Научная статья на тему 'Межпредметные связи химических дисциплин как фактор, влияющий на самосознание студентов для качественной подготовки провизора'

Межпредметные связи химических дисциплин как фактор, влияющий на самосознание студентов для качественной подготовки провизора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН / СТУДЕНТЫ / INTERDISCIPLINARY LINKAGES / CONTINUITY OF TEACHING OF SUBJECTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Наталья Алексеевна, Лаксаева Елена Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме необходимости согласования рабочих программ химических дисциплин, преподаваемых на различных курсах фармацевтического факультета медицинского вуза с целью повышения качества подготовки провизоров. Взаимосвязь дисциплин высшие учебные заведения определяют самостоятельно с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова принципы преемственности и последовательности в преподавании ряда дисциплин, в т.ч. химии разрешаются на заседаниях Предметных учебно-методических комиссий и Учебно-методического совета университета. Межпредметные связи в процессе обучения для студентов, важны,т.к в системе профессиональной подготовки провизоров химические дисциплины тесно связаны между собой, это позволяет студентам применять знания разных дисциплин для решения вопросов профессиональной деятельности, а так же претворить в жизнь педагогические принципы преемственности и последовательности при изучении химических дисциплин будущими провизорами. Кроме того, обосновывается необходимость аналогичного согласования в планах работы студенческих научных кружков,формирования программ студенческих научных конференций. Для формирования преемственности преподавания дисциплин необходимо согласовывать работу студенческих научных кружков. Межпредметные научные конференции, выступление перед аудиторией, способность добывать, обрабатывать информацию, способствуют развитию познавательной деятельности в социализации личности, т.к. любая производственная деятельность зависит от знаний и умений специалиста и возможности превращения их в двигатель профессионального роста и конкурентоспособности. Согласование учебных программ родственных дисциплин, способствуя повышению интереса студентов к процессу обучения, ускоряет адаптацию студентов к специфике того, или иного предмета, улучшает в целом качество подготовки студентов к будущей профессии, содействует развитию самосознания студента и мотивации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Наталья Алексеевна, Лаксаева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY LINKAGES OF CHEMICAL SUBJECTS AS A FACTOR AFFECTING STUDENTS’ SELF-AWARENESS OF THE QUALITY TRAINING OF A PHARMACIST

The article focuses on the topical issue of the need for harmonization of work programmes of chemical subjects taught in various courses of the Pharmaceutical Faculty of a Medical University in order to improve the quality of training of pharmacists. The interdisciplinary linkages are defined by educational institutions independently, with regard to relevant exemplary basic educational programmes. In Ryazan State Medical University named after academician Pavlov I. P. the principles of continuity and of consistency in teaching of a range of subjects, including chemistry, are authorized at the meetings of Subject educational and methodological commissions and of Educational and methodological council of the university. The interdisciplinary linkages in students’ teaching are important inasmuch as in professional system of pharmacists’ training the chemical subjects are closely linked, this makes it possible for students to apply the knowledge of divers subjects to solve issues of professional activity, to im plement pedagogical principles of continuity and of consistency in studying chemical subjects by future pharmacists. Furthermore, it makes the case for an analogical harmonization of plans of student science clubs in chemical chairs and for a programme formulation of student science conferences. The interdisciplinary scientific conferences, public speaking, the ability to gather and to process information contributes to the development of cognitive activity in socialization of the individual, given that any production activity depends on the knowledge and on the skills of a specialist and on a possibility to convert them into the engine of career development and of competitiveness. The harmonization of educational programmes of linked subjects accelerates the students’ adaptation to specificity of one or another subject, improves at large the quality of students’ training for future career and contributes to the development of a student’s self-consciousness and motivation to study, stimulating the students’ interest in training.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи химических дисциплин как фактор, влияющий на самосознание студентов для качественной подготовки провизора»

УДК [615:378]:615.07 DOI:10.23888/humJ2018155-68 © Платонова Н.А., Лаксаева Е.А., 2018

