Научная статья на тему 'Опыт формирования обратной связи кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации ДПО с выпускниками фармацевтического факультета'

Опыт формирования обратной связи кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации ДПО с выпускниками фармацевтического факультета Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / QUESTIONNAIRE / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кисилёва А. Н., Стрелычева К. А., Коган Е. Г.

В статье описываются результаты анонимного анкетирования студентов и выпускников фармацевтического факультета 2016 года, позволяющие предложить мероприятия по корректировке образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кисилёва А. Н., Стрелычева К. А., Коган Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of the anonymous survey of students and graduates of the Pharmaceutical Faculty carried out in 2016, which enables us to develop measures for adjustment of educational activities.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования обратной связи кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации ДПО с выпускниками фармацевтического факультета»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2015 г. №284 «Об определении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год».

5. Прокофьева, Е.Н., Левина, Е.Ю., Загребина, Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в Вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. - С. 797801;

6. Пятигорская, Н.В., mailto: [email protected]Степанова, Э.Ф., mailto: [email protected]Аладышева, Ж.И. и др. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию: формирование и роль компетенции mailto: ^ког [email protected]// Современные проблемы науки и образования.- 2015. - № 2 (часть 1). - С. 719-721

УДК 615:378.147

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАФЕДРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ФАРМАКОГНОЗИИ С КУРСОМ ФАРМАЦИИ ДПО С ВЫПУСКНИКАМИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Кисилёва А.Н., Стрелычева К.А., Коган Е.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. В статье описываются результаты анонимного анкетирования студентов и выпускников фармацевтического факультета 2016 года, позволяющие предложить мероприятия по корректировке образовательной деятельности.

Ключевые слова: анкетирование, оценка качества учебного процесса, обратная связь.

PHARMACEUTICAL FACULTY GRADUATES FEEDBACK EXPERIENCE AT THE DEPARTMENT OF PHARMACEUTICAL CHEMISTRY AND PHARMACOGNOSY

WITH A COURSE OF PHARMACY

Kisilyova A.N., Strelycheva K.A., Kogan E.G.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

Summary. The article describes the results of the anonymous survey of students and graduates of the Pharmaceutical Faculty carried out in 2016, which enables us to develop measures for adjustment of educational activities.

Key words: questionnaire, assessment of quality of educational process, feedback.

Актуальность. Дляулучшениякачества-основных образовательных программ, реализуемых в вузе, может быть использована практика изучения мнения выпускников как управленческого ресурса. Вместе с тем

анализ научных публикаций показывает, что в Российской Федерации данная практика пока не получила широкого распространения, однако, в соответствии с требованиями системы менеджмента качества,

необходимо ориентироваться на мнение удовлетворенности всех потребителей образовательных услуг, в первую очередь студентов, в т.ч. выпускников вуза и их родителей, государства, работодателей [1, 2].

В качестве механизма организации обратной связи с выпускниками, наиболее перспективным нам видится использование мониторинга удовлетворенности качеством образовательной услуги проводимый методом опроса. Учитывая реалии современной жизни и развитие средств общения с использованием социальных сетей, самым доступным способом опроса является online-анкетирование.

Цель исследования. Провести сравнительную оценку мнения выпускников фармацевтического факультета с целью улучшения качества преподавания, по вопросу выявления наиболее важных и актуальных в профессиональной деятельности разделов дисциплин, изучаемых на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации ДПО, в процессе обучения и после окончания университета.

Методика. Было проведено online-анкетирование в телекоммуникационной сети Интернет 32 выпускников фармацевтического факультета очной формы обучения. Первое анкетирование проводилось в период обучения на 5 курсе (январь 2016 года, далее студенты), второе - через 6 месяцев после окончания университета (февраль 2017 года, далее выпускники). Ссылка на онлайн-анкету, разработанную при помощи бесплатного онлайн-ресурса Google Формы,. была разослана респондентам персональным сообщением в социальных сетях. Вопросы анкеты, согласованные на кафедральном совещании, представленына рисунке 1. К моменту второго исследования трудоустроенными по специальности выпускниками оказались около 84% человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное анкетирование у студентов выявило следующую закономерность: 51% опрошенных считали, что токсикологическая химия (ТХ) является самым важным предметом в будущей профессиональной деятельности, фармакогно-

зия (ФГ) и фармацевтическая химия (ФХ) вызвали примерно одинаковый интерес у студентов 5 курса (22% и 18% соответственно), и только 9% респондентов посчитало физико-химические методы в анализе лекарственных веществ (ФХМ) важной дисциплиной. Мнение выпускников существенно отличалось от мнения студентов: 43% опрошенных выделили ФГ как наиболее важную, 35% - ФХ, 15% - ФХМ и 7% -ТХ. Изменившееся мнение объясняется, на наш взгляд, тем, что преобладающее количество выпускников устраиваются работать в аптеку провизором-первостольником, где наиболее необходимыми становятся знания в области рационального назначения лекарственного растительного сырья (ЛРС), тогда как работа в должности судебного химика-эксперта, которая так привлекала студентов при изучении ТХ, является практически недоступной в связи с отсутствием вакантных мест на рынке труда и спецификой работы.

