психологии и психоанализа ; Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. - 2004. - № 2. - Режим доступа: http:// psyjournal.ru
11. Ягнюк, К. В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики /К. В. Ягнюк// Журнал практического психолога. - 2014. - № 2: Специальный выпуск: Анализ единичного случая в системе различных психотерапевтических практик. - С. 50-61.
12. Denman, C. What is the Point of Formulation. In The Art and Science of Assessment in Psychotherapy / С. Denman //Mace C. (Ed.). London, Routledge, 1994.
13. Eells, T. D. Formulation / T. D. Eells, M. Hersen, W. H. Sledge (Editors) // Encyclopedia of Psychotherapy. - 2002. - Vol. 1&2. - Academic Press.
14. Eells, T. D. Case Formulation: Determining the Focus in Brief Dynamic Psychotherapy / T. D. Eells, K. G. Lom-bart, D. Charman // Core Processes in Brief Psycho Dynamic Psychotherapy Advancing Effective Practice. -Lowrence Erlbaum Associates, Publishers, 2004.
15. Sperry, L. Psychiatric Case Formulations / L. Sperry, J. E. Gudeman, B. Blackwell. - Washington, DC, American Psychiatric Press, 1992.
УДК 378.147
И. П. ВОРОНКОВА, И. В. МИХАЙЛОВА, Н. А. КУЗЬМИЧЕВА
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России I. P. VORONKOVA, I. V. MIKHAILOVA, N. A. KUZMICHEVA
INTEGRATED APPROACH IN TRAINING CHEMICAL DISCIPLINES AT PHARMACEUTICAL FACULTY
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
Фундаментальная химическая подготовка имеет существенное значение для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научного мышления студентов медицинского вуза, а эффективность этой подготовки зависит от того, насколько глубоко и целесообразно установлены как преемственная связь между всеми этапами и звеньями непрерывной цепи химического образования, так и межпредметные связи. В статье рассматривается подход к реализации
Воронкова Ирина Петровна - к. б. н., доцент кафедры фармацевтической химии; тел. 8-922-876-23-60; e-mail: [email protected]
Михайлова Ирина Валерьевна - д. б. н., доцент, зав. кафедрой фармацевтической химии; тел. 8-905-886-44-48; e-mail: [email protected]
Кузьмичева Наталья Александровна - старший преподаватель кафедры фармацевтической химии; тел. 8-987-847-52-55; e-mail: [email protected]
межпредметных связей в области преподавания химических дисциплин на фармацевтическом факультете ОрГМУ. Выявлены межпредметные связи и их функционирование в процессе преподавания общей и неорганической, аналитической и фармацевтической химии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОМПЕТЕНЦИИ, ИНТЕГРАЦИЯ, ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
SUMMARI
Fundamental chemical training is essential for the formation of general cultural and professional competencies, scientific thinking of students of a medical college, and the effectiveness of this training depends on how deeply and expediently established as the successive link between all stages and links of the continuous chain of chemical education, and intersubject communications. The article considers an approach
to the implementation of interdisciplinary links in the field of teaching chemical disciplines at the pharmaceutical faculty. Interdisciplinary connections and their functioning in the process of teaching general and inorganic, analytical and pharmaceutical chemistry are revealed.
KEY WORDS: COMPETENCES, INTEGRATION, CHEMICAL DISCIPLINES, INTERSUBJECT COMMUNICATIONS.
В современных условиях возрастают требования к уровню подготовки кадров. Перед высшими учебными заведениями стоит важная задача - подготовить конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, готового к постоянному обновлению знаний и умений, а также способного применять полученные знания для успешного решения профессиональных задач. Последние федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) [5] построены на компе-тентностном подходе к освоению специальностей, что невозможно при изолированном преподавании отдельных дисциплин. Междисциплинарные связи приобретают особую значимость при проектировании учебного процесса в формате компетентностного подхода [1, 3, 4]. В системе профессиональной подготовки провизоров химические дисциплины занимают ведущее место, они тесно связаны между собой, логически следуя друг за другом. Химическая подготовка будущих провизоров является основой формирования всех трех типов компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), заявленных в ФГОС ВО. В связи с этим возрастает необходимость модернизировать содержание обучения таким образом, чтобы соблюдалась последовательность и преемственность химического образования.
Преподаватели кафедры фармацевтической химии ОрГМУ одной из своих основных задач видят разработку междисциплинарного подхода к обучению, направленного на преодоление фрагментарности знаний и недостаточной взаимосвязи учебных дисциплин в ходе профессиональной подготовки провизора.
Цикл химических дисциплин, изучаемых студентами фармацевтического факультета, состоит из дисциплин «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая и коллоидная химия», «Биологическая химия» и является базой для освоения последующих специальных дисциплин «Фармацевтическая химия», «Фармакология», «Фармакогнозия», «Фармацевтическая технология», «Токсикологическая химия». Их успешное освоение невозможно без понимания механизмов химических процессов, которые происходят при синтезе лекарственных форм. Приведем некоторые примеры междисциплинарной интеграции при изучении химических дисциплин. Начинает химическую подготовку студентов фармацевтического факультета общая и неорганическая химия. Она изучается на 1-м курсе в течение 1 и 2-го семестров. Специфика дисциплины заключается в том, что она готовит теоретическую базу для формирования в будущем на старших курсах профессиональных компетенций. Все разделы общей и неорганической химии востребованы при изучении последующих химических, специальных и профессиональных дисциплин, что способствует формированию у студентов профессиональных компетенций. При изучении общей и неорганической химии нами используется модульная система. Содержание дисциплины представлено в виде пяти модулей:
1) Основные химические понятия и законы. Способы выражения состава растворов. Термодинамические законы протекания химических реакций и процессов.
2) Основные закономерности протекания химических процессов в растворах. Окислительно-восстановительные реакции.
3) Строение вещества. Комплексные соединения.
4) Б-, ^элементы и свойства их соединений.
5) Р-элементы и свойства их соединений.
По каждому модулю разработаны методические рекомендации для преподавателей, банк контролирующих заданий: контрольные работы, тесты текущего контроля знаний с эталонами, наборы экзаменационных тестов и экзаменационные билеты; а также индивидуальные задания, ситуационные задачи, расчетные задачи
Таблица - Химические компетенции, формирующиеся через межпредметные связи
Общая и неорганическая химия Студенты должны знать условия проведения реакций ионного обмена. Студенты должны уметь: - прогнозировать свойства б-, р- и ^элементов в зависимости от положения элемента в периодической системе; - проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным
Аналитическая химия Студенты должны знать частные реакции на катионы и анионы, аналитическую классификацию катионов и анионов по группам. Студенты должны уметь проводить лабораторные опыты, объяснять суть качественных реакций и их аналитические эффекты
Фармацевтическая химия Студенты должны знать химические методы, положенные в основу качественного анализа лекарственных средств. Знать основные структурные фрагменты лекарственных веществ, по которым проводится идентификация неорганических лекарственных веществ. Студенты должны знать общие и специфические реакции на отдельные катионы и анионы
с практической проверкой результатов, лабораторный практикум. Содержательная часть модулей представляет внутри- и межпредметную интеграцию блоков. Так, например, при освоении модулей «Б-, (-элементы и свойства их соединений», «Р-элементы и свойства их соединений» изучаются реакции, которые применяются для доказательства подлинности неорганических лекарственных веществ, а также реакции, применяемые для обнаружения токсичных веществ в токсикологической химии. Большое внимание уделяется основам лечебного и токсического действия химических соединений неорганической природы, обосновывается связь между лечебным, токсическим действием и положением элемента в периодической системе Д. И. Менделеева. В результате междисциплинарной интеграции при изучении химических дисциплин формируются знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности [2]. В таблице (на примере 4 и 5-го модулей) представлены знания и умения, которые формируются при изучении общей и неорганической химии (1-й курс), затем аналитической химии (2-й курс) и фармацевтической химии (3-5-й курсы).
