УДК 546:378.180.6
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» Теленкова О.Г., ФаращукН.Ф., Маркова Е.О.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В процессе формирования профессиональных компетенций будущего провизора при изучении общей и неорганической химии одну из главных ролей играет самостоятельная деятельность студентов. В этой связи особо остро встает вопрос о ее организации и управлении.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, «Общая и неорганическая химия».
MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF SPECIALTY «PHARMACY» IN THE STUDY OF DISCIPLINE «GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY» Telenkova O.G., Farashchuk N.F., Markova E.O.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: In the process offormation ofprofessional competences of the future pharmacist in the study of General and inorganic chemistry one of the main roles is played by independent activity of students. In that regard, the question of its organization and management was particularly acute.
Key words: independent work of students, «General and inorganic chemistry»
Введение
При анализе процессов реформирования как среднего, так и высшего образования отчетливо проявляется тенденция сокращения аудиторных часов на изучение естественных наук и ориентация школьников на сдачу ЕГЭ. Все это приводит к тому, что будущие студенты фармацевтического факультета не обладают необходимым минимумом химических знаний. Трудности возникают даже при записи химических формул веществ и уравнений реакций. Они не умеют грамотно применять физические величины, не способны проводить математические вычисления, что необходимо как для понимания количественных закономерностей химических основ жизни, так и при решении задач по химии [4]. В то же время фундаментальное химическое образование является базовой основой подготовки специалистов на фармацевтическом факультете.
В процессе формирования профессиональных компетенций будущего провизора одну из главных ролей играет самостоятельная деятельность студентов [6]. В этой связи особо остро встал вопрос о ее организации и управлении.
Общая и неорганическая химия - одна из важнейших теоретических дисциплин, изучаемая студентами фармацевтического факультета на первом курсе. Поэтому в основе подготовки по данной дисциплине лежит исходный уровень
самостоятельности, с которой пришел абитуриент. В последующем задачами преподавателей является привить навыки аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, выработать умение ориентироваться в потоке новой информации, а также способствовать появлению мотивации к обучению и формированию системы профессионального мышления [5].
Цель работы
Представить опыт организации и управления самостоятельной работой студентов на кафедре общей и медицинской химии Смоленского государственного медицинского университета при изучении общей и неорганической химии студентами фармацевтического факультета.
Методы, используемые в работе
Для достижения цели исследования использовались методы теоретического и логического анализа и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для глубокого и всестороннего освоения профессиональных знаний и навыков будущими провизорами необходим высокий уровень преподавания и стремление обучающихся к получению этих знаний, которые лучше всего закрепляются при самостоятельной работе в аудиторное и во внеаудиторное время.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подго-
товки (специальности) 33.05.01 - «Фармация» (уровень специалитет), М., 2016 [7] на самостоятельную работу по общей и неорганической химии отводится около 30 % от общего объема времени, выделенного учебным планом на данную дисциплину. Исходя из этого, важным направлением нашей педагогической деятельности считаем ее организацию как процесс формирования профессиональной компетентности студентов.
Студенты активно вовлекаются в выполнение самостоятельных заданий на всех этапах изучения общей и неорганической химии: лекции, лабораторные занятия, в работе во внеаудиторное время. Результативность этой работы зависит: во-первых, от обеспечения правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы; во-вторых, от методически правильной организации работы студента в аудитории и вне ее; в-третьих, от обеспечения студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий; и, в-четвертых, от контроля над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Последнее условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех факторах, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность самостоятельной работы студентов в целом [2].
Необходимость наличия исходных знаний при подготовке к лекции определяется тем, что изучение общей и неорганической химии строится по определенной логике освоения ее разделов, представленных в рабочей программе. Логика изучения дисциплины заключатся в движении от рассмотрения общих научных основ к анализу конкретных процессов и фактов. Преподаватель при чтении новой лекции обычно указывает на связь ее содержания с тем, которое было прежде изучено. Качество освоения содержания конкретной дисциплины прямо зависит от того, насколько студент сам, без внешнего принуждения формирует у себя установку на получение на лекциях новых знаний, дополняющих уже имеющиеся по данной дисциплине [1, 3].
Естественно наибольший интерес у студентов вызывают те задания самостоятельной работы, которые носят исследовательский характер. Поэтому при проведении лабораторных занятий нами предусмотрена самостоятельная работа,
направленная на осмысление и анализ получаемой от преподавателя информации (решение задач), на овладение основными умениями и навыками при проведении химических реакций (установление и описание качественных признаков веществ), а также самостоятельная работа исследовательского характера, прививающая студентам привычку к самостоятельному изучению разнообразных профессиональных проблем и способствующая переходу к рациональному мышлению [5]. Студенты учатся самостоятельно анализировать и обобщать полученные экспериментальные данные, приобретают первичные умения организации научной и профессиональной деятельности.
