Научная статья на тему 'Практическая подготовка студентов фармацевтического профиля в современных условиях'

Практическая подготовка студентов фармацевтического профиля в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УЧЕБНАЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / PHARMACY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / TRAINING / WORK EXPERIENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосенкова С.О., Крикова А.В., Кисилёва А.Н., Максименкова К.И., Шестаков Н.В.

В работе проанализирована взаимосвязь основных положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Фармация» с профессиональными стандартами в области фармации. Выявлена необходимость сотрудничества образовательных учреждений высшего образования с предприятиями-производителями лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосенкова С.О., Крикова А.В., Кисилёва А.Н., Максименкова К.И., Шестаков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the relationship of the main provisions of the Federal state educational standard of higher education in the specialty "Pharmacy" with professional standards in the field of pharmacy. The authors revealed the need for cooperation between educational institutions of higher education with enterprises -producers of medicines.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка студентов фармацевтического профиля в современных условиях»

УДК 615:378.147

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Лосенкова С.О., Крикова А.В., Кисилёва А.Н., Максименкова К.И, Шестаков Н.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В работе проанализирована взаимосвязь основных положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Фармация» с профессиональными стандартами в области фармации. Выявлена необходимость сотрудничества образовательных учреждений высшего образования с предприятиями-производителями лекарственных средств.

Ключевые слова: фармация, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональные стандарты, учебная, производственная практика, компетенции.

PRACTICAL TRAINING OF PHARMACEUTICAL STUDENTS IN MODERN

CONDITIONS

Losenkova S.O., Krikova A.V., Kisilyova A.N., Maksimenkova K.I., Shestakov N. V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupsky St., Smolensk, Russia

Summary. This paper analyzes the relationship of the main provisions of the Federal state educational standard of higher education in the specialty "Pharmacy" with professional standards in the field of pharmacy. The authors revealed the need for cooperation between educational institutions of higher education with enterprises -producers of medicines.

Keywords: Pharmacy, Federal state educational standard of higher education, professional standards, training, work experience, competence.

Введение. В современных условиях система образования рассматривается как сфера жизни общества, в которой должны быть представлены интересы всего населения страны. В связи с этим приоритетной целью развития

отечественного образования является способность соединить государственные, общественные и личные потребности. На сегодняшний день фармацевтическая индустрия является сложным комплексом взаимосвязанных элементов.

Эффективность всей этой системы зависит от гармоничного взаимодействия всех составляющих: научно-исследовательские работы по созданию новых препаратов; разработка технологических подходов к

промышленному получению

лекарственных субстанций, включая химические и биотехнологические подходы; масштабное производство субстанций и готовых лекарственных форм; организация системы сбыта лекарственных препаратов; реализация эффективной маркетинговой деятельности; организация эффективной системы подготовки кадров; налаживание и совершенствование механизмов

финансирования разработок; эффективная деятельность регуляторных

государственных организаций.

Заслуживает отдельного внимания система управления этим сложнейшим

механизмом, требующая привлечения

специалистов высшей квалификации, а также передовых технологий менеджмента [1].

Именно федеральные образовательные стандарты высшего образования могут быть инструментом правового

регулирования отношений субъектов системы высшего образования.

Материалы и методы.

Проанализированы ФГОС ВОпо направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» [2], профессиональный стандарт «Провизор», а также проекты профессиональных стандартов с целью выявления особенностей образовательного процесса согласно новых (последних) требований НД.

Результаты и обсуждение. Целью (миссией) основной образовательной программы специалитета по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» является создание образовательной среды не только для фундаментальной, но и практической подготовки специалиста-провизора,

основанной на требованиях ФГОС ВО, профессиональных стандартов,

отечественных традициях высшего фармацевтического образования,

международных подходах и требованиях, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Общая трудоемкость освоения основной образовательной программы по специальности 33.05.01 «Фармация» составляет 300 зачетных единиц, из которых 40 зачетных единиц занимают различные виды учебных и производственных практик.

В соответствии с ФГОС ВОпо направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» раздел основной

образовательной программы «Учебная и производственная практики»

рассматривается как обязательный и представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют теоретические знания, расширяют умения, приобретаемые студентами в результате освоения учебной дисциплины, вырабатывают практические

навыки, способствуют завершению формирования общекультурных и профессиональных компетенций

обучающихся в полном объеме требований ФГОС ВО.

Студенты фармацевтического

факультета должны проходить в аптеках различных форм собственности не только производственную, но и учебную практику, при этом в качестве баз могут быть задействованы научные и научно-исследовательские лаборатории, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств области, ботанические сады и т.д. При этом базы практики в полной мере должны обладать материально-техническим и человеческим ресурсом. Выпускающие кафедры фармацевтического факультета являются теоретическими, а не клиническими, поэтому для студентов фармацевтического факультета особенно важно пройти практику в полном объеме на базах фармацевтических организаций.

