ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В01:10.23888/ЬишТ20184696-717
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ ФАРМАКОГНОЗИЯ
Акулъшина Е.В., Морозова В.А.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация.Фармакогнозия - одна из первых профессиональных дисциплин при подготовке специалистов с высшим образованием по специальности «Фармация», к изучению которой студенты приступают в весеннем семестре 2 курса. На этом этапе студенты сталкиваются с огромным объёмом информации, сложными терминами и понятиями, новыми формами обучения.
Проведена оценкаэффективности применяемых технологий обучения фармакогнозии на фармацевтическом факультете Рязанского государственного медицинского университета с учётом ряда индивидуальных характеристик студентов с целью совершенствования методов и способов обучения.Применён метод анкетирования студентов по разработанной на кафедре фармакогнозии анкете.Прямой метод оценки эффективности обученияпозволяет выявитьпсихологические особенности студентов в условиях преподавания конкретной дисциплины.
Результаты оценки показали, что контингент студентов 2, 3, 5 курсов фармацевтического факультета достаточно однороден по возрасту, образованию до поступления в вуз, оценке своего материального положения, состояния здоровьяи ряду других параметров. Различие в отношении особенностей освоения фармакогнозии рассматриваются в зависимости от курса обучения и для некоторых групп, таких, как - проживающие в общежитии, имеющие удовлетворительные
или плохие отношения в студенческих группах, имеющие хронические заболевания или инвалидность, иностранные студенты.
В частности, отмечено, что студентов 2 курса надо целенаправленно учить разным формам освоения и проверки знаний, развивать навыки самостоятельной работы. В конце 3 курса студенты более осознанно воспринимают разные методы и способы обучения и контроля знаний. Кконцу 5 курса студенты позитивно оценивают практически весь арсенал применённых методовобучения фармакогнозии. Студенты, имеющие проблемы со здоровьем, испытывают сложности при фронтальных способах обучения. Иностранные студенты эффективнее осваивают фармакогнозию в условиях самостоятельного решения конкретной задачи. Результаты оценки студентами взаимоотношений в студенческой группе позволяют говорить о наличие конфликтности в студенческой среде.
Ключевые слова: фармакогнозия, специальность «Фармация», высшее образование, применяемые технологии обучения, оценка эффективности, совершенствование методов и способов обучения, учёт психологических особенностей студентов, метод анкетирования.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT BY STUDENTS DISCIPLINES PHARMAKOGNOZIYA
Akulshina E.V., Morozova V.A.
Ryazan State Medical University
Abstract. Pharmakognoziya - one of the first professional disciplines at training of specialists with the higher education in "Pharmacy", whichstudying students start in a spring semester 2 courses. At this stage students face the huge volume of information, difficult terms and concepts, new forms of education.The assessment of efficiency of
the applied technologies of training of apharmakognoziyaat pharmaceutical facultyRya-zan state medical university, taking into account a number of individual characteristics of students for the purpose of improvement of methods and ways of training,is carried out.The method of questioning of students under the questionnaire developed at department of a pharmakognoziya is applied.The direct method of assessment of learning efficiency allows to reveal psychological features of students in the conditions of teaching concrete discipline. Results of assessment showed that the contingent of students 2, 3, 5 courses of pharmaceutical faculty is rather uniform on age, education before entering a higher education institution, to assessment of the financial position, state of health and some other parameters.Difference in the relation of features of development of a pharmakognoziya are considered depending on a course and for some groups,such, as - the satisfactory or bad relations, having in student's groups, living in the hostel, having chronic diseases or disability, foreign students. In particular, it is noted, that students 2 courses should be taught purposefully different forms of development and an examination, to develop skills of independent work.At the end of the 3rd course students more consciously perceive different methods and ways of training and control of know-ledge.By the end of the 5th course students positively estimate practically all arsenal of the applied methods of training of a pharmakognoziya. The students having problems with health, experience difficulties at frontal ways of training.Foreign students master a pharmakognoziya in the conditions of the independent solution of a specific objective more effectively.Results of assessment by students of relationship in student's group allow to speak about existence of conflictness in the student's environment.
Key words: a pharmakognoziya, specialty "Pharmacy", the highest education, the applied technologies of training, efficiency assessment, improvement of methods and ways of training, accounting of psychological features of students, a questioning method.
Актуальность работы. Проблемам качества обучения, контроля процесса обучения, формам и методов обучения, оценке процесса обучения, как студентами, так и преподавателями, вопросам оценки аспектов жизни и деятельности студентов в период обучения посвящены многочисленные работы в разных высших учебных заведениях, в том числе медицинских[6,11,17], включая фармацевтические факультеты [10,15,16]и дисциплину фармакогнозия [1,2,3,4,7,8,12].
