Научная статья на тему 'Довузовская профориентация в медицинском институте СВФУ'

Довузовская профориентация в медицинском институте СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / МЕДИЦИНА / ФАРМАЦИЯ / ОПЫТ / ВРАЧ / ПРОВИЗОР / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малогулова Ирина Шамильевна, Колосова Ольга Николаевна, Борисова Наталья Владимировна, Пшенникова Елена Виссарионовна, Кузьмина Ариана Афанасьевна

В статье рассматривается опыт довузовской профориентации школьников в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Качество профессиональной подготовки врача и провизора во многом зависит от отбора и довузовского образования будущих студентов. Профориентационная подготовка особенно важна для будущих врачей и провизоров. Профессия врача требует не только хорошей базовой подготовки, но и определенных личностных качеств. В 1993 г. была создана Малая медицинская академия (ММА) профориентационно-подготовительные курсы для учащихся средних школ г. Якутска, а с 1998 г. география учащихся ММА расширена за счет открытия филиалов ММА в сельских районах. Основная цель ММА: стать профориентационно-подготовительным центром для школьников Республики Саха (Якутия), в том числе проживающих в труднодоступных регионах республики, для обеспечения доступности дополнительного образования медико-биологической направленности и равных образовательных возможностей для желающих поступить в медицинские вузы. Среди основных задач, которые ставит перед собой ММА: обеспечение непрерывности обучения на довузовском и вузовском этапах подготовки врачебных и фармацевтических кадров; проведение более качественной подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы; повышение общекультурной и профессиональной компетенции будущих студентов. Все эти мероприятия направлены на ознакомление школьников со спецификой медицинской профессии, содержанием врачебной деятельности, перспективами развития специальностей. Так, школьники знакомятся с различными специальностями медицинского и фармацевтического профиля, сложностями обучения, различными специализациями, сроками обучения. В результате при поступлении абитуриенты из числа выпускников ММА четко нацелены на определенную специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малогулова Ирина Шамильевна, Колосова Ольга Николаевна, Борисова Наталья Владимировна, Пшенникова Елена Виссарионовна, Кузьмина Ариана Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-university career guidance at NEFU Medical Institute

The article deals with the experience of pre-university career counseling of schoolchildren at the Medical Institute of North-Eastern Federal University (NEFU). The quality of training doctors and pharmacists in many respects depends on the selection and pre-university education for future students. Career guidance training is important for future doctors and pharmacists. The medical profession requires not only good basic training, but also certain personal traits. In 1993 there was created the Small Medical Academy (SMA) career guidance, training courses for secondary school students of Yakutsk City; in 1998 the geography of SMA for schoolchildren expanded by opening SMA branches in rural areas. The main purpose of the SMA: to become a professional orientation-training center for students of the Sakha Republic (Yakutia), including those living in remote regions of the republic, to ensure the availability of additional education biomedical orientation and equal educational opportunities, seeking admission to medical schools. Among the main tasks set by the SMA, there are the following: to ensure continuity of education at pre-university and university stages of preparation of medical and pharmaceutical staff; to conduct better training of graduates of secondary schools for admission to higher education; raising the general cultural and professional competence of future students. All these activities are aimed at familiarizing students with the specifics of the medical profession, the nature of medical activities, the prospects of development of specialties. Thus, students are introduced to a variety of special medical and pharmaceutical profiles, learn about difficulties, different specializations, terms of training. As a result, SMA graduates make good applicants with the clear vision of their future specializationy.

