Научная статья на тему 'Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении'

Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3053
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна, Арзамасцева Наталья Геннадьевна

Введение. В настоящее время профориентационное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. Работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, специалисты отделов трудоустройства, центры занятости населения и кадровые агентства, а также различные центры профконсультирования и специализированные консультационные службы. Профориентационное консультирование помогает решить такие проблемы индивидуальной занятости, как выбор профессии; определение профиля профессионального обучения и другие. Цель. Исследовать виды и формы профориентационного консультирования в образовательном учреждении и предложить пути совершенствования данного вида услуг в рамках психологического консалтинга. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели используются такие методы, как изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ интервью и анкетных опросов, проведенных в Марийском государственном университете, методы сбора и обработки данных, сравнительно-исторический метод. Результаты исследования, обсуждения. Результаты исследования показали, что прохождение первичной профессиональной ориентации будущих специалистов происходит в основном в рамках школы и семьи, причем для большинства студентов в возрасте до 18 лет. В качестве источников информации о будущей профессии более половины опрошенных назвали новости радио, телевидения, интернет-ресурсы. После проведения экспресс-консультации с опрошенными студентами на факультете удается сформировать позитивное отношение большинства студентов к будущей профессии, представление о будущей профессии изменилось в лучшую сторону у 66 % респондентов. Заключение. Условиями достижения положительных результатов профориентационного консультирования в образовательном учреждении являются: реализация личностного подхода; непрерывность профориентационного консультирования в ходе процесса «выбор профессии обучение трудоустройство» (выбор школьниками будущей профессии и учебного заведения, осведомленность о возможностях будущего трудоустройства); создание педагогически обоснованных условий для целевой профориентационной работы, включая индивидуальное и коллективное профориентационное консультирование, встречи с работодателями, разработку соответствующих программ практик и учебных планов, практико-ориентированных стажировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна, Арзамасцева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career counseling as a kind of psychological consulting in educational institutions

Introduction. Currently, career counseling is available both to adults and to children of different ages. The work on professional counseling in the education system is carried out by school psychologists, specialists of employment departments, employment centers and recruitment agencies, as well as various vocational counseling centers and specialized consulting services. Career counseling helps to solve such problems of individual employment as the choice of a profession; the definition of the profile of vocational training and others. The purpose is to study the types and forms of career counseling in an educational institution and to suggest the ways to improve this type of services within the framework of psychological consulting. Materials and methods. To achieve the goal, such methods as the study and theoretical analysis of psychological and educational literature on the research problem were used, as well as the analysis of interviews and questionnaires conducted at the Mari State University, methods of data collection and processing, and a comparative-historical method. Results, discussion. The results of the research showed that the passage of the primary professional orientation of future specialists occurs mainly within the school and family, and for most students under the age of 18 years. As sources of information about the future profession, more than half of the respondents named the news of radio, television, Internet resources. After conducting an express consultation with interviewed students at the faculty it is possible to form a positive attitude of the majority of students to the future profession, the idea of a future profession has changed for the better in 66 % of respondents. Conclusion. The conditions for achieving positive results of career counseling in an educational institution are the realization of a personal approach; continuity of career counseling during the process of «choice of profession training employment» (choice of students of the future profession and educational institution, awareness of the possibilities of future employment); creation of pedagogically grounded conditions for targeted career guidance, including individual and collective career counseling, meetings with employers, development of appropriate programs of practices and curricula, and practical internship.

Текст научной работы на тему «Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении»

УДК 331

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-25-31

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

З. К. Кондратенко, Н. Г. Арзамасцева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. В настоящее время профориентационное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. Работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, специалисты отделов трудоустройства, центры занятости населения и кадровые агентства, а также различные центры профконсультирования и специализированные консультационные службы. Профориентационное консультирование помогает решить такие проблемы индивидуальной занятости, как выбор профессии; определение профиля профессионального обучения и другие. Цель. Исследовать виды и формы профориентационного консультирования в образовательном учреждении и предложить пути совершенствования данного вида услуг в рамках психологического консалтинга. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели используются такие методы, как изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ интервью и анкетных опросов, проведенных в Марийском государственном университете, методы сбора и обработки данных, сравнительно-исторический метод. Результаты исследования, обсуждения. Результаты исследования показали, что прохождение первичной профессиональной ориентации будущих специалистов происходит в основном в рамках школы и семьи, причем для большинства студентов в возрасте до 18 лет. В качестве источников информации о будущей профессии более половины опрошенных назвали новости радио, телевидения, интернет-ресурсы. После проведения экспресс-консультации с опрошенными студентами на факультете удается сформировать позитивное отношение большинства студентов к будущей профессии, представление о будущей профессии изменилось в лучшую сторону у 66 % респондентов. Заключение. Условиями достижения положительных результатов профориентационного консультирования в образовательном учреждении являются: реализация личностного подхода; непрерывность профориентационного консультирования в ходе процесса «выбор профессии - обучение - трудоустройство» (выбор школьниками будущей профессии и учебного заведения, осведомленность о возможностях будущего трудоустройства); создание педагогически обоснованных условий для целевой профориентационной работы, включая индивидуальное и коллективное профо-риентационное консультирование, встречи с работодателями, разработку соответствующих программ практик и учебных планов, практико-ориентированных стажировок.