Согласно образовательному стандарту ООП [5], подготовка специалиста по специальности
33.05.01 «Фармация» предусматривает наличие не только обязательных дисциплин, но и вариативных курсов обучения. Создание на первом курсе вариативной дисциплины «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений», содержащей два модуля: «Неорганические лекарственные вещества р-элементов. Химические основы их применения» и «Неорганические лекарственные вещества б- и (¿-элементов. Химические основы их применения», позволяет студентам приобрести знания химических основ лечебного действия неорганических лекарственных веществ и химических основ токсического действия неорганических соединений и закладывает базу для формирования профессиональных компетенций. Реализация межпредметных связей и компетентностного подхода в обучении осуществляется в том числе и с помощью выполнения ситуационных задач по дисциплине «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений». Приведем некоторые ситуационные задания:
- Калия перманганат обладает антисептическим и дезинфицирующим действием. Применяют препарат в растворах для полосканий, орошения ран, обработки ожоговых поверхностей и т. д. Объясните принцип действия этого препарата.
Напишите уравнение реакции, подтверждающее антисептическое и дезинфицирующее действия калия перманганата.
- Гидроксид алюминия используется как лекарство при повышенной кислотности желудка. Объясните его фармакологическое действие. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Повышенная кислотность в желудке может привести к язвенной болезни. Объясните, почему натрия гидрокарбонат можно применять в качестве антацида - средства против повышенной кислотности.
Внутри- и межпредметная интеграции требуют соответствующего методического обеспечения, поэтому коллективом кафедры фармацевтической химии было разработано учебное пособие «Лекарственные вещества неорганического происхождения». В пособии учтены вопросы интеграции различных химических дисциплин (общая и неорганическая химия, аналитическая химия, фармацевтическая химия и др.). Пособие охватывает важные разделы общей фармацевтической химии, касающиеся общих принципов и требований к определению подлинности, чистоты, относительных показателей качества и количественного определения лекарственных веществ неорганической природы. В пособии отражены не только химические и физические свойства соединений, но и их биологическая роль, сведения по их применению в медицине и в фармацевтическом анализе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов медицинского вуза. Учитывая роль и функции химии в подготовке провизора, очень важным аспектом процесса обучения студентов является формирование у них химических знаний и умений как единого, монолитного фундамента будущих профессиональных компетенций как прочной основы будущей успешной профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что межпредметные связи влияют на отбор и структуру учебного материала, помогают студентам осмысливать, обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе изучения сходных тем разных дисциплин.
Для успешного решения задач, выдвигаемых процессом обучения, необходимо дальнейшее совершенствование содержания и структуры учебного материала всех дисциплин, усиление системности его изложения, методов и приемов обучения - проблемность, активизация познавательной деятельности, приемы теоретического обобщения знаний; в формах организации - сотрудничество преподавателей разных учебных дисциплин. Важно усилить мотивацию к изучению химии; показать неразрывность и взаимосвязь всех дисциплин естественно-научного цикла и возможность использования методов химического исследования в дальнейшей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Агафонова, И. П. Методика проблемно-инте-гративного обучения химии студентов фармацевтического колледжа / И. П. Агафонова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. -С. 103-108.
2. Вершинин, В. И. Специфика межпредметных связей в высшей школе / В. И. Вершинин [и др.] // Наука и школа. - 2000. - № 4. - С. 6.
3. Гаркунов, В. П. Межпредметные связи при проблемном изучении химии / В. П. Гаркунов, Е. Б. Николаева // Химия в школе. - 1982. - № 3.-С. 28-30.
4. Темзокова, А. В. Виды компетенций будущих провизоров, формируемые в курсе общей и неорганической химии / А. В. Темзокова, Т. Н. Литвинова // Актуальные проблемы химического и экологического образования : сб. науч. тр. 61-й Всерос. научно-практич. конф. химиков смеждунар. участием (г. Санкт-Петербург, 16-19 апреля 2014 г.). -СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2014. - С. 208-211.
5. ФГОС ВО по специальности 33.03.01 «Фармация» (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. - М., 2016. - Режим доступа: Нир:/^о$уо. ги/пвш$/8/1918.