Научная статья на тему 'Формирование компетенций провизора на базе изучения общей и неорганической химии'

Формирование компетенций провизора на базе изучения общей и неорганической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОВИЗОР / "ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" / COMPETENCE / PHARMACIST / GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаращук Н.Ф., Теленкова О.Г.

В основе подготовки специалиста провизора компетентностный подход. В статье раскрывается важность дисциплины «Общая и неорганическая химия» в формировании профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаращук Н.Ф., Теленкова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES CREATION OF PHARMACIST ON THE BASIS OF GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY STUDY

Competence approach is on the basis of pharmacist training. The article deals with importance of General and Inorganic Chemistry in professional competencies creation.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций провизора на базе изучения общей и неорганической химии»

УДК 615.19:546+378.147

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВИЗОРА НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ФаращукН.Ф., Теленкова О.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В основе подготовки специалиста - провизора компетентностный подход. В статье раскрывается важность дисциплины «Общая и неорганическая химия» в формировании профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетенции, провизор, «Общая и неорганическая химия».

COMPETENCES CREATION OF PHARMACIST ON THE BASIS OF GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY STUDY

Farashchuk N.F., Telenkova O.G.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. Competence approach is on the basis of pharmacist training. The article deals with importance of General and Inorganic Chemistry in professional competencies creation. Key words: competence, pharmacist, General and Inorganic Chemistry.

Введение

Для современных провизоров изучение «Общей и неорганической химии» имеет огромное значение, так как многие лекарственные препараты имеют неорганическую природу. Необходимо четко знать их свойства: растворимость, механическую прочность, реакционную способность, влияние на человека и окружающую среду. Все это показывает колоссальную роль химии и химического производства в жизнеобеспечении людей. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [4].

В 2011 году медицинские вузы России перешли к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, представляющего собой совокупность требований, обязательных при выполнении основных образовательных

программ подготовки специалистов по разным направлениям, в том числе «Фармация». Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки провизора разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому они представлены в виде компетенций -общекультурных и профессиональных.

Цель работы - представить опыт работы кафедры «Общей и медицинской химии» Смоленского государственного медицинского университета по формированию компетенций провизора на базе изучения общей и неорганической химии.

Методы, используемые в работе - для достижения цели исследования использовались методы теоретического и логического анализа и обобщения.

Результаты исследования

Химическая подготовка студентов фармацевтического факультета на 1 курсе начинается с курса «Общей и неорганической химии», в котором мы приступаем к формированию химических компетенций как основы общекультурных и профессиональных, необходимых выпускнику. Цикл

химических дисциплин в системе подготовки провизоров включает также дисциплины «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия».

Так, например, убедительно показано, что химические дисциплины, и в частности «Общая и неорганическая химия», имеют огромный потенциал для формирования научного мировоззрения будущих специалистов, развития их системного мышления, проявляющегося, в частности, в умениях переноса знаний, в сформиро-ванности понимания прогностических функций теоретических знаний; в развитии логического, рефлексивного и критического мышления, способностей к саморазвитию [3]. Химические дисциплины могут внести весомый вклад в формирование у студентов понимания интеграционных процессов, характерных для современной науки, реальной связи химической науки с различными сферами жизнедеятельности общества, в формирование ценностно-мировоззренческих аспектов. С другой стороны, химические дисциплины имеют большой потенциал для реализации воспитательных функций [6]. Это и чувство патриотизма, когда мы говорим о достижениях отечественных ученых, понимание значения химической грамотности членов общества. Учитывая вышеизложенное, а также то, что фармация связана с изготовлением, стандартизацией, оценкой качества, хранением и отпуском лекарственных средств, значение химических дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущего провизора трудно переоценить.

Организация учебного процесса - это один из главных факторов, влияющих на повышение эффективности и качества подготовки провизоров. В чтении лекционного курса по дисциплине «Общая и неорганическая химия» нами постоянно используются технические средства обучения (компьютерные презентации). Для лучшего усвоения материала по общей и неорганической химии кроме традиционных лекций, на кафедре практикуются лекции - беседы, проблемные лекции, лекции - визуализации.

Лабораторные занятия помогают углублять, расширять, детализировать полученные знания и умения работать с химической посудой, реактивами, приборами и содействуют выработке компетенций, необходимых для усвоения физической и коллоидной, аналитической, фармацевтической, токсикологической химий, а также в профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Лабораторный практикум позволяет сочетать элементы теоретического исследования и практической работы. Его выполнение помогает студенту лучше усваивать программный материал, так как многие реакции и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов «Общей и неорганической химии» и становлению обучающихся как будущих специалистов -провизоров.

