http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-2-88-92
УДК 615.1:615.15:614.27
ЗНАЧИМОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
ПРОВИЗОРОВ
Губриева НА., Онбыш Т.Е., Сампиев А.М.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. Целью работы являлась оценка значимости приобретаемых студентами фармацевтического факультета знаний в области фармацевтического маркетинга в профессиональной деятельности и программе подготовки провизоров. Авторами статьи показана важность углубления знаний выпускников-провизоров в области фармацевтического маркетинга. В работе обоснована актуальность преподавания дисциплины «Основы маркетинга в фармации», которая способствует получению знаний необходимых для успешной работы фармацевтической организации, что обеспечивает предприятию успех в конкурентной борьбе, проникновение на новые рынки, завоевание потребителей и в конечном итоге — достижение целей, направленных на получение прибыли. Охарактеризованы целевые задачи, посвященные формированию у студентов современного маркетингового мировоззрения, получение базовых знаний в области общей теории и практики маркетинга. В статье показаны особенности реализации образовательного процесса по дисциплине «Основы маркетинга в фармации» на кафедре фармации Кубанского государственного медицинского университета. В работе представлены профессиональные компетенции выпускника-провизора, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту и формируемые при изучении «Основ маркетинга в фармации», а также показано место дисциплины в системе фармацевтических дисциплин учебного плана. В статье описаны и приведены примеры современных образовательных технологий, реализуемых в учебном процессе по данной дисциплине.
Ключевые слова: фармацевтический маркетинг, специалисты фармацевтического рынка, основы маркетинга в фармации.
Фармацевтический рынок - это один из наиболее динамично развивающихся в настоящее время рынков. Особенностью фармацевтического рынка является удовлетворение потребностей населения в фармацевтической помощи, которая выражается в высокоэффективных профилактике, диагностике, лечении заболеваний, а также поддержании высокого качества жизни. Социальная значимость фармацевтического рынка оказывает значительное влияние на формирование спроса, от которого зависят производство, предложение, ассортимент, конъюнктура рынка и другие его характеристики.
Для успешной работы в условиях рыночных отношений и постоянной конкурентной борьбы аптечной организации необходимо быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде, разрабатывать стратегию и тактику развития, искать ресурсы для реализации, оптимизировать организационную структуру, определять методы маркетинговой деятельности. Принцип работы руководителя аптечной организации в современных условиях сводится к увеличению объема продаж, завоеванию новых потребителей, совершенство-
ванию поведения аптечных работников при обслуживании покупателей, проведению тренингов с персоналом. Важную роль играет широта ассортимента, оформление торгового зала, во многом определяющие имидж аптеки. Необходимо отметить, что важным стратегическим элементом в работе аптеки является умело организованная маркетинговая деятельность предприятия, включающая формирование товарной и ассортиментной политики, ценообразование, усовершенствование сбытовой политики, анализ преимуществ и недостатков территориального размещения аптеки. Все более востребованными в фармацевтической отрасли становятся специалисты, владеющие основами маркетинга: менеджер по маркетингу, продакт-менеджер, менеджер по логистике, медицинского представителя компании, фармацевтического представителя компании, менеджера по продажам. Более того, аптечным работникам, кроме высокого профессионализма, необходимо овладеть коммерческими технологиями - психологией продаж, навыками эффективной презентации, умением управлять конфликтными ситуациями, пониманием языка мимики и жестов потребителей.
Исходя из сказанного выше, в настоящее время актуальным является вопрос подготовки будущих специалистов-провизоров с учетом особенностей современного фармацевтического рынка. При этом следует учитывать тот факт, что студент фармацевтического факультета, в большинстве случаев, представляет собой осознанно выбравший будущую специальность индивидуум, желающий после окончания вуза организовать свой фармацевтический бизнес, работать в представительстве фармацевтической компании, занимать руководящие должности и активно проявлять профессионально-производственные навыки в работе, связанной с маркетингом в фармации.
Как известно, современный фармацевтический рынок характеризуется значительной степенью конкуренции. В связи с этим, без знаний основ маркетинга, его особенностей и принципов, успешное осуществление фармацевтической деятельности является достаточно сложной задачей. На сегодняшний день маркетинг вполне можно отнести к одной из важнейших областей знаний для формирования и развития профессиональных компетенций фармацевтической сферы, которая направлена на удовлетворение нужд и потребностей потребителя в фармацевтической помощи посредством обмена и более эффективным, чем у конкурентов, способом. Маркетинг как основа деятельности фармацевтического предприятия способствует успешному реагированию на изменения во внешней среде, на требования и запросы потребителей, обеспечивает принятие управленческих решений на основе маркетинговых исследований и анализа возможностей организации. Знание и использование основ маркетинга обеспечивает предприятию успех в конкурентной борьбе, проникновение на новые рынки, завоевание потребителей и в конечном итоге — достижение целей, направленных на получение прибыли. Известно, что с применением маркетинговых инструментов можно гораздо более рациональным путем решить различные проблемы фармацевтической организации, возникающие в процессе рыночной деятельности [5].
Необходимо отметить, что целый ряд вопросов, связанных с фармацевтическим маркетингом, студентами фармацевтического факультета изучаются при освоении одной из важнейших фармацевтических дисциплин - управления и экономики фармации, включающей несколько блоков, в том числе, фармацевтический менеджмент и маркетинг. Однако, как было показано выше, важность более детального знакомства специалистов с маркетинговыми технологиями диктует необходимость выделения дополнительного учебного времени н изучение данных вопросов. Как известно,
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности 33.05.01 Фармация, как и другие ФГОС III поколения, предусматривает изучение студентами дисциплин вариативной части [2]. Вариативная часть, разрабатываемая образовательным учреждением, способствует освоению предусмотренных в ФГОС компетенций, расширяет знания студентов в области будущей профессии, что в совокупности должно обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников-провизоров [1,3].
К одной из таких дисциплин, включенных в учебный план специальности «Фармация» на фармацевтическом факультете ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, относится дисциплина «Основы маркетинга в фармации» (ОМФ), целью преподавания которой является формирование у студентов современного маркетингового мировоззрения, получение базовых знаний в области общей теории и практики маркетинга. Сотрудниками кафедры фармации был разработан учебно-методический комплекс по ОМФ, в состав которого входят рабочая программа, слайд-презентации лекций, методические указания по изучению дисциплины, контролирующие материалы и другие компоненты, необходимые для обеспечения качественного овладения обучающимися компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом. Задачи преподавания ОМФ достаточно многогранны и формируются на основе современных требований к компетенциям выпускника фармацевтического вуза. Они охватывают значительный круг актуальных вопросов, а именно: освоение целей, задач, инструментов маркетинга; овладение практическими приемами применения маркетинг; знакомство студентов с товарной, сбытовой и коммуникационной политикой; изучение ценовой политики и ценовых стратегии организации; освоение понятий товар, уровни товара, жизненный цикл товара; освоение понятий сегментации рынка и позиционирования товара; знакомство с каналами распределения товаров, их видами, характеристиками и основными функциями; знакомство студентов с основными методами маркетинговых исследований и их видами; формирование у студентов представлений о процессах тактического и стратегического планирования маркетинга; изучение места и роли мерчандайзинга в системе маркетинга.
Успешное освоение данного перечня целевых задач при изучении ОМФ способствует полноценному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формируемых
при изучении ОМФ
Об щекультурные компетенции ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-5 Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала
Общепрофессиональные компетенции ОПК-1 Готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-3 Способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности
ОПК-5 Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок
Профессиональные компетенции ПК-4 Готовностью к осуществлению реализации лекарственных средств в соответствии с правилами оптовой торговли, порядком розничной продажи и установленным порядком передачи лекарственных средств
ПК-9 Готовностью к участию в процедурах ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации
ПК-13 Способностью к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата
Дисциплина ОМФ тесно связана с другими дисциплинами учебного плана (рисунок 1). Для успешного ее освоения студентам необходим комплекс знаний, приобретенный в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана по специальности «Фармация»: экономическая теория; математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла- информатика. Более того ОМФ находится в непосредственной взаимосвязи с дисциплинами профессионального цикла: управлением и экономикой фармации, медицинским и фармацевтическим товароведением, фармацевтической информатикой.
Программа освоения дисциплины ОМФ реализуется с применением современных технологий образовательного процесса, в частности, путем использования интерактивных форм, объяснительно-иллюстративного метода, элементами программированного и проблемного, а также модульного метода [4].
При изучении дисциплины ОМФ, наряду с традиционными, используются следующие современные формы проведения занятий: информационно-коммуникационные (лекция-презентация; доклад-презентация); групповая дискуссия; деловая игра; проектирование; ситуация-кейс и др.
Достаточно эффективным методом обучения ОМФ является использование в образовательном процессе кейс-технологии, реализация которой способствует повышению заинтересованности студентов в изучении дисциплины (вовлечение в процесс разбора конкретной ситуации), активное усвоение знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Наряду с этим, применение метода «casestudy» позволяет развить аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа.
—---
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 90 ~
Основы маркетинга в фармации
Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла -экономическая теория
Дисциплины математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла-информатика
Дисциплины профессионального цикла -управление и экономика фармации, медицинское и фармацевтическое
товароведение, фармацевтическая информатика
Рис. 1. Место ОМФ в системе дисциплин учебного плана по специальности «Фармация».
В качестве примера кейса, применяемого на практических занятиях по ОМФ, можно привести следующий: «Проведите анализ движения покупателей в торговом зале аптечной организации. По результатам анализа движения покупателей выделите «горячие» и «холодные» зоны в торговом зале и дайте заключение по правильности расположения витрин в торговом зале и выкладке товаров». Технология работы с кейсом включает следующие этапы: индивидуальную самостоятельную работу студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия; работу в группах (3 - 5 студентов) по постановке проблемы и поиску ее решения и презентацию, экспертизу результатов рабочих групп на общей дискуссии.
При изучении ОМФ активно используется рациональная организация самостоятельной работы студентов. В частности, студенты изучают и осваивают особенности ассортиментного портфеля аптечной организации, который формируется на основе разработки и производства инновационных лекарственных средств или дженерических товаров. Как правило, результаты проведенной самостоятельной работы студенты представляют перед своими одногруппниками в форме докладов, реферативных работ, презентаций, что делает возможным не только изложение полученной и переработанной ими информации, но и организацию дискуссии по различным вопросам фармацевтического маркетинга. Наряду с этим, студенты фармацевтического факультета, являющиеся членами студенческого
научного кружка кафедры фармации, проводят достаточно глубокие маркетинговые исследования разнообразных категорий фармацевтических товаров (лекарственных средств, лечебной косметики и др.) на примере аптечных организаций различного уровня, результаты которых они докладывают на студенческих научных конференциях.
Таким образом, дисциплина ОМФ имеет достаточно важное значение при подготовке специалистов фармацевтической сферы. Приобретенные знания и навыки в области фармацевтического маркетинга способствуют адаптации провизоров к практической деятельности в фармацевтической отрасли. Выпускники ориентированы на рынке маркетинговой информации, грамотно организуют сбор и обработку необходимых данных, разрабатывают маркетинговые стратегии деятельности фирмы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
[2] Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1037 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 330501 Фармация (уровень специалитета)".
[3] Сампиев А.М. Проблемы внедрения ФГОС ВПО по специальности «Фармация» и необходимость модерни-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 91 ~
зации высшего фармацевтического образования / Экономические и гуманитарные исследования регио-нов.2012. №5. С.51-55.
[4] Онбыш Т.Е., Малявина В.В. Дисциплина «Основы маркетинга в фармации» в структуре подготовки будущих провизоров Онбыш Т.Е. // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований.2016. №4(1). С. 238-240. [5] Чурин А.А., Лосев Е.А., Добрусина М.Е., Суслов Н.И. Фармацевтический маркетинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М. 2016.
THE IMPORTANCE OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF PHARMACEUTICAL MARKETING IN PROFESSIONAL ACTIVITIES AND THE PROVISORS' TRAINING
PROGRAMME
Gubrieva N.A., Onbys T.E., Sampiev A.M.
Kuban state medical university, Krasnodar, Russian Federation
Annotation. The aim of this work was to evaluate the importance acquired by the students ofpharmaceutical faculty of knowledge in the field of pharmaceutical marketing in professional activities and trainingprogramme for pharmacists. The authors of the article show the importance ofdeepening the knowledge ofgraduates-pharmacists in pharmaceutical marketing. The work proves the actuality of teaching of discipline "Principles of marketing in pharmacy", which helps the acquiring of knowledge necessary for successful work in the pharmaceutical organization that ensures the company's success in the competition, penetrates new markets, the conquest of consumers and, ultimately, the achievement of the aims focused on making a profit. The target was described for the formation at students ' modern marketing philosophy, getting basic knowledge of General theory and practice of marketing. The work proves the actuality of teaching, describes the targets andpeculiarity of educational process in discipline "Principles of marketing in pharmacy" at the Department ofpharmacy of the Kuban state medical University. The paper presents the professional competencesof graduates-pharmacists which comply with Federal state educational standard, which are made in learning of "Fundamentals of marketing in pharmacy", the place of discipline in thesystem ofpharmaceutical disciplines of curriculum. The article describes examples of modern educational technologiesare gave, whichrealize in the educational process in the discipline.
Key words: pharmaceutical marketing, professionals ofpharmaceutical market, principles of marketing in pharmacy.
REFERENCES
[1] Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FL "About education in Russian Federation".
[2] Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from August 11, 2016 N 1037 "About approval and enactment of Federal state educational standard of higher education in the specialty Pharmacy 330501 (level specialist's degree)".
[3] Sampiev A.M. The problems of implementation of the FSES of HPE in specialty "Pharmacy" and the necessity of
modernization of higher pharmaceutical education / Economic and humanitarian researches of regions.-2012.-№5.-P. 51-55.
[4] Onbys T.E. Discipline "Principles of marketing in pharmacy" is in the structure of training of future pharmacists Onbys T.E, Malyavina V.V.
[5] Churin A.A., Losev E.A., Dobrusina M.E., Suslov N.I. Pharmaceutical marketing. Textbook for undergraduate studies and master course. M. 2016.