Текст научной работы на тему «Довузовская профориентация в медицинском институте СВФУ»

УДК 614.23:378(063)

И.Ш. Малогулова, О.Н. Колосова, Н.В. Борисова, Е.В. Пшенникова, А.А. Кузьмина

ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ СВФУ

В статье рассматривается опыт довузовской профориентации школьников в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Качество профессиональной подготовки врача и провизора во многом зависит от отбора и довузовского образования будущих студентов. Профориентаци-онная подготовка особенно важна для будущих врачей и провизоров. Профессия врача требует не только хорошей базовой подготовки, но и определенных личностных качеств. В 1993 г была создана Малая медицинская академия (ММА) - профориентационно-подготовительные курсы для учащихся средних школ г. Якутска, а с 1998 г география учащихся ММА расширена за счет открытия филиалов ММА в сельских районах. Основная цель ММА: стать профориентационно-подготовительным центром для школьников Республики Саха (Якутия), в том числе проживающих в труднодоступных регионах республики, для обеспечения доступности дополнительного образования медико-биологической направленности и равных образовательных возможностей для желающих поступить в медицинские вузы. Среди основных задач, которые ставит перед собой ММА: обеспечение непрерывности обучения на довузовском и вузовском

МАЛОГУЛОВА Ирина Шамильевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры фармакологии и фармации Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46, +79141101103. E-mail: [email protected]

MALOGULOVA Irina Shamil'evna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Pharmacology and Pharmacy, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: (4112)36-30-46, +79141101103. E-mail: [email protected]

КОЛОСОВА Ольга Николаевна - доктор биологических наук, профессор, старший научный сотрудник лаборатории экологической и медицинской биохимии, биотехнологии и радиобиологии Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук. Адрес: г. Якутск, проспект Ленина, дом 41. Тел.: (4112)33-58-12, +79241772912. E-mail: [email protected]

KOLOSOVA Olga Nikolaevna - Doctor of Biological Sciences, Professor, Senior researcher, Laboratory of Environmental and Medical Biochemistry, Biotechnology and Radiobiology, Institute of Biological Problems of Cryolithozone, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Tel.: (4112)33-58-12, +79241772912. E-mail: [email protected]

БОРИСОВА Наталья Владимировна - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46, 89241669683. E-mail: [email protected]

BORISOVA Natal'ia Vladimirovna - Docent, Doctor of Medical Science, Professor, Department of Physiology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: (4112)36-30-46, 89241669683. E-mail: [email protected]

ПШЕННИКОВА Елена Виссарионовна - кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой гистологии и микробиологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46, +79142246457. E-mail:el_ [email protected]

PSHENNIKOVAElena Vissarionovna - Candidate of Biological Sciences, Docent, Head of the Department of Histology and Microbiology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: (4112)36-30-46, +79142246457. E-mail: [email protected]

КУЗЬМИНА Ариана Афанасьевна - кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой фармакологии и фармации Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46, +79246624988. E-mail: [email protected]

KUZ'MINA Ariana Afanas'evna - Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pharmacology and Pharmacy, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Те!.: (4112)36-30-46, +79246624988. E-mail: [email protected]

этапах подготовки врачебных и фармацевтических кадров; проведение более качественной подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы; повышение общекультурной и профессиональной компетенции будущих студентов. Все эти мероприятия направлены на ознакомление школьников со спецификой медицинской профессии, содержанием врачебной деятельности, перспективами развития специальностей. Так, школьники знакомятся с различными специальностями медицинского и фармацевтического профиля, сложностями обучения, различными специализациями, сроками обучения. В результате при поступлении абитуриенты из числа выпускников ММА четко нацелены на определенную специальность.

Ключевые слова: довузовская профориентация, школьники, медицина, фармация, опыт, врач, провизор, специальность, основы медицинских знаний, студент.