Ключевые слова: психологический консалтинг, профориентационное консультирование, психологическое консультирование, профдиагностика, образовательное учреждение.

CAREER COUNSELING AS A KIND OF PSYCHOLOGICAL CONSULTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Z. K. Kondratenko, N. G. Arzamastseva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. Currently, career counseling is available both to adults and to children of different ages. The work on professional counseling in the education system is carried out by school psychologists, specialists of employment departments, employment centers and recruitment agencies, as well as various vocational counseling centers and specialized consulting services. Career counseling helps to solve such problems of individual employment as the choice of a profession; the definition of the profile of vocational training and others. The purpose is to study the types and forms of career counseling in an educational institution and to suggest the ways to improve this type of services within the framework of psychological consulting. Materials and methods. To achieve the goal, such methods as the study and theoretical analysis of psychological and educational literature on the research problem were used, as well as the analysis of interviews and questionnaires conducted at the Mari State University, methods of data collection and processing, and a comparative-historical method. Results, discussion. The results of the research showed that the passage of the primary professional orientation of future specialists occurs mainly within the school and family, and for most students under the age of 18 years. As sources of information about

the future profession, more than half of the respondents named the news of radio, television, Internet resources. After conducting an express consultation with interviewed students at the faculty it is possible to form a positive attitude of the majority of students to the future profession, the idea of a future profession has changed for the better in 66 % of respondents. Conclusion. The conditions for achieving positive results of career counseling in an educational institution are the realization of a personal approach; continuity of career counseling during the process of «choice of profession - training - employment» (choice of students of the future profession and educational institution, awareness of the possibilities of future employment); creation of pedagogically grounded conditions for targeted career guidance, including individual and collective career counseling, meetings with employers, development of appropriate programs of practices and curricula, and practical internship.

Keywords: psychological consulting, career counseling, psychological counseling, vocational diagnostics, educational institution.

Профориентационное консультирование - это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в профессиональном самоопределении с целью принятия человеком осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом собственных психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества [6]; в выборе профессии и дальнейшим обучении, а также усилении социальной защищенности клиента; в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профориентационное консультирование представляет собой вид психологического консалтинга в образовательном учреждении [4].

В литературе выделяются несколько подходов к понятию «консалтинг»: он рассматривается как форма оказания содействия в решении определенного рода задач, при которой ответственность ложится не на консультанта, а на сотрудника, ответственного за решение этих задач; как специфический род деятельности, в результате которой при помощи специалистов в конкретной области знаний должны оказываться компаниям услуги, включающие в себя выявление управленческой проблемы, анализ и выработку рекомендаций по ее решению [1, с. 6]. Суть консалтинга состоит в том, что при необходимости в затруднительных ситуациях можно получить авторитетный профессиональный совет, основанный на глубоких познаниях необходимой тематики. Образовательные учреждения, в частности вузы, имеют достаточно возможностей для осуществления качественной консалтинговой деятельности, так как профессорско-преподавательский состав кафедр вуза характеризуется высоким уровнем знаний в различных предметных областях, а некоторые из его числа являются авторитетными пред-

ставителями своей профессии [2, с. 44]. Подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, является одной из важнейших задач учреждения образования, что в свою очередь определяет его конкурентную позицию [3].