Среди тем, являющихся необходимыми в профессиональной деятельности, студенты и выпускники традиционно отмечали следующие: применение лекарственного растительного сырья в гомеопатии и фитотерапии заболеваний различных систем органов; современные методы стандартизации лекарственных средств и ЛРС; проблема фальсификации лекарственных препаратов и пути ее предотвращения.

На вопрос: «какие важные для Вас темы отсутствовали в изучении дисциплины или требовали большего времени для освоения материала?»- большинство студентов (54%) указали на недостаточное количество времени для решения ситуационных задач, необходимых для сдачи курсовых экзаменов по изучаемым дисциплинам. Выпускники в своем большинстве (48%) предлагали уделить большее внимание изучению биологически активных добавок, что на наш взгляд объясняется ежегодным увеличением объема биологически активных добавок на фармацевтическом рынке, а также доступностью данной группы товаров и повышением доверия конечного потребителя к ним [3].

При оценке собственной степени активности при изучении всех дисциплин 45%

опрошенных охарактеризовали ее как высокую. Высокая активность и заинтересованность студентов может быть подтверждена наличием значительного количества благодарственных писем, дипломов и грамот за участие в различных научных конференциях и конкурсах.

Абсолютное большинство респондентов

(81%) в качестве основного критерия заинтересованности при обучении на кафедре считали получение хороших знаний и умений в целом и глубоких знаний по отдельным темам. Высокое значение данного выбора подтверждалась текущей и итоговой успеваемостью студентов.

fj Google Forms

Рис. 1. Образец электронной формы анкеты

В качестве средств, повышающих мотивацию к обучению, студенты выбирали в 40% случаев решение ситуационных задач, в 35% - занятия на базе центров контроля качества лекарственных средств и лекарст-

венного растительного сырья, 20% - видеофильмы. Выпускники же, отвечая на этот вопрос, предлагали изучать отдельные темы в форме практических занятий на базе центров контроля качества лекарствен-

ных средств и лекарственных препаратов (63%), а также использоватьобучающие-компьютерные программы (30%).

Обращает на себя внимание тот факт, что среди выпускников с 45 до 54% увеличилось количество желающих участвовать в научно-исследовательской работе кафедры. По-нашему мнению, в первую очередь это связано с увеличением со стороны государства внимания к молодежной науке, с введением непрерывного медицинского образования, которое подразумевает систематическое повышение знаний и умений за счет участия в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, а также с желанием реализации собственных амбиций.

Заключение. Принимая во внимание полученные результаты анкетирования, на заседании кафедрального коллектива были обсуждены и предложены мероприятия по корректировке образовательной деятельности:

1. вынести наиболее интересующие темы

на заседания студенческого научного

кружка;

2. привлечь наиболее активных выпускников к проведению заседаний студенческого научного кружка (мастер-классы, круглые столы, дискуссии);

3. изыскать возможность проведения отдельных учебных занятий совместно с сотрудниками центра контроля качества лекарственных средств и лекарственных препаратов в течение всего периода обучения на кафедре;

4. наладить работу с аптечными учреждениями города по вопросу получения ак-кредитационных единиц, необходимых специалистам, за счет участия в научных мероприятиях совместно с сотрудниками кафедры;

5. признать первый опыт по анкетированию успешным.

Таким образом, опыт создания обратной связи коллектива кафедры с выпускниками позволяет улучшить качество учебного процесса и повысить компетентность провизора.

Литература

1. Майер В.В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Тюмень, 2007. - 48 с.

2. Сахарчук Е.И. Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Волгоград, 2004. - 300 с.

3. Тарусин Д.П. Состояние и перспективы развития рынка биологически активных пищевых добавок (БАД) // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-rynka-biologicheski-aktivnyh-pischevyh-dobavok-bad (дата обращения: 23.01.2017).

УДК 616-053.2:614.252:374.6

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДИАТРОВ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ БГМУ

Колоскова Е.К., Хильчевская В.С.

Буковинский государственный медицинский университет,

Украина, г. Черновцы, Театральная пл., 2

Резюме. В статье представлены основные направления последипломной подготовки врачей-

педиатров на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней и перспективы её усовершенствования.

Ключевые слова: педиатрия, последипломное непрерывное медицинское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.