Научная статья на тему 'Способы формирования профессиональной компетенции студентов фармацевтического факультета'

Способы формирования профессиональной компетенции студентов фармацевтического факультета Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
705
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / КЕЙС-СТАДИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PHARMACEUTICAL EDUCATION / PHARMACEUTICAL CHEMISTRY / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шукиль Людмила Владимировна, Котенко Евгения Николаевна

Анализируется проблема формирования профессиональной компетентности студентов при изучении дисциплины «Фармацевтическая химия», рассматривается пример задания в форме кейса по одной из тем курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шукиль Людмила Владимировна, Котенко Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of formation of professional competence in students of Faculty of Pharmacy

The problem of formation of professional competence in students studying the discipline «Pharmaceutical Chemistry» is considered. An example in the form of assignment of the case to one of the course is done.

Текст научной работы на тему «Способы формирования профессиональной компетенции студентов фармацевтического факультета»

УДК 378.09

Л. В. ШУКИЛЬ Е. Н. КОТЕНКО

Омская государственная медицинская академия

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Анализируется проблема формирования профессиональной компетентности студентов при изучении дисциплины «Фармацевтическая химия», рассматривается пример задания в форме кейса по одной из тем курса.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, фармацевтическое образование, фармацевтическая химия, кейс-стади.

Одной из актуальных проблем современного медицинского образования является проблема формирования профессиональной компетентности будущих провизоров. Компетентность, интегральное свойство личности, хорошо осведомленной в определенной области, складывается из допрофесси-ональной, связанной с общим средним образованием, и профессиональной, связанной с высшим профессиональным образованием [1, 2]. Этому способствует проблемно-ориентированное обучение, которое уже в течение нескольких десятилетий является основной педагогической стратегией развитых стран [3]. Суть новой модели образования: смещение акцентов с традиционных форм обучения — запоминания и заучивания, на развитие у студентов навыков и способностей к решению проблем, а не просто аккумулированию знаний. Новые требования к образованию компетентных специалистов диктуют использование новых подходов и технологий образования

В условиях современного фармацевтического рынка провизор должен обладать высоким профессионализмом. Становление и развитие рыночных отношений в фармации предполагает значительную модификацию требований к качествам личности специалистов и программе их деятельности, задаваемой обществом и конкретным профессиональным коллективом. Социальный заказ системе здравоохранения требует подготовки ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, мобильного, умеющего достаточно в короткий срок адаптироваться в системе лекарственного обеспечения населения высококачественными средствами. Обществу требуется грамотный специалист, который хорошо ориентируется во всех аспектах фармации, особенно применительно к практическим ситуациям и проблемам.

Подготовка провизора должна ориентироваться не только на прошлый опыт фармации, но и на проектируемое будущее. В связи с этим происходит смена образовательной модели подготовки специалиста от квалификационной к компетентностной.

На сегодняшний день для фармацевтической отрасли Минздравом утверждены три специальности: «Управление и экономика фармации» позволяет руководить аптечной организацией; «Фармацевтическая технология» дает право работать за первым столом, принимать товар и обслуживать мелкооптовых

покупателей; «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» позволяет проводить анализ изготовленных в аптеке лекарственных средств. Востребованность последнего сертификата сегодня невелика, поскольку аптек с производственным отделом по всей России осталось лишь около 3 %. Однако компетенции в области контроля качества лекарственных средств будут необходимы специалисту с фармацевтическим образованием практически в любой должности, а не только в должности провизора-аналитика (это и контроль при отпуске лекарственных средств «первостольником», приемочный контроль лекарственных средств согласно Приказу М3 РФ от 16.07.97 №214, экспертиза поставленных лекарственных средств при осуществлении закупок согласно 44-Ф3, работа с претензиями и обращениями граждан и др.).

Целью курса фармацевтической химии на фармацевтическом факультете является раскрыть методологию создания, оценки качества и стандартизации лекарственных средств на основе общих закономерностей химико-биологических наук, их частных проявлений и истории применения лекарственных средств.

