— ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА —
УДК 614.23
Г.И. Григорьев, Р.Е. Ефремов, Л.А. Апросимов
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Профессиональное становление врача представляет собой непростой процесс интеграции мотивов личностного уровня - выбора профессии, специальных знаний, умений и навыков, а также индивидуально-личностных особенностей будущего специалиста. В статье представлены результаты исследования мотиваций, которые привели молодых людей к поступлению в высшее медицинское учебное заведение одного из крупных регионов Северо-Востока Российской Федерации. Выявлены ведущие факторы, повлиявшие на выбор профессии врача. В результате исследования было установлено, что вопросы выбора будущей профессии студентов медицинского института многогранны. На выбор профессии врача влияют личностные качества, интересы, ценности, заложенные в семье, и хорошая профориентационная пропаганда. Проблема сохранения студента медицинского вуза внутри профессии врача возникает уже во время обучения. Уверенность в выборе своей будущей профессии складывается под влиянием таких факторов, как технологии обучения, самообразование, перспективы профессионального роста и легко прогнозируемый социально-экономический статус будущих врачей. Проблема выбора студентами будущей профессиональной деятельности актуальна и в современном мире. Ее решение предполагает применение мотивации и мотива-ционных факторов, помогающих сделать будущим врачам правильный выбор будущей профессии.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, студент, здравоохранение, выбор профессии, профориентация, поступление в вуз, образование, специальность.
G.I. Grigor'ev, R.E. Efremov, L.A. Aprosimov
Analysis of the main motives of choosing the future profession by students of the Institute of Medicine
Professional formation of a doctor represents a complex process of integratingpersonal motives of choosing the profession, special knowledge and skills, and also individual and personal features of a future professional. The article presents the results of a research of the motives that led young people to enter the higher educational
ГРИГОРЬЕВ Геннадий Иванович - к.м.н., заведующий отделением анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии Клинического центра государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 - Национальный центр медицины». Адрес: 677019, г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 4. Тел.: 8(924)870-80-37. E-mail: [email protected]
ЕФРЕМОВ Радимир Елисеевич - магистрант кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова.
Адрес: 678221, Вилюйский улус, с. Кюбяинде, ул. Ефремова, 8. Тел.: 8(924)366-26-41. E-mail: Efremov. [email protected]
АПРОСИМОВ Леонид Аркадьевич - к.м.н., декан факультета последипломного обучения врачей Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ойунского, 27, каб. 203. Тел.: 8(914)226-71-27. E-mail: [email protected]
GRIGOR'EV Gennadii Ivanovich - Candidate of Medical Sciences, Manager of unit,Anesthesiology, resuscitation and intensive careunit, Clinical Center of the public autonomous institution of the Sakha Republic (Yakutia) "Republic'sHospital No. 1 - the National Center of Medicine". Address: 677019, Yakutsk, Sergelyakhskoye Highway, 4. Phone.: + 7 (924)870-80-37. E-mail: [email protected]
EFREMOV RadimirEliseevich - undergraduate student, Department of Public Health and Healthcare, General Hygiene and Bioethics, Institute of Medicine, M. K. Ammosov NEFU. Address: 678221, Viliuisk region, Kiubiainde village, Efremov St. 8. Phone: + 7 (924)366-26-41. E-mail: [email protected]
APROSIMOV Leonid Arkad'evich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Departmentof Postgraduate Training of Doctors, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677000, Yakutsk, Oyunsky St., 27, office 203. Phone.: +7 (914)226-71-27. E-mail: [email protected]
medical institution of one of the largest regions in the northeast of the Russian Federation. The leading factors that influenced the choice of the medical profession are revealed. As a result of the research, it was established that the choice of the future profession by students of the Institute of Medicine is a multi-faceted issue. In the course of studies already, the perspectives of keeping a student of the Institute of Medicinewithin the profession become relevant. The choice of the medical profession is influenced by personal qualities, interests, values gained in a family, and proper career counselling. Confidence in the choice of the future profession consists of technologies of education, self-education, prospects, professional improvement and the easily predicted social and economic status of a future doctors. The problem of choosing the future professional activity by students is as relevant in the modern world. The solution of the issue assumes the use of motivation and motivators helping future doctors to make the right choice of future profession.
Keywords: motivation, motives, student, healthcare, choosing profession, career counselling, entering a higher educational institution, education, specialty.
Введение
Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов.