На кафедре фармацевтической технологии, уже начиная с 1 курса, студенты проходят фармацевтическую пропедевтическую практику, целью которой является формирование представлений о профессиональной производственной среде

фармацевтических организаций. При этом общее руководство практикой

осуществляет преподаватель кафедры, за которым закреплена учебная дисциплина. Но базой учебной пропедевтической практики должны быть аптечная организация или предприятие-

изготовитель ЛС, на территории которых в условиях непосредственного процесса должны проводиться учебные занятия преподавателями кафедры. Студенты «малыми группами» должны переходить от одного участка к другому, по заранее составленному графику и изучать весь запланированный материал в целом под руководством кафедрального сотрудника.

Студенты 4 курса согласно ФГОС ВО должны проходить еще один вид учебной практики - это практика по общей фармацевтической технологии ЛС. Данный вид учебной практики студенты

также должны проходить или в аптечной организации с правом изготовления ЛС или на предприятии-производителе ЛС. Рационально также студентов разделить на «малые группы», преподаватели должны находиться в одной из «малых групп» или переходить из одной группы в другую. Но необходимые пояснения, контроль действий студентов по соблюдению техники безопасности на участке работы должны проводить руководители подразделений, мастера, которые являются фактическими руководителями практики от фармацевтической организации.

Непосредственно производственной практикой по фармацевтической технологии на 5 курсе, в ходе которой студент должен завершить формирование профессиональных и общекультурных компетенций, связанных с обращением лекарственных средств, как правило, руководят два представителя: общее руководство от кафедры осуществляет доцент, доктор (кандидат)

фармацевтических наук, а на рабочем месте - ответственное лицо (представитель) фармацевтической

организации. При этом если программа практики предусматривает работу на нескольких производственных участках, то таких руководителей должно быть несколько.

В ходе прохождения производственной практики студенты фармацевтического факультета должны не только освоить опыт работы в профессиональной среде, но и приобрести способность организовывать трудовой процесс, работать в коллективе и с коллективом, обеспечивать функционирование

производственной среды

фармацевтической организации, аптеки, использовать традиционные и

современные информационные

технологии, обязаны научиться принимать оптимальные организационные решения, соблюдая нормы закона и права, этики, деонтологии и делового общения, нести ответственность за свои действия и принимаемые решения.

К сожалению, студенты заочной формы обучения, у которых в последней версии

стандарта появился такой вид производственной практики, не

мотивированы к её полноценному прохождению, считая себя уже готовыми специалистами, работающими в аптечных организациях различных форм

собственности, что в будущем может отразиться на результатах первичной аккредитации студентов заочной формы.

Таким образом, согласно ФГОС ВОпо направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» предусмотрено проведение следующих видов производственных практик: «Заготовка и приемка лекарственного сырья»,

«Фармацевтическая технология»,

«Контроль качества лекарственных средств», «Управление и экономика аптечных учреждений». Безусловно, наибольшее количество часов выделяется для прохождения производственной практики по управлению и экономике аптечных учреждений. Это связано с тем, что выпускники фармацевтического факультета после прохождения первичной аккредитации могут непосредственно работать в должности провизора (первостольника) с правом изготовления и внутриаптечного контроля качества ЛФ в аптечных организациях. Об этом свидетельствует приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 года № 91н «Об утверждении профессионального стандарта

«Провизор»» [3].

В профессиональном стандарте (ПС) указано, что основной целью профессиональной деятельности

провизора является обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными ЛП, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами аптечного ассортимента. К трудовым функциям провизора относятся не только оптово-розничная торговля, отпуск ЛС, но и проведение приемочного контроля ЛС, обеспечение хранения ЛС, изготовление ЛП в условиях аптечных организаций, информирование населения и

медицинских работников о ЛП.

В профессиональном стандарте также прописаны требования к образованию и опыту работы, которые необходимы провизору для выполнения своих профессиональных функций, умения и знания, которыми должен владеть провизор. Поэтому, составляя

образовательные (рабочие) программы дисциплин, необходимо ориентироваться на положения и требования профессиональных стандартов.

В настоящее время на рассмотрении с целью последующего утверждения находятся несколько проектов

профессиональных стандартов, таких как «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью и контроля качества ЛС», проекты профессиональных стандартов в области промышленной фармации, а именно «Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств», «Специалист по промышленной фармации в области контроля качества ЛС», «Специалист по промышленной фармации в области валидации на фармацевтическом предприятии»,

«Специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества ЛС», «Специалист по промышленной фармации в области промышленного производства ЛС» [4].

При этом проект профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической

деятельностью и контроля качества ЛС» в качестве требований к образованию и обучению предъявляет «наличие свидетельства об

аккредитации/сертификата специалиста и необходимость прохождения интернатуры / ординатуры по специальности «Управление и экономика фармации»» или по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» в зависимости от занимаемой должности специалиста.

В проектах профессиональных стандартах по промышленной фармации в качестве выдвигаемых требований к образованию и обучению сформулировано «высшее фармацевтическое, медицинское, химико-технологическое, биологическое,

биотехнологическое образование или высшее образование и профессиональная переподготовка в области промышленной фармации», а также наличие документов, подтверждающих допуск к работе.

Таким образом, первичная

аккредитация выпускников

фармацевтического факультета охватывает в основном оптово-розничное звено, торговлю ЛС, а для работы на предприятиях-производителях ЛС

необходимо наличие высшего образования по определенной специальности или высшего образования и профессиональной переподготовки в области промышленной фармации.

Согласно требованиям

профессионального стандарта

«Специалист по промышленной фармации в области промышленного производства ЛС» выпускники фармацевтического факультета должны иметь определенные знания и умения, позволяющие им определять вероятность и причины возникновения отклонений в

технологическом процессе, вести мониторинг технологического

оборудования и помещений, используемых в технологическом процессе,

интерпретировать показания

автоматических датчиков состояния производственной среды, рассчитывать материальный баланс для

технологического процесса,

контролировать соблюдение санитарного режима, правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности и др.

Исходя из вышесказанного, для подготовки специалистов, востребованных в области промышленной фармации, необходимо обеспечить прохождение студентами 5 курса производственной практики в течение 2 недель («малыми группами») на предприятиях-

производителях ЛС, причем не в форме однодневной экскурсии, а полноценного процесса обучения на предприятиях. Это достаточно сложно организовать и обеспечить, учитывая нежелание предприятий принимать студентов на практику в связи с жесткими требованиями

стандарта GMPEC к организации процесса производства ЛС. Но ведь эти же производственные базы, возможно, будет задействовать с целью прохождения практики ординаторами, проведения переподготовки в количестве 500 часов в области промышленной фармации.

В настоящее время выпускники фармацевтического факультета СГМУ востребованы на рынке труда и не только в оптово-розничном звене, но и в области промышленной фармации, работая на предприятиях-производителях ЛС,

расположенных на территории Российской Федерации, таких как ЗАО «Gedeon Richter», ФГУП «Московский

эндокринный завод», а также на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья.

Научно-исследовательская работа

студентов (НИР) является обязательным разделом подготовки специалистов по направлению «Фармация», целью и задачей которой является не просто комплексное формирование

общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, но и адаптация выпускника к условиям работы в фармацевтическом корпоративном

сообществе.

Для выполнения НИР студенту предоставляется преддипломная практика, которая позволяет определить

профессиональную направленность и раскрыть исследовательский потенциал обучающегося.

Согласно требованию

профессионального стандарта

«Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств» провизоры должны обладать знаниями в области технологии получения фармацевтических субстанций,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вспомогательных веществ и

лекарственных форм, операций по упаковке и маркировке лекарственных средств, принципов разработки новых лекарственных средств, современного ассортимента ЛП, знаниями в области фармакологии и биофармации,

фармакопейных методов анализа,

используемых для испытаний различных ЛФ. Для этих целей предназначена преддипломная практика и НИР, выполняемая студентами на 5 курсе в процессе её прохождения.

Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1508 «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061» утверждено новое направление подготовки высшего образования «Промышленная фармация»

(магистратура). Появление нового направления подготовки «Промышленная фармация» (уровень магистратуры) позволит решать задачи, поставленные федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и

медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (Фарма-2020), которые направлены на подготовку специалистов

фармацевтической отрасли по

сопровождению лекарственных

препаратов на протяжении их жизненного цикла. Перспективы развития

профессиональной деятельности

специалиста по промышленной фармации, по мнению российских и зарубежных экспертов, являются долгосрочными, а сама профессия -одной из самых востребованных в настоящее время на российском кадровом рынке.

Заключение. Таким образом, для обеспечения подготовки

высококвалифицированных фармацевтических кадров СГМУ необходимо наличие оснащенной практической базы не только на территории аптечных организаций, но и предприятий-производителей ЛС. Мощная практическая база позволит выпускающим теоретическим кафедрам обеспечить подготовку кадров в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов.

Литература

1. Крикова А.В. Фармация - профессия будущего / А.В. Крикова, О.А. Козырев, Н.А. Конышко, В.М. Зайцева // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: Материалы конференции. - Красноярск. - 2016. - С. 202-205.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1037 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)».

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 года № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»».

4. Проекты профессиональных стандартов «Специалист по промышленной фармации в области исследований ЛС», «Специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества ЛС», «Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.