УДК 543: 378.147
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «АНАЛИТИЧЕСКАЯ» И
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Кисилева А.Н., Маркова Е.О., Васильева О.В., Корякина Ю.П.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. Статья посвящена обсуждению принципов преемственности и ориентированности на практику в системе развития профессиональных компетенций провизора на примере аналитической и фармацевтической химии. Показано, что межпредметные связи и активные методы обучения, обеспечивающие включение студентов в разностороннюю деятельность в процессе обучения, положительно влияют на развитие профессиональных компетенций будущих провизоров.
Ключевые слова: преемственность образования, профессиональные компетенции, провизор.
CONTINUITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE STUDY OF ANALYTICAL AND PHARMACEUTICAL CHEMISTRY
KisilyovaА.N., MarkovaЕ.О., VasilevaО. V., KoryakinaYu.P.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28
Summary. The article is devoted to discussion of the principles of continuity and practical orientation in the system of professional competencies of a specialist of pharmacy analytical and pharmaceutical chemistry. It is shown that interdisciplinary connections and active teaching methods to ensure the inclusion of students in various activities in the learning process, help in the development of professional competencies of future specialists of pharmacy. Key words: continuity of education, professional competence, specialist of pharmacy
Введение. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. В силу динамичности современного этапа развития общества происходит смена парадигмы «образование на всю жизнь» на новую - «образование через всю жизнь» (life-long education). Данная концепция оформилась в один из базовых принципов развития отечественного образования -принцип непрерывности, который законодательно закреплен в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в той или иной мере находит отражение практически во всех нормативных документах, определяющих развитие
образования [2]. Обществу требуется активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике специалист. Современные образовательные программы высшего профессионального образования ориентированы на федеральные государственные образовательные
стандарты третьего поколения. В соответствии с требованиями Болонского процесса новые стандарты закрепляют уровневую систему высшего
профессионального образования,
ключевым моментом которой является введение компетентностного подхода.
Компетентностная модель высшего
фармацевтического образования
предполагает ориентацию на такие базовые позиции, как: обучаемость, самораспределение, социализация и развитие индивидуальности [1]. Правомерные акценты, которые сделаны в отношении развития отечественной фармацевтической промышленности,
отражённые в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности
Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (Фарма-2020), служат надёжным стимулятором модернизации фармацевтического
образования на всех его этапах [3]. Немаловажным импульсом в данном процессе является стремление
абитуриентов получить фармацевтическое образование. Так, в 2016 г. контрольные цифры приема абитуриентов за счет федерального бюджета на
образовательные программы высшего фармацевтического образования составил 2183 человека [4].
Опираясь на ФГОС 3+, можно выделить следующие значимые компетенции для выпускников фармацевтических вузов (провизоров):
осуществлять профессиональную
деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, и трудовым законодательством; осуществлять профессиональную
деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными
стандартами качества; - работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия коллег, других работников здравоохранения, пациентов и потребителей.
Уровень сформированности
компетенций с 2016 года оценивается посредствам внедренной национальной системы аккредитации специалистов с фармацевтическим
образованием.Выпускники с базовым
пятилетним образованием проходят первичную аккредитацию с присвоением квалификации «Провизор общей практики» и получением разрешения на трудовую деятельность.Требования к аккредитации специалистов базируются на профессиональных стандартах
фармацевтической деятельности, которые вступили в силу с 1 июля 2016. Согласно реестру профстандартов Минтруда России - 2017, провизор должен обладать сформированной компетенцией по организации и ведению фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
Все это еще раз подчеркивает, что одним из важнейших условий эффективной реализации системы непрерывного фармацевтического
образования является обеспечение преемственности формируемых
компетенций на разных этапах обучения. Цикл химических дисциплин «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Органическая химия» служат базой для изучения специальных дисциплин «Фармацевтическая химия», «Фармакогнозия», «Токсикологическая химия», «Фармацевтическая технология».
Цель нашего исследования заключается в анализе успеваемости студентов очной формы обучения по дисциплинам «Аналитическая» и «Фармацевтическая химия», преподаваемых на кафедрах СГМУ, в рамках разработки модели процесса преемственного формирования профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета.
Материалы и методы. Для проведения ретроспективного анализа успеваемости студентов 2, 3, 4 и 5 курсов фармацевтического факультета по дисциплинам «Аналитическая» и «Фармацевтическая химия» в качестве материалов использовались ведомости с результатами сдачи экзаменов за период с 2011 по 2016 год, а также отчеты по итогам сесси в 2011 - 2012, 2012-2013, 2014-2015 и 2015-2016 учебных годых по указанным дисциплинам. Итоги сессии анализировались по первичной
успеваемости студентов. Анализировались
так же результаты тестов на «выживаемость знаний», разработанных на кафедре фармацевтической химии и утвержденных на ЦМК СГМУ. Проведение исследования основывалось на построении динамических рядов по данным успеваемости с расчетом относительных величин структуры (доли, %).