А.П. Чехов
Профессиональное становление врача представляет собой непростой процесс интеграции мотивов личностного уровня - выбора профессии, специальных знаний, умений и навыков, а также индивидуально-личностных особенностей будущего специалиста. Главными началами мотивов выступают потребности человека, его желания, интересы, намерения и склонности. Именно в них берут свое начало мотивы, обладающие разной силой влияния - от слабой до очень сильной. Далее мотивы находят выражение в действиях - от пассивных до активных, которые в свою очередь, приводят к соответствующим результатам - от нулевых до значительных [1].
Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения страны, низкая эффективность действующей системы здравоохранения указывают на необходимость ресурсных инвестиций и, в первую очередь, кадровых ресурсов [2, 3].
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее сформированности на высоком уровне возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [4, 5].
Подготовка врачебных кадров в условиях перманентного дефицита врачей становится государственной задачей. Выбор профессии врача - это сложный психосоциальный акт, который основывается на индивидуальных, психологических, интеллектуальных, культурных и гуманистических составляющих. Изучение мотиваций, которые приводят человека в профессию врача, может способствовать совершенствованию системы профессиональной ориентации, обучению и сохранению его внутри профессии в будущем.
Цель исследования - выявить ведущие мотивы выбора профессии врача студентами Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Задачи: определить ведущие и менее значимые мотивы выбора студентами профессии врача; проанализировать и обобщить результаты социологического исследования.
Актуальность исследования определяется тем, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация являются очень важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Объект исследования: студенты Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова.
Предмет исследования: мотивы выбора студентами профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: выявление базисных мотиваций выбора профессии врача у студентов Медицинского института позволит выработать пути совершенствования профессиональной ориентации, обучения и сохранения будущих специалистов внутри профессии врача.
Материалы и методы исследования
Выборочная совокупность высчитана с помощью программы OpenEpi и составила 300 респондентов. Анкеты были розданы согласно когортному слепому распределению. Опрошенные были представлены 229 женщинами (76,3%), 71 мужчиной (27,3%), в возрасте от 17 до 49 лет.
Проведено выборочное, поперечное исследование с применением аналитического (анализ психолого-педагогической литературы, обработка результатов исследования, их сравнение) и социологического (анкетирование, тестирование, проведение опросов) методов.
Анкета состояла из 66 вопросов и была призвана определить проблематику социального представительства студентов, профориентации, методов обучения и выбора будущей специализации. До начала анкетирования респонденты были проинформированы о целях, перспективах и анонимности исследования. Работа проводилась с учетом расписания студентов. Результаты переработаны с помощью программы ШMSPSSStatistics 22.
Результаты и их обсуждение
В анкетировании приняло участие 300 студентов 1-6 курсов Медицинского института СВФУ им. М,К. Аммосова очного обучения.
Гендерное соотношение среди опрошенных приведено в табл. 1.
Таблица 1
Гендерное представительство опрошенных
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Женский 229 76,3 76,3 76,3
Мужской 71 23,7 23,7 100,0
Всего 300 100,0 100,0
Студенты 1 курса составили 13,3% от всех опрошенных, 2 курса - 23,3%, 3 курса - 14,7%, 4 курса - 18,3%, 5 курса - 23,0% и 6 курса - 7,3%. Доли представительства студентов, по профилям обучения сложились следующим образом: лечебное дело - 23,0%, медико-профилактическое дело (МПД) - 19,7%, педиатрия - 19,7%, фармация - 11,0%, стоматология - 17,7%, сестринское дело - 9,0% (рис. 1).
Рисунок 1. Структура представительства респондентов по направлениям обучения
Наличие мотиваций, которые, по мнению респондентов, могли бы способствовать достижению успеха в будущей профессии,продемонстрировали ответы на вопрос: «Какой маршрут может привести Вас к успеху на старте Вашей профессиональной деятельности?». 54,2% представляют себя специалистами, успех которых будет мотивирован возможностью профессионального роста внутри выбранной специальности, 17,8% прогнозируют свой успех в связи с работой в управленческом сегменте здравоохранения. Третьи представляют свой успех в занятии наукой (13,1% студентов), 11,2% ответили, что не верят в свой успех в выбранной профессии и специальности, и 3,7% отметили, что связывают свои успехи с другими причинами (рис. 2).
Одним из основополагающих ресурсов пополнения медицинских кадров является система профессиональной ориентации. Работа со школьниками относится к предмету деятельности школьного образования. В рамках профориентации необходимо подготовить школьника к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, способностей и их гармоничного сочетания [6].
Другое 3,7
Нет перспектив 1и
Занятие наукой 13Л
Работа в управленческом сегменте: 17.3
Рисунок 2. Пути к успеху в выбранной специальности
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания. Целью этой подсистемы является всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.