I.Sh. Malogulova, O.N. Kolosova, N.V Borisova, E.V. Pshennikova, A.A. Kuz'mina

Pre-university career guidance at NEFU Medical Institute

The article deals with the experience of pre-university career counseling of schoolchildren at the Medical Institute of North-Eastern Federal University (NEFU). The quality of training doctors and pharmacists in many respects depends on the selection and pre-university education for future students. Career guidance training is important for future doctors and pharmacists. The medical profession requires not only good basic training, but also certain personal traits. In 1993 there was created the Small Medical Academy (SMA) - career guidance, training courses for secondary school students of Yakutsk City; in 1998 the geography of SMA for schoolchildren expanded by opening SMA branches in rural areas. The main purpose of the SMA: to become a professional orientation-training center for students of the Sakha Republic (Yakutia), including those living in remote regions of the republic, to ensure the availability of additional education biomedical orientation and equal educational opportunities, seeking admission to medical schools. Among the main tasks set by the SMA, there are the following: to ensure continuity of education at pre-university and university stages of preparation of medical and pharmaceutical staff; to conduct better training of graduates of secondary schools for admission to higher education; raising the general cultural and professional competence of future students. All these activities are aimed at familiarizing students with the specifics of the medical profession, the nature of medical activities, the prospects of development of specialties. Thus, students are introduced to a variety of special medical and pharmaceutical profiles, learn about difficulties, different specializations, terms of training. As a result, SMA graduates make good applicants with the clear vision of their future specializationy.

Keywords: pre-university career guidance, schoolchildren, medicine, pharmacy, experience, doctor, pharmacist, specialty, basics of medical knowledge, student.

Введение

Качество профессиональной подготовки врача и провизора во многом зависит от отбора и довузовского образования будущих студентов. Исходным условием высокого качества подготовки специалистов в высшей школе является интеллектуальный уровень, который, как и общий уровень образования и культуры абитуриентов, катастрофически снижается.

Только профессионально ориентированный абитуриент имеет ясное представление, кем он хочет стать и зачем (основная мотивация). Обычно абитуриенту понятно первое, но второе объяснить достаточно сложно, так как это сугубо индивидуально и зависит от культуры, ценностных ориентаций личности, осознанных ею запросов общества.

Так, зарубежный опыт домедицинского образования (Германия, Англия, Франция, США) показывает, что система довузовского образования в этих странах нацелена на подготовку и отбор интеллектуальной элиты, имеющей морально-этические качества, необходимые для профессии врача [1, 2, 3]. В Германии прием абитуриентов осуществляется на основе рейтинга документа об образовании: средний балл должен быть не ниже 4,8 баллов [4]. Абитуриенты, имеющие более низкий балл, не могут участвовать в конкурсе на медицинские специальности.

В медицинские вузы должны поступать не просто абитуриенты, имеющие высокие баллы в аттестате, сдавшие успешно экзамены, но прежде всего те, кто одарен особым дарованием - талантом милосердия, сострадания, сопереживания, огромного трудолюбия, умением заботиться о других, способностью быть терпеливым и не брезгливым и т.д.

Понимание важности наличия вышеназванных качеств у будущего врача отражено в важнейшем медицинском документе - Декларации о подготовке медицинских кадров, принятой 36-й Всемирной Медицинской Ассамблеей в октябре 1984 г. в Сингапуре. В данном документе было четко указано на важность качественной профориентационной подготовки абитуриентов медицинских вузов: «Всемирная Медицинская Ассоциация вновь подтверждает свою поддержку высоких стандартов медицинского образования, обеспечивающих высокое качество подготовки всех студентов, и заявляет, что только хорошо подготовленным абитуриентам следует предоставлять возможность получения медицинского образования... степень соответствия подготовки абитуриента необходимому уровню должна объективно определяться самими медицинскими институтами» [5].

Изученность вопроса и обсуждение

Довузовская профориентационная подготовка особенно важна для будущих врачей и провизоров. Профессия врача требует не только хорошей базовой подготовки, но и определенных личностных качеств. Еще Аристотель говорил о том, что те, кто желают овладеть искусством врачевания, должны обладать талантом и чрезвычайным трудолюбием. На первом курсе студенты медицинского института изучают общую, физическую и биоорганическую химии, медицинскую биологию с генетикой и паразитологией, анатомию человека. Эти дисциплины являются фундаментальными для успешного освоения в последующем сложной программы высшего медицинского образования. Именно неуспеваемость по этим предметам является одной из причин отчисления первокурсников.

