Научная статья на тему 'Преподавание дисциплин химического профиля в современном медицинском университете: проблемы и перспективы'

Преподавание дисциплин химического профиля в современном медицинском университете: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / БИОХИМИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHEMISTRY / BIOCHEMISTRY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салмина А. Б., Петрова Л. Л., Труфанова Л. В., Кутяков В. А., Кувачева Н. В.

В статье обсуждаются изменения программы обучения дисциплинам химического профиля в медицинских университетах и возможные пути улучшения изучения этих предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салмина А. Б., Петрова Л. Л., Труфанова Л. В., Кутяков В. А., Кувачева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the changes of training programs in the disciplines of chemical profile in medical universities and possible ways to improve the study of these subjects.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплин химического профиля в современном медицинском университете: проблемы и перспективы»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© САЛМИНА А.Б., ПЕТРОВА Л.Л., ТРУФАНОВА Л.В., КУТЯКОВ В.А., КУВАЧЕВА Н.В.

УДК [378/016:54] :378.4:61

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕ ДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.Б. Салмина, Л.Л. Петрова, Л.В. Труфанова, В.А. Кутяков, Н.В. Кувачева ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ, ректор -д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии, зав. - д.м.н.,

проф. А.Б. Салмина.

Резюме. В статье обсуждаются изменения программы обучения дисциплинам химического профиля в медицинских университетах и возможные пути улучшения изучения этих предметов.

Ключевые слова: химия, биохимия, высшее профессиональное образование.

Дисциплины химического профиля студенты медицинских вузов изучают на первом и втором курсах. Они входят в блок математических и естественнонаучных предметов.

Выпускники школ, решившие получить какую-либо медицинскую профессию, считают, что медицинское образование - типичное гуманитарное образование, и изучение точных наук для них не обязательно. Поэтому такие предметы, как химия, физика, биология, как они считают, не являются обязательными, а просто заполняют время обучения на первых курсах. Поэтому, на старших курсах, а тем более в профессиональной деятельности, они не нужны, и об этих науках можно забыть.

А ведь основными факторами, определяющими успехи в обучении, являются интеллект, мотивация и личностные особенности [1]. Однако, студенты не понимают и, можно сказать, не хотят понимать, что именно химия, физика и биология связывают школьное образование с обучением в высшей школе, и что изучение химии и затем биохимии даёт им те основополагающие знания, которые будут необходимы при изучении других, как фундаментальных, так и клинических, прикладных дисциплин. Более того, изучение именно этих точных наук создаёт общую картину развития и функционирования живой природы в целом, и человека, как её части.

Проведение исследований в различных областях медицины возможно только при комплексном подходе, который предполагает активное использование последних достижений фундаментальных медикобиологических, естественных и точных наук, а также новых технологий и методик. На всемирном конгрессе по клинической химии и лабораторной диагностики (Иннсбрук, Австрия, 2009) были сформулированы основные тенденции развития клинической химии:

• Открытие и обоснование использования для целей лабораторной диагностики новых биомаркёров, обладающих ультрачувствительностью, высокой специфичностью и прогностической значимостью.

• Разработка новых технологий в диагностике (развитие биочиповой диагностики, молекулярной диагностики, создание автоматических станций).

• Рассмотрение вопросов клинической химии и лабораторной диагностики с позиций системной биологии и комплексных подходов (геномика, транскриптомика, протеомика, гликомика, липидомика, метаболомика).

На современном этапе развития медицина является отраслью с очень высоким уровнем наукоёмкости и всеми признаками высокотехнологичного производства. В то же время, мы знаем, что часто самое современное, инновационное и очень дорогостоящее оборудование, например, томограф, не может использоваться в полной мере из-за отсутствия знающих специалистов. Такие специалисты должны не только грамотно пользоваться этой чрезвычайно

сложной техникой, но и уметь расшифровать полученные результаты обследования, чтобы они были полезны лечащему врачу. Таким образом, часто возникает вопиющее противоречие между степенью технологичности и уровнем развития современной медицины и уровнем фундаментальной подготовки, которым обладают практикующие врачи.

Из всего этого следует, что уже в самом начале обучения в вузе студенты должны получать и усваивать базовые знания. Они обеспечат им, во-первых, формирование современного естественнонаучного мировоззрения, во-вторых, усвоение последующих специализированных медицинских дисциплин с точки зрения этого сформировавшегося мировоззрения [2], и, в-третьих, свободное ориентирование в самых современных методиках, используемых в практическом здравоохранении.

