М. А. Бендюков
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуального психологического консультирования безработных. Показано, что психологическое профконсульти-рование является эффективным средством поддержки конструктивного разрешения кризиса занятости, повышает субъективную готовность к принятию решений о трудоустройстве и значительно улучшает психоэмоциональное состояние безработных. Определены основные направления повышения эффективности профконсультационной работы с безработными. Предложен инструментарий для разработки стандартизированной методики оценки индивидуальной профконсультационной работы с безработными в Службе занятости.
Ключевые слова: безработица, Служба занятости, индивидуальное психологическое консультирование, эффективность, факторный анализ.
198
M. Bendyukov
INVESTIGATION OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL CAREER COUNSELING OF THE UNEMPLOYED IN THE PUBLIC EMPLOYMENT SERVICE
The article presents the results of empirical studies of individual career counseling of the unemployed. The author shows that career counseling is an effective means of supporting a constructive solution to the crisis ofemployment. Career counseling increases the subjective readiness to make job-seeking decisions and significantly improves the psychic and emotional state of the unemployed. The author proposes a toolkit for developing standardised methods of assessing individual career counseling in the public employment service.
Key words: unemployment, public employment service, individual psychological career counseling, efficiency, factor analysis.
В настоящее время не существует стандартных методов оценки эффективности консультационной деятельности психологов. В ряде консультационных ситуаций такая оценка трудноосуществима, поскольку нестандартность и уникальность субъект-субъектной ситуации консультирования задает возможность применения лишь одного критерия: субъективной удовлетворенности, которую испытывает клиент от консультационного процесса и его результата [2].
Психологическое профконсультирова-ние в службе занятости в этом отношении представляется более стандартной ситуацией массового психологического обслуживания, где оценка результатов вполне возможна [1]. При этом деятельность профконсультанта имеет много аспектов. Для оценки его труда необходимо определить результаты консультационной работы, критерии и показатели успешности. В результате успешной консультации безработный должен:
• получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах;
• принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план дальнейшей карьеры;
• получить навыки решения проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры, в том числе, умение преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществлять деловое общение;
• реализовать готовность к активному и самостоятельному решению своих профессиональных проблем;
• оптимизировать свое эмоциональное состояние и уровень самооценки;
• испытывать чувство удовлетворенности полученной консультацией;
• успешно закончить профессиональное обучение;
• трудоустроиться [3].
Цели исследования:
• выявление содержания основных проблем и запросов клиентов службы занятости, направляемых на профконсульти-рование;
• получение информации о состоянии безработных в процессе профконсультиро-вания, оценке ими удовлетворенности консультацией и степени влияния консультации на различные знания и отношения, а также об изменении готовности к основным решениям в отношении занятости;
• выявление факторов, препятствующих консультационному процессу;
• определение критериев эффективности индивидуальной психологической профконсультации.
Окончание таблицы 1
Содержание пунктов анкеты Результаты
11 Эмоциональное состояние 9
12 Отсутствие вакансий 59
13 Конкуренция других специалистов 18
14 Недостаток информации 19
15 Материальные затруднения 23
В результате обращения к профконсулътанту Вы хотите... (Варианты ответа: Да-Нет).
1 Получить помощь в поиске работы и трудоустройстве 63
2 Получить направление на профессиональное обучение 68
3 Получить помощь в открытии собственного дела 6
4 Участвовать в занятиях «Клуба ищущих работу» 12
5 Разобраться в ситуации на рынке труда 23
6 Узнать о профессиях 19
7 Получить помощь в выборе профессии 39
8 Оценить свою пригодность к выбранной профессии 44
9 Узнать о себе, своих способностях и возможностях 52
10 Научиться вести себя при поиске работы и трудоустройстве 34
11 Справиться со стрессовым состоянием 15
12 Получить психологическую поддержку 23
13 Выполнить требования моего специалиста по трудоустройству (проф-обучению) 18
По пятибалльной шкале оцените, насколько Вы готовы...
1 Сменить профессию 2,89
2 Обучиться новой профессии 3,28
3 Самостоятельно искать работу 3,4
4 Искать временную работу 1.85
5 Устроиться на работу, не соответствующую Вашим требованиям 1,6
6 Открыть свое дело 1,48
Таблица 2
Основные содержательные блоки и результаты «Анкеты № 2»
Содержание пунктов анкеты Результаты
В процессе консультации Вы испытывали... (Варианты ответа: Да-Нет)
1 Интерес 86
2 Удовольствие 33
3 Увлеченность 37
4 Доверие 77
5 Беспокойство 17
6 Бодрость 15
7 Опасение 3
8 Безразличие 0
9 Раздражение 0
10 Усталость 4
В процессе консультации Вам хотелось... (Варианты ответа: Да-Нет)
1 Получить совет, рекомендацию 96
2 Узнать что-то новое 49
3 Обсудить свою проблему 59
Продолжение таблицы 2
Содержание пунктов анкеты Результаты
4 Научиться самому решать свои проблемы 23
5 Поделиться заботами, трудностями 38
6 Понять смысл высказываний консультанта 19
7 Получить удовольствие от общения 28
8 Поскорее закончить консультацию 1
9 Поспорить, возