УДК: 615.03(07.07)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Решедько Г.К., Хайкина Е.В., Козлов С.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Рассматриваются основные направления процесса обучения студентов фармацевтического факультета на кафедре клинической фармакологии. Обсуждаются современные подходы к преподаванию дисциплины, основные задачи и формы освоения профессиональных компетенций в данной области студентами-провизорами в условиях реформирования высшего медицинского образования.
Ключевые слова: клиническая фармакология, провизоры, фармацевтический факультет.
ACTUAL PROBLEMS OF CLINICAL PHARMACOLOGY TEACHING IN PHARMACEUTICAL FACULTY OF SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY Reshedko G.K., Khaykina E.V., Kozlov S.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The main directions of the teaching process in the pharmaceutical faculty at the Department ofclinicalpharmacology are considered. Modern teaching approaches, the main tasks andforms of mastering the professional competences in this field by the students-pharmacists in the conditions of reforming the higher medical education are discussed.
Key words: dinicalpharmacology, pharmacists, pharmaceutical faculty
Предметом изучения клинической фармакологии являются всесторонние аспекты безопасного и эффективного применения лекарственных средств (ЛС) в клинической практике.
Выделение клинической фармакологии в отдельную научную дисциплину позволяет обеспечить высокую потребность специалистов в объективной информации о действии ЛС при различных патологических состояниях [1].
Стремительный рост объема информации в области клинической фармакологии в настоящее время ставит перед высшей медицинской школой серьезные задачи по повышению эффективности процесса преподавания данной дисциплины. Включение клинической фармакологии в учебную программу подготовки в студентов по специальности «провизор» требует пересмотра аспектов ее преподавания для данной категории учащихся.
С 2016 года в Российской Федерации введено новое поколение государственных образовательных стандартов по направлению «Фармация», на которые опираются программы подготовки специалистов в данной области [2]. Кроме того, вместо интернатуры в настоящее время внедряется двухлетний курс ординатуры, целью которого является получение знаний и практических навыков по трем основным направлениям: «Управление и экономика фарма-
ции», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» [2, 3]. В то же время, такое направление как «Клиническая фармация», являющееся основным в подготовке специалистов с фармацевтическим образованием в европейских странах [4], в программе ординатуры российских медицинских университетов пока отсутствует [3].
В таких условиях провизор, работая в аптечной сети, будет по-прежнему выполнять в большей степени функции продавца лекарств, а не принимать участие в лечении пациентов наравне с представителями других медицинских специальностей. В странах Западной Европы провизор, прошедший специализацию по направлению «Клиническая фармация», совместно с лечащим врачом способен создавать план фармакотерапии каждого отдельного пациента, обеспечивать преемственность стадий стационарного и амбулаторного лечения, проводить мониторинг результатов лечения и участвовать в формировании у пациентов ответственного отношения к приему ЛС [5].
Давно назревшее изменение роли провизоров в системе здравоохранения нашей страны, а именно переход с «продукт-ориентированного» на «пациент-ориентированный» характер работы будет способствовать дальнейшей модернизации системы отечественного фармацев-
тического образования [3, 4]. Реформирование последипломной подготовки и возможное введение в него направления обучения по клинической фармации делает изучение клинической фармакологии на фармацевтическом факультете особенно значимым.
Процесс преподавания клинической фармакологии студентам-провизорам имеет существенные отличия от такового на других факультетах медицинского вуза [6]. Так, выпускники фармацевтического факультета, не изучавшие в полном объеме фундаментальные и клинические медицинские дисциплины, хуже, чем выпускники других факультетов, ориентируются в показаниях и противопоказаниях к применению ЛС, возможных осложнениях лекарственной терапии. С другой стороны, студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов не изучают фармацевтическую химию, фармакогнозию, аптечную и производственную фармацевтическую технологию, управление и экономику фармации, понимание основ которых существенно изменяет представления о ЛС. Основное внимание на медицинских факультетах традиционно уделяется вопросам этиологии, патогенеза, клиники и диагностики заболеваний, в то время как на детальное рассмотрение фармакотерапии, особенностей взаимодействия лекарственных средств, изучение нежелательных лекарственных реакций, методов их профилактики и коррекции иногда выделяется недостаточное количество учебного времени.
