ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
то есть коммуникативные и конструктивные компоненты деятельности, за счет усиления связи «преподаватель — студент», что, в свою очередь, повышает успешность учебно-познавательной деятельности студентов и формирует у них гностические и проектировочные умения. То есть формируются компоненты, обусловливающие высокий уровень профессиональной устойчивости.
Библиографический список
1. Хацаева, Д. Т. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей: дис. ... канд. пед. наук / Д. Т. Хацаева. — Владикавказ, 2000. — 139 с.
2. Каргиева, 3. К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01/
3. К. Каргиева. — Владикавказ, 1995. — 311 с.
3. Лигер, С. А. Формирование копинг-поведения студентов медвуза и его влияние на личность, профессиональное развитие врача : дис. ... канд. мед. наук / С. А. Лигер. — М., 2007. —
174 с.
4. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов/ В. А. Якунин. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 216 с.
КОРЕННОВА Ольга Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней и семейной медицины ПДО.
ЛОПАНОВА Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© О. Ю. Кореннова, Е. В. Лопанова
уДк 37809 И. Н. КОРНЕЕВА
Омская государственная медицинская академия
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»)
В статье рассматриваются вопросы разработки системы деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия», а также представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, аналитическая химия, система деятельности преподавателя, диагностика формирования компетенций.
В системах фармацевтического образования европейских стран и России произошла смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, что сделало необходимым разработку нового подхода в подготовке специалиста, основанного на компетенциях (единство знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, которые определяют готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определённой области). Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, специальные, теоретические, практические) — это сочетание квалификации и социального поведения [1, 2].
По мнению ученых в области фармацевтического образования О. А. Сафоновой, Н. В. Тарасовой, И. Б. Будик, Т. Г. Момонт, наше время отличается обостряющимся интересом к уровню образования будущих специалистов и нарастающими требованиями к их профессиональным компетенциям, что соответствует принципам компетентностного под-
хода к результативности фармацевтической деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы качества образования, связанные с формированием у студентов специальности «Фармация» профессиональных компетенций при изучении различных дисциплин.
Необходимость разрешения противоречия между формированием профессиональных компетенций студентов и отсутствием системы деятельности преподавателя, ориентированной на формирование дан-ныхкомпетенций обусловила проблему, которая решалась при выполнении данного исследования.
Понятие «компетенция» в настоящее время концептуализируется в моделях профессионального образования. По мнению А. В. Хуторского, профессиональные компетенции — совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессиональной деятельности [3]. «Концепция компетенции» имеет
Профессиональные компетенции, формируемые при изучении дисциплины «Аналитическая химия»
ПК Расшифровка
ПК-31 Способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования
ПК-32 Способность и готовность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории
ПК-33 Способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями
ПК-34 Способность и готовность готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи
ПК-35 Способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи
ПК-36 Способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств
Примечание, здесь и далее: ПК — профессиональные компетенции.
Таблица 2
Система деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия»
Компоненты с исте мы деятельности Компоненты ПК
Знания Умения Владения
Цель Развитие устойчивых мотивов для решения учебно-профессиональных ситуаций и задач химического характера, создание ситуаций успеха. Формирование теоретических представлений по дисциплине «Аналитическая химия» Формирование умений по организации и проведению анализа лекарственных средств и интерпретации полученных результатов (умение определять перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, умение организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования, умение осуществлять организацию функционирования аналитической лаборатории, умение определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств, умение готовить реактивы для анализа лекарственных средств, умение проводить анализ лекарственных средств с помощью различных методов, умение интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств) Создание ситуаций для реализации опыта организации, проведения анализа лекарственных средств и интерпретации полученных результатов
Содержание Создание на учебном занятии ситуаций, формирующих заинтересованность студентов в изучении проблем фармацевтического характера. Разработка вопросов, ситуаций, заданий по формированию теоретических представлений по дисциплине «Аналитическая химия» (индивидуальные и фронтальные опросы, теоретические задания и с итуации, требующие самостоятельного анализа, синтеза и обобщения изученного материала, тесты, выступление на семинаре) Разработка практических заданий, стимулирующих студентов к осуществлению конкретных умений по организации, проведению анализа лекарственных средств и интерпретации полученных результатов (задания, ориентированные на отработку алгоритмов работы и решение конкретных типичных ситуаций — ситуационных задач, задания по заполнению протоколов анализа) Разработка ситуаций для реализации опыта организации, проведения анализа лекарственных средств и интерпретации полученных результатов (задания, требующие от студентов демонстрации технологий работы в стацдартных и нестандартных ситуациях на основе сформированных знаний и умений)
Методы Проблемный метод, интерактивные методы, эвристический диалог Проблемный метод, частично-поисковый метод, метод анализа профессиональной ситуации Метод проектов, исследовательский метод, метод кейс-стади, имитационные методы
Формы Проблемная лекция, лекция-визуализация, эвристическая беседа, дискуссия, тестирование, коллоквиум Лабораторная работа, практикум, решение ситуационных задач Деловая и ролевая игра, решение кейс-ситуаций, решение веб-квеста, разработка и защита проекта, самоэкспертиза
несколько характерных черт. Она тесно связана с контекстом, объединяет взаимосвязанные способности и ценности, ей можно обучить (хотя ее можно освоить вне официальной образовательной системы), она существует как континуум. Владение ключевыми компетенциями приводит к более высокому качеству жизни во всех сферах. Стандарты компетенций и
оценки формируют общепризнанный набор показателей, в соответствии с которыми можно оценить все обучение.