В фармацевтической химии выделяют два основных раздела: «Общая фармацевтическая химия», где изучаются общие принципы оценки качества лекарственных средств, формы и содержание организации процесса получения, производства, анализа и обеспечение качества выпускаемых лекарственных средств, и «Специальная фармацевтическая химия». В специальной части программы приведены группы и отдельные лекарственные средства, изучение которых необходимо для формирования профессионального кругозора, ориентации в номенклатуре лекарственных веществ, источниках их получения.

Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые при изучении дисциплины «Фармацевтическая химия»:

— способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

— способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);

— способность и готовность к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);

— способность и готовность к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);

— в области контрольно-разрешительной деятельности: способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофарма-цевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);

— способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30);

— способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);

— способность и готовность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);

— способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);

— способность и готовность готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34);

— способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);

— способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);

— способность и готовность проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций (ПК-37);

— способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);

— способность и готовность проводить декларирование качества лекарственных средств (ПК-40);

— в области научно-исследовательской и информационно- просветительской деятельности: способность и готовность оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных сред-

ств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);

— способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

— способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

В качестве способа формирования профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета выступает система деятельности преподавателя, т. е. совокупность элементов его деятельности, включающая цели, содержание, методы и формы.

Цель деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций — это развитие устойчивых мотивов для решения учебно-профессиональных ситуаций и задач химического характера, формирование теоретических представлений по дисциплине «Фармацевтическая химия».

Достижение вышеуказанной цели осуществляется путем создания на учебных занятиях ситуаций, формирующих заинтересованность студентов в изучении проблем фармацевтического характера; разработкой вопросов, ситуаций, заданий по формированию теоретических представлений по дисциплине «Фармацевтическая химия».

Программа по фармацевтической химии согласована с основными базовыми курсами по неорганической, аналитической и органической химии с целью сохранения принципа междисциплинарности.

Студент должен знать:

— теоретические основы фармацевтического анализа;

— нормативные документы, лежащие в основе деятельности провизора-аналитика;

— методы качественного и количественного анализа неорганических и органических лекарственных средств, лекарственных форм индивидуального и заводского изготовления;

— особенности проведения общих и частных методов анализа;

— формулы расчета содержания лекарственных средств.

Студент должен уметь:

— работать на основных аналитических приборах (весах, спектрофотометрах и фотоколориметрах, поляриметре, хроматографе и т. д.);

— проводить титрование бюреткой или пипеткой;

— рассчитывать теоретический объем и навеску;

— пользоваться химической посудой;

— проводить все виды фармакопейного анализа;

— делать заключение о качестве лекарственного средства.

Студент должен владеть

— основными навыками деятельности провизора-аналитика.

Подготовка студентов к лабораторным занятиям предполагает самостоятельное изучение литературы как по фармацевтической химии, так и смежным дисциплинам. Например, для выполнения домашнего задания к лабораторному занятию по теме «Анализ фитопрепаратов» рекомендуются источники и по фармацевтической химии (раздел «Спектрофотометрический анализ»), и по технологии лекарств (раздел «Производство настоек»), и по фармакогнозии (раздел «Флавоноиды»). Причем в этот перечень включаются и учебные издания, и научная литература.

Таким образом, при подготовке к лабораторным занятиям студент изучает источники литературы по всем специальным дисциплинам, имеющим отношение к изучаемой теме.

Закрепление полученных в ходе учебного процесса теоретических знаний и приобретение практических навыков, умение их применять для решения конкретных задач практической деятельности провизо-ра-аналитика осуществляется в ходе производственной практики.

На территории Омской области студенты имеют оптимальные условия для прохождения производственной практики по дисциплине «Фармацевтическая химия», поскольку у них есть возможность приобрести профессиональные компетенции как на базе аптечных организаций, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов, так и на лабораторной базе Центра контроля качества лекарственных средств (в настоящее время имеется не на каждой территории).

Вышеуказанный факт позволяет студентам получить знания, навыки, умения в условиях реальной (а не смоделированной) деятельности в области контроля качества не только лекарственных форм, изготовленных в условиях аптек, но и лекарственных препаратов промышленного изготовления.

