и противопоказаний к применению лекарств;

- формирование умений, необходимых для решения отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области клинической фармакологии с использованием знаний основных требований информационной безопасности;

- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками.

Студент стоматологического факультета должен:

- знать базовую и критически оценивать новую информацию о лекарственных средствах;

- самостоятельно изучать информацию, содержащуюся в электронных базах данных, в том числе на английском языке (например, «РиЬМеё»);

- уметь осуществлять выбор эффективных, безопасных лекарственных средств и их режимов дозирования на основе клинических рекомендаций, стандартов диагностики и лечения, формуляров, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для проведения современной индивидуализированной, контролируемой фармакотерапии, с использованием основных данных по фармакокинетике, фармакодинамике, фармакогенетике, фармакоэкономике, фармакоэпидемиологии, взаимодействию лекарственных средств, с учетом проявлений нежелательных лекарственных реакций и положений доказательной медицины.

Унифицированный подход к оценке результатов обучения предполагает использование системы тестового контроля знаний студентов и комплекса ситуационных задач по рациональному выбору лекарственных средств в разных клинических ситуациях. Такой педагогический подход выполняет три основных функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая позволяет выявить уровень исходных и усвоенных знаний; обучающая состоит в мотивации к активному усвоению материала; воспитательная проявляется в организации и повышении дисциплины, выявлению и устранению пробелов в знаниях. Для студентов 3-го курса важным для решения профессиональных задач до самостоятельной работыс пациентом и клинико-фармакологической картой может стать метод «кейсов» - специализированных комплексных наборов для групповой аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы [2]. При этом образовательный процесс проходит в деятельности, имеющей личностный смысл: самостоятельное формирование цели, поиск информации и ее экспертная оценка, сопоставление и сравнение результатов анализа клинико-фармакологических аспектов. Например: выбор анальгетиков для купирования зубной боли начинается с самостоятельной индивидуальной подготовки (изучение группы препаратов, их фармакодинамики, фармакокинетики, профиля нежелательных реакций), в проектном аспекте может быть продолжен в групповом аудиторном обсуждении с решением профессиональной задачи (выбор препарата в зависимости от интенсивности и продолжительности синдрома, особенностей пациента) - оптимальный выбор препарата: наиболее эффективного и безопасного, имеющего соответствующую доказательную базу. Ролевое проигрывание клинических ситуаций (оппонирование, рецензирование) разной степени сложности в большей степени позволит педагогу выявить уровень подготовленности студента и его способность к клиническому мышлению, помочь в самостоятельном решении профессиональных задач [3]. В настоящее время на кафедре продолжается разработка комплекса материалов для инновационных моделей преподавания (в том числе для самостоятельной и групповой аудиторной работы).

В связи с «параллельностью» изучения студентами 3-го курса стоматологического факультета фундаментальной фармакологии, терапии и клинической фармакологии возникает необходимость координации и согласованности действий преподавателей соответствующих кафедр, использования междисциплинарных проектов, направленных на решение профессиональных задач. Особенностью программы обучения в рамках ФГОС является проведение в конце 6 семестра экзамена, включающего вопросы по терапии и клинической фармакологии.

Заключение

Главной целью обучения студентов стоматологического факультета клинической фармакологии является формирование у них всех необходимых компетенций специалистов, способных провести грамотный выбор лекарственных средств для профильного пациента и оказания неотложной помощи. Помимо этого квалифицированный стоматолог должен уметь прогнозировать и оценивать неблагоприятные и опасные лекарственные взаимодействия и потенциальные нежелательные лекарственные реакции. Роль клинической фармакологии для будущих стоматологов особо значима в связи с тем, что она является клинической дисциплиной, дающей совокупное представление о принципах и доказательной базе фармакотерапии в различных областях медицины, инициирует научные исследования в стоматологии. Клиническая фармакология на стоматологическом факультете по праву перешла из разряда «прикладных» в вариативную часть профессионального цикла, обязательного для изучения не только согласно рабочей программе, но и по статусу научной и практической значимости в современной стоматологии. С профильными кафедрами согласованы темы и методы решения профессиональных задач, вопросы клинической фармакологии включены в задания для итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета. Инновационные модели обучения, проектные технологии, разрабатываемые на кафедре и применяемые на стоматологическом факультете, отражают требования ФГОС и способствуют повышению уровня подготовки специалиста-стоматолога.

Литература

1. Андрющенко И.В., Малинина Е.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры // Высш. образ. в России. - 2013. - №1. - С. 89-92.

2. Бухаркина М.Ю, Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования // Кемеровский государственный университет.- М.: Академия, 2010. - 21 с.

3. Усова Н.Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания // Сиб. мед. журнал. - 2010.- №7. - С. 46-47.

Информация об авторах

Козлов Сергей Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: snk@antibiotic.ru

Зузова Антонина Петровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России.Е-mail: zouzova@antibiotic.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.