Для обеспечения наглядности результатов использовался графический анализ - проведение графических построений, позволяющих выявить существующую тенденцию и более полно представить картину, которая сложилась на анализируемом временном промежутке. Основным инструментом графического анализа являлись диаграммы.
Результаты исследования. В ходе
проведенного исследования нами было установлено, что при переходе на компетентностную модель образования, предполагающую формирование
профессиональных компетенций в течение нескольких лет обучения на разных смежных дисциплинах, наблюдается стойкое увеличение числа положительных оценок у студентов на выпускающих кафедрах, увеличивается средний балл, отмечается улучшение качественного показателя и общей успеваемости. Анализ результатов сессии по дисциплинам аналитическая химия (АХ) и фармацевтическая химия (ФХ) для студентов очной формы обучения представлен в таблице 1.
Таблица 1
Первичные результаты сессии по дисциплинам «Аналитическая» и «Фармацевтическая
химия» на очной форме обучения
Наименование показателя Дисциплина
АХ ФХ АХ ФХ АХ ФХ
Дата экзамена 2011 - 2013 - 2012 - 2015 - 2013 - 2016 -
2012 2014 2013 2016 2014 2017
Количество оценок «отлично» 9(24%) 11(28%) 11(31%) 12(39%) 7(2%) 7(24%)
Количество оценок «хорошо» 5(13%) 9(23%) 10(29%) 9(29%) 9(26%) 12(41%)
Количество оценок «удовлетворительно» 12(32%) 12(31%) 9(26%) 7(22%) 8(24%) 8(33%)
Количество оценок «неудовлетворительно» 12(32%) 5(13%) 5(14%) 2(6%) 4(12%) 1(3%)
Средний балл 3,3 3,6 3,7 4,0 3,6 3,9
2011-2014 гг. 2012-2016 гг. 2013-2017гг.
Рис. 1. Ретроспективный анализ изменения общей успеваемости студентов по дисциплинам «Аналитическая» и «Фармацевтическая химия» на очной форме обучения
Рис. 2. Ретроспективный анализ изменения качественного показателя успеваемости студентов по дисциплинам «Аналитическая» и «Фармацевтическая химия» на очной форме обучения.
100 80 60 40 20
□ АХ
□ ФХ
2011-2014 гг.
2012-2016 гг.
2013-2017 гг.
0
Изменение общей успеваемости наглядно отражено на рисунке 1.
В компетентностном формате образования становится важным не столько количественное описание результатов освоения образовательной программы, сколько качественное. Изменение качественного показателя успеваемости отражено в динамическом ряду успеваемости, представленном на рисунке 2.
Указанные данные коррелируют с результатами тестов на «выживаемость знаний». Итоги тестирования показали, что большинство студентов III курса получили достаточную базовую подготовку по дисциплине
«Аналитическая химия» (средний балл 3,25). Самый низкий процент правильных результатов - 21. Формирование профессиональных компетенций
продолжилось на кафедре
фармацевтической химии. Тест на «выживаемость знаний» среди студентов 4 курса показал, что средний балл увеличился до 3,95, а минимальный процент правильных результатов до 26. Студенты 5 курса по дисциплине фармацевтическая химия покали минимальный результат - 56% правильных ответов (средний балл 4,25).
Обсуждение результатов. Таким образом, полученные результаты говорят,
что реализация преемственного подхода к организации преподавания способствует формированию, закреплению и развитию умений и профессиональных компетенций будущих специалистов- провизоров. В текущих условиях компетентностной парадигмы существенно меняются формы обучения. Когнитивная и частично деятельностная основа компетенций, формируемых в рамках лекционных и практических занятий, проверяется с помощью традиционных оценочных средств: устных и письменных опросов, самостоятельных и контрольных работ, системы тестовых заданий для входного, текущего и итогового видов контроля. Однако личностная основа компетенции формируется в результате использования активных и проблемных методов обучения, где студент может проявить свои способности в полной мере, то есть на первый план выходит задача оценивания деятельных характеристик обучения и личностных качеств студента [5]. Ежегодные оценивания результатов обучения и эмпирические наблюдения за студентами в ходе профессиональной подготовки демонстрируют повышение заинтересованности и профессиональной направленности, овладение
профессиональными терминами,
способами общения и взаимодействия, именно в рамках активных методов
обучения. В связи с этим значительная роль на практических занятиях аналитической и фармацевтической химии в последние годы отводится на индивидуальные контрольные задания, профессионально ориентированные и ситуационные задачи. Увеличен удельный вес лекций-визуализаций и проблемных лекций, значительное внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности и междисциплинарным научно-
исследовательским работам студентов. Особое внимание уделяется оценке освоения практических навыков и умений.