Медицинское образование должно быть ориентировано на воспитание не студента потребителя знаний, а студента исследователя, который легко станет высококлассным врачом исследователем. Однако, одной из основных проблем студентов младших курсов медицинских факультетов является их низкая способность к усвоению фундаментальных дисциплин. А ведь учебная программа по химии должна учитывать современные биологические концепции и соответствовать клиническим задачам [3]. Все обозначенные проблемы существуют не только в обучении врачей разного профиля, но и студентов фармацевтического факультета.

Учитывая всё это, можно заключить, что для такой направленности обучения абсолютно необходимы глубокие знания точных естественных наук таких, как химия и биохимия, которые обеспечивают понимание материала последующих курсов патофизиологии, фармакологии, эндокринологии, генетики, клинических дисциплин, а для будущих провизоров -фармацевтической и токсикологической химии. В то же время, химические дисциплины особенно трудны для современных студентов.

Проблема с изучением этих предметов возникла уже давно и постепенно становилась всё более выраженной и явной. Введение новых стандартов

среднего и высшего образования, вероятно, по мысли разработчиков должно было изменить ситуацию в лучшую сторону. Произошло ли это? Как показывают первые результаты, положение стало ещё более серьёзным. Почему? В учебном плане дисциплины «Химия» по ФГОС-3 две трети отпущенных часов приходятся на аудиторную работу и одна треть - на самостоятельное изучение предмета. При этом суммарно количество часов, выделенных на изучение химии, сокращено практически в три раза по сравнению с ГОС (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение учебных планов по Химии; ГОС ВПО (2000) и ФГОС ВПО (2011)

Специальность Стандарт ВПО Всего часов Аудиторных Самостоятельная работа

Лечебное дело ГОС 309 206 103

ФГОС 108 72 36

Педиатрия ГОС 309 206 103

ФГОС 108 72 36

Стоматология ГОС 205 137 68

ФГОС 108 72 36

Г одовой курс химии ранее предполагал изучение общей, и бионеорганической и биоорганической химий как двух разделов одного предмета. Каждый раздел завершался экзаменом. Теперь годовой курс превращён в односеместровый, без деления на отдельные части, лабораторные занятия вместо четырех часовых стали двух часовыми, экзамен заменён обычным зачётом. Вероятно, предполагается, что студенты начнут активнее осваивать предмет самостоятельно. При этом увеличение доли самостоятельной работы оправдывает себя только в том случае, когда после ее выполнения студенты способны к полноценной дискуссии. Однако современные первокурсники заканчивают школу совершенно не готовыми к самостоятельному нахождению и усвоению знаний. У них просто не развиты такие навыки, ведь школьное обучение пока направлено на «натаскивание» и заучивание конкретных фактов, нужных для успешной сдачи ЕГЭ.

Тенденция на сокращение изучения фундаментальных наук прослеживается на протяжении длительного времени. На примере химических дисциплин это особенно заметно. Так, в 70-80-е годы XX века в медицинских вузах химия была представлена полными курсами общей, аналитической, физической и коллоидной, органической химий. И это были не усеченные курсы. По образному выражению R. Rowe (2006), «обучение химии подобно обучению игре на музыкальном инструменте: чем больше практикуешься, тем большего успеха достигаешь». Эти полные курсы позволяли студентам получать глубокие знания и закладывать основу для полноценного освоения клинических предметов и дальнейшей врачебной практики. Умение ориентироваться в потоке разнообразной информации, быстро находить правильные решения - залог хорошей учебы и профессионализма в будущем.

Многие проблемы вузовского образования связаны с особенностями существующей сегодня системы школьного образования. Одна из таких особенностей - это сокращение школьной программы по естественным дисциплинам в старших классах (по химии - до одного часа в неделю, по физике - до двух часов). Этого совершенно недостаточно не только для получения учащимися минимально необходимой суммы знаний в этих областях, но и, самое главное, для формирования у них хотя бы элементов естественнонаучного образа мышления [4]. Кроме того, необязательность школьного экзамена по физике, химии, биологии позволяет учащимся вообще не тратить усилий на овладение этими предметами. Поэтому для многих студентов-первокурсников необходимость изучать химию в вузе фактически заново оказывается неприятной неожиданностью. Как показывает наш опыт, у вчерашних школьников зачастую отсутствуют представления не только о химических, но и вообще о естественнонаучных явлениях. К таким же выводам приходят преподаватели и других вузов России [5]. Приходится констатировать, что значительная часть выпускников средней школы не готова к освоению фундаментальных дисциплин, тем более в режиме самоподготовки.