Отметим, что профориентационное консультирование основывается на идеях профессиональной ориентации. Как наука профессиональная ориентация появилась около ста лет назад, когда американский психолог Г. Мюнстерберг стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Ф. Парсонс создал первый кабинет профориентации в 1903 г. и «Бюро по бесплатной подаче советов по части выбора профессии» в 1908 году. В связи с быстрым ростом промышленного производства в начале XX века, стали развиваться профориентационные службы, ориентированные на массовое обслуживание претендентов на новые рабочие места и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги. В 1956 году американским ученым Дж. Голландом была предложена иерархия направленности, согласно которой в западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов (реалистический, исследовательский, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический), каждому из которых соответствует определенная группа профессий, где человек может быть успешен. Дж. Голланд предложил определять сферу деятельности, к которой склонен человек, а затем помочь ему в подборе профессии из данной области.

Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с понятием «профессиональное определение». В педагогике и психологии было много исследований в теории профессионального

самоопределения: исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирова-ния Е. Климова («Психология профессионального самоопределения»), В. Ярошенко («Школа и профессиональное самоопределение учащихся»), А. Голомшток («Выбор профессии и воспитание личности школьника») и других. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения1.

Представляя собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и оценивающих разносторонние способности индивида с целью помочь ему в более обоснованном выборе профессии [4], профориентационное консультирование может осуществляться в двух основных формах:

- индивидуальная, когда работа по профориентации осуществляется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей индивидуальной занятости, и в данном случае используются соответствующие методы и техники работы, например, беседы с профконсультантом, диагностические процедуры, специальные упражнения и т. п.;

- групповая, при которой профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в режиме группового профориентационного тренинга, и этом случае, помимо методов индивидуальной профориентаци-онной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия.

В профориентационном консультировании применяются психодиагностические процедуры, преследующие такие цели: выявление актуальных способностей и качеств личности клиента; выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценностных установок; определение склонностей и интересов клиента; выявление задатков и потенциала личности, который при определенном воздействии может быть развит; выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характеристик клиента, которые необходимо скорректировать; сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

1 Рубцова О. А. Профориентация в системе высшего образования как инструмент содействия переходу «учеба - работа»: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 12. 191 с. URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1240/file/rubcova_o_a.pdf (дата обращения: 28.01.2018).

осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

В зависимости от специфики запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования: экспресс-консультации; краткосрочные консультации; длительные (глубинные) консультации. Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения - 1) диагностика способностей и моти-вационно-личностной направленности учащихся; 2) выдача обратной связи по результатам диагностики. Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения. Длительное профориентационное консультирование включает в себя несколько основных этапов и уровней: информационно-разъяснительный (или просветительский); информационно-поисковый; аналитический и собственно этап актуализации профессионального выбора (обобщающий) [7].

Профориентационное консультирование в учебном заведении имеет свои особенности и базируется на соблюдении определенных принципов работы:

- включенность учащегося в процесс собственной профориентации, предполагающая развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистичной оценки всей совокупности информации;

- гуманизация профориентации, подразумевающая учет самоидентичности и уникальности личности консультируемого, его индивидуальных особенностей и направленная на его максимальное самовыражение в профессиональном самоопределении;

- взаимодействие и сотрудничество с другими структурами системы профориентации: структурами послешкольного профессионального образования (профессиональные училища и лицеи, колледжи, вузы и др.), службами, занимающимися трудоустройством молодежи, предприятиями, фирмами и т. д.;

- непрерывность процесса профориентации, достигаемая включением элементов профориентации в программы общего и профессионального образования через преподавание различных профориентационных дисциплин и предметов;

- учет возрастных особенностей учащихся при разработке содержания, форм и методов деятельности профориентационного консультирования.

Выделяются следующие компоненты профори-ентационного консультирования: профориентация; обучение первичным навыкам профессиональной деятельности; подготовка к трудоустройству.

Задачи профориентации включают в себя:

- информирование о состоянии и перспективах развития рынка труда, сферах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом, требованиях, предъявляемых ими к личности, путях получения профессии, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства;

- изучение профессиональных интересов учащихся, выявление их психологических и психофизиологических особенностей;

- предоставление рекомендаций о наиболее приемлемой для них сфере деятельности, направлении профессионального обучения, возможных профессиях и местах трудоустройства и тому подобной информации;

- развитие у учащихся интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств на основе информации, полученной с помощью тестирования, наблюдения и других методов;

- координация совместно с другими подразделениями школы деятельности по подготовке школьников к выбору профессии, методическое руководство ею.

Задачи обучения основам профессии заключаются в организации обучения с учетом опережающего прогноза потребностей рынка труда путем овладения старшеклассниками экономическими, правовыми, психологическими знаниями, специальными умениями в конкретной профессиональной деятельности; во внедрении в учебные планы специальных дисциплин, предметом которых будет являться ознакомление школьников с миром труда и профессий.