В настоящее время установлены единые общефедеральные правила прохождения практики (Приказ МЗ РФ от 03.09.13 г. № 620н).

Во время прохождения производственной практики в Центре контроля качества лекарственных средств студент должен изучить:

— общее устройство лаборатории, назначение помещений и оснащение лаборатории средствами измерений и испытательным оборудованием в соответствии с приказами МЗ РФ, литературой и методическими пособиями;

— инструкции и действующие приказы о порядке проведения контроля качества лекарственных средств;

— порядок подтверждения соответствия лекарственных средств;

— документацию, которая ведется в лаборатории и которая поступает от провизоров-аналитиков аптек: журналы, отчеты о работе аналитических кабинетов (столов) аптек, акты фармацевтического обследования, акты изъятия лекарств на анализ, протоколы испытаний и др.

Во время производственной практики в Центре контроля качества лекарственных средств студент выполняет следующие виды работ:

1. Приготовление основных титрованных растворов по фиксаналу и по навескам, установление поправочных коэффициентов титрованных растворов.

2. Приготовление реактивов, индикаторов, эталонных растворов.

3. Фармакопейный анализ воды очищенной.

4. Фармакопейный анализ химико-фармацевтических препаратов неорганической и органической природы (определение подлинности, доброкачественности, количественного содержания).

5. Анализ готовых лекарственных форм (таблетки, растворы для инъекций, глазные капли, мази и др.).

6. Экспресс-анализ экстемпоральных лекарственных форм, изъятых из аптек (порошки, микстуры, мази, глазные капли, инъекционные растворы и др.).

7. Анализ лекарственного растительного сырья, экстракционных препаратов (настойки, экстракты и др.).

Студент должен овладеть навыками анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих и частных статей ГФ, ФС, ФСП, НД, ис-

пользуя все необходимые методы химического, физико-химического и физического анализа.

В ходе производственной практики у студентов формируются следующие умения по организации и проведению анализа лекарственных средств и интерпретации полученных результатов: определять перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, организовывать своевременную метрологическую проверку оборудования, осуществлять организацию функционирования аналитической лаборатории, определять способы отбора проб для контроля лекарственных средств, готовить реактивы для анализа лекарственных средств, проводить анализ лекарственных средств с помощью различных методов, интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств.

Для определения исходного уровня сформирован-ности профессиональной компетентности (остаточные знания, умения, владения) были разработаны диагностические материалы (тестовые задания и билеты), направленные на определение уровня усвоения на первом курсе содержания учебного материала (знания), овладения предметными умениями и владениями, овладение умениями решения прикладных задач на основе внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции. Полученные данные показали, что традиционная система обучения в недостаточной мере формирует у студентов целостное системное представление о профессиональной подготовке, умение устанавливать межпредметные связи как внутри химических дисциплин, так и с другими специальными дисциплинами, не способствует развитию научного мышления. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения согласно требованиям ФГОС предполагает изменение формы организации всего образовательного процесса. Нами разработана система деятельности преподавателя, которая была апробирована в учебном процессе на занятиях по аналитической химии. В качестве примера разработанной системы деятельности приведем один из вариантов задания кейс-стади по теме «Качественный анализ твердого неизвестного вещества», разработанный на основании учебно-методического пособия «Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе» [4].

Тема занятия: «Фармакопейный анализ углеводов».

Задание: подготовиться к занятию, используя основную и дополнительную литературу.

Вопросы для подготовки:

1. Что означают понятия «полуацетальный гидроксил» и «спиртовый гидроксил», «альдегидная группа»? Как обнаружить их в структуре молекулы? Можно ли обнаружить данные группы по внешнему виду лекарственных веществ? Опишите взаимодействие атомов в молекуле и основанные на них свойства вещества.

2. В чем отличие полуацетального гидроксила от альдегидной группы? Какие типы связей и какие химические и физико-химические свойства вещества они определяют?

3. Охарактеризуйте лекарственные вещества группы углеводов (на примере глюкозы, фруктозы, сахарозы и лактозы).