История профориентационной работы в Медицинском институте СВФУ (МИ СВФУ) имеет глубокие корни. Еще в 70-х гг. XX в. на медико-лечебном факультете Якутского госуниверситета (МЛФ ЯГУ) первую профориентационную работу среди учащейся молодежи проводили преподаватели из числа самых опытных практикующих врачей. Огромную лепту в организацию профориентационной работы внесла доцент Лидия Петровна Гаврильева [6]. В середине 80-х гг. XX в. на базе обкома комсомола Якутии была организована Малая академия наук, проводившая профориентационную работу со школьниками г. Якутска. С 1985 г. начала работать медицинская секция на МЛФ ЯГУ (ныне - Медицинский институт СВФУ), которой руководил доцент Геннадий Николаевич Герман. Ответственным за работу секции от комитета ВЛКСМ факультета была студентка Л. Захаренко. Учащиеся 8-10 классов школ г. Якутска знакомились в стенах МЛФ с профессией врача. К сожалению, с исчезновением ВЛКСМ эта структура также перестала существовать. Но не должно было исчезнуть такое нужное и важное дело.

В 1993 г. первый ректор Медицинского института ЯГУ профессор Дмитрий Гаврилович Тихонов принял решение о возрождении активной профориентационной работы, была создана Малая медицинская академия (ММА), но уже на более серьезной основе и более высоком уровне.

Организатором, идейным вдохновителем и первым руководителем ММА была назначена в те времена еще к.б.н., старший преподаватель, а ныне д.б.н., профессор Ольга Николаевна Колосова. Началась работа над документацией, было утверждено Положение о Малой медицинской академии, подготовлен учебный план, продумана программа не только профориентаци-онной работы, но и качественного теоретического обучения, разработан учебно-методический комплекс дисциплин. Было принято решение о двух вариантах обучения: одно- и двухгодичные курсы. С самого первого дня рука об руку, плечом к плечу, над созданием ММА вместе с Ольгой Николаевной трудилась Жданова Валентина Алексеевна, заведующий кабинетом кафедры нормальной и патологической физиологии МИ. Большой вклад в развитие ММА внесли в разные годы к.м.н., доцент Татьяна Геннадьевна Дегтярева, к.б.н., доцент Ирина Шамильевна Мало-гулова. С 2014 г. руководителем ММА назначена И.Ш. Малогулова.

В сентябре 1993 г. по результатам собеседования были приняты первые 46 «маленьких академиков»: 24 обучающихся в 11-й класс, 22 - в 10-й класс. Это были замечательные ребята, у них была удивительная жажда знаний. Учились они с огромным удовольствием. Первый выпуск состоялся в мае 1994 г. - 20 слушателей, из которых 15 стали студентами в том же году [6].

В 1998 г. новым руководством МИ во главе с директором, профессором Пальмирой Георгиевной Петровой была разработана «Концепция непрерывной подготовки врачебных кадров в Республике Саха (Якутия)». Концепция отвечала основным требованиям государственного

образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования, и соответствовала требованиям федеральной программы развития здравоохранения и медицинской науки, концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) [7]. Этот документ ставил своей целью совершенствование и повышение качества подготовки врачей, а также создание единого образовательного пространства для подготовки специалистов медицинского профиля на довузовском, вузовском и послевузовском этапах.

Основная цель деятельности ММА: стать профориентационно-подготовительным центром для школьников Республики Саха (Якутия), в том числе проживающих в труднодоступных регионах РС (Я), а также в Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском крае, для обеспечения доступности дополнительного образования медико-биологической направленности и равных образовательных возможностей, желающих поступить в медицинские вузы.

Основные задачи, которые ставит перед собой ММА:

1. Обеспечение непрерывности обучения на довузовском и вузовском этапах подготовки врачебных и фармацевтических кадров;

3. Более качественная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы;

7. Повышение общекультурной и профессиональной компетенции будущих студентов.