Подготовка к трудоустройству направлена на предоставление учащимся информации о временной занятости с целью приобретения ими практического опыта в профессиональной деятельности, умения реалистически оценивать свои возможности, ориентироваться в условиях рыночной экономики.

На основе указанных задач выделяются следующие функции профориентации в системе образования: информационная (предоставление учащимся необходимой информации интересующих их про-

фессиях, формах их получения и предъявляемых требованиях, потенциальных местах трудоустройства); диагностическая (проведение психологического и медицинского обследований учащихся на предмет выявления психологических и психофизиологических особенностей их личности); обучающая (осуществление обучения школьников основам профессии); развивающая (проведение специальных занятий с учащимися, ориентированных на развитие самосознания, способности к самостоятельному выбору, принятию самостоятельных решений, а также коррекционных занятий по развитию необходимых для выбранной специальности способностей); координационная (контроль за деятельностью служб учебного заведения, занимающегося профориентацией учащихся в сотрудничестве со службами трудоустройства и занятости, а также с учебными заведениями, предприятиями, фирмами и другими социальными институтами, оказывающими поддержку службам профориентации).

Если рассматривать общеобразовательные учебные заведения, то следует отметить, что в них существует следующая схема профориентацион-ного консультирования для учащихся: выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений; формирование образа «идеальной» профессии; анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий; анализ психологических портретов реальных профессий; изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося; сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий, которые были выбраны как возможные; уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

Все этапы и формы профориентационного консультирования направлены на достижение основной цели формирования и активизации стремления учащегося к самостоятельному обоснованному выбору профессии с учетом своих способностях и перспективах развития экономики и общества.

Если рассматривать учебные заведения профессионального образования, то в них проводится диагностика компетенций, способностей, мотивации учащихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, молодых специалистов для прогнозирования их дальнейшего профессионального и карьерного развития, а также, для организаций,

заинтересованных в привлечении перспективных и талантливых молодых специалистов. Так, например, диагностический комплекс «Профкарьера» включает 2 этапа: компьютерное тестирование и консультацию специалиста-профессиоведа. Тестирование включает в себя прохождение 5-ти тестов по направлениям: профессиональные интересы; профессиональные способности; профессиональная мотивация; структура личности; жизненные установки. После прохождения тестирования по методике «Профкарьера» выдается распечатка результатов, которая включает: индивидуальный графический шкальный профиль с результатами по каждому качеству; круговая диаграмма, показывающая наиболее подходящие для тестируемого типы должностных функций; круговая диаграмма, показывающая наиболее подходящие типы карьеры; списки профессий, максимально соответствующих интересам, способностям, мотивам, личностным особенностям и жизненным установкам тестируемого; текстовые описания результатов по всем показателям теста; рекомендации по развитию, подбор тренингов.

С целью выработки эффективных механизмов профориентационной работы было проведено анкетирование студентов первого курса дневной формы обучения юридического факультета ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что прохождение первичной профессиональной ориентации будущих специалистов происходит в основном в рамках школы и семьи (80 %), причем для большинства студентов в возрасте до 18 лет, то есть при отсутствии собственного жизненного опыта либо теоретической подготовки, усвоенной при получении иного высшего или среднего специального образования. В качестве источников информации о будущей профессии более половины опрошенных (51 %) назвали новости радио, телевидения, интернет-ресурсы, остальные студенты указали такие источники, как художественная литература, кинофильмы. С опрошенными студентами первого курса после анкетирования была проведена экспресс-консультация, в рамках которой студентам была доведена информация о возможных местах трудоустройства, должностных функциях, оплате труда юристов-профессионалов. После консультации респондентам было предложено пройти тестирование, которое показало, что 55 % присутствовавших на экспресс-консультации узнали новую полезную информа-

цию о своей будущей профессии, у 66 % студентов представление о будущей профессии изменилось в лучшую сторону, 85 % студентов планируют работать по специальности после окончания вуза. Указанные данные позволяют говорить о необходимости проведения активной профориентацион-ной работы в форме коллективных и индивидуальных консультаций со студентами по повышению имиджа получаемой профессии на протяжении всего периода обучения, встречи с работодателями с целью повышения процента трудоустраиваемых выпускников по полученной ими специальности.