Эти различия находят отражение в особенностях учебных планов, программ, построения лекций, практических занятий, формате профильных учебников и другой учебно-методической литературы [6, 7].
Курс клинической фармакологии в университете включает в себя прочтение лекционного материала, самостоятельную подготовку с использованием учебно-методической и справочной литературы и практические занятия. Итоговая аттестация по специальности проводится в формате зачета для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов или экзамена студентов фармацевтического факультета. Порядок и содержание лекций и практических занятий построены по единой схеме -от рассмотрения общих вопросов клинической фармакологии к частным темам, касающимся характеристик отдельных групп лекарственных
препаратов и особенностей их применения при различных нозологических формах заболеваний [7].
Необходимо отметить некоторые особенности в преподавании клинической фармакологии. Так, имеет место постоянно меняющаяся номенклатура лекарственных препаратов, появление новых ЛС и форм их выпуска, и даже новых фармакологических групп. Кроме того, в связи с бурным развитием экспериментальной фармакологии и накоплением клинического опыта назначения фармакотерапии появляются новые данные о фар-макодинамике, показаниях и противопоказаниях к применению, нежелательных лекарственных реакциях, режимах дозирования и других аспектах клинического использования ЛС.
Все вышеперечисленное требует от преподавателей постоянного обновления многих тем, включенных в лекционный материал, внесения изменений в задания для тестового контроля, ситуационные задачи, а также высокого уровня самоподготовки с анализом новой информации.
В этой связи, крайне важным элементом учебного процесса является сотрудничество преподавателей с различной базовой подготовкой и использование в своей работе новых форм преподавания, основанных на анализе объективной информации о ЛС и современных педагогических методиках [1, 2, 6, 7].
Фармацевтический факультет в Смоленском государственном медицинском университете был основан в 2003 году. В связи с появлением новой специальности - провизор - перед многими кафедральными коллективами, включая кафедру клинической фармакологии, возник ряд проблем. Если прежде при обучении на кафедре основное внимание уделялось вопросам рациональной фармакотерапии при различных заболеваниях, то при обучении студентов фармацевтического факультета преподавателям пришлось сделать определенный акцент и в лекционном и в практическом курсе преподавания дисциплины, на клинические проявления нозологических форм.
В настоящее время в Смоленском государственном медицинском университете согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) максимальная учебная нагрузка по клинической фармакологии у студентов фармацевтического факультета составляет учебных 288 часов, из них на долю лекций приходится 50 часов, семинарских занятий -
118 часов, на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося, включающую самостоятельное изучение тем и решение ситуационных задач, выделяется 84 часа [7].
За время преподавания на фармацевтическом факультете сотрудниками кафедры клинической фармакологии была разработана и издана принципиально новая учебно-методическая литература, ориентированная на подготовку провизоров, разработаны методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям для преподавателей и студентов.
При изложении вопросов клинической фармакологии для будущих провизоров нами учитывалось, что в системе высшего фармацевтического образования этот предмет является специальностью, которая связывает все фармацевтические дисциплины с теоретической и практической медициной. Несмотря на то, что выпускники фармацевтического факультета имеют дело со всем арсеналом лекарственных препаратов, используемых для лечения и профилактики различных заболеваний, особый акцент делается на практическое использование средств безрецептурного отпуска.
Для успешного освоения студентами дисциплины были определены основные задачи преподавания клинической фармакологии на фармацевтическом факультете [7].
Согласно им студенты должны:
- самостоятельно работать с учебно-методической и справочной литературой по клинической фармакологии;
- приобрести основные знания о клинических проявлениях наиболее распространенных заболеваний;
- знать базовую и критически оценивать новую информацию о ЛС;
- самостоятельно изучать информацию, содержащуюся в электронных базах данных, в том числе на английском языке;
- владеть достоверной информацией о рациональном применении ЛС и возможных нежелательных лекарственных реакциях;
- решать задачи по адекватной взаимозаменяемости ЛС при их аптечном отпуске.