4. Какие реакции подтверждения подлинности препаратов углеводов Вы знаете? Какие из них являются фармакопейными?

5. Какие химические методы количественного определения препаратов углеводов Вам известны? При каких условиях их можно осуществить?

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

6. Какие физико-химические методы количественного определения препаратов углеводов Вам известны? Какие приборы используются? Приведите формулы расчетов количественного содержания препаратов в субстанции.

7. Какие особенности определения чистоты препаратов углеводов Вы знаете? От каких свойств веществ они зависят?

Основная литература:

1. Беликов, В. Г. Фармацевтическая химия : учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2007.

2. Гафаров, А. Н. Теоретические основы фармацевтической химии: тексты лекций [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.knigafund.ru/ аиШоге/17732 2007 г., Издательство : КГТУ.

Дополнительная литература:

1. Корнеева, И. Н. Качественный анализ : учебнометодические указания к лабораторным работам / И. Н. Корнеева, Е. А. Лукша. — Омск : ОмГМА, 2012.

2. Корнеева, И. Н. Физико-химические методы анализа : учебное пособие / И. Н. Корнеева, Е. А. Лукша, И. А. Савченко. — Омск : ОмГМА, 2012.

Ситуационная задача:

В Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств поступили серийно выпущенные флаконы с раствором желтого цвета, содержащего лекарственное вещество следующей структуры:

с Н20 н

н о н

Ключевое задание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Укажите возможные причины изменения цветности раствора.

Комплекс испытаний, применяемых для оценки качества декстрозы, включает определение величины удельного вращения. С каким свойством декстрозы связан этот показатель? Объясните особенность его определения для декстрозы. Назовите физико-химический метод, применяемый для количественного определения декстрозы в субстанции и лекарственных формах. Приведите расчетную формулу.

На занятии:

1. Обсуждение подготовленных кейсов в подгруппах.

2. Анализ и выявление ошибок при проведении реакций.

3. Выступление перед группой с обоснованием предложенной техники проведения анализа.

4. Анализ индивидуальной задачи в ходе проведения лабораторной работы.

Результат:

1. Техника проведения анализа препаратов углеводов.

2. Формирование профессиональных компетенций.

3. Опыт группового обсуждения и решения проблемной ситуации.

4. Применение знаний, умений и навыков по качественному анализу для решения профессиональных задач.

Таким образом, осуществляемый на кафедре фармацевтической химии комплексный подход к процессу обучения дает возможность подготовить компетентного специалиста-провизора, который в условиях высококонкурентного рынка труда может претендовать на достойное место в его структуре.

Библиографический список

1. Андрияко, Ю. В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема / Ю. В. Андрияко, Т. Ю. Андрияко // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 1. - С. 34-36.

2. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / А. И. Артюхина [и др.]. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2012. - 198 с.

3. Лапаник, О. Ф. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (на примере обучения дисциплинам естественно-научного цикла) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Ф. Лапаник. - М., 2010. - 24 с.

4. Лапина, О. А. Основные категории качества образования/ О. А. Лапина, Ф. В. Повшедная // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер. Педагогические науки. - 2012. - Вып. 16. - С. 36-40.

ШУКИЛЬ Людмила Владимировна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармацевтической химии Омской государственной медицинской академии; главный специалист Управления кадровой работы и государственной службы Министерства здравоохранения Омской области. КОТЕНКО Евгения Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Л. В. Шукиль, Е. Н. Котенко

Книжная полка

Федорова, М. А. Развитие научных коммуникаций в современном техническом университете : моногр. / М. А. Федорова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - 171 с. - ISBN 978-5-76921340-3.

Монография является междисциплинарным исследованием, затрагивающим педагогические, филологические и методические аспекты, связанные с развитием культуры научной речи. Предложены технологии развития коммуникативных компетенций студентов технического вуза, в том числе академического письма и научного выступления на русском и иностранном языках. Может представлять интерес для ученых, студентов, аспирантов, преподавателей технических и гуманитарных дисциплин, интересующихся вопросами публикационной активности, развития наукометрических показателей и культуры научного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.