Научная статья на тему 'Преемственность в преподавании дисциплин химического цикла на кафедре общей и медицинской химии'

Преемственность в преподавании дисциплин химического цикла на кафедре общей и медицинской химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ХИМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / CONTINUITY OF TEACHING / ANALYTICAL CHEMISTRY / COMPETENCE IN CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков М. Ю., Маркова Е. О., Кокарева Е. В.

В статье рассмотрена необходимость преемственности преподавания химических дисциплин по специальности «Фармация». Отмечено особое место «Аналитической химии» как учебной дисциплины в системе университетской подготовки будущих провизоров, составляющей наряду с другими дисциплинами фундаментальную основу общехимической подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяков М. Ю., Маркова Е. О., Кокарева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of the continuity of chemistry disciplines teaching for students of the Pharmaceutical Faculty is revealed in the article. The significance of Analytical Chemistry as an academic subject in the university training system of future pharmacists which together with other disciplines makes the basis of specialists training in Chemistry is marked.

Текст научной работы на тему «Преемственность в преподавании дисциплин химического цикла на кафедре общей и медицинской химии»

УДК 61:54(07.07)+378.147

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХИМИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ХИМИИ

Дьяков М.Ю., Маркова Е.О., Кокарева Е.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье рассмотрена необходимость преемственности преподавания химических дисциплин по специальности «Фармация». Отмечено особое место «Аналитической химии» как учебной дисциплины в системе университетской подготовки будущих провизоров, составляющей наряду с другими дисциплинами фундаментальную основу общехимической подготовки специалиста.

Ключевые слова: высшее образование, преемственность в образовании, аналитическая химия, химические компетенции.

CONTINUITY IN TEACHING DISCIPLINES OF THE CHEMISTRY CYCLE AT THE DEPARTMENT OF GENERAL AND MEDICAL CHEMISTRY

Dyakov M.Yu., MarkovaЕ. О., Kokareva E. V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy st., Smolensk, Russia, 214019

Resume. The necessity of the continuity of chemistry disciplines teaching for students of the Pharmaceutical Faculty is revealed in the article. The significance of Analytical Chemistry as an academic subject in the university training system of future pharmacists which together with other disciplines makes the basis of specialists training in Chemistry is marked.

Key words: higher education, continuity of teaching, Analytical Chemistry, competence in Chemistry

Тот не поднимется к большему, кто не силен в меньшем

Ян Амос Каменксий

Введение. Высшее образование в наши дни характеризует поиск надлежащего баланса между преемственностью и переменами как в содержании дисциплин, так и в преподавании. Последние Федеральные государственные стандарты высшего образования построены на компетентностном подходе к освоению специальностей, что невозможно при изолированности преподавания отдельных дисциплин. Для развития компетенций необходимо соблюдать классические принципы обучения: от простого к сложному, последовательность и системность, преемственность. Последняя

в свою очередь предполагает преемственность содержания как внутри дисциплины, так и между дисциплинами, в дидактических и методологических принципах и т.д. [5].

В современных постоянно меняющихся условиях необходимо готовить

специалистов, способных быстро перестраиваться в освоении дисциплины. Для чего у них должны быть сформированы прочные базисные знания, на основе которых возможно легко формировать надстройку из

профессиональных компетенций.

Прежде чем рассматривать вопрос

преемственности химических дисциплин, преподаваемых на кафедре химии в вузе, следует остановиться на проблеме перехода обучения в средней школе и в вузе. Во времена СССР в программу средней школы включался объем знаний, необходимый для обучения в вузе, что обеспечивало широкий выбор и равенство возможностей доступа к высшему образованию по окончании школы. Опыт постсоветского образования показывает, что выпускники большинства средних школ в недостаточной степени овладели общеучебными умениями и навыками по предмету, в частности по химии, и испытывают определенные трудности в продолжении обучения учебной дисциплине в учреждении высшего образования [1]. По нашему мнению, в настоящее время школьники,

поступающие в Вузы по ЕГЭ, имеющие достаточно опыта при работе с тестами, ориентированы на выбор правильного ответа, не предусматривающего логическое изложение материала по химии, за исключением заданий высокого уровня сложности, однотипных на протяжении ряда лет. В старших класса происходит «натаскивание» на ЕГЭ, что затрудняет развитие умений обобщать, анализировать, овладевать навыками экспериментальной работы. Это приводит к тому, что абитуриенты, поступив в Вуз, сталкиваются с проблемой логического изложения материала в устной или письменной форме, отличать важное от второстепенного, анализировать,

сопоставлять материал, формулировать свою точку зрения. Возникает сложность при переходе от школьного образования к вузовскому образованию, базирующемуся в настоящее время на компетентностном подходе освоения программы. Это, на наш взгляд, одна из основных проблем преемственности перехода к Вузовскому образованию. В последнее время разработчики ЕГЭ пытаются

ликвидировать данный разрыв между разными ступенями образования. Так, в 2017 году изменена структура части 1 по химии: исключены задания с выбором одного ответа; задания сгруппированы по

отдельным тематическим блокам, в каждом из которых есть задания как базового, так и повышенного уровней сложности. В 2018 году планируется расширение заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа. Таким образом, пытаются решить проблему преемственности образования между школой и вузом. В последнее время все больше ученых и практиков приходят к мнению, что обеспечение преемственности позволит придать динамичный,

перспективный характер всему учебному процессу.

Целью данной работы является проследить преемственность развития химических компетенций на базе химических дисциплин, преподаваемых на кафедре общей и медицинской химии СГМУ.

Результаты и их обсуждение. Последовательное и преемственное изучение химических дисциплин способствует формированию у студентов необходимых знаний и умений для действенного и сознательного освоения других теоретических дисциплин, а также для понимания функционирования организма в норме и патологии. На первом курсе студенты, обучающиеся по специальности «Фармация», на кафедре общей и медицинской химии изучают общую и неорганическую химию, физическую и коллоидную химию. Не усвоив базисных понятий, терминологии и основных законов по данным дисциплинам, не представляется возможным в достаточной степени освоить аналитическую химию, которая в свою очередь является базисной дисциплиной для успешного освоения компетенций по дисциплине «Фармацевтическая химия». Таким образом, аналитическую химию можно рассматривать как связующее звено теоретического и профессионального блоков дисциплин в системе фармацевтического образования.

Преемственность в обучении - понятие довольно многоплановое: это и требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов на каждом этапе обучения, и установление необходимой

связи и правильного распределения изучаемого материала между разделами внутри дисциплины и между дисциплинами на разных ступенях подготовки специалиста. При этом понятия и законы, составляющие основное содержание, располагаются в

последовательности, обеспечивающей постепенное освоение химии как науки в целом, причем последующее органически связано с предыдущим [3]. Последовательность реализуется не только в линейности, но и в концентрическом расположении материала. Одни и те же темы повторяются в ряде дисциплин, но их освоение состоит в постепенном уточнении, дополнении, детализации и подготовке к освоению профессиональных компетенций [2]. Однако при этом следует избегать излишних повторений.

Так, например, в процессе освоения раздела «Образование осадков» необходимо опираться на тему «Гетерогенные равновесия», изучаемую в «Общей и неорганической химии». При этом следует дифференцировать материал для студентов I и II курса, делая упор на практическое применение этого раздела в «Аналитической химии».

Кроме того, на первом курсе студенты знакомятся с понятиями «молярная концентрация», «молярная концентрация эквивалента», «титр», «моляльность», а в аналитической химии эти знания находят применение при практическом

приготовлении растворов, указанных концентраций, а также при решении различных ситуационных задач.

При изучении закона эквивалентов на I курсе студенты должны усвоить основные понятия этого закона, а при освоении Аналитической химии углубить понимание этого закона и перейти к титриметрическому анализу.

Преемственность придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматривают не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, позволяющей строить освоение профессиональных компетенций по данной дисциплине не только с опорой на предыдущие дисциплины, но и с

ориентировкой на последующие: фармацевтическая химия,

фармацевтическая технология.

Рационально создание

межкафедральной химической

лаборатории, в которой студенты разных курсов, работая с одним и тем же оборудованием, будут решать различные ситуационные и контрольные задания, совершенствуясь в практических навыках. Такая лаборатория создаст возможность реализации принципов

фундаментальности, межпредметной

интеграции, преемственности и

профессиональной направленности.

Преемственность также подразумевает, что при усвоении нового материала студенты сопоставляют его с усвоенным ранее, перестраивая его под новые требования и задачи. Преемственность позволяет не сообщать в готовом виде знания, а, основываясь на предыдущем материале, развивая его, подводить учащихся к самостоятельному

логическому приобретению новых знаний и умений, что активизирует у них познавательную деятельность,

направленную на осмысление материала, более углубленное формирование общепрофессиональных компетенций [4].

Последовательность предполагает построение обучения от абстрактного к конкретному с последующим обобщением и переходу к решению конкретных ситуационных задач. Преемственность просматривается также и в овладении практическими навыками с постепенным их усложнением и логическим осмыслением. Так, в лабораторном практикуме по общей и неорганической химии студенты выполняют опыты, совершенствуя практические навыки по работе с химической посудой и реактивами, полученными в средней школе. А в лаборатории аналитической химии переходят на выполнение аналитических реакций и в дальнейшем анализируют ионы внутри отдельных групп, решают более сложные практические задания по анализу неизвестных неорганических веществ.

Пройдя промежуточную аттестацию по

аналитической химии, студенты должны не только самостоятельно выполнять определенный набор практических аналитических навыков, но и выбирать методы анализа для решения конкретных заданий, что требует глубокого осмысления, компетентностного усвоения материала.

Заключение. Для достижения преемственности между дисциплинами необходим постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, позволяющий вовремя вносить коррективы в рабочие программы, согласовывать учебный теоретический материал и лабораторный практикум. Это позволит подготовить провизоров, обладающих высокой компетентностью в

специальности.

Литература

1. Литвинова Т.Н., Литвинова М.Г. Химическая подготовка студентов медицинского вуза на основе компетентностного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10 (часть 1). - С. 71-72.

2. Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г., Ненашева Л.В. Методическое обеспечение дисциплины «Аналитическая химия» для студентов фармацевтического факультета КУБГМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 1). - С. 210 - 211.

3. Погибельская Н.Б., Погибельский А.П. Преемственность образования в школе и вузе в области естественных наук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015 - № 1. - С 244-246.

4. Пятигорская Н.В., mailto: osipova-mma@list.ruСтепанова Э.Ф., mailto: e.f.stepanova@mail.ruАладышева Ж.И. и др. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию: формирование и роль компетенции mailto: ^ког 1510@mail.ru// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 1). - С. 719-721.

5. Юдина Т.Г., Литвинова Т.Н. Курс аналитической химии как центральное звено формирования химической компетентности будущего провизора // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 215-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.