Исследованиями психологических особенностей молодёжизанимался Б.Г. Ананьев [13], который выделил период ранней взрослости - "молодость" (18-25 лет). Период характеризуется завершением главной фазы биологического развития - замедлением роста. На период 19-20 лет приходится пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком развития всех видов чувствительности.П.Е. Рыженков [14] отмечал, что к началу 3 курса студенты уже достаточно адаптированы к различиям в системах обучения в школе и вузе (организация, содержание обучения, формы контроля, взаимоотношения с преподавателями), вузовская адаптация завершается, как правило, к концу 3 курса. На данном этапе В.И.Ковалёв, В.Н.Дружинин[9]прослеживают виды вузовской адаптации: педагогическая, психофизиологическая, профессиональная.
Преподавателям необходимо учитывать психологические особенности студентов в условиях преподавания конкретной дисциплины. Сложность преподавания фармакогнозии состоит в том, что это одна из первых профессиональных дисциплин в процессе подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «Фармация», к изучению которой студенты приступали в начале 3 кур-са,теперь начинают обучение ещё раньше - в весеннем семестре 2 курса. На данном этапе студенты сталкиваются с огромным объёмом информации, конкретных
сложных терминов и понятий, с применением новых форм обучения, получая большую не только психологическую, но даже физиологическую нагрузку.
Цель исследования. Оценитьс помощью метода анкетирования эффективность применяемых технологий обучения фармакогнозии на фармацевтическом факультете Рязанского государственного медицинского университета с учётом ряда индивидуальных характеристик студентовс целью совершенствованиямето-дов и способовобучения дисциплине. Анкетирование, как метод прямой оценки эффективности обучения, наряду с объективными методами оценки эффективности, - успеваемостью, важен преподавателю в процессе организационного и содержательного выстраивания образовательного процесса.
Материалы и методы исследования. Для исследования применён методан-кетирования, являющийся независимым и показывающим полную картину ситуа-ции,позволяющийполучить представлениеоб альтернативном взгляде отдельны-хучастниковопроса.На кафедре фармакогнозии РязГМУ была разработанаанке-та«Мнение студентов об особенностях освоения дисциплины фармакогнозия» и проведено анкетирование студентов.
Анкета включала несколько групп вопросов:
Информацию о студенте: возраст, пол, уровень образования при поступлении в РязГМУ, стаж и опыт работы, семейное положение, условия проживания, мате-риальноеположение, обучение на бюджетной или платной основе, наличие заболеваемости и инвалидности,оценка взаимоотношений в студенческой группе. Эта группа вопросов отражала факторы, которые могут влиять на психологические особенности обучающихся иособенности освоения ими изучаемой дисциплины.
Группа вопросов об особенностях освоения дисциплины фармакогнозия -наиболее эффективные формы проверки знаний студентов, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, наиболее эффективные методологические технологии, методы и способы, применяемые при обучении фармакогнозии.
Оценка осуществлялась по бальной шкале от 1 до5. Анкетирование проводилось без указания фамилии обучающегося.
В анкетировании приняли участие 98 человек, проходящих обучение на кафедре фармакогнозии в 2017/2018 учебном году: студенты трёх групп 5 курса в конце обучения, накануне итоговой государственной аттестации (24 человека), трёх групп 3 курса в конце учебного года после первого года изучения фармакогнозии до учебной летней практики (обучение фармакогнозии 1,5 года, со сдачей курсового экзамена в зимнюю сессию следующего учебного года)-37 человек, в том числе группа иностранных студентов (12 человек), обучающихся на французском языке. И 37 студентов трёх групп, которые прошли полгода обучения фармакогнозии в весеннем семестре 2 курса (с 2018 года увеличен курс обучения фармакогнозии с 1,5 до 2 лет).
Результаты и их обсуждение
Анализ ответов на вопросы первой группы показал, что большинство студентов имеют возраст от 19-20 лет на втором курсе, до 22-23 на пятом курсе. Чуть более 4%студентов превышали его- 1 студент 2 курса 25 лет, 2 студента 3 курса по 24 года, 1 студент (иностранная группа)3 курса 26 лет.Можно считать, что практически все студенты находятся в периоде ранней взрослости - "молодо-сти"(18-25 лет).
Среди студентов преобладают девушки, лица мужского пола составили 25,5% (в т.ч. 8,1% - студенты иностранной группы 3 курса).96,9% студентов не замужем и не женаты, в браке состоят 3% студентов (1 студент 1 курса и 2 студентки 3 курса, из них ребёнка имеет 1 студентка).Анализируя ответы студентов на вопросы об особенностях освоения дисциплины, о методах и способах, применяемых при обучении фармакогнозии, стоит отметить значительную категоричность суждений лиц мужского пола. В качестве предложений по улучшению обучения фармакогнозии указавших, в частности, необходимость обновления оборудования, большего использования методов инструментального анализа, ин-
терактивных методов в учебном процессе, большего объёма научно-исследовательской работы.
96,9% студентов поступили на фармацевтический факультет после окончания средней школы, только 1 студент 3 курса поступил после фармацевтического училища, 2 студента 3 курса (иностранной группы) обучались в вузах немедицинского профиля. Студент, окончивший фармацевтическое училище, оценил все позиции анкеты на 3, указал в качестве замечания нерациональность расписания, но на вопрос удовлетворённости обучением фармакогнозии написал «полностью удовлетворён».
Условия проживания студентов - большинство студентов (53%) всех курсов проживают на квартирах, причём и среди старшекурсников большинство живут на квартирах (включая 5 курс -75% из числа опрошенных, в общежитии не жи-вётникто). Остальные проживают: в общежитии 26,5%, с родителями 15,3%, имеют свою квартиру 5,1% студентов. Можно полагать, что условия проживания не в общежитии студенты считают для себя более удобными, в том числе и для условий обучения.
62,2% опрошенных студентов считают своё материальное положение средним, 28,6 % хорошим, 9,2 % плохим.
56,1% студентов, из числа опрошенных, обучались на платной основе (включая 12 иностранных студентов), 48% за счёт бюджета и 3% по направлению организаций и управлений здравоохранения. Причём большинство (более 80%) студентов, обучающихся на платной основе и одновременно большинство из них проживающих на квартирах, считаю своё материальное положение средним и плохим, а большинство студентов, обучающихся за счёт бюджета, считаю своё материальное положение хорошим.
22,4% студентов отметили наличие у себя хронических заболеваний и 4% студентов - инвалидность (среди них 3 иностранных студента и 1 русский студент
1 курса). Большинство студентов с хронической заболеваемостью -студенты 2-3 курса.
Большинство студентов охарактеризовали взаимоотношения в своей студенческой группе как хорошие (52%) и отличные (26,5%), как удовлетворительные 19,4% и как плохие 2%. Наибольшее число студентов, считающих отношения в студенческой группе отличными и хорошими, на 2 и 3 курсах. При этом во всех трёх группах 2 курса наблюдается разброс в оценке взаимоотношений в группе: отличные-хорошие-удовлетворительные -примерно 3-7-3. Среди иностранных студентов 3 курса 1/3 считает отношения удовлетворительными, остальные 2/3 -хорошими. Пятикурсники практически не отметили отличных отношений, но выделили плохие и удовлетворительные. Среди 21,4% студентов, считающих отношения в студенческой группе удовлетворительными и плохими, значительное число студентов (38%)проживают в общежитии и одновременно 28,6% из них имеют хронические заболевания или инвалидность. Такие цифры демонстрирую наличие конфликтности в студенческой среде, что вряд ли благоприятно влияет на учебный процесс.
6 студентов (6,1%) имели опыт работы до поступления в вуз, из них 1 работал в медицинском учреждении, 1 на частном предприятии, 4 - в аптеке. В настоящее время совмещают учебу и работу 12 студентов (12,2%), в том числе работают в аптеках 8 студентов 5 курса (8,5%).
Контингент студентов 2, 3, 5 курса фармацевтического факультета, изучающих в том числе и фармакогнозию, можно считать достаточно однороднымпо возрасту(19 лет-23 года), семейному положению (не замужем, холосты), уровню образования при поступлении в вуз (средняя школа), условиям проживания в период обучения (на квартире), по оценке ими своего материального положения (среднее или хорошее), отношений в студенческой группе (хорошие или отличные), уровня здоровья (75 % не имеют инвалидности и хронических заболеваний), большинство не имеют опыта работы (более 80%). Различие в отношении особен-
ностей обучения стоит рассматривать в зависимости от курса обучения и для некоторых групп, таких, как -проживающих в общежитии, имеющих плохое материальное положение, удовлетворительные или плохие отношения в студенческих группах, имеющих хронические заболевания или инвалидность, иностранные студенты.