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА

Платонова Н.А., Лаксаева Е.А. Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павло-ва,ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме необходимости согласования рабочих программ химических дисциплин, преподаваемых на различных курсах фармацевтического факультета медицинского вуза с целью повышения качества подготовки провизоров. Взаимосвязь дисциплин высшие учебные заведения определяют самостоятельно с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова принципы преемственности и последовательности в преподавании ряда дисциплин, в т.ч. химии разрешаются на заседаниях Предметных учебно-методических комиссий и Учебно-методического совета университета. Межпредметные связи в процессе обучения для студентов, важны ,т.к в системе профессиональной подготовки провизоров химические дисциплины тесно связаны между собой, это позволяет студентам применять знания разных дисциплин для решения вопросов профессиональной деятельности, а так же претворить в жизнь педагогические принципы преемственности и последовательности при изучении химических дисциплин будущими провизорами. Кроме того, обосновывается необходимость аналогичного согласования в планах работы студенческих научных кружков,формирования программ студенческих научных

конференций. Для формирования преемственности преподавания дисциплин необходимо согласовывать работу студенческих научных кружков. Межпредметные научные конференции, выступление перед аудиторией, способность добывать, обрабатывать информацию, способствуют развитию познавательной деятельности в социализации личности, т.к. любая производственная деятельность зависит от знаний и умений специалиста и возможности превращения их в двигатель профессионального роста и конкурентоспособности. Согласование учебных программ родственных дисциплин, способствуя повышению интереса студентов к процессу обучения, ускоряет адаптацию студентов к специфике того, или иного предмета, улучшает в целом качество подготовки студентов к будущей профессии, содействует развитию самосознания студента и мотивации обучения.

Ключевые слова: межпредметные связи, преемственность преподавания дисциплин, студенты.

Актуальность исследования. Качество подготовки специалистов здравоохранения Указом Президента Российской Федерации [1] наравне с прочими проблемами отнесено к вопросам проблем национальной безопасности.

Межпредметные связи химических дисциплин способствуют выполнению социального задания социума на воспитание и обучение будущих специалистов фармацевтической отрасли, а также позволяют студентам применять знания разных дисциплин для решения задач, возникающих в процессе обучения, а в последующем и при решении вопросов профессиональной деятельности.

Обучение, главным образом, предусматривает развитие умственных способностей, а не сообщение знаний той или иной дисциплины.

В системе профессиональной подготовки провизоров химические дисциплины тесно связаны между собой, логически следуя друг за другом. Завершением

химической подготовки будущих специалистов занимается фармацевтическая химия.

Цель исследования. Изучение важности межпредметных связей для студентов.

С этой целью на кафедре на протяжении ряда лет проводятся межпредметные научные конференции, на которых студенты младших курсов имеют возможность ознакомиться с научными работами старшекурсников, понять и принять важность обучения для переноса знаний и умений. Большинство студентов младших курсов, как правило, связывают дисциплины стихийно, не представляя какие конкретные знания, умения, понятия нужны для переноса умственной деятельности с одного предмета на другой.

Научные студенческие конференции рассматриваются нами, как информационный процесс, оказывающий воздействие на индивидуальное сознание студентов младших курсов посредством личного примера старшекурсников.

Выступление перед аудиторией позволяет студентам, в ряде случаев, преодолеть определенный страх своего восприятия и влияет на эмоциональную сферу, что способствует развитию познавательной деятельности в социализации личности.

Любая производственная деятельность зависит не только от знаний и умений специалиста, но и от способности добывать, обрабатывать информацию, превращая ее в двигатель профессионального роста и конкурентоспособность. Первыми шагами к этому и являются научные студенческие работы экспериментального или теоретического направления.