Кроме того вместе с аудиторной самостоятельной работой при обучении студентов на кафедре используется также и внеаудиторная самостоятельная работа. К ней относится подготовка студентов к лабораторным работам, семинарам, экзамену.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой планируемую организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебной дисциплины и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов и предусмотренную учебным планом специальности. Организация внеаудиторной самостоятельной работы требует разработки разноплановых, индивидуализированных заданий, конструирование проблемных вопросов и учебных задач [2, 4].
Для активизации самостоятельной работы студентов на кафедре создано учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям, даны контрольные вопросы и задачи для подготовки к занятию, тестовые вопросы для самоконтроля знаний, рекомендуется основная и дополнительная литература.
Так, для успешного освоения темы d - элементы студенту предлагаются вопросы и задачи для самоконтроля. Например:
1. Чем объясняются различия в свойствах элементов главной и побочной подгрупп 1 группы?
2. Почему восстановительные свойства у меди и серебра выражены слабее, чем у щелочных металлов?
3. Закончите уравнения реакций: а)Аи(ОН)3 + НС1(конц) б)АиС13 + Н202 + КОН
Для проверки усвоения материала студент может использовать тесты.
Пример вопросов теста самоконтроля:
1. При высокой температуре металлом, вытесняющим водород из воды с образованием оксида, является:
А) серебро Б) медь В) железо Г) ртуть
2. При получении каких металлов из их оксидов нельзя использовать углерод в качестве восстановителя:
А) Fe Б) Мп В) Zn Г) Сг 3.
В разбавленной серной кислоте растворяются металлы:
А) Zn Б) Си В) А1 Г) РЬ Д) Ва
Одним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы студентов является ее контроль, который выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным мотиватором деятельности).
В процессе изучения общей и неорганической химии осуществляется систематический контроль усвоения соответствующих знаний, приобретения необходимых умений и навыков студентами. Система контроля знаний студентов осуществляется путем проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Формами текущего контроля являются: проверка выполнения контрольных работ; проверка выполнения домашних заданий, рефератов; различные виды коллоквиумов (устные, письменные, комбинированные); контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам; тестирование. Особое внимание уделяется формированию практических навыков работы в химической лаборатории, обращению с химическими реактивами, химической посудой и оборудованием.
Текущий контроль по дисциплине проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию занятий.
Наряду с традиционными формами контроля нами используются методы, основанные на современных образовательных технологиях.
ЛИТЕРАТУРА
В качестве одной из таких форм предлагается рейтинговая система обучения, предполагающая многобалльное оценивание студентов. Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, система рейтинговой оценки должна предусматривать дополнительные поощрительные баллы за активность и новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы. Студент повышает свой учебный рейтинг путем участия в конференциях, в работе научного кружка и т.д.
Экзамен, как форма промежуточной аттестации студента, позволяет выявить знания, умения и компетенции дифференцировано. Объем учебного материала, который нужно восстановить в памяти к экзамену, вновь осмыслить и понять, большой, поэтому требуется достаточно много времени и умственных усилий. Поэтому нами рекомендуется студентам осуществлять подготовку к экзамену в два этапа. На первом подбирается из разных источников весь материал, необходимый для развернутых ответов на все вопросы. Ответы можно записать в виде краткого конспекта. На втором этапе по памяти восстанавливается содержание того, что записано в ответах на каждый вопрос.
Вывод
Применение различных видов самостоятельной работы студентов играет огромное значение в процессе формирования профессиональных компетенций будущего провизора, разнообразит и оживляет аудиторные занятия, активизирует мыслительную деятельность студентов, создает мотивацию к дальнейшей учебе. С другой стороны от эффективности проведения самостоятельной работы зависит полноценное выполнение насыщенного учебного плана. Но также следует помнить, что при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов с учетом важности именно данного предмета.
1. Жук О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. -Мн.: РИВШ, 2005. - 112 с.
2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России № 1. - 2000. - С. 114-115.
3. Лобанов А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий. - Мн.: РИВШ, 2005. - 107 с.
4. Мызникова А.В., Гавронская Ю.Ю. Индивидуализация самостоятельной работы по химии курсантов медицинских специальностей военного вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22033 (дата обращения: 30.01.2018).
5. Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю. Управление самостоятельной работой студентов в условиях компетентностного подхода в образовательном процессе по фармацевтической химии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 11 (часть 3) - С. 416-419.
6. Фаращук Н.Ф., Теленкова О.Г. Формирование компетенций провизора на базе изучения общей и неорганической химии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2 - С. 144-148.
7. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) 33.05.01 - «Фармация» (уровень специалитет), М., 2016