Согласно литературным данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 380 тысяч фармацевтических работников, занятых в фармацевтических организациях, и от 14 до 17 тысяч специалистов с фармацевтическим образованием,
работающих в сфере фармацевтического производства, исследовательских
организациях, в представительствах зарубежных компаний в различных областях деятельности: от разработки до продвижения продукта на рынке. [6]. Это еще раз указывает на тот факт, что характер фармацевтического научно-практического знания стал
специализированным, требующим
внедрения компетентностного подхода в высшее образование. Формирование профессиональных компетенций требует высокой специализации, интенсификации учебного процесса на основе совершенствования учебно-методических приёмов и внедрения инновационных образовательных технологий, постоянного анализа достигнутого результата и при необходимости его коррекции, обратной связи между смежными дисциплинами, задействованными в формировании общих компетенций.
Заключение. Преемственность и системность - это важнейший методологический принцип организации образовательного процесса, который обусловливает ориентацию каждой предыдущей ступени образования, на основное содержание и технологии обучения, характерные для последующей
ступени. Установление необходимых связей между изучаемыми дисциплинами на содержательном и методологическом уровнях способствует высокому качеству результатов образовательного процесса. Демонстрация и использование на младших курсах связей между циклами «предпрофильных» и профильных дисциплин повышает мотивацию к их изучению, обеспечивает получение студентами единой картины изучаемой профессии.
Например, в «Аналитической химии» при изучении раздела «Качественный анализ» даются представления о классификации катионов и анионов по группам, о групповых, селективных и специфических качественных реакциях на катионы и анионы. Развивается умение анализировать смеси ионов, используя дробный и систематический ходы анализа. На базе полученных знаний при изучении фармацевтической химии формируется умение подбирать наиболее рациональные методы качественного анализа для лекарственных форм в зависимости от их качественного состава, используя фармакопейные реакции, анализировать многокомпонентные лекарственные
формы.
При изучении раздела «Общие теоретические основы» в «Аналитической химии» разбирается, например, тема «Окислительно-восстановительные равновесия» (ОВР). Студенты из школьного курса химии и курса общей и неорганической химии овладели общими понятиями данной темы: степень окисления,окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительный процесс; приобрели умения составления уравнений ОВР методом электронного баланса и ионно-молекулярного баланса;
сформировали представления о значении ОВР в фармацевтической практике. Далее в рамках дисциплины «Аналитическая химия» развиваются умения использовать ОВР в методах качественного иколичественного анализа. В процессе освоения дисциплины «Фармацевтическая химия» предусмотрено применение студентами знаний и умений по теме ОВР
при анализе лекарственных веществ неорганической и органической природы.
В разделе «Количественный анализ» на базе аналитической химии формируются знания оспособах выражения
концентрации вещества в растворе: массовой доли, молярной концентрации, молярной концентрации эквивалента и титре, развивается умение готовить растворы и стандартизировать их, умение рассчитывать навеску при приготовлении растворов разной концентрации; умение рассчитывать молярную концентрацию и молярную концентрацию эквивалента по результатамтитрования. При изучении фармацевтической химии происходит расширение и закрепление знаний и умений, достигнутых на
«предпрофильных» дисциплинах.
Студентам даются знания о требованиях нормативной документации к
титрованным растворам, формируются умения выполнять действия для их коррекции, умения переводить растворы из одной системы выражения концентрации в другую, изменять концентрацию титрованных растворов в зависимости от выбранной методики и от содержания лекарственноговеществав лекарственной форме, определять содержания веществ в растворах, в том числе лекарственных, по результатам титриметрического анализа и других методов анализа.
Таким образом, реализация принципа преемственности обусловливает
последовательное логическое раскрытие учебного материала, установление связей между предыдущим и последующим содержанием. Это обеспечивает опережающий характер
профессионального образования и подготовку к освоению нового знания, переход на более высокую ступень в развитии всех профессионально значимых личностных качеств, необходимых для формирования профессиональных
компетенций специалистов с высшим фармацевтическим образованием.
Литература
1. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин и др., под ред. А.А. Климова. - М.: Дело, 2012. - 104 с.
2. Орлова, С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». - 2011. - Режим доступа: URL:
http://www.vspc34.ru/index.php?option=com content&view=article&id=562
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2015 г. №284 «Об определении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год».
5. Прокофьева, Е.Н., Левина, Е.Ю., Загребина, Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в Вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. -С. 797-801;
6. Пятигорская, Н.В., mailto: [email protected] Степанова, Э.Ф., mailto: [email protected]Аладышева, Ж.И. и др. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию: формирование и роль компетенции mailto: lakor [email protected]// Современные проблемы науки и образования.- 2015. - № 2 (часть 1). - С. 719-721