В научно-исследовательскую кружковую работу вовлекаются студенты независимо от их успеваемости по тому или иному предмету, так как содержание и сложность труда специалистов различна, и работу по своим силам хорошо выполнять сможет любой «троечник». Однако, для формирования преемственности преподавания химических дисциплин необходимо согласовывать работу студен-

ческих научных кружков, включая в программу их работы темы заседаний, имеющих значение для углубленного изучения, например, как для дисциплины «Общая химия», так и для дисциплины «Фармацевтическая химия». Одной из таких тем может быть «Изучение оптимальных условий фотометрического определения некоторых витаминов из группы гетероциклического ряда», «Гидраксамо-вая проба в анализе фармацевтических субстанций».

Мотивационная составляющая изучения дисциплины «фармацевтическая химия» к 4 курсу падает, так как студенты уже осознают, что возможность трудоустройства специалистом по контролю качества лекарственных средств низка. Это обусловлено тем, что аптеки, в основном, являются аптеками готовых лекарственных средств, где отсутствуют производственные отделы, а, следовательно, и в штате аптек отсутствует должность провизор по контролю качества лекарственных средств. В отделы контроля качества фармацевтических предприятий принимают, в основном, специалистов с химическим университетским образованием. Кроме этого следует иметь в виду, что каждый человек способен к определенной сфере деятельности, и старшекурсники уже могут, учитывая свойства своей личности определиться в выборе будущей профессиональной деятельности: провизор-технолог, провизор по контролю качества лекарственных средств, провизор-организатор. Эта мотивация определяет их отношение и заинтересованность в получении знаний, умений, навыков учебных дисциплин, позволяет чувствовать свою интеллектуальную самостоятельность.

В этой связи важна последовательность изучения химических дисциплин, связь каждой дисциплины с предшествующими, обеспечивающими последующие необходимыми знаниями и умениями. Взаимосвязь дисциплин согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) [2] высшие учебные заведения определяют самостоятельно с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, которые должны быть разработаны творческими коллективами соответствующих цен-

тральных учебно-методических комиссий МЗ РФ. Однако, до настоящего времени, в фармацевтических и медицинских вузах примерные или типовые учебные программы, ассоциированные с последними версиями ФГОС ВО отсутствуют. Поэтому при составлении рабочих программ, нередко нарушается принципы преемственности и последовательности в преподавании ряда дисциплин, в т.ч. химии. В Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова эта проблема разрешается на заседаниях Предметных учебно-методических комиссий и Учебно-методического совета университета. Благодаря этой работе в рабочие программы химических дисциплин университете включаются темы, изучаемые практически на всех курсах обучения с учетом специфики того или иного предмета.

На кафедре общей и фармацевтической химии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова изучаются следующие дисциплины: общая и неорганическая химия; растворы в биологии и медицине; физическая и коллоидная химия; электрохимические методы анализа; аналитическая химия; органическая химия; фармацевтическая химия. Студенты первого курса при изучении дисциплины «общая и неорганическая химия» и «растворы в биологии и медицине» учатся рассчитывать тепловые эффекты химических процессов, равновесные концентрации продуктов реакции и исходных веществ, составлять электронные конфигурации атомов и молекул, определять тип химической связи, прогнозировать реакционную способность химических соединений и физические свойства в зависимости от положения в периодической системе Менделеева. Кроме того студенты обучаются теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта и токсичности, смещать равновесие в растворах электролитов, применять правила различных номенклатур к различным классам неорганических и органических соединений; готовить растворы; собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований, пользо-

ваться физическим, химическим оборудованиям; измерять физико-химические параметры растворов.

На втором году обучения по дисциплине «физическая и коллоидная химия; электрохимические методы анализа» студенты изучают современные физические и физико-химические методы анализа (потенциометрия, хроматография, кондук-тометрия и т.д.), выполняют физико-химический анализ и оценивают его результаты; изучают основы математической статистики, необходимые для оценки точности, воспроизводимости и правильности результатов анализа.

По дисциплине «аналитическая химия » студенты изучают современные методы идентификации, очистки, концентрирования, разделения и определе-ния;вырабатывают умения выполнения методики качественного и количественного анализа веществ и оценивать их результаты.