Основные направления работы ММА:

1. Профориентационная работа среди учащейся молодежи. ММА работает не только с выпускниками 11-х классов, но и с ребятами 9-10-х классов, помогая решать проблему профильного обучения для многих школ. Проводится профориентационная работа по привлечению лучших выпускников школ к поступлению на медицинские специальности университета;

2. Выявление наиболее одаренных учащихся. Работа направлена, прежде всего, на поиск одаренных (с позиций медицины) ребят, на «выращивание» будущих абитуриентов, которые через ММА знакомятся с университетской жизнью, традициями, знакомятся с СВФУ;

4. Углубленная подготовка учащихся старших классов по отдельным предметам школьной программы;

6. Руководство учащимися, заинтересованными в проведении научно-исследовательской деятельности;

8. Проведение олимпиады по медицине, практической конференции по медицине.

Все эти мероприятия направлены на ознакомление школьников со спецификой медицинской профессии, содержанием врачебной деятельности, перспективами развития специальностей. Так, школьники знакомятся с различными специальностями медицинского и фармацевтического профиля, сложностями обучения, различными специализациями, сроками обучения. В результате при поступлении абитуриенты из числа выпускников ММА четко нацелены на определенную специальность.

ММА работает уже 24 года. До 1998 г. углубленную подготовку и профессиональную ориентацию имели возможность получить только школьники г. Якутска. В 1998 г. ММА расширила географию профориентационно-подготовительной работы, и был открыт первый филиал ММА в средней школе им. С. Васильева № 1 г. Нюрба (Нюрбинский филиал). Со всего улуса были набраны девятиклассники для очно-заочного обучения. В 2002 г. из 26 нюрбинских слушателей - 25 поступили в вузы. При очно-заочной форме обучение осуществляется с 8-9 классов.

В разное время филиалы ММА были открыты в Нюрбинском (1998 г.), Чурапчинском (2002 г.), Усть-Алданском (2004 г.), Амгинском (2004 г.), Намском, Абыйском, Горном (2011 г.), Сунтарском, Олекминском, Кобяйском (2015 г.), Верхневилюйском, Среднеколымском (2016 г.) улусах. К сожалению, профориетационно-подготовительная работа, направленная на результат, требует огромных усилий от педагогов. Организация филиала, отбор учащихся, привлечение лучших химиков и биологов для работы, активная работа с руководителями лечебных учреждений, а также с родителями - тот небольшой перечень важных и каждодневных событий, с которыми могут справиться только учителя-энтузиасты с огромной любовью к выбранному пути, детям.

В настоящее время у ММА существует 8 филиалов в Нюрбинском (СОШ № 1), Чурапчинском (Сыланская СОШ, Амгинская СОШ), Сунтарском (ПТЛ), Олекминском (Центр допол-

нительного образования), Кобяйском (Куокуйская СОШ), Верхневилюйском (РЛ), Среднеко-лымском (СОШ г. Среднеколымска) улусах. В 2017 г. 15-летний юбилей отмечает Сыланский филиал ММА - Сыланская СОШ им. профессора Г.П. Башарина, а в 2018 г. 20-летний юбилей отметит Нюрбинский филиал ММА. Вклад филиалов ММА в профориентационную работу учащихся неоценим. За годы работы более 250 учащихся филиалов стали выпускниками ММА.

В 2016 г. впервые было подписано соглашение о сотрудничестве между СОШ № 31 г. Якутска и ММА МИ СВФУ в связи с открытием профильного медицинского класса в школе. Сегодня в медицинском классе обучается 26 ребят. В течение двух лет на базе ММА учащиеся медицинского класса будут знакомиться с основами медицинских знаний, на практических занятиях получать навыки оказания первой доврачебной помощи, работать на фантомах.

Учебный процесс в ММА ведут преподаватели не только подразделений СВФУ (МИ, ИЕН, ФЛФ, ПИ, ИП, факультета философии) - специалисты с высокой квалификацией, а также учителя высшей квалификационной категории средних школ г. Якутска, ведущие ученые институтов ЯНЦ СО РАН, ЯМНЦ СО РАМН, НПО «Фтизиатрия», РБ № 1, 2, ЯРКВД, ЯКОД, ДГБ.