Большинство студентов-пятикурсников, прежде всего имеющих опыт работы, отметили достаточность объяснения материала на лекциях, практических занятиях, обеспеченность учебной литературой, материально-технического обеспечения учебного процесса (5-4 балла), выделили как наиболее эффективную форму проверки знаний письменную проверочную работу, компьютерное тестирование, из внеаудиторных форм самостоятельной работы студентов -самостоятельную работу с учебником, лекционным материалом, подготовку конспекта, самоподготовку с гербарием и сырьём лекарственных растений, работу с электронными учебниками, материалами в Internet оценивают в 4 балла. Достаточно однозначно высоко (в основном 5 баллов) оценены как классические лекции, практические занятия, контрольные работы -«пассивные» методы и способы обучения, так и учебная игра, ситуационные задачии экскурсии в научные организации среди активных методов, элективы (БАД, GMP, Фармацевтическая экология) в развивающем обучении.
Студенты, обучающиеся на 2-3 курсах, оценили достаточность объяснения материала на лекциях, практических занятиях в значительном разбросе балов (от 1 до 5). Студенты 3 курса выделили как наиболее эффективную форму проверки знаний фронтальный опрос, письменную проверочную работу, как наиболее эффективную форму самостоятельной работы - работу с учебником, лекционным материалом, из активных методов обучения -учебную игру. Студенты 2 курса в целом не считаю эффективной ни одну и форм проверки знаний (фронтальный опрос, письменную проверочную работу, тестирование на бумажном носите-
ле, компьютерное тестирование), из внеаудиторных форм самостоятельной работы второкурсникине считают эффективной подготовку конспекта.
Достаточно однозначно эффективной студенты всех курсов считают контроль и самоподготовку с использованием гербария и сырья лекарственных растений, из активных форм обучения - экскурсии, из форм развивающего обучения -элективы. В большинстве случаев студенты всех курсов считают наименее эффективной формой проверки знаний -тестирование на бумажном носителе. Студенты всех курсов в своём большинстве невысокие баллы эффективности (2-3 балла) поставили таким формам обучения, как подготовка реферата,подготовка курсовой работы,выполнение НИР, с подготовкой доклада итезисов в сборник трудов конференции,дни кафедры,предметные кафедральные олимпиады.
Студенты 2,3 и 5 курсов, в независимости от курса обучения, примерно равнозначно (50:50) оценивают значимость как коллективных -фронтальныхспособов обучение (лекции, практические занятия), так и более дифференцированных -дифференцированно-групповых (при выполнении лабораторной части практических занятий) и индивидуальных (выполнение учебно-исследовательской работы, проведение отработок со студентами).
В целом студенты со 2 по 5 курс неоднозначно в большом разбросе (от 1 до 5 баллов) оценивают эффективность компьютерного тестирования, работы с электронными учебниками, материалами в Internet и применяемую балльно -рейтинговую систему.
Среди опрошенных студентов выделяется достаточно большая группа студентов отметивших у себя хронические заболеванияи инвалидность (в сумме 26,4%). Большинство студентов с хронической заболеваемостью -студенты 2-3 курса. Анализ анкет этой группы студентов 2 курса позволяет выделить то, что такие студенты, оценивая особенности освоения фармакогнозии, отметили большой объём материала, что также отмечают и студенты без отклонений в здоровье. Но при этом студенты с заболеваемостью низко оценивают эффективность клас-
сических лекций (1-3 балла), в то время, как здоровые студенты оценивают лекции значительно выше (до 4-5 баллов). Студенты с заболеваемостью предпочитают практические занятия, самостоятельную работу с учебником, дифференцированно-групповые и индивидуальные, а не фронтальные способы обучения. Студенты 3 курса, как здоровые, так и имеющие заболеваемость, практически не отличаются в своих оценках методов освоения фармакогнозии, в том числе уже не испытывают сложности в освоении большого материала. Видимо можно полагать, что студенты, начинающие изучать фармакогнозию и имеющие проблемы со здоровьем, испытывают сложности при фронтальных способах обучения.
В анкетах группы иностранных студентов 3 курса, обучающихся на французском языке, отметили как наиболее эффективные способы освоения фармакогнозии -контрольные работы, как устные, так и письменные методы контроля знаний, подготовку рефератов, курсовых работ, научно-исследовательской работы, подготовку выступлений и публикаций. То есть иностранные студенты эффективнее осваивают дисциплину в условиях самостоятельного решения конкретного вопроса или задачи.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1 .Применённый метод анкетирования, как метод прямой оценки эффективности обучения, дополняет картину образовательного процесса, позволяет преподавателям выявить и в дальнейшем учитывать индивидуальные характеристики и психологические особенности студентов в условиях преподавания конкретной дисциплины, такой как фармакогнозия, которая является одной из первых профессиональных дисциплин в процессе подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «Фармация».