Сегодня функции профориентационного консультирования выполняются различными центрами и специализированные службами. Наиболее часто к ним обращаются за консультационной помощью со следующими запросами: подтверждение правильности выбора профессии; поддержка в ходе профессионального самоопределения, поскольку не обнаруживаются выраженные интересы и способности подростка; снятие трудностей выбора профессии, обусловленные многообразием интересов и способностей; несоответствие между интересами и способностями; расхождение мнения ребенка и его родителей относительно профессионального выбора [9].

С расширением задач сопровождения профессиональной самореализации и выстраивания карьеры, а также преодоления трудностей профессиональной жизни в рамках психологического направления формируется профессиональное консультирование (от лат. professю - род занятий). В социальном плане оно отвечает цели разрешения противоречия между потребностями рынка труда и личными намерениями людей.

Профессиональное консультирование направлено на решение следующих задач [4]: рациональный профессиональный выбор, включая пригодность человека к профессии и преодоление неуверенности в нем; поиск работы и трудоустройства, в том числе подготовка к прохождению собеседования и написание резюме; профессиональная и социальная адаптация на новом месте работы или в новой должности; нахождение личностного смысла в профессиональном труде, возможностей самореализации; прогноз профессионального успеха; преодоление кризисов профессиональной жизни; профессиональная реабилитация после частичной потери нетрудоспособности.

Основными содержательными направлениями профессионального консультирования являются:

профессиональная адаптация, сопровождение повышения квалификации и карьерного роста с целью реализации профессионально-психологического потенциала, преодоление профессиональных кризисов, профессиональная реабилитация.

Консультирование по вопросам профессионального выбора является одним из ярких примеров, когда консультационная помощь должна быть согласована с основными направлениями территориальной и государственной образовательной политики, а в более широком плане - с перспективами социально-экономического развития региона. Профессиональное консультирование в территориальной системе образования реализуется как комплекс специальных мер, направленных на оказание квалифицированной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида трудовой деятельности на основе сбалансированного учета требований регионального рынка труда и индивидуальных запросов личности.

Таким образом, условиями достижения положительных результатов профориентационного консультирования в образовательном учреждении являются: реализация личностного подхода; непрерывность профориентационного консультирования в ходе процесса «выбор профессии -обучение - трудоустройство» (выбор школьниками будущей профессии и учебного заведения, осведомленность о возможностях будущего трудоустройства); создание педагогически обоснованных условий для целевой профориентационной работы, включая индивидуальное и коллективное профориентационное консультирование, встречи с работодателями, разработку соответствующих программ практик и учебных планов, практико-ориентированных стажировок.

Литература

1. Головцова И. Г. Инновационный консалтинг и менеджмент в системе управления качеством образования // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». № 4. 2013. C. 5-10. URL: http:// vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/5135 (дата обращения: 28.01.2018).

2. Дубаков А. В., Хильченко Т. В. Консалтинг в педагогическом вузе: сущностные характеристики и основные виды // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции, 31 мая 2016 г. / под общ. ред. А. В. Туголукова М.: ИП Туголуков А. В., 2016. С. 43-47. URL: http://co-nf.ru/wp-content/uploads/2016/06/Sbornik_31.05.2016.pdf (дата обращения: 28.01.2018).

3. Коваленко Н. С., Симоненко Н. И. Профориентаци-онное тестирование и карьерное консультирование молодых

специалистов, студентов и выпускников вузов // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnoe-testirovanie-i-kariemoe-konsultirovanie-molodyh-spetsialistov-studentov-i-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 28.01.2018).

4. Кондратенко З. К. Особенности психологического консалтинга в системе образования // Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения материалы круглого стола / Марийский государственный университет. Йошкар-Ола, 2017. С. 25-31. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=31363823 (дата обращения: 28.01.2018).

5. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 20-26. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1491 (дата обращения: 28.01.2018).

6. Макаренко О. В. Психологический сравнительный анализ традиционных и современных образовательных технологий // Образование и науки: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практич. конф. Часть 5. Тамбов, 2014. С. 90-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22318157 (дата обращения: 28.01.2018).

7. Манухина С. Ю. Профориентационное консультирование: от запроса к клиенту. URL: http://convp.ru/pdfarticles/ profcons.pdf (дата обращения: 11.02.2018 г.).

8. Селиванова Л. И. Социально-педагогические и психологические службы: помощь различным категориям граждан: практическое руководство / М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016, 47 с.