Более того, снижение объема часов по химии в вузовском учебном плане без улучшения базового химического образования в средней школе ставит под удар изучение студентами другой основополагающей химической дисциплины

- биохимии, которая, в свою очередь, необходима при изучении последующих медицинских дисциплин. Таким образом, образуется порочный круг. В результате, преподавание таких разделов биохимии, как клиническая химия, молекулярная и трансляционная медицина, студентам 5-6 курсов становится недостаточно результативным. Определенная часть вопросов, изучаемых в них, оказывается недоступной для понимания студентами старших курсов, хотя в это время они уже начинают понимать всю важность и значение для них и биохимии и химии.

Трудно также доказать студентам младших курсов востребованность в дальнейшем знаний химии и биохимии. В учебных планах очного медицинского образования отсутствуют такие предметы, как клиническая химия и клиническая лабораторная диагностика. Лабораторная диагностика есть только в программе последипломного образования.

Многие изменения в высшем образовании в нашей стране обусловлены тем, что Россия включилась в Болонский образовательный процесс. Но что можно отметить при сравнении учебных планов и нагрузок в вузах России и, например, вузах США?

Первое. У нас учебные планы перегружены изучаемыми предметами. Второе. Недельная аудиторная нагрузка наших студентов составляет 36 часов (а иногда и больше), что почти не оставляет времени на самостоятельную работу (учитывая обычную бытовую загруженность). Следовательно,

интеллектуальная активность и роль самостоятельного обучения у наших студентов значительно менее выражена [6]. К тому же не надо забывать, что из-за слабой школьной подготовки педагоги высшей школы вынуждены подтягивать студентов до уровня знаний, обеспечивающих более, менее полноценное усвоение знаний высшей школы. При этом не может быть и речи о воспитании студента-исследователя, способного на дискуссию с

преподавателем по спорным вопросам, предложение новых гипотез и их оценки. И, наконец, третье. Как правило, студенты российских вузов привыкли напряжённо работать два раза в году, в период экзаменационной сессии. В зарубежных же системах обучения принят модульный принцип, что обеспечивает регулярность процесса и более жёсткий контроль его результатов.

Американские эксперты в области высшего медицинского образования тоже отмечают недостаток у студентов знаний по биохимии, молекулярной и клеточной биологии. При этом, несмотря на общую тенденцию к более раннему переходу на клинический уровень обучения, в медицинских школах университетов США значительное время отводится на изучение биохимии, клеточной биологии и генетики. Так, в Гарвардской медицинской школе (2006) исходят из положения, что пациент не представляет собой изолированную проблему биохимии, анатомии, генетики, иммунологии и др., а есть продукт миллиардов одновременно протекающих молекулярных, клеточных, генетических, эпигенетических процессов, действия внешних факторов. Поэтому, их новая концепция обучения представляет междисциплинарное обучение, более адекватное биологически и клинически. В этой концепции объединены позиции биологии, химии, физики и математики [7].

Возникает наш извечный вопрос: что делать? В сообществе школьных учителей уже есть понимание того, что необходимо усилить интерес школьников к изучению химии. Один из возможных путей такого повышения интереса - это исследовательская работа в школьной химической лаборатории. Причём, надо отметить, что в современной школе есть возможность использовать виртуальные лабораторные практикумы, которые обладают тем преимуществом, что не требуют оборудования и реактивов. Задерживает использование таких программ их дефицит. Кроме того, работая совместно с вузами, школы могут привлекать школьников к совместной научной работе на кафедрах вузов [8].

Ещё одно возможное направление - это изменение организации обучения школьников 10-11 классов на факультетах довузовского образования при

медицинских университетах. В настоящее время это в большой мере просто тренировка накануне школьного испытания по ЕГЭ, которая пытается восполнить временной недостаток школьного образования. Думается, что довузовское химическое образование должно быть направлено на формирование интереса к получению фундаментальных знаний и участие в научно-исследовательской работе.

