МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012
УДК 54:615.1:378.147
Е. Л. ГРИНЧЕНКО О. И. КУРДУМАНОВА
Омская государственная медицинская академия
Омский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, включающего в себя не только содержание предметной области, но и способность правильно пользоваться знаниями в ситуациях, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных задач. Химические дисциплины в этом контексте обладают огромными возможностями. Ситуационные задания — один из способов эффективного формирования профессиональной компетентности провизоров.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, междисциплинарный подход, ситуационные задачи (задания).
Для реализации основных принципов Болонского процесса особую значимость приобрела идея ком-петентностного подхода в образовании. Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования означает переход компетентностного подхода из стадии «самоопределение» в стадию «самореализация», что обеспечивает более высокий уровень качества подготовки специалиста.
Модернизация современной высшей школы направлена на подготовку функционально грамотных, профессионально компетентных, конкурентноспособных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к динамичным изменениям социальной среды, постоянно повышать свой профессиональный уровень и моделировать процессы и результаты своей профессиональной деятельности.
Профессиональную компетентность одни авторы рассматривают как сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности [1], другие — как владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, как способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие [2]. По мнению В. Р. Веснина, в основе профессиональной компетентности заложена профессиональная пригодность, понимаемая как совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности [3].
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется как через содержание образования, которое включает в себя не только содержание предметной области,
но и профессиональные навыки и умения, формирующиеся в процессе овладения предметом, так и посредством активной позиции студента. Все это нацелено на подготовку специалиста, способного к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию [4].
Интенсивное обновление медицинских технологий, интеграция научных знаний, увеличение комплексных, научных и прикладных проблем междисциплинарного характера ставят перед высшей профессиональной школой задачу подготовки провизора, готового к творческой, постоянно обновляющейся профессиональной деятельности. Одна из задач вузовских преподавателей — разработка междисциплинарного подхода к обучению, направленного на преодоление фрагментарности знаний и недостаточной взаимосвязи учебных дисциплин в ходе профессиональной подготовки провизоров.
Химические дисциплины, в силу их фундаментальности, необходимы фармацевту высшего звена. Приведем некоторые аспекты междисциплинарной интеграции при изучении дисциплины «Органическая химия». Данной дисциплине предшествуют дисциплины «Общая и неорганическая химия», «Физическая и коллоидная химия», а на базе знаний органической химии студенты фармацевтического факультета изучают биохимию, фармакогнозию, фармакологию, фармацевтическую химию и другие предметы, необходимые высококвалифицированному провизору.
В медицинском вузе курс органической химии выстраивается в соответствии с вышеупомянутыми задачами. Наиболее важными разделами являются номенклатура органических соединений, реакцион-
ная способность молекул, химические свойства, производные основных классов органических веществ и фармацевтические препараты на их основе. Некоторые темы органической химии тесно переплетены с фармакогнозией и фармацевтической технологией. Так, раздел «Гетероциклические соединения» предполагает более детальное рассмотрение, в связи с тем что огромное количество лекарственных растений и сырья содержат гетероциклические звенья: алкалоид барбариса и чистотела — изохинолин, дурмана — пирролидин, мимозы — пиридин, чая — пурин, спорыньи — индол и прочие. Тема «Терпены» также требует подробного изучения будущими провизорами, поскольку терпены содержатся в различных эфирных маслах (лаванда, кориандр, эвкалипт, шалфей и т. д.), которые являются носителями запаха и имеют ценное терапевтическое значение. Органическая химия служит основой для изучения биологической химии, а следовательно, в каждом разделе можно выделить наиболее значимый аспект, созвучный с программой смежной дисциплины. Например, в темах «Гетероциклические соединения» и «Нуклеиновые кислоты» повышенного внимания заслуживают номенклатура Ганча—Видмана и виды таутомерии; знание темы «Карбоновые кислоты», их тривиальная номенклатура и химические свойства in vivo облегчают восприятие материала по аналогичным разделам в курсе биохимии.
Нельзя умалять значимость таких дисциплин, как аналитическая и коллоидная химия: в некоторых разделах они являются базой для изучения органической химии. В частности, коллоидная химия позволяет лучше понимать свойства высокомолекулярных соединений и поверхностно-активных веществ, а кислотно-основные свойства органических соединений рассматриваются с позиций протонной теории Бренстеда — Лоури курса аналитической химии.
Одно из направлений в решении задачи формирования профессионально-компетентного провизора — использование метода решения учебных задач на основе анализа конкретных ситуаций. Такие задания не дают готового решения проблемы, а предоставляют студенту возможность думать, анализировать, планировать свои действия и осуществлять презентацию собственных идей и решений. Предложенная Ю. Ю. Гавронской классификация включает в себя учебные задачи на основе конкретных (известных) ситуаций, конкретных (подобных) и конкретных (неизвестных) ситуаций и предполагает постепенное усложнение деятельности студентов. Такая классификация согласуется с уровневой дифференциацией сформированности химической компетенции и может быть использована при обучении химическим дисциплинам для студентов специальности 060301 «Фармация» [5].
Приведем некоторые ситуационные задания, которые, на наш взгляд, включают студента в квази-профессиональную (в профессионально подобную) деятельность, тем самым позволяя ему применить полученные знания в нестандартной ситуации.
1. Фармакопейные стандарты многих стран мира предусматривают использование и хранение сывороток, антигенов, антител и других биологических препаратов в 50%-м растворе глицерина. Используя знание коллигативных свойств растворов, объясните, почему это возможно.
2. У здорового человека температура замерзания плазмы крови равна —0,5°С. Измеряя температуру
замерзания плазмы крови больного, в реаниматологии оценивают возможность его отравления. Что при этом должно наблюдаться и почему? Объясните, используя знания законов Рауля.