На этом этапе, на основе периодического закона Д.И.Менделеева, законов химической термодинамики и кинетики студенты обучаются устанавливать связь между строением веществ и их физико-химическими свойствами и аналитическими характеристиками с целью предсказания свойств и использования их для решения конкретных задач.

Перечисленные выше темы позволяют претворить в жизнь педагогические принципы преемственности и последовательности при изучении химических дисциплин будущими провизорами. Отдельные аспекты межпредметных связей при подготовке провизоров были рассмотрены ранее[3].

Таким образом, согласование учебных программ родственных дисциплин, способствуя повышению интереса студентов к процессу обучения, ускоряет адаптацию студентов к специфике того, или иного предмета, улучшает в целом качество подготовки студентов к будущей профессии [4], [5], содействует развитию самосознания студента и мотивации обучения.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (с изменениями и дополнениями)». Москва, 2009.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитет). Москва, 2016.

3. Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю., Громова З.Ф. Отдельные аспекты межпредметных связей при подготовке провизора. В кн.: Сборник материалов VI Международной научно-методической конференции «Университетское образование». Пенза,2002. С. 267-268.

4. Лаксаева Е.А., Косова Ю.Д. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском ВУЗе В кн.: Материалы научно-практической конференции ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. Рязань, 2016. С. 111-115.

5. Лаксаева Е.А., Косова Ю.Д. Удовлетворённость организацией учебного процесса у студентов первого курса Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. №4(15). с. 27-34

Платонова Наталья Алексеевна - кандидат фармацевтичсеких наук, доцент кафедры общей и фармацевтической химии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университетимени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоко-вольтьная, д. 9, obscchim@mail.ru

Лаксаева Елена Анатольевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и фармацевтической химии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университетимени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоко-вольтьная, д. 9, elenalaksaeva@mail.ru

© Platonova N.A., Laksaeva E.A., 2018

INTERDISCIPLINARY LINKAGES OF CHEMICAL SUBJECTS AS A FACTOR AFFECTING STUDENTS' SELF-AWARENESS OF THE QUALITY TRAINING OF A PHARMACIST

Platonova N. A., Laksaeva E. A.

Ryazan State Medical University. acad. I.P. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation

Abstract. The article focuses on the topical issue of the need for harmonization of work programmes of chemical subjects taught in various courses of the Pharmaceutical Faculty of a Medical University in order to improve the quality of training of pharmacists. The interdisciplinary linkages are defined by educational institutions independently, with regard to relevant exemplary basic educational programmes. In Ryazan State Medical University named after academician Pavlov I. P. the principles of continuity and of consistency in teaching of a range of subjects, including chemistry, are authorized at the meetings of Subject educational and methodological commissions and of Educational and methodological council of the university. The interdisciplinary linkages in students' teaching are important inasmuch as in professional system of pharmacists' training the chemical subjects are closely linked, this makes it possible for students to apply the knowledge of divers subjects to solve issues of professional activity, to im-

plement pedagogical principles of continuity and of consistency in studying chemical subjects by future pharmacists. Furthermore, it makes the case for an analogical harmonization of plans of student science clubs in chemical chairs and for a programme formulation of student science conferences. The interdisciplinary scientific conferences, public speaking, the ability to gather and to process information contributes to the development of cognitive activity in socialization of the individual, given that any production activity depends on the knowledge and on the skills of a specialist and on a possibility to convert them into the engine of career development and of competitiveness. The harmonization of educational programmes of linked subjects accelerates the students' adaptation to specificity of one or another subject, improves at large the quality of students' training for future career and contributes to the development of a student's self-consciousness and motivation to study, stimulating the students' interest in training.

Key words: interdisciplinary linkages, continuity of teaching of subjects, students.

Relevance of the study. The quality of training of health professionals equally with other issues is subsumed within the questions of national security by The Decree of President of the Russian Federation [1].

The interdisciplinary linkages of chemical subjects facilitate implementation of social tasks of education and training of future pharmaceutical professionals, it also makes it possible to students to apply the knowledge of diverse subjects to face the challenges integrated into learning and subsequently to meet the challenges of professional activity.