Переход на стандарты нового поколения, в которых соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу четко регламентировано, потребовал пересмотра и поиска новых форм контроля качества обучения. На нашей кафедре преподавателями используется балльно-рейтинговая система учета знаний, умений и навыков. Каждый студент за работу по дисциплине «Общая и неорганическая химия» получает баллы: за работу на лекциях, лабораторных занятиях, за теоретические знания. Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности университета [5].

Формой заключительного контроля по окончании курса «Общая и неорганическая химия» является экзамен.

Роль курса «Общей и неорганической химии» в подготовке студентов фармацевтического факультета определена нами следующим образом:

1) связывает знания, полученные до поступления в вуз, со знаниями, получен-

ными во время обучения, обеспечивая тем самим преемственность и последовательность химического образования;

2) в ходе изучения общей и неорганической химии происходит формирование знаний, умений и навыков, необходимых для последующего изучения органической и коллоидной химии, аналитической химии, фармацевтической химии, токсикологической химии.

3) дисциплина является одним из компонентов специальных фармацевтических предметов.

Дисциплины химического цикла служат основой для последующего изучения специальных дисциплин: «Фармацевтическая химия», «Фармакология», «Фармакогнозия», «Фармацевтическая технология» - в соответствии с ФГОС ВПО.

Так, знание содержащихся в растениях химических веществ - потенциальных лекарственных средств и протекающих с ними в процессе вегетации химических превращений необходимо для освоения дисциплины «Фармакогнозия». Технология изготовления лекарственных форм (дисциплина «Фармацевтическая технология») невозможна без понимания химических процессов, протекающих при изготовлении лекарственных форм.

При изучении дисциплины «Фармацевтическая химия» основой химической компетенции являются владение методиками выполнения качественного и количественного анализа лекарственных веществ, умение применять методы качественного и количественного анализа при анализе лекарственных средств, лекарственных форм, умение выбирать наиболее рациональные методы.

Материал дисциплины «Токсикологическая химия» основывается на «входных»

знаниях курса «Общая и неорганическая химия». Реакции качественного анализа широко используются в токсикологической химии для обнаружения и количественного определения ядов.

Обсуждение

Таким образом, основная цель обучения студентов фармацевтического факультета дисциплине «Общая и неорганическая химия» заключается в формировании компетенции в контексте будущей фармацевтической деятельности. Содержание и сам процесс обучения химии является одним из базовых оснований, на котором формируются общие и профессиональные компетенции выпускников фармацевтического факультета. Под химической компетентностью понимают интегральное качество индивида с выработанными у него на определенном уровне специальными компетенциями, являющимися комплексом химических знаний, умений, опыта деятельности и ценностных ориентаций [2]. Химическая компетенция - это также результат образовательных технологий, методов, форм обучения химическим дисциплинам, всей образовательной среды химического образования, создающей условия приложения профессионально значимых знаний и опыта [1].

Вывод

В системе подготовки провизора «Общая и неорганическая химия» занимает очень важное место, что требует от педагога совершенствования методики обучения этой дисциплине с опорой на комплекс современных средств, активных методов, разнообразных форм организации обучения, стимулирующих продуктивное усвоение предмета и творческую самореализацию студентов.

Литература

1. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам студентов педагогических вузов на основе компетентностного подхода [Текст]: монография / Ю.Ю. Гавронская. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008. - 223 с. Двуличанская, Н.Н. Компетентностный подход к обучению естественно-научным дисциплинам в техническом профессиональном образовании [Текст]: монография. М.: НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 188 с.

Литвинова, Т.Н., Тхакушинова, А.Т., Темзокова, А.В. и соавт. Методологические подходы к изучению курса общей и неорганической химии студентами фармацевтического

2.

факультета [Текст] // Международный журнал экспериментального образования. - М.: 2000. - С. 176-179.

4. Сироткин, О.С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества [Текст] // Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. международной конференции (11 - 13 октября 2000 г.). -М.: 2000. - С. 55.

5. Тарасенко, О.В., Димиденок, Ж.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - № 1. -С. 579-581.

6. Темзокова, А.В., Литвинова, Т.Н. Место и значение курса общей и неорганической химии в современной системе подготовки провизора [Текст] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2015. - № 4. Дата публикации 06.08.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.