3. Можно ли при внутривенном введении 0,9%-го раствора №С1 заменить изотоничными ему стерильными растворами MgSO4, МдС12 или СаС12? Объясните, используя знания о коллигативных свойствах растворов.
4. Раствор, содержащий 0,4359 моль/л тростникового сахара, при 18°С изотоничен раствору хлорида натрия, концентрация которого 14,616 г/л. Определите кажущуюся степень диссоциации хлорида натрия в растворе.
5. В медицинской практике лекарственные средства применяют в виде эмульсии как I, так и II рода. Используя знания коллоидной химии, объясните, какие эмульсии назначают врач-дерматолог для наружного применения и врач-гастроэнтеролог для внутреннего применения.
6. Почему КМп04, К2Сг207 и Н202 можно использовать в качестве антисептиков? Какой из них наиболее эффективен?
Задачи такого типа направлены на развитие когнитивной, операционально-деятельностной и личностной составляющих химической компетенции, поскольку включение в условие профессионально ориентированного материала способствует усилению мотивации к изучению химических дисциплин, позволяя формировать у будущих провизоров не обрывочные знания по предмету, а целостное, интегративное представление о профессиональной деятельности [5].
Таким образом, мы представляем междисциплинарную интеграцию в медицинском образовании как процесс согласования содержания учебных дисциплин с точки зрения отражения единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной медицинской деятельности. Междисциплинарная интеграция дает возможность студентам выстроить целостную картину профессиональной деятельности. Реализация междисциплинарной интеграции позволяет добиться качественного развития системы высшего медицинского образования, способствует целостному развитию личности студента — будущего специалиста.
Библиографический список
1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя : моногр. / В. А. Адольф. — Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1998. — 309 с.
2. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. — СПб, 1993. — 223 с.
3. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — М. : Юристъ, 1998. — 496 с.
4. Газова, Н. А. Учебная коммуникативно-проектная деятельность на английском языке как средство формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. А. Газова. — Петрозаводск, 2007. — 24 с.
5. Комарова, Н. И. Решение задач на основе анализа учебных ситуаций как метод формирования химической компетенции будущих горных инженеров [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — № 11. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2011/1130-03.htm. (дата обращения : 12.03.2012).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012
химии и методики преподавания химии Омского
ГРИНЧЕНКО Евгения Леонидовна, преподава- государственного педагогического университета. тель кафедры химии Омской государственной меди- Адрес для переписки: e-mail: [email protected] цинской академии.
КУРДУМАНОВА Ольга Ивановна, доктор педаго- Статья поступила в редакцию 12.09.2012 г.
гических наук, профессор, заведующая кафедрой © е. Л. Гринченко, О. И. Курдуманова
УДК 616-022.376:614.21(571.13)
Е. В. ЕЛОХИНА Л. Д. ПОПОВА Е. А. САРТОВА Л. В. ШОХИНА И. В. ТИТОВА Л. И. МЕЛЬНИКОВА
Омская государственная медицинская академия
Областная клиническая больница,
г. Омск
ОСОБЕННОСТЬ МИКРОБНОГО ПЕЙЗАЖА ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА ГОРОДА ОМСКА
В связи с тем, что в последние годы отчетливо прослеживается тенденция к росту антибиотикорезистентности внутри- и внебольничной микрофлоры, проведен анализ микробного пейзажа отделения реанимации и интенсивной терапии крупного многопрофильного стационара за период с 2009 по 2011 год. Установлено, что соотношение грамположительной и грамотрицательной флоры примерно 1:1. Отмечен рост резистентных штаммов Klebsiella spp., Pseudomonas aeruginosa и MRSA. Ключевые слова: антибиотикорезистентность, микробный пейзаж.
Ушедший ХХ век ознаменовался революционными достижениями в области борьбы с различными инфекционными агентами, и прежде всего созданием антибиотиков, что существенно сказалось на результатах лечения немалого числа болезней, вызванных бактериальными агентами [1, 2]. К сожалению, вслед за оптимистическими результатами антибиотикотерапии, разработкой и внедрением новых классов антибактериальных средств все более отчетливо давал о себе знать феномен анти-биотикорезистентности. В связи с широким и часто необоснованным применением антибиотиков в последние годы особенно заметно возросло число штаммов микроорганизмов, резистентных к одному или нескольким антибиотикам [3 — 5]. Своевременная диагностика и адекватная эмпирическая антибактериальная терапия играют ключевую роль в спасении жизни больного, особенно в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) [6].
С 2009 года в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» (БУЗОО «ОКБ») бактериологами совместно с клиническими фармакологами прово-
дится мониторинг антибиотикорезистентности выделяемых штаммов. На основании анализа данных разрабатываются и внедряются в практику «Рекомендации для врачей стационара по рациональному выбору антибактериальных препаратов» с учетом предполагаемой или доказанной этиологии заболевания с использованием антибактериальных препаратов, имеющихся в аптеке стационара. Такие мероприятия приводят к снижению экономических затрат [7] и уменьшению распространения резистентных штаммов микроорганизмов.
Цель работы — анализ распространения антибиотикорезистентных микроорганизмов в отделении реанимации и интенсивной терапии крупного многопрофильного стационара за период с 2009 по 2011 год.
Материал и методы исследования. Было проанализировано 1527 образцов биоматериала (кровь, моча, раневое отделяемое, мокрота, промывные воды бронхов) пациентов, находившихся на лечении в ОРИТ. Выделено 3480 штаммов микроорганизмов. Идентификацию микроорганизмов проводили классическими бактериологическими методами соглас-