2. Контингент студентов 2, 3, 5 курсов фармацевтического факультета, изучающих фармакогнозию, достаточно однороден по ряду индивидуальныххаракте-ристик, которые могут влиять на психологические особенности обучающихся и особенности освоения ими изучаемой дисциплины.
Большинство студентов находятся в возрасте 19 лет-23 года, не замужем и не женаты,поступили в вуз после окончания средней школы, не имеют стажа работы, в период обучения проживают на квартирах, считаюсвоё материальное положение средним или хорошим, отношения в студенческой группе хорошими или отличными, около 75 % студентов не отметили у себя инвалидности и хронических заболеваний.Различие в отношении особенностей освоения фармакогнозии-стоит рассматривать в зависимости от курса обучения и для некоторых групп, таких, как - проживающих в общежитии, имеющих удовлетворительные или плохие отношения в студенческих группах, имеющих хронические заболевания или инвалидность, иностранные студенты.
3.Со 2 по 5 курс наблюдаются изменения в оценке студентами особенностей освоения фармакогнозии и применяемых при этом методов обучения.
То, что студенты, обучающиеся на 2-3 курсах, оценили достаточность объяснения материала на лекциях, практических занятиях в значительном разбросе балов (от 1 до 5), а студенты 2 курса в целом не считаю эффективной ни одну и форм проверки знаний (фронтальный опрос, письменную проверочную работу, тестирование на бумажном носителе, компьютерное тестирование), из внеаудиторных форм самостоятельной работы не считают эффективной подготовку конспекта, можно объяснять недостаточной готовностью студентов к восприятию материала специальной дисциплины, слабой самоорганизацией, отсутствием умения самостоятельной работы.Преподаватели должны учитывать, что для студентов в этот период ещё незакончена вузовская адаптация, как педагогическая, так и психофизиологическая, ицеленаправленно учить студентов разным формам освоения и проверки знаний, развивать навыки самостоятельной работы.
В конце третьего курса, когда освоена большая часть специальногоматериа-ла по фармакогнозии, студенты более осознанно воспринимают разные методы и способы обучения и контроля знаний, позитивно оцениваяифронтальный опрос, и письменную проверочную работу, исамостоятельную работу с учебником, лекци-
онным материалом. К концу 5 курса, пройдя через все варианты приёмов обучения, студенты позитивно оценивают практически весь арсенал применённых способов, методовобучения фармакогнозии и приобретённых навыков самостоятельной работы, очевидно ощутив и проверив на практике необходимость и достаточность полученных знаний, умений и навыков.
4.То, что студенты в независимости от курса обучения, примерно равнозначно (50:50) оценивают значимость как коллективных -фронтальных, так и дифференцированных способов обучения, видимо объясняется сугубо личными предпочтениями студентов и оба способа обучения можно считать приемлемыми.
5.Достаточно однозначно эффективной студенты всех курсов считают контроль и самоподготовку с использованием гербария и сырья лекарственных растений, из активных форм обучения - экскурсии, из форм развивающего обучения -элективы. Такие формы обучения надо продолжать активно использовать.
6.Студенты всех курсов в своём большинстве невысокие баллы эффективности (2-3 балла) поставили таким формам обучения, как подготовка реферата, подготовка курсовой работы, выполнение НИР, с подготовкой доклада и тезисов в сборник трудов конференции, дни кафедры, предметные кафедральные олимпиады. Такие научно ориентированные, наиболее сложные формы обучения заслуживают пристального внимания и развития со стороны преподавателей кафедры фармакогнозии.
7.В целом студенты со 2 по 5 курс неоднозначно в большом разбросе (от 1 до 5 баллов) оценивают эффективность наиболее современных методов обучения - компьютерное тестирование, работу с электронными учебниками, материалами в Internet, применяемую балльно-рейтинговую систему, что, видимо, говорит о необходимости их лучшего освоения. Проблема заслуживает дополнительно изучения.
8. Среди опрошенных студентов выделяется достаточно большая группа студентов отметивших у себя хронические заболевания и инвалидность (в сумме
26,4%). Большинство студентов с хронической заболеваемостью -студенты 2-3 курса.Анализ анкет этой группы студентов позволяет полагать, что студенты, имеющие проблемы со здоровьем и начинающие изучать фармакогнозию, испытывают сложности при фронтальных способах обучения.Для них предпочтительны практические занятия, самостоятельная работа с учебником, дифференцированно-групповые и индивидуальные способы обучения.
9.Иностранные студенты эффективнее осваивают фармакогнозию в условиях самостоятельного решения конкретного вопроса или задачи (контрольные работы, как устные, так и письменные методы контроля знаний, подготовка рефератов, курсовых работ, научно-исследовательская работа, подготовка выступлений и публикаций).