За эти годы сложился стабильный коллектив преподавателей, работающих с самоотдачей, получающих от общения с детьми истинное удовольствие. В ММА существует преемственность поколений: с «маленькими академиками» проводят занятия и бывшие выпускники ММА, достигшие успехов в профессиональной деятельности: доктора и кандидаты наук, организаторы здравоохранения, врачи.

Учащиеся ММА на занятиях получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Занятия проходят в учебных комнатах и на клинических базах МИ - больницах, поликлиниках, доме инвалидов. Те ребята, которые учатся 2 года, имеют возможность испытать себя профессионально, проходя двухнедельную клиническую практику в качестве помощника младшего медицинского персонала в Национальном центре медицины или в Центре экстренной медицинской помощи.

Продуманный учебный план обучения в ММА, включающий теоретические и практические занятия, клиническую практику по уходу за больными в качестве помощника младшего медицинского персонала в медицинских организациях, позволяет не только качественно укрепить фундаментальную подготовку школьников, но и выявить ярких, талантливых, с позиции милосердия, ребят.

Учебные планы адаптированы к требованиям, предъявляемым в МИ СВФУ, обучение направлено на профессиональную ориентацию молодых людей. Тем самым создается контингент учащихся, более осознанно выбирающих специальность при поступлении в вуз [8].

Программа обучения сопровождается обязательным блоком дисциплин, являющихся вступительными экзаменами в медицинский институт. Это биологические (ботаника, зоология, общая биология, генетика, гистология, анатомия человека, физиология человека), химические (общая, неорганическая, органическая), гуманитарные науки (русский язык и литература), а также блок теоретических и клинических дисциплин вузовского этапа подготовки (введение в хирургию, терапию, педиатрию, офтальмологию, стоматологию, инфекционные болезни, травматологию и ортопедию и др.) [9, 10].

По завершении полного курса обучения выпускникам вручаются свидетельства ММА, выпускники проходят через ритуал - торжественной клятвы «маленьких академиков».

За годы существования ММА окончило более 1100 городских и сельских школьников. Процент поступления в вузы, ссузы наших «маленьких академиков» составляет 84 %, большинство из которых стали студентами профильных медицинских учебных заведений.

Выводы

Таким образом, опыт работы Малой медицинской академии МИ СВФУ свидетельствует о том, что абитуриенты, прошедшие профориентационные программы, имеют более высокий уровень подготовки, лучше адаптированы к студенческой жизни (показывают хорошую успеваемость) и специфике врачебной деятельности. Связь с выпускниками не прерывается, и мы имеем возможность наблюдать за их успехами.

Малая медицинская академия продолжает свою работу: открываются новые филиалы академии, в перспективе - открытие филиалов во всех районах республики.

Литература

1. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - M 7. - С. 100-105.

2. Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2007. - M 3. - С. 71-78.

3. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США/ С.С. Гриншпун // Педагогика.

- 2005. - M 9. - С. 65-72.

4. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационнои работы за рубежом / С.Н. Толстогузов // Образование и наука. - 2015. - M 1(1). - С.151-165.

5. II Заявление о подготовке медицинских кадров: принято 36-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сингапур, октябрь 1984, дополнено 38 Всемирной Медицинской Ассамблеей, Ранчо Мираж, Калифорния, США, октябрь 1986. [Электронный ресурс]. URL: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm.

6. Колосова О.Н. Малая медицинская академия МИ ЯГУкак первый этап непрерывного медицинского образования / О.Н. Колосова, И.Ш. Малогулова, В.А. Жданова // Университет XXI века: достижения, перспективы, стратегия развития: мат. межвузов. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ЯГУ. - Якутск, 2006. - С. 266-268.

7. Петрова П.Г. Становление высшего медицинского образования в Республике Саха (Якутия) / П.Г. Петрова // Сибирский медицинский журнал (г Томск). -2007. -Т. 22, M 2. - С. 8-9.

8. Борисова Н.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов / Н.В. Борисова, П.Г. Петрова, Е.В. Пшенникова, В.Н. Ядрихинская, С.В. Маркова, И.Ш. Малогулова, В.И. Баишева, Л.А. Апросимов // IV Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование - 2013»: сборник тезисов конференции (4-5 апреля 2013 г, г. Москва). - М.: Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2013. - С. 77-79.

9. Колосова О.Н. Малая медицинская академия медицинского института СВФУ / О.Н. Колосова, И.Ш. Малогулова // Материалы VIII международна научна-конференция «Европейска наука XXI - 2012»: Przemysl, Польша. - 2012. - Т.17. - С.48-50.

10. Колосова О.Н. Малая медицинская академия / О.Н. Колосова, И.Ш. Малогулова // Школьная пора.

- 2014. -tfç 4(8) - С. 8-13.

References

1. Grinshpun S.S. Organizatsiia proforientatsii shkol'nikov v Velikobritanii // Pedagogika. - 2005. - M 7. -S. 100-105.

2. Grinshpun S. S. Podgotovka uchashchikhsia k zhizni i trudu v shkolakh Shvetsii // Pedagogika. - 2007. -M 3. - S. 71-78.

3. Grinshpun S.S. Professional'naia orientatsiia shkol'nikov v SShA // Pedagogika. - 2005. - N° 9. - S. 65-72.

4. Tolstoguzov S.N. Opyt proforientatsionnoi raboty za rubezhom // Obrazovanie i nauka. - 2015. - M 1(1).

- S.151-165.

5. II Zaiavlenie o podgotovke meditsinskikh kadrov: priniato 36-oi Vsemirnoi Meditsinskoi Assambleei, Singapur, oktiabr' 1984, dopolneno 38 Vsemirnoi Meditsinskoi Assambleei, Rancho Mirazh, Kaliforniia, SShA, oktiabr' 1986; http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm.

6. Kolosova O.N., Malogulova I.Sh., Zhdanova V.A. Malaia meditsinskaia akademiia MI IaGUkak pervyi etap nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniia/ V sb.: Universitet XXI veka: dostizheniia, perspektivy, strategiia razvitiia: Mater. mezhvuzov. nauch.-prakt. konf., posviashch. 50-letiiu IaGU, Iakutsk, 2006. - S. 266-268.

7. Petrova P.G. Stanovlenie vysshego meditsinskogo obrazovaniia v Respublike Sakha (Iakutiia) // Sibirskii meditsinskii zhurnal (g. Tomsk). -2007. -T. 22., M 2. - S. 8-9.

8. Borisova N.V., Petrova P.G., Pshennikova E.V., Iadrikhinskaia V.N., Markova S.V., Malogulova I.Sh., Baisheva V.I., Aprosimov L.A. Otsenka kachestva meditsinskogo obrazovaniia rabotodateliami v ramkakh vnedreniia federal'nykh standartov// IV Obshcherossiiskaia konferentsiia s mezhdunarodnym uchastiem «Meditsinskoe obrazovanie - 2013» /Sbornik tezisov konferentsii (4-5 aprelia 2013 g., g. Moskva. - M.: Izdatel'stvo Pervogo Moskovskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta imeni I.M. Sechenova, 2013.

- S. 77-79.

9. Kolosova O.N., Malogulova I.Sh. Malaia meditsinskaia akademiia meditsinskogo instituta SVFU / V sb.: Materialy VIII mezhdunarodna nauchna-konferentsiia «Evropeiska nauka XXI - 2012»: Przemysl, Pol'sha. -2012. - T.17. - Ss. 48-50.

10. Kolosova O.N., Malogulova I.Sh. Malaia meditsinskaia akademiia// Shkol'naia pora. - 2014. -M 4(8) -S. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.