The training mostly provides for the cognitive development and not for the passing of information on a subject.

In the professional training system for pharmacists, chemical subjects are closely linked, they logically follow each other. The completion of chemical training of future professionals is pharmaceutical chemistry.

Purpose of the study. The examination of the importance of interdisciplinary linkages for students.

To this end, the chair organizes interdisciplinary scientific conferences over the years, where undergraduate students have an opportunity to familiarize themselves with scholarly work of graduate students, to understand and to accept the importance of training for the knowledge and skill transportation. The majority of undergraduate students usually link the subjects spontaneously without realizing what knowledge, skills, and concepts they need to transport from a subject to another one.

We consider the student scientific conferences as information process affecting the individual self-awareness of undergraduate students through a personal example of graduate students.

In some instances, a public presentation allows students to overcome the fear of their perception and influences on their emotional level, this contributes to the cognitive development as part of the socialization of an individual.

All developmental activities depend not only on knowledge and skills of a professional but also on the ability to gather and process information, making it a factor in professional development and competitiveness. The first steps towards this point are student scientific conferences on theoretical and experimental approaches.

Students are involved in scientific research club activity regardless of their success in learning a subject, because the content and the complexity of professional work is different, and any "C student" can work to the best of their ability. Nevertheless, it is necessary to harmonize the work of student scientific clubs including in their programme of meetings the topics relevant to an in-depth study of such subjects like, for example, "General chemistry" as well as "Pharmaceutical chemistry" to form the educational continuity in teaching chemical subjects. One of such topics may be "The examination of optimum conditions of photometric analysis of certain vitamins relating to he-

terocyclic compounds", "The hydroxylamine test for the analysis of pharmaceutical substances".

The motivational component of studying of the matter "Pharmaceutical chemistry" decreases during the 4th year of education, because students are aware of a low opportunity for recruitment as a professional of pharmaceutical drug analysis. This is due to the fact that pharmacies are mostly distributors of pharmaceutical products where there are no manufacturing divisions, and consequently, there is no post of a pharmacist specialized in pharmaceutical drug analysis. The divisions of pharmaceutical drug analysis hire mainly professionals with chemical university education. Furthermore, it should be borne in mind that, every person is capable of working in a specific field of activity, that graduate students are able to choose their future professional career, taking into account their personality traits: pharmacist-technologist, pharmacist specialized in pharmaceutical drug analysis or pharmacist-organizer. This motivation defines their attitude and interest in getting knowledge and skills in academic disciplines and makes them feel an intellectual autonomy. In this regard, the consistency of studying of chemical subjects and the linkage of every subject with the previous ones ensuring necessary knowledge and skills are essential. The linkages of chemical subjects under the Federal State educational standards for higher education (FSES HE) [2] should be determined by universities independently, based on the main relevant exemplary educational programmes that should be developed by creative groups of relevant central review commissions of the Ministry of Health of the Russian Federation. To date, however, in pharmaceutical and medical universities there are no samples or typical training programmes associated with the latest versions of FSES HE. Therefore, for the establishment of work programmes, the principle of continuity and consistency of teaching of numerous subjects, including chemistry, is often violated. In Ryazan State Medical University named after academician Pavlov I. P. this problem is regulated at meetings of Subject review commissions and of Review Council of the University. Through this

work, topics studied in each of the educational training, taking into account the specific characteristics of each subject, are included in work programmes of chemical subjects.

At the department of general and pharmaceutical chemistry of Ryazan State Medical University named after academician Pavlov I. P., the following subjects are studied: general and inorganic chemistry; solutions in biology and medicine; physical chemistry and colloid science; electrochemical methods of analysis; organic chemistry; pharmaceutical chemistry. First-year students learn to calculate heats of chemical processes, equilibrium concentrations of reaction products and reagents, to set up electron configurations of atoms and molecules, to define a type of chemical bond, to predict the reaction capacity of chemical compounds and physical properties depending on their position in the periodic table of Mendeleev when they study the subject "general and inorganic chemistry" and "solutions in biology and medicine". In addition, students learn to conceptualize the chemical basis of pharmacological effect and toxicity, to remove the equilibrium in electrolyte solutions, to apply the rules of diverse nomenclatures to different classes of inorganic and organic compounds; to prepare solutions; to assemble simple installations for laboratory researches, to use physical, chemical equipment; to measure physico-chemical parameters of solutions.

In the second year of studying the subject "Physical chemistry and colloid science; electrochemical methods of analysis", students learn modern physical and physico-chemical methods of analysis (potentiometry, chromatography, conductometry, etc.), perform physico-chemical analysis and evaluate its results; learn the basis of mathematical statistics essential to measure accuracy, reproducibility and validity of analysis results.

Students learn modern methods of identification, purification, concentration, separation, and definition; develop the skills in techniques of qualitative and quantitative analysis of substances and of result evaluation, when they study the subject "analytical chemistry".

At this stage, on the basis of periodic trends of D. I. Mendeleev, of laws of chemical thermodynamics and kinetics, students learn to establish a link between a substance structure and its physico-chemical properties and analytical characteristics in order to predict properties and their use for specific tasks.

The topics listed above permit to implement the pedagogical principles of continuity and consistency in studying chemical subjects by future pharmacists. Certain aspects of cross-curricular links for the training of pharmacists were considered earlier [3].

Thus, the harmonization of training programmes of related subjects speeds up the adaptation of students to the specificity of a subject, helping to increase the interest in training, improves the quality of preparation of students for a future career in general [4], [5], promotes the development of a students' self-awareness and of learning motivation.

There is no conflict of interest.

REFERENCES:

1. UkazPrezidenta Rossijskoj federacii ot 12 maja 2009 g. №537 «O strategii na-cional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda (s izmenenijami i dopolneni-jami)» [Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 (with amendments and additions) "]. Moscow; 2009. (in Russian)

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovanija pospecial'nosti 33.05.01 Farmacija (uroven' specialitet) [Federal state educational standards for higher education in specialty 33.05.01 Pharmacy (level of specialty)]. Moscow; 2016. (in Russian)

3. Platonova NA, Chekulaeva GJu, Gromova ZF. Otdel'nye aspekty mezhpredmet-nyh svjazej pri podgotovke provizora [Separate aspects of intersubject communications in preparation of a pharmacist]. V kn.: Sbornik materialov VIMezhdunarodnoj nauch-no-metodicheskoj konferencii «Universitetsko eobrazovanie» [In: Collection of mate-

rials of the VI International Scientific and Methodological Conference "University Education"]. Penza; 2002. P. 267-268. (in Russian)

4. Laksaeva EA, Kosova JuD. Adaptacija studentov k uslovijam obuchenija v me-dicinskom VUZe [Adaptation of students to the conditions of training in a medical university]. V kn.: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii GBOU VPO RjazGMU-Minzdrava Rossii [In: Materials of the scientific-practical conference of the State Medical University of the Higher Medical Education of the Russian Ministry of Health]. Ryazan; 2016. P. 111-115. (in Russian)

5. Laksaeva EA, Kosova JuD. Udovletvorjonnost' organizaciej uchebnogo processa u studentov pervogo kursa rjazanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni akademika I.P. Pavlova [Satisfaction with the organization of the educational process for first-year students of the Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlova]. Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvi-tie: setevojzhurn [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2016: 4 (15) p. 27-34. (in Russian)

Platonova Natalia Alekseevna - candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of the department of general and pharmaceutical chemistry of Federal State budgetary educational establishment of higher education " Ryazan State medical University named after academician I. P. Pavlov" of Ministry of Health of Russian Federation Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: obsc-chim@mail.ru

Laksaeva Elena Anatolievna - candidate of biological sciences, associate professor of the department of general and pharmaceutical chemistry, of Federal State budgetary educational establishment of higher education " Ryazan State medical University named after academician I. P. Pavlov" of Ministry of Health of Russian Federation Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: elenalaksae-va@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.