10.Взаимоотношения в студенческой группе,несомненно, влияют на учебный процесс.Большинство опрошенных студентов (78,5%)охарактеризовали взаимоотношения в своей студенческой группе как хорошие и отличные. Ното, что присутствует разброс в оценке взаимоотношений в группах 2 курса: отличные-хорошие-удовлетворительные, среди иностранных студентов 1/3 считает отношения удовлетворительными, пятикурсники практически не отмечают отличных отношений, но выделяют плохие и удовлетворительные, говорито наличие конфликтностив студенческой среде.Настораживает то, что среди 21,4% студентов, считающих отношения в студенческой группе удовлетворительными и плохими, значительное число студентов (38%) проживают в общежитии и одновременно 28,6% из них имеют хронические заболевания или инвалидность.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акульшина Е.В.,Дармограй В.Н. Опыт преподавания элективного курса "Фармацевтическая экология" на кафедре фармакогнозии //Современные проблемы науки и образования. Фармацевтические науки.-РАЕ. -№5.-2006.-С.99-100.
2. Акульшина Е.В. Интерактивные методы, применяемые при обучении студентов фармацевтического факультета дисциплине «Фармакогнозия» //Психолого-педагогические проблемы образования в медицинском вузе. Сборник научных трудов/под ред. Н.Г. Самойлова. -Рязань:РИО РязГМУ, -2016. -С.13-21.
3. Бубенчикова В.Н., Бубенчикова Р.Е., Сухомлинов Ю.А.Самостоятельная работа студентов при изучении фармакогнозии в системе подготовки современных специалистов-провизоров//Здоровье и образование в XXI веке. Журнал. -2018.-Т.20. -№2.-С.83-86.
4. Взаимосвязь целей обучения и контроля знаний студентов при изучении предмета (фармакогнозии) / В.А. Челомбитько, Д.А. Муравьева, О.И. Попова и др. // Управление качеством подготовки провизоров: Материалы...- Пятигорск. -2004.- С. 20-22.
5. Дубоделова Г.В., Акульшина Е.В. О формах внеаудиторной работы со студентами на кафедре фармакогнозии с курсом ботаники//Воспитание специалиста - приоритетная задача педагога: материалы конференции. -ГОУ ВПО Ряз-ГМУРосздрава.- Рязань, 2007.-С.46-49.
6. Здравоохранение глазами студента медицинского ВУЗа / Е.М. Долгова, М.В.Власова, Е.А. Горохова и др.//BuПetimfMedicaПntemetConferences.-2013. -Volume 3. -Issue 10. -С. 1136-1138.
7. Инновационные технологии на курсах ботаники и фармакогнозии фармацевтического факультета /В.М.Мирович, Г.М.Федосеева, Г.И.Бочарова, Е.Г.Горячкина//Сибирский медицинский журнал. -2010. -№7.-С.35-36.
8. Использование компетентностно-ориентированных технологий обучения на практических занятиях по фармакогнозии /Д.А.Коновалов, Н.Н.Вдовенко-Мартынова, С.Г.Яковлева и др. // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 1. -С.11.
9. Ковалёв В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки //Психологический журнал. -1982. -Т.3. -№6. -С.33-44.
10. Кузнецов Д.А. Анализ кадровой безопасности в фармации // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова.-2011. -№ 2. -С. 139-145.
11. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза :Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : С.Петербург.- 2002. -496 c.
12. О преподавании иностранным студентам фармацевтического факультета учебных дисциплин на кафедре фармакогнозии с курсом ботаники // Е.В.Акульшина, В.Н. Дармограй, Н.С.Ерофеева и др.//Реализация политики экспорта образовательных услуг на современном образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийской конференции с Международным участием / сост.: Ю.Ю. Бяловский, Л.В. Травина; под ред. проф. Р.Е. Калинина; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. - Рязань: РИО РязГМУ, 2015. -С.36-40.
13. Развитие психофизиологических функций взрослых людей /ред. Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова. - М.: Педагогика, 1972. - 248 с.
14. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб.пособие /П. Е. Рыжен-ков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; под ред. П. Е. Рыженкова. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. - 120 с.
15. Темзокова А.В. Анкетирование студентов фармацевтического факультета и его результаты // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. --№ 4. --С. 240-242.
16. Фармацевтический факультет - вчера, сегодня, завтра /И.В. Григорьева, Н.А. Платонова, В.Н. Дармограй, Н.Г. Селезенев//«Наука молодых» (Eruditiojuvenium). -2016. -№4.-c.11-19.