Для решения поставленных задач на лекциях и практических занятиях преподавателями кафедры широко используются мультимедийные средства обучения, таблицы и другие образовательные технологии. В частности, это учебные материалы для самоподготовки сту-
дентов - лекционные материалы в виде слайдовых презентаций формата PowerPoint; методические разработки по различным разделам клинической фармакологии, подготовленные на кафедре; справочные материалы, актуальная информация о ЛС и т.д. Создана и используется система тестового контроля знаний студентов, комплекс ситуационных задач, ориентированных на решение практических вопросов в работе провизора.
Следует отметить как важную особенность учебного плана по клинической фармакологии на фармацевтическом факультете в рамках ФГОС - наличие экзамена по окончании изучения основного курса, что способствует большей мотивации студентов к обучению.
За время существования фармацевтического факультета кафедра клинической фармакологии наладила тесную связь с базовыми кафедрами факультета, такими как кафедры фармакогнозии, фармацевтической химии, фармацевтической технологии, управления и экономики фармации, а также сетями аптек города и области. Еще одной новой особенностью работы со студентами фармацевтического факультета явилось курирование выполнения курсовых и дипломных работ под руководством не только заведующих выпускающих кафедр, но и сотрудников кафедр микробиологии, общей и клинической фармакологии. Сотрудники нашей кафедры неоднократно являлись рецензентами дипломных работ выпускников. В течение последних восьми лет кафедра клинической фармакологии участвует в научных олимпиадах, проводимых на фармацевтическом факультете, а также в формировании команды для межвузовских олимпиад по специальности «Фармация». В последние годы отмечается положительная тенденция в совместном планировании и проведении диссертационных исследований.
Преподавание клинической фармакологии студентам заочной формы обучения на фармацевтическом факультете также имеет ряд особенностей. Для данной категории учащихся крайне важным является самостоятельная работа с учебным материалом. На кафедре разработаны принципы выполнения студентами заочной формы обучения учебных исследовательских работ с проведением анализа информации о ЛС, собранной по месту их постоянной трудовой деятельности. В случае возникновения сложных вопросов при самостоятельной
подготовке по дисциплине у студентов заочной формы обучения преподавателями кафедры дистанционно проводится консультативная помощь.
Заключение
Важной задачей обучения студентов фармацевтического факультета нашего университета на кафедре клинической фармакологии является формирование у них всех необходимых компетенций специалистов-провизоров, способных провести грамотное фармацевтическое кон-
ЛИТЕРАТУРА
сультирование. Помимо этого квалифицированный специалист в данной области должен уметь прогнозировать и оценивать неблагоприятные и опасные лекарственные взаимодействия и потенциальные нежелательные лекарственные реакции. Роль клинической фармакологии для будущих провизоров особо значима еще и в связи с тем, что она является практически единственной клинической дисциплиной, предусмотренной российскими образовательными стандартами по специальности «Фармация».
1. Кукес В.Г., Стародубцев А.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2006 - 640 с.
2. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N° 1037 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалите-та)». // http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobmauki-Rossii-ot-11.08.2016-N-1037.
3. Бреднева Н. Д. Угрюмова Т. А., Путинцева А.С. Последипломное фармацевтическое образование в России. // Фармация. - 2013. - № 4. - С. 48-50.
4. Трофимова Е.О., Наркевич И.А., Маркова В.А., Ильинова Ю.Г. Система фармацевтического образования в России: предпосылки, особенности и тенденции развития. // Ремедиум - 2015 - № 10.
5. 2012 Global Pharmacy Workforce Report // http://www.fip.org/files/members/library/FIP_workforce_Report_2012.pdf.
6. Аляутдин Р.Н., Давыдова О.Н., Романов Б.К. Современные технологии обучения фармакологии на фармацевтическом факультете ММА им. И.М. Сеченова // http://www.mma.ru/articles/67834/
7. Рабочая программа ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава РФ по специальности «Клиническая фармакология».