Профориентационная работа в довузовском периоде проводилась у 74,7% опрошенных (табл. 2). Для них наиболее влиятельными в выборе будущей профессии оказались школьная профориентация - 35,3%, беседы родителей - 22,7% и тематические олимпиады - 13,7% (табл. 3), но следует заметить, что решающим фактором в решении поступления в медицинский институт профориентация не являлась (табл. 4).
Таблица 2
Профориентационная работа в довузовском периоде
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Да 224 74,7 74,7 74,7
Нет 76 25,3 25,3 100,0
Всего 300 100,0 100,0
Таблица 3
Виды профориентации
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Беседы родителей 68 22,7 30,4 30,4
Тематические олимпиады 41 13,7 18,3 48,7
Школьная профориентация 106 35,3 47,3 96,0
Другое 9 3,0 4,0 100,0
Всего 224 74,7 100,0
Пропущенные Системные 76 25,3
Всего 300 100,0
Изучение мотивов выбора профессии врача показало, что многим студентам медицинского вуза присущи внутренние мотивы при выборе профессии врача. Согласно исследованиям Н.А. Клоктуновой, превалирующим у студентов является внутренний социальный мотив -«возможность приносить пользу». Преобладание внутренних социальных мотивов, полагает автор, обусловлено отличительными особенностями профессии врача как профессии социо-номического типа, то есть выбор данной профессии обусловлен интересом молодого человека к характеру и результатам труда, существующим общественным отношениям и потребностям социума [7].
Выявление основных факторов (мотиваций), которые привели к выбору профессии врача, проводилось на основе качественного анализа. Опрошенным было предложено выбрать один из вариантов ответов. Результаты опроса по всей выборке представлены в табл. 4. Выбор профессии врача определялся, главным образом, мотивами престижа изучаемой профессии и статуса вуза, который готовит врачей - 36,3%, существенное значение имел фактор наличия медицинского института в регионе проживания - 21,3%, возможность гарантированного трудоустройства по окончании вуза - 15,7%. Выбрали профессию врача по настоянию родителей -4,3%. Доля профориентационных актов в вопросе выбора профессии оказалась низкой. Данная ситуация ясно показывает необходимость совершенствования технологий профессиональной ориентации. Поступили в медицинский вуз по предложенному местными администрациями целевому обучению 3,3% респондентов.
Таблица 4
Виды мотивационных факторов, повлиявших на выбор профессии врача
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Престиж профессии и статуса института 109 36,3 36,6 36,6
Гарантированное трудоустройство 47 15,7 15,8 52,3
Позиция родителей 13 4,3 4,4 56,7
Условия целевого обучения 10 3,3 3,4 60,1
Хорошие отзывы СМИ 1 0,3 0,3 60,4
Рекомендации знакомых 20 6,7 6,7 67,1
Профориентационная пропаганда 8 2,7 2,7 69,8
Наличие вуза в регионе проживания 64 21,3 21,5 91,3
Другое 26 8,7 8,7 100,0
Всего 298 99,3 100,0
Пропущенные Системные 2 ,7
Всего 300 100,0
Большинство респондентов были из многодетных семей (59% опрошенных были из семей с 3-8 (и более) детьми). Возможно, выбор медицинского вуза внутри региона (21,3% респондентов) объясняется тем, что материальные возможности не позволяют некоторым студентам учиться за пределами республики (табл. 5).
Таблица 5
Количество детей у родителей студентов медицинского вуза
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Один в семье 23 7,7 7,7 7,7
Двое в семье 99 33,0 33,0 40,7
Трое в семье 95 31,7 31,7 72,3
Четверо в семье 46 15,3 15,3 87,7
Пятеро в семье 21 7,0 7,0 94,7
Шестеро в семье 12 4,0 4,0 98,7
Семеро в семье 3 1,0 1,0 99,7
Восьмеро в семье 1 ,3 ,3 100,0
Всего 300 100,0 100,0
Выбор специальности (специализации) внутри профессии врача определяет его будущее и степень его вклада в совокупный продукт здравоохранения. Данный выбор происходит во время учебы в институте, но, как выяснилось, доминирующим мотивом выбора будущей специальности является собственное желание, которое возникло в детстве - 52,7% респондентов указали, что выбор основан на их мечте с детства, профориентационные акты администрации института оказали влияние в 15,7% случаев выбора специализации. Для 8,7% респондентов не имело значения, по какой специальности работать в будущем. Для 12,0% респондентов на выбор специализации повлияли такие объективные причины, как целевые договора с администрацией поселений, размер будущей заработной платы, наличие свободных мест по какой-либо специализации в городских больницах, возможность остаться в городе, возможность работать в будущем в управленческой среде (табл. 6).
Таблица 6
Мотивационные факторы, повлиявшие на выбор специализации
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Собственное желание 158 52,7 52,7 52,7
Профориентация на учебе 47 15,7 15,7 68,3
Условия целевого договора 15 5,0 5,0 73,3
Материальные выгоды 12 4,0 4,0 77,3
Возможность остаться работать в городе 8 2,7 2,7 80,0
Возможность работы в управленческой среде 7 2,3 2,3 82,3
Наличие вакантной должности по месту работы 13 4,3 4,3 86,7
Не имело значения, по какой специальности работать 26 8,7 8,7 95,3
Другое 14 4,7 4,7 100,0
Всего 300 100,0 100,0
Стоит отметить, что в период обучения в институте у некоторых студентов наблюдается изменение отношения к процессу обучения. У 13,0% опрошенных присутствовавший ранее интерес к учебе ослабевает на старших курсах (табл. 7). Из всех опрошенных 16,3% хотят сменить специализацию внутри профессии врача (табл. 8).
Таблица 7
Отношение к учебе
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Интерес к учебе усилился 91 30,3 70,0 70,0
Интерес к учебе ослабел 39 13,0 30,0 100,0
Всего 130 43,3 100,0
Пропущенные Системные 170 56,7
Всего 300 100,0
Таблица 8
Желание смены специализации
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо Да 49 16,3 25,8 25,8
Нет 141 47,0 74,2 100,0
Всего 190 63,3 100,0
Пропущенные Системные 110 36,7
Всего 300 100,0
Выводы
Основным мотивационным фактором выбора профессии врача для студента Медицинского института является сформировавшееся с детства личное желание ввиду сохраняющейся социальной значимости данной профессии. Возможность гарантированного трудоустройства в этом вопросе имеет одно из решающих значений. Наличие медицинского вуза в регионе проживания облегчает задачу получения профессии врача молодыми людьми крупного региона Северо-Востока страны. Ввиду слабого влияния на выбор профессии врача довузовской профориентации целесообразно в дальнейшем работать над модернизацией системы профориентации, поиском путей совершенствования произвольных форм пропаганды профессии врача, как на школьном уровне, так и во время обучения в институте. Стоит учитывать, что на выбор молодых людей влияют и другие социально-экономические факторы: направление на целевое обучение, размер заработной платы, наличие свободных вакансий в городских больницах, тяга студентов к работе в управленческом сегменте здравоохранения.
Литература
1. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего»: учебное пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. 136 с.
2. Витенко Н.В. Медико-социальное исследование состояния и формирования кадровых ресурсов врачей в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед.наук. СПб., 2012. 19 с.
3. Матвеев А.В. Научное обоснование модели профессиональной ориентации врачебных кадров в условиях рыночной экономики: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2005. 22 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 5-е изд. М.: Магистр, 2010. 585 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебник. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
6. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. М., 2014.
7. Клоктунова Н.А. Динамика детерминирующих мотивов выбора профессии врача студентами медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. № 2. С. 333-337.
References
1. Komarov E.I. Izmerenie motivatsii ii stimulirovaniia «cheloveka rabotaiushchego»: uchebnoe posobie / E.I. Komarov. M.: RIOR: INFRA-M, 2010. 136 s.
2. Vitenko N.V. Mediko-sotsial'noe issledovanie sostoianiia ii formirovaniia kadrovykh resursov vrachei v sovremennykh usloviiakh: Avtoref. diss. kand. med.nauk. SPb., 2012. 19 s.
3. Matveev A.V. Nauchnoe obosnovanie modeli professional'noi orientatsii vrachebnykh kadrov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki: Avtoref. diss. kand. med.nauk. M., 2005. 22 s.
4. Vikhanskii, O.S. Menedzhment: Uchebnik / O.S. Vikhanskii, A.I.Naumov. 5-e izd.. M.: Magistr, 2010. 585 s.
5. Il'in E.P. Motivatsiiaimotivy: Uchebnik. SPb.: Piter, 2011. 512 s.
6. Diagnosticheskie materialy dlia professional'noi orientatsii. M., 2014.
7. Kloktunova N.A. Dinamika determiniruiushchikh motivov vybora professii vracha studentami meditsinskogo vuza // Saratovskii nauchno-meditsinskii zhurnal. 2013. № 2. S. 333-337.