17. Чередников Е.Ф., Полубкова Г.В., Плотникова И.Е. Психолого-педагогические проблемы организации учебного процесса по ФГОС-3 и пути их решения по результатам анкетирования студентов// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -2014.- № 38. - С. 68-73.
REFERENSES:
1. Akulshina E.V., Darmogray V.N. Opyt prepodavaniya elektivnogo kursa "Farmatsevticheskaya ekologiya" na kafedre farmakognozii [Experience of teaching the elective course "Pharmaceutical Ecology" at department of a pharmakogno-ziya]//Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. Farmatsevticheskiye nauki [Modern problems of science and education. Pharmaceutical sciences].-RAE.-№5.-2006.-p.99-100. (in Russian)
2. Akulshina E.V. Interaktivnyye metody, primenyayemyye pri obuchenii stu-dentov farmatsevticheskogo fakul'teta distsipline «Farmakognoziya» [The interactive methods applied when training students of pharmaceutical faculty in discipline of Pharmakognoziya]//Psikhologo-pedagogicheskiye problemy obrazovaniya v meditsins-kom vuze. Sbornik nauchnykh trudov [Psychology and pedagogical problems of education in medical school. The collection of scientific works] / under the editorship of N.G. Samoylov. - Ryazan: RIO to RyazGMU.-2016. -C.13-21.(in Russian)
3. Bubenchikova V.N., Bubenchikova R.E., SukhomlinovYu.A. Samostoya-tel'naya rabota studentov pri izuchenii farmakognozii v sisteme podgotovki sovremen-nykh spetsialistov-provizorov [Independent work of students when studying a pharma-kognoziya in the system of training of modern specialists pharmacists]//Zdorov'ye i ob-razovaniye v XXI veke. Zhurnal [Health and education in the 21st century. Magazine].-2018. - T.20.-№2. - P. 83-86.(in Russian)
4. Vzaimosvyaz' tseley obucheniya i kontrolya znaniy studentov pri izuchenii predmeta (farmakognozii) [The interrelation is more whole than training and control of knowledge of students when studying a subject (pharmakognoziya)] / V.A. Chelom-
bitko, D.A. Muravyeva, O.I. Popova, etc.//Upravleniye kachestvom podgotovki provizo-rov: Materialy [Quality management of training of pharmacists: Materials..].-Pyatigorsk.-2004.-P. 20-22.(in Russian)
5. Dubodelova G. V., Akulshina E.V. O formakh vneauditornoy raboty so studentami na kafedre farmakognozii s kursom botaniki [About forms of out-of-class work with students at department of a pharmakognoziya with a botany course]// Vospitaniye spetsialista - prioritetnaya zadacha pedagoga: materialy konferentsii [Education of the expert - a priority task of the teacher: conference materials]. - Public Educational Institution of Higher Professional Training to RYAZGM Roszdrava. - Ryazan, 2007. - P. 46-49. (in Russian)
6. Zdravookhraneniye glazami studenta meditsinskogo VUZa [Health care eyes of the student of medical school] / E.M. Dolgova, M.V. Vlasova, E.A. Gorokhova, etc.//Bulletin of Medical Internet Conferences .-2013. - Volume 3. - Issue 10. - P.1136-1138. (in Russian)
7. Innovatsionnyye tekhnologii na kursakh botaniki i farmakognozii farmatsev-ticheskogo fakul'teta [Innovative technologies on courses of botany and a pharmakognoziya of pharmaceutical faculty] / V.M. Mirovich, G.M. Fedoseyeva, G.I. Bocharova, E.G. Goryachkin//Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [the Siberian medical magazine].-2010.-№7. - P. 35-36. (in Russian)
8. Ispol'zovaniye kompetentnostno-oriyentirovannykh tekhnologiy obucheniya na prakticheskikh zanyatiyakh po farmakognozii [Use of the competence-based focused technologies of training at a practical training for a pharmakognoziya] / D.A. Konova-lov, N.N. Vdovenko-Martynova, S.G. Yakovleva, etc.//Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education].-2015.-№ 1. - P. 11. (in Russian)
9. Kovalyov V.I., Druzhinin V.N. Motivatsionnaya sfera lichnosti i yeyo dina-mika v protsesse professional'noy podgotovki [The motivational sphere of the personali-
ty and her loudspeaker in the course of vocational training]//Psikhologicheskiy zhurnal [the Psychological magazine].-1982. - T.3.-№6. - P. 33-44. (in Russian)
10. KuznetsovD.A.Analiz kadrovoy bezopasnosti v farmatsii [The analysis of personnel safety in pharmacy]//Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akade-mika I.P. Pavlova [the Russian medicobiological messenger of a name of the academician I.P. Pavlov].-2011.-№ 2. - P. 139-145. (in Russian)
11. Litvinova T.N. Teoriya i praktika integrativno-modul'nogo obucheniya obsh-chey khimii studentov meditsinskogo vuza [Theory and practice of integrative and modular training of the general chemistry of students of medical school]: Dr.s ... ped.sciences: 13.00.02: St.-Petersburg. - 2002.-496 p. (in Russian)