После поступления в университет для студентов первого курса необходимо организовывать группы коррекции, в которых их знания по фундаментальным дисциплинам будут доводиться до необходимого уровня.

Проведённое нами анкетирование студентов 4-5 курсов фармацевтического факультета о причинах затруднений при изучении химических дисциплин, подтверждает эти предложения. Они отметили недостаточную школьную подготовку и недостаточное количество часов, отведённых на изучение химии, как главные причины своей неуспешности.

Возможно, стоит также изменить преподавание химии в вузе таким образом, чтобы в лекционный курс входили только проблемные и обзорные лекции, а для проверки теоретических знаний использовать дистанционные методы, ввести в лабораторный практикум исследовательские модули с обязательной защитой результатов (например, в формате курсовых работ).

Таким образом, из всего сказанного можно суммировать, что главные проблемы заключаются в слабой подготовке абитуриентов, несовершенстве учебных программ и недостаточной преемственности в преподавании. Возможные пути решения - вводный теоретический блок, введение междисциплинарных курсов, проведение семинаров для преподавателей клинических кафедр и врачей.

THE TEACHING OF THE SUBJECTS OF CHEMICAL PROFILE IN MODERN MEDICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

A. B. Salmina, L. L. Petrova, L.V. Tryfanova,

V. A. Kutyakov, N. V. Kuvacheva Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Abstract. The article discusses the changes of training programs in the disciplines of chemical profile in medical universities and possible ways to improve the study of these subjects.

Key words: chemistry, biochemistry, higher professional education

Литература

1. Бляхма, Ф. А., Телешев В. А. Преподавание физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. - 2010.- №10.-С. 152-155

2. Запрягаев С. А. Системы высшего образования России и США // Вестник ВГУ. Серия : Проблемы высшего образования.- 2001.- №1.- С. 39-47

3. Кузьмина И. Е., Булдакова, Л. Ю., Янченко, М. Ю. Привлечение школьников к выполнению исследовательских работ, связанных с анализом веществ // Аналитика и контроль. - 2009. - Т. 13, №2. - С. 118-122

4. Лысенкова А.В., Филиппова, В.А., Чернышёва, Л.В. и др. Исходный уровень знаний абитуриентов как критерий успешного обучения в медицинском вузе // Проблемы современного образования: материалы II междунар. науч.-практич. конф.- Пенза-Улан-Удэ-Ереван, 2011. - с. 100-105

5. Подшивалова, И. А., Хомяков, К. П., Павлов, Н. Н. Модернизация образования: от школы до ВУЗа // Высшее образование в России. - 2011. - №2.

- с. 157 - 160.

6. Хатуль Л. Необразование-2012 // Химия и жизнь.- 2012.- №3.- С.34-39.

7. Dienstag Juies L. Relevans and Rigor in Premedical Education // The New England Journal of Medicine. - 2008. - Vol. 359;№3. - P.221-224.

8. Oettl K. Does a medical student need chemistry? // Grazer Konferenz -Qualitat der Lehre: Teaching and Learning - Expanding our Resources.- Wien, Osterreich, 2011.- р.56-62

Сведения об авторах

Caлминa Алла Борисовна - профессор, д.м.н., зав. каф. биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

^асГМУ; e-mail: [email protected].

Петрова Людмила Львовна - доцент, к.б.н., каф. биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии ^асГМУ; e-mail: [email protected].

Труфанова Людмила Васильевна - доцент, к.б.н., каф. биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

^асГМУ; e-mail: [email protected].

^тяков Виктор Андреивич - старший преподаватель, каф. биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

^асГМУ; e-mail: victor-koutj [email protected].

^вачёва Наталья Валерьевна - доцент, к.фарм.н., каф. биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии

^асГМУ; e-mail: natalya. kuvacheva@ gmail.com.

Таблица І

Сравнение учебных планов по Химии; ГОС (2000) и ФГОС ВПО (2011)

Cпециaльность Cтaндaрт ВПО Всего часов Аудиторных Caмостоятельнaя работа

Лечебное дело TOC 309 206 103

ФГOC 108 72 36

Педиатрия ГOC 309 206 103

ФГOC 108 72 36

Cтомaтология ГOC 205 137 68

ФГOC 108 72 36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.