9. Тедеева Л. В. Профессиональная ориентация как приоритетное направление психологической работы с учащимися подросткового и юношеского возраста в условиях профилизации обучения // Профессиональная ориентация: новые подходы, формы и методы работы (материалы интернет-конференции) / сост. В. А. Рудаков. Ханты-Мансийск, 2013. С. 125-134. URL: https://www.cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/ XMAO_sbornik.pdf (дата обращения: 11.02.2018 г.).

References

1. Golovcova I. G. Innovacionnyj konsalting i menedzhment v sisteme upravlenija kachestvom obrazovanija [Innovative consulting and management in the quality management system]. Vestnik MGOU. Serija «Jekonomika» = Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics, 2013, no. 4, pp. 5-10. Available at: http://vestnik-mgou.ru/Artides/Doc/5135 (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

2. Dubakov A. V., Hil'chenko T. V. Konsalting v pedagogi-cheskom vuze: sushhnostnye harakteristiki i osnovnye vidy [Consulting in the pedagogical university: essential characteristics and main types]. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija = Prospects for the development of science and education, 2016, pp. 43-47. Available at: http://co-nf.ru/wp-content/uploads/ 2016/06/Sbornik_31.05.2016.pdf (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

3. Kovalenko N. S., Simonenko N. I. Proforientacionnoe testirovanie i kar'ernoe konsul'tirovanie molodyh specialistov, studentov i vypusknikov vuzov [Vocational guidance testing and career counseling for young professionals, students and

graduates of universities]. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma «Nadezhnost' i kachestvo» = Proceedings of the international symposium «Reliability and quality», 2011. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnoe-testirovanie-i-kariernoe-konsultirovanie-molodyh-spetsialistov-studentov-i-vypusknikov-vuzov (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

4. Kondratenko Z. K. Osobennosti psihologicheskogo konsaltinga v sisteme obrazovanija [Features of psychological consulting in the education system]. Konkurentosposobnost' budushhego specialista XXI veka: problemy, poiski, reshenija = Competitiveness of the future specialist of the XXIth century: problems, searches, solutions, Joshkar-Ola, 2017, pp. 25-31. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=31363823 (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

5. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Ispol'zovanie inno-vacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri formirovanii konku-rentosposobnosti studenta vuza [Use of innovative educational technologies in the formation of competitiveness of a university student]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Man State University, 2017, № 4 (28), pp. 20-26. Available from: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id= 1491 (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

6. Makarenko O. V. Psihologicheskij sravnitel'nyj analiz tradicionnyh i sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij [Psychological comparative analysis of modern educational technologies]. Obrazovanie i nauki: sovremennoe sostojanie i perspektivy

razvitija = Education and sciences: current state and development prospects, part 5, Tambov, 2014, pp. 90-91. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22318157 (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

7. Manuhina S. Ju. Proforientacionnoe konsul'tirovanie: ot zaprosa k klientu [Vocational counseling: from a request to a client]. Available at: http://convp.ru/pdfarticles/profcons.pdf (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

8. Selivanova L. I. Social'no-pedagogicheskie i psihologiches-kie sluzhby: pomoshh' razlichnym kategorijam grazhdan: prak-ticheskoe rukovodstvo [Socio-pedagogical and psychological services: assistance to various categories of citizens: practical guidance]. 2016. (In Russ.)

9. Tedeeva L. V. Professional'naja orientacija kak prioritet-noe napravlenie psihologicheskoj raboty s uchashhimisja podrost-kovogo i junosheskogo vozrasta v uslovijah profilizacii obuchenija [Professional orientation as a priority direction of psychological work with students of adolescents in conditions of profiling learning]. Professional'naja orientacija: novye podhody, formy i metody raboty = Professional orientation: new approaches, forms and methods of working, 2013, pp. 125-134. Available at: https://www.cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/XMAO_ sbomik.pdf (accessed 28.01.2018). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 1.03.2018 г.

Submitted 1.03.2018.

Для цитирования: Кондратенко З. К., Арзамасцева Н. Г. Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 25-31. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-25-31

Citation for an article: Kondratenko Z. K., Arzamastseva N. G. Career counseling as a kind of psychological consulting in educational institutions. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 25-31. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-25-31

Кондратенко Зарина Камилевна, кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID ГО 702787, таИ07@гатЫвг. ги

Арзамасцева Наталья Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID ГО 262037, паШб9@тай. ги

Zarina K. Kondratenko, Ph. D. (Law), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 702787,

[email protected]

Natal'ya G. Arzamastseva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 262037, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.