12. O prepodavanii inostrannym studentam farmatsevticheskogo fakul'teta uchebnykh distsiplin na kafedre farmakognozii s kursom botaniki [About teaching to foreign students of pharmaceutical faculty of subject matters at department of a phar-makognoziya with a botany course]//E.V. Akulshina, V.N. Darmogray, N.S. Erofeyeva, etc.//Realizatsiya politiki eksporta obrazovatel'nykh uslug na sovremennom obrazova-tel'nom prostranstve: sbornik materialov Vserossiyskoy konferentsii s Mezhdunarodnym uchastiyem [Implementation of policy of export of educational services on modern educational space: the collection of materials of the All-Russian conference with the International participation] /Yu.Yu. Byalovsky, L.V. Travina; under the editorship of the prof. R.E. Kalinin; RyazGMU of the Russian Ministry of Health. - Ryazan: RIO to RyazGM, 2015. - P/ 36-40. (in Russian)
13. Razvitiye psikhofiziologicheskikh funktsiy vzroslykh lyudey [Development of psychophysiological functions of adults]/edition B.G. Ananyev, E.I. Stepanova. - M.: Pedagogics, 1972. - 248 p. (in Russian)
14. Samoorganizatsiya studentov pervogo kursa: Ucheb. posobiye [Self-organization of first-year students: Studies. Grant] /item E. Ryzhenkov, E.V. Maruso-va, L.M. Haslavskaya, etc.; under the editorship of P.E. Ryzhenkov. - Novosibirsk: No-vosib publishing house. Univ., 1990. - 120 p. (in Russian)
15. Temzokova A.V. Anketirovaniye studentov farmatsevticheskogo fakul'teta i yego rezul'taty [Questioning of students of pharmaceutical faculty and its re-sults]//Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International magazine of experimental education]. - 2015. - No. 4. - P. 240-242. (in Russian)
16. Farmatsevticheskiy fakul'tet - vchera, segodnya, zavtra [Pharmaceutical faculty - yesterday, today, tomorrow] / I.V. Grigorieva, N.A. Platonova, V.N. Darmogray, N.G. Selezenev//«Nauka molodykh» ["Science of young people" (Eruditiojuvenium)] .-2016.-№4. - P.11-19. (in Russian)
17. Cherednikov E.F., Polubkova G. V., Plotnikova I.E. Psikhologo-pedagogicheskiye problemy organizatsii uchebnogo protsessa po FGOS-3 i puti ikh re-sheniya po rezul'tatam anketirovaniya studentov [Psychology and pedagogical problems of the organization of educational process for FGOS-3 and way of their decision on results of questioning of students]//Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosypedagogiki i psikhologii [Personality, family and society: questions of pedagogics andpsychology].-2014.-No. 38. - Page 68-73. (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Акульшина Елена Владимировна - кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент кафедры фармакогнозии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e -mail: [email protected]
Морозова Валентина Анатольевна - старший преподаватель кафедры фармакогнозии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Россий-
ской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Akulshina Elena Vladimirovna - candidate of pharmaceutical sciences, the associate professor, the associate professor of a pharmakognoziya ofFederal state-funded educational institution of the higher education "Ryazan state medical university of a name of the academician I.P. Pavlov" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya St., 9,e-mail: [email protected].
Morozova Valentina Anatolyevna -senior teacher of department ofa pharmakogno-ziyaof Federal state-funded educational institution of the higher education "Ryazan state medical university of a name of the academician I.P. Pavlov" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya St., 9,e-mail: [email protected]
Дата поступления: 14.12.2018г. Дата принятия в печать: 24.12.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Акульшина Е.В., Морозова В.А. Психологические аспекты освоения студентам дисцпилины Фармакогнозия [Электронный ресурс] /Е.В. Акульшина, В.А. Морозова// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа:http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=349 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCEFORCITING:
Akul'shina E.V., Morozova V.A. Psikhologicheskiye aspekty osvoyeniya studen-tam distspiliny Farmakognoziya[Psychological aspects of development by students dis-
ciplines Pharmakognoziya] [Electronic resource] /E.V.Akul'shina, V.A.Morozova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=349 (date of reference: hh.mm.yyyy).