Научная статья на тему 'Анализ сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения как части профессиональной компетентности студентов'

Анализ сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения как части профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БИОФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / NATURAL-SCIENTIFIC WORLDVIEW / BIOPHILOSOPHIC APPROACH IN EDUCATION / CHEMICAL LITERACY / AWARENESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова И. Б., Уварова Т. А.

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучного мировоззрения студентов вуза, рассмотрены особенности профессиональной компетенции будущих медиков, биофилософский подход в методике преподавания химии. Приведены результаты опроса студентов I курса ОмГМА, выявлен уровень сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения на начальном этапе обучения общей и биоорганической химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилязова И. Б., Уварова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALISIS OF FORMATION OF COMPONENTS OF THE NATURAL-SCIENTIFIC WORLD VIEW AS A PART OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article is devoted to the problem of formation of natural-scientific world view of the students. Peculiarities of the professional competence of future physicians, biophilosophic approach in the methodology of teaching chemistry are also discussed in the article. The results of questioning of students of the first course of Omsk State Medical Academy are presented in the article; the level of formedness of world view components on the initial stage of teaching of general and bioorganic chemistry has been identified.

Текст научной работы на тему «Анализ сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения как части профессиональной компетентности студентов»

УДК 378.961:50

Gilyazova I.B., Uvarova ТА. ANALISIS OF FORMATION OF COMPONENTS OF THE NATURAL-SCIENTIFIC WORLD VIEW AS A PART OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. The article is devoted to the problem of formation of natural-scientific world view of the students. Peculiarities of the professional competence of future physicians, biophilosophic approach in the methodology of teaching chemistry are also discussed in the article. The results of questioning of students of the first course of Omsk State Medical Academy are presented in the article; the level of formedness of world view components on the initial stage of teaching of general and bioorganic chemistry has been identified.

Key words: natural-scientific worldview, biophilosophic approach in education, chemical literacy, awareness, professional competence.

И.Б. Гилязова, Омский государственный педагогический университет, доц. каф. химии и МПХ,

E-mail: irin.ter@mail.ru; Т.А. Уварова, Омская государственная медицинская академия, каф. общей и биоорганической химии, Е-mail: ta2111@mail.ru

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОЕ КОМПОНЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучного мировоззрения студентов вуза, рассмотрены особенности профессиональной компетенции будущих медиков, биофилософский подход в методике преподавания химии. Приведены результаты опроса студентов I курса ОмГМА, выявлен уровень сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения на начальном этапе обучения общей и биоорганической химии.

Ключевые слова: естественнонаучное мировоззрение, биофилософский подход в образовании, химическая грамотность, информированность, профессиональная компетентность.

Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования естественнонаучного мировоззрения в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [1] в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».

Проблема формирования естественнонаучного мировоззрения студентов неоднократно являлась предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Однако предлагаемые для ее решения подходы в нашей стране были до недавнего времени направлены на формирование и развитие такого естественнонаучного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным. Сегодня, когда пересматривается само понятие «естественнонаучное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе.

Связь естествознания с экологической, здоровьесберегающей проблематикой на сегодня очевидна и не может не учитываться в образовательном процессе.

Охарактеризуем современные методологические подходы, такие как биофилософский и аксиологический, реализуемые нами в методике обучения химии студентов медицинской академии.

Биофилософию представляют как комплексную, интегративную, биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческо-методологические, гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия Универсума через призму исследования феномена жизни. Концептуальным ядром биофилософии является понятие жизни, которое в наше время приобретает статус многозначной философской категории и основополагающего принципа понимания сущности мира и человеческого существования в нем. А.А. Ляпунов дает определение жизни, как «высокоустойчивому состоянию вещества, использующему для выработки сохраняющих систем информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул». Важнейшими атрибутами жизни является комплексное единство следующих свойств: способность к воспроизводству, самосохранение, самовосстановление, наследственная информация, высокий уровень структурной и функциональной упорядоченности процессов.

В философско-методологическом плане жизнь - это такое явление природы, которому присуще направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Если явлениям неживой природы присуще существование, то живой природе свойственно направленное развитие ее конкретных форм в процессе чего они осуществляют свое жизнепроживание и выживание. Явление жизни не укладывается в узкие рамки механистического детерминизма, объяснить это явление невозможно вне философского понимания сущности и содержания жизни, источников, механизмов и направленности эволюции [2].

Впервые в отечественной философской литературе термин «биофилософия» предложила Р.С. Карпинская, для обозначения некоего самостоятельного научно-философского подхода, отражающего новый синтез биологического и философского знания. Однако идеи этой философии заложены в трудах В. И. Вернадского, его последователей - русских кос-мистов: Н.А. Умова, Н.Г. Холодного, В.Н. Муравьева, Н.А. Сетницкого, А. Л. Чижевского, В.Ф. Купревича, В.Г. Фесенко-ва, А. К. Манеева и других. В настоящее время наиболее структурированы и содержательно выражены идеи биофилософии в исследованиях зарубежных ученых, таких как Б. Рейнш, Р. Саттлер, М. Рьюз. В нашей стране данной проблеме посвящены исследования Р. С. Карпинской, И. К. Лисеева, А. П. Огурцова и других [3].

В связи с развертыванием научно-технической революции с середины ХХ века достижения естественных наук начали активно внедряться в практику и стали видны катастрофические последствия использования научных достижений без учета их влияния на бытие живого вещества в целом и человека в частности. Наглядно разрушительное влияние на живое вещество, на бытие биосферы продемонстрировали абиогенные источники энергии и химические вещества, используемые человеком в быту и производстве, в качестве боевых средств. Ученые и философы сошлись во мнении о необходимости формирования новой мировоззренческой парадигмы, максимально учитывающей достижения биологических наук. К ним присоединились и многие политические деятели. На осознании взаимосвязи живого вещества планеты базируется экологическое движение. Результатом таких мировоззренческих представлений и стала «Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (1992), на которой была выработана концепция устойчивого развития цивилизации [4].

На общенаучном уровне значимым в свете концепции устойчивого развития цивилизации является аксиологический подход, вытекающий из идей биофилософии, по мере развития которых, в сознании людей утверждаются представления

о неразрывном единстве бытия природы и общества, их взаимообусловленности, а, следовательно, о необходимости опираться в практической жизнедеятельности общества на знания теоретических оснований жизни и учитывать все особенности бытия живого вещества как биогенного фундамента становления биосферы, всей ее эволюции и возможного состояния коэволюции - соразвития природы и общества.

Исходя из концепции устойчивого развития цивилизации, в рамках аксиологического подхода необходимо формировать у будущих медиков отношение к жизни как к высшей ценности. Аксиологический подход к проблеме здоровья находит свое отражение в системе образования и методических исследованиях (В.Н. Розин, В.И. Геницинский, Н.Е. Кузнецова, И.Н. Сименская, А. А. Макареня, И.М. Титова и др.), определяя здоровье как феномен личностно-значимой и общественной ценности. В этой связи важно рассматривать не только вопросы лечения, как профессиональную подготовку будущих работников системы здравоохранения, но и вопросы репродуктивного здоровья и здорового образа жизни студентов, как будущего нации [3].

Гуманизация обучения студентов, освещение этических моментов профессии медика, реализация биофилософского, аксиологического подходов определяют воспитательную сторону обучения химии в вузе.

Химия как естественнонаучная дисциплина обладает большими возможностями в формировании экологических, валеологических, здоровьесберегающих знаний, что подтверждено исследованиями Н.А. Добрыниной, А.А. Макарени, В. М. Назаренко, Н. Н. Суртаевой и другими методистами. При использовании межпредметных связей химии с другими дисциплинами естественнонаучного цикла (экологии, биологии, гигиены) студенты получают необходимые им знания, на основе которых уже формируются новые ценностные установки, культура поведения, культура потребления (культура питания), что немаловажно в сохранении природы, здоровья и жизни всех поколений [5].

Общая химия и биоорганическая химия являются фундаментальными учебными дисциплинами в Медицинской академии. Анализ содержания традиционных курсов показал, что различные темы обладают неодинаковыми возможностями для включения материалов направленных на развитие механизмов формирования естественнонаучного мировоззрения, создание новой общей картины мира и, вследствие этого, рассмотрение жизни - как высшей ценности.

Естественнонаучное мировоззрение является частью профессиональной компетентности медиков, так как химические знания необходимы для решения профессиональных задач, объяснения механизмов возникновения заболеваний, путей лечения, функционирования всех органов и систем организма с научных позиций, с учётом экологических проблем современности.

В результате изучения химии студент должен знать (понимать):

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические законы, теории, понятия и методы химической науки.

Должен уметь:

- называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

- определять принадлежность вещества к различным классам соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций;

- характеризовать строение и свойства соединений;

- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; реакционную способность органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, социально-политических, социальнобиологических, экономических, духовно-нравственных;

- объяснения взаимосвязи между глобальными проблемами цивилизации, химическими явлениями, происходящими в природе, и состоянием здоровья людей;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий (оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов);

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников [б].

Для выявления оценки сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения, нами был разработан опросник на тему «Химия, здоровье, медицина», который был предложен студентам I курса ОмГМА на начальном этапе изучения общей и биоорганической химии.

Опросник состоит из трех разделов. В первом и втором разделе были предусмотрены вопросы открытого типа, а в третьем - выбор ответа. По первому и второму разделу полный ответ на вопрос оценивался 1 баллом, не полный или с ошибками - 0,5 баллами, за отсутствие ответа студент получал 0 баллов. В третьем разделе ответу «Да» - соответствовал

1 балл, «Нет» - 0 баллов, «Не знаю, иногда» - 0,5 баллов.

В разделе 1 мы привели вопросы, позволяющие оценить химическую информированность студентов. Химическая информированность - предполагает наличие химических знаний, способности ориентироваться в вопросах, касающихся современных проблем человечества, знание основных терминов и понятий химической тематики, значимых для формирования профессиональных компетенций будущих медиков.

Раздел I

1. Какие химические элементы называют элементы-органогены?

2. Какие кислоты присутствуют в организме человека?

3. Какие металлы называют металлами жизни, в каком виде они присутствуют в организме?

4. Какое свойство катионов железа и кобальта значимо для живых организмов?

5. Назовите основное вещество костной ткани, каков его химический состав?

6. Перечислите кислоты, содержащиеся в большинстве фруктов, ягодах. Каким общим термином их называют?

7. Соли какой органической кислоты являются причиной образования камней в почках и мочевом пузыре, напишите её формулу.

S. Какие соединения используют как заменители сахара, к какому классу органических веществ они относятся?

9. Напишите формулу тринитрата глицерина. Под каким названием и с какой целью он используется в медицине?

10. Напишите формулу и назовите представителя кетонов, известного нам как растворитель, который присутствует в небольших количествах в крови и мочи человека. У больных диабетом его концентрация выше, чем у здоровых людей. Диабетики выделяют его при дыхании.

11. Перечислите наиболее значимые полисахариды. Какие из них входят в состав соединительной ткани?

12. Какие биологические жидкости живого организма представляют собой коллоидные системы?

13. Какова физиологическая норма рН крови человека?

14. Какая аминокислота применяется в качестве лекарственного препарата, улучшающего мозговое кровообращение, повышающего жизненный тонус, нормализующего обменные процессы?

15. Назовите циклический спирт, входящий в состав мятного масла, применяется в медицине как успокаивающее, болеутоляющее и противовоспалительное средство.

В разделе 2 были приведены вопросы, позволяющие оценить химическую компетентность, умение применять и использовать химические знания при решении задач профессионально-значимых для специалистов в области медицины.

Раздел II

1. Что такое буферные растворы, какие буферные системы организма человека Вы знаете?

2. В чём отличие дистиллированной воды и воды для инъекций?

3. Перечислите соединения натрия, которые находят применение в медицине, с какими их свойствами это связано?

4. Перечислите сильные окислители, использующиеся в медицинской практике, какое действие они оказывают?

5. Как используются токсические свойства свинца в лечебных целях?

6. Какие медицинские препараты кальция и магния Вам известны?

7. Чем опасны нитраты и нитриты для здоровья человека?

8. Какое свойство этанола и фенола лежит в основе их антисептических свойств, используемых в медицине, ветеринарии, биологии. Кратко охарактеризуйте направления их использования?

9. Что такое формалин? С какими свойствами связано его применение в медицине, фармакологии?

10. Назовите конечное вещество, образующееся при основном метаболическом пути обезвреживания аммиака в организме человека, напишите его формулу.

11. Какие производные пиридина имеют биологическое и медицинское значение?

12. Какие производные бензола и ароматической кислоты, известные Вам используются в медицине?

13. Перечислите основные азотистые основания в составе ДНК и РНК, в чём отличие ДНК и РНК по их составу?

14. В чем отличие заменимых и незаменимых аминокислот. Приведите примеры заменимых и незаменимых аминокислот?

Ключ

15. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе метаболизма любых живых организмов. В чём отличие аэробного и анаэробного метаболизма? Для чего организму необходим ступенчатый механизм протекания биохимических реакций?

В 3 разделе студентам были предложены утверждения, на которые необходимо было ответить: Да, Нет, Не знаю (Иногда). Третий раздел позволил выявить у студентов наличие определенных жизненных ценностей, установок, определить уровень поведенческой культуры.

Раздел III

1. Согласны ли Вы с утверждением, что жизнь - высшая ценность?

2. Допустима ли, на Ваш взгляд, эвтаназия?

3. На Ваш взгляд, существует ли реальная угроза использования генетически модифицированных продуктов питания для здоровья человека?

4. Допустимо ли, на Ваш взгляд, клонирование человека, органов?

5. Допустимы ли химические опыты, испытания на людях, в целях науки?

6. Влияет ли экология на здоровье человека?

7. Медикам необходимо знать экологические проблемы современности и изучать пути их решения?

8. Здоровье человека определяется как физическим, так и психологическим состоянием человека?

9. Врач для пациента, а не пациент для врача?

10. Влияет ли прогресс в науке, в том числе химической на развитие медицины?

11. Считаете ли Вы, что химические знания необходимы медику?

12. Химические знания необходимы для понимания механизмов действия лекарств?

13. Предполагает ли высокий профессионализм врача его высокую духовно-нравственную культуру?

14. Медик имеет право на вредные привычки (курение, алкоголь), зная их последствия для здоровья?

15. Должен ли сам человек (больной и врач) корректировать своё здоровье через питание, образ жизни?

Сложив по каждому разделу баллы, мы предлагаем определить уровень химической информированности и компетентности, уровень поведенческой культуры. Суммируя количество баллов по каждому разделу можно оценить общий уровень сформированности естественнонаучного мировоззрения студентов. Ключ к опроснику представлен в таблице 1.

Таблица 1

опроснику

Число баллов по разделу Сумма по трем разделам Уровень

15 - 12 45 - 40 Высокий (В)

11 - 8 39 - 34 Средний (С)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 - 4 33 - 22 Низкий (Н)

3 и ниже Меньше 22 Очень низкий (ОН)

Предварительная диагностика была проведена на базе го факультетов ОмГМА. Результаты проведённого исследова-студентов первого курса лечебного, стоматологического, ме- ния приведены в сводной таблице 2 и на диаграммах в табли-дико-профилактического, педиатрического, фармацевтическо- це 3.

Таблица 2

Результаты сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения у студентов I курса

на начальном этапе исследования

Факультет Химическая информированность Химическая компетентность Уровень поведенческой культуры Общий уровень е-н мировоззрения

Кол-во баллов Уровень Кол-во баллов Уровень Кол-во баллов Уровень Кол-во баллов Уровень

Лечебный 4,5 Н 3,52 Н 11,93 С 20,0 ОН

Стоматологический 3,0 Н 3,52 Н 11,35 С 17,87 ОН

Медико- профилактический 4,4 Н 2,97 ОН 12,28 С 19,66 ОН

Педиатрический 3,8 Н 3,57 Н 11,43 С 18,8 ОН

Фармацевтический 2,7 ОН 3,38 ОН 11,45 С 18,24 ОН

Среднее значение по вузу 3,65 Н 3,35 Н 11,84 С 18, 84 ОН

Таблица 3

Распределение уровней сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения

Факультет

Информированность

Компетентность

Культурологическая

составляющая

Лечебный

I ОН 26%□ Н 65%Н С 9%

ІОН 39% □ Н 61%

Стоматологический

ІОН 61% □ Н 39%

ІОН 48°% □ Н 52%

Медико-

профилактический

ІОН 37,5% □ Н 50% □ С 12,5%

ІОН 56% □ Н 44%

Фармацевтический

I ОН 86°% □ Н 9,5% И С 4,5%

ІОН 43% О Н 52,5% И С 4,5%

Педиатрический

I ОН 44% □ Н 43% И С 13%

ІОН 51% □ Н 49%

Результаты опроса позволяют сделать следующий вывод: курса на начало обучения в ОмГМА - очень низкий (18,84%).

общий уровень сформированности мировоззрения студентов I Анализируя ответы студентов на первый и второй разделы

опросника можно увидеть, что химическая информирован- поэтому опора на профессиональную значимость, поможет

ность и компетентность находятся на низком уровне (3,65 и повысить низкие уровни химической грамотности и компе-

3,35% соответственно). Результаты третьего раздела заметно тентности, отмечающиеся у первокурссников. Следовательно,

выше, что свидетельствует о том, что жизненные ценности, перед преподавателями стоит задача поиска методов, форм,

установки и приоритеты расставлены правильно, но взаимо- средств, аудиторной, самостоятельной, исследовательской

связь между ними и химическими дисциплинами отсутствует. работы, используя дидактические возможности химии для

Проведённая предварительная диагностика показала, что развития естественнонаучного мировоззрения как части простуденты медицинского вуза обладают более высокой моти- фессиональной компетентности студентов медицинского вуза.

вацией на профессию и более высоким уровнем культуры,

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Э/р]. - http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

2. Курдуманова, О.И. Формирование системы биохимических знаний будущих учителей в свете концепции устойчивого развития цивилизации. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

3. Курдуманова, О.И., Методика преподавания биохимии в вузе в контексте концепции устойчивого развития цивилизации: монография / О.И. Курдуманова, И.Б. Терлеева. - Омск: Издательство Омского института предпринимательства и права, 2005.

4. Алексеев, С.В. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий // Сб. тезисов Всероссийской конференции / под ред. С.В. Алексеева. - СПб., 2001.

5. Мельникова, О.Ю. Развитие экологического мировоззрения студентов: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / О.Ю. Мельникова, И.Б. Терлеева. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовании. - 2010.

Bibliography

1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Eh/r]. - http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

2. Kurdumanova, O. I. Formirovanie sistemy biohimicheskih znanij buduschih uchitelej v svete koncepcii ustojchivogo razvitiya ci-vilizacii. - Omsk: Izd-vo OmGPU, 2007.

3. Kurdumanova, O. I., Metodika prepodavaniya biohimii v vuze v kontekste koncepcii ustojchivogo razvitiya civilizacii: mono-grafiya / O. I. Kurdumanova, I. B. Terleeva. - Omsk: Izdatel'stvo Omskogo instituta predprinimatel'stva i prava, 2005.

4. Alekseev, S. V. Ot ]kologicheskogo obrazovaniya k obrazovaniyu dlya ustojchivogo razvitiya. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: poisk strategii, podhodov, tehnologij // Sb. tezisov Vserossijskoj konferencii / pod red. S. V. Alekseeva. - SPb., 2001.

5. Mel'nikova, O. Yu. Razvitie ]kologicheskogo mirovozzreniya studentov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavate-lej i studentov / O. Yu. Mel'nikova, I. B. Terleeva. - Omsk: Izd-vo Omskogo ]konomicheskogo instituta, 2006.

6. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanii. - 2010.

Статья поступила в редакцию 17.05.11

УДК 159.923.2

Kalashnova E. THE PROBLEM OF APPROACHES' VARIATY TOWARDS THE GENESIS OF CODEPENDENT BEHAVIOR. The paper refers to the phenomena of emotional codependency from the point of different approaches. Genesis and progress issues of codependency at early ontogenesis periods are brought up. Peculiarities of disharmonious family relationships and count relatives' communicatory adaptation are explored as backgrounds for codependent behavior. Peculiarities of social structure are regarded as a condition of the codependency phenomena propagation in a contemporary society.

Key words: emotional codependency, destructive family relationships, communicatory adaptation.

Е.А. Калашнова, преп. филиала ИГУ г. Ангарск, E-mail: kalaxa7705@list.ru

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ПОДХОДОВ К ПРИЧИНАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПЗАНИСИМПГП 00-ВЕДЕНИЯ

В статье раскрываются основные аспекты осмысления феномена эмоциональной созависимости с точки зрения различных подходов. Затронуты вопросы возникновения и развития созависимости на ранних стадиях онтогенеза. Анализируются особенности дисгармоничных семейных отношений и коммуникативной адаптации друг к другу значимых близких как предпосылки для развития созависимого поведения. Рассматривается специфика социальной структуры как условие распространения феномена созависимости в современном обществе.

Ключевые слова: эмоциональная созависимость, деструктивные семейные взаимоотношения, коммуникативная

адаптация.

В настоящее время проблема созависимости поднимается достаточно большое количество подходов к источникам воз-разными специалистами - социологами, психиатрами и психо- никновения и проявлению данного феномена. логами, врачами-наркологами и неврологами, в связи со стре- Многие представители наук социологической направлен-

мительным проникновением данного явления в повседневную ности полагают, что причины созависимости уходят своими

жизнь обычных граждан. Благодаря столь пристальному вни- корнями вглубь нашей социальной структуры. Современная

манию психологии, в частности, и смежных дисциплин, объ- культура является доминаторной (термин Б. и Дж. Уайнхол-

ектом изучения которых является человек, сформировалось дов), что является причиной развития дисгармоничного обще-

ства, готового быть созависимым [1]. Современная история

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.