Анализ современной учебно-методической литературы [4 — 6], Федерального государственного образовательного стандарта [7] и учебных программ для студентов медицинских вузов позволил сделать вы-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
вод об отсутствии целостной системы последовательного формирования у студентов профессиональных компетенций по проведению контроля качества лекарственных средств. Принимая во внимание, что лекарственные средства являются химическими веществами, формирование компетентностей в области химических дисциплин играет существенную роль и является важнейшей составной частью профессиональной подготовки специалистов-провизоров.
При разработке системы деятельности преподавателя мы опирались на то, что аналитическая химия должна сформировать у студентов профессиональные компетенции (табл. 1), которые в дальнейшем будут закреплены в процессе изучения специальных дисциплин (фармацевтической химии, фармакогнозии, фармацевтической технологии и др.).
На основании рассмотренных компетенций и их компонентов (знаний, умений, владений) нами была разработана система деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия», которая состоит из цели, содержания, методов и форм (табл. 2).
На целевом этапе мы формируем мотивацию студента, определяем цели теоретических представлений, умений и владений по организации и проведению анализа лекарственных средств. На содержательном этапе мы разрабатываем теоретические и практические задания по проведению контроля качества лекарств. На следующих этапах мы определяем способы формирования профессиональных компетенций с помощью активных методов и форм обучения, к которым относятся проблемный метод, методы анализа профессиональных ситуаций, кейс-стади, веб-квесты и др.
Для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций студентов специальности «Фармация» в процессе изучения аналитической химии нами был разработан пакет диагностических материалов, включающих тестовые задания по дисциплине, ситуационные задачи, кейсы и др.
Для оценки уровня сформированности компетенций были предложены два подхода.
Подход 1 (дифференциальный) основан на формализации компетенций с помощью показателей-индикаторов измерения учебных достижений отдельного студента, составления его рейтингового портрета.
Подход 2 (интегральный) позволяет осуществлять динамический контроль за уровнем сформированности компетенций в ходе проведения эксперимента.
В процессе констатирующего эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности профессиональных компетенций по дисциплинам 1-го курса.
Результаты диагностики и определения исходного уровня сформированности профессиональных компетенций показали, что средний балл на курсе составляет 2,9.
На этапе формирующего эксперимента разработанная система деятельности преподавателя была апробирована в учебном процессе и дана оценка ее эффективности.
Дифференциальный подход согласно разработанным диагностическим материалам показал, что уровень развития профессиональных компетенций у студентов имеет положительную динамику: средний рейтинговый балл увеличился на 0,66 (рис 1).
О
1 2
Уровень развития ПК
Рис. 1. Средний рейтинговый балл студентов 2-го курса (1 — исходный уровень (до эксперимента), 2 — уровень после проведения эксперимента)
Для диагностики стабильности и управляемости учебного процесса, а также в целях улучшения качества подготовки студентов нами был использован статистический метод анализа — построение контрольных карт Шухарта. Контрольная карта была создана Уолтером Шухартом еще в 1931 году, а в 2002 году в РФ она была введена в ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002 «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6».
Как правило, контрольные карты Шухарта предназначены для статистического анализа и управления качеством производственного технологического процесса. В последние годы в связи с введением в вузах системы менеджмента качества их стали активно использовать для управления качеством образовательного процесса [8—11].
Расчет контрольной карты Шухарта проводился нами согласно указанному ГОСТу. Для этого рассчитывали числовое значение центральной линии, а также нижнюю и верхнюю контрольные границы и строили контрольную карту индивидуальных значений.
Следует отметить, что верхнюю, среднюю и нижнюю контрольные границы (и^, ^ и LCL) не следует воспринимать как пороговые рейтинговые баллы, поскольку они являются статистическими величинами критических границ (рис. 2).
Анализ рис. 2 показал, что все точки средних рейтинговых баллов студентов входят в интервал расчетных статистических значений между верхней и нижней контрольной границей. Следовательно, процесс изучения аналитической химии, построенный на разработанной системе деятельности преподавателя, показал положительную динамику, является стабильным и управляемым.
Полученные результаты опытно-экспериментальной проверки позволяют утверждать, что цель и задачи исследования по формированию профессиональных компетенций будущих провизоров в процессе изучения аналитической химии решены.
В заключение хотелось бы отметить, что разработанная система деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов внедрена на кафедре фармацевтической, аналитической и токсикологической химии Омской государственной медицинской академии в процесс преподавания дисциплины «Аналитическая химия».
Разработан и внедрен в учебный процесс (дисциплина по выбору «Аналитические методы в фармации») учебно-методический комплекс по применению контрольных карт Шухарта для оценки эффективности подготовки провизоров.
Номер с
Рис. 2. Контрольная карта Шухарта, построенная после проведения эксперимента
Выводы
1. На основе анализа современного состояния подготовки провизора и возросших требований государства к фармацевтическому образованию выявлена значимая роль формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия». Определены содержание, особенности и структура профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета.
2. Разработана система деятельности преподавателя, представляющая собой систему взаимосвязанных компонентов (цель, содержание, методы и формы), позволяющая ему осуществлять целенаправленный процесс формирования профессиональных компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия».
3. Разработан пакет диагностических материалов по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов по специальности «Фармация» в процессе изучения аналитической химии.
4. Опытно-экспериментальным путем проверена эффективность разработанной системы деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета на занятиях по дисциплине «Аналитическая химия».
Библиографический список
1. Лебедева, Т. Н. Фармация новой формации / Т. Н. Лебедева // Фармацевтический вестник. — 2012. — № 2. — С.
27 - 29.
2. Миняева, О. А. Системный подход в формировании специалиста в области фармации / О. А. Миняева, Е. В. Зайцева// Проблемы современного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010 г. — Пенза — Ереван — Прага ; ООО «Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. — С. 378.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А В. Хуторской// Народное образование. — 2003. — № 1. — С. 58 — 64.
4. Попова, Т. Н. Формирование химических компетентностей студентов при изучении комплекса дисциплин по химии в медицинском колледже : автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Т. Н. Попова. — М.. 2009. — 25 с.
5. Репс, А. Г. Психологические условия личностного и профессионального становления специалиста в области фармации: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / А. Г. Репс. — Пятигорск, 2010. — 47 с.
6. Солонина, А. В. Проблема подтверждения профессиональной компетентности/ А В. Солонина, Л. И. Смирнова// Фармацевтические ведомости. — 2005. — № 12. — С. 11 — 14.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист»). Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38. —Режим доступа: www.fgosvo.ru (дата обращения 12. 01.2014).
8. Момот, А. И. Измерение образовательных процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.-ua/portal/soc_gum/Npdntu_pps/2011_9Zmomot.pdf (дата обращения: 24.02.2014).
9. Пикула, Н. П. Из опыта оценивания характеристик погрешности результатов измерений по картам Шухарта / Н. П. Пикула // Химия и химическая технология на рубеже тысячелетий: тез. докл. на III Всерос. науч. конф. / Красноярск: САА, 2010. — 89 с.
10. Попов, Г. Н. Статистические методы в системах качества образования / Г. Н. Попов, Т. А. Забегалина, Л. В. Назина // Стандарты и качество. — 2008. — № 1. — С. 60 — 62.
11. Похолкова, Ю. П. Управление качеством высшего образования за рубежом / Ю. П. Похолкова, А. И. Чучалина // Менеджмент качества. — 2007. — № 1. — С. 31 — 37.
КОРНЕЕВА Ирина Николаевна, кандидат химических наук, доцент кафедры фармацевтической, аналитической и токсикологической химии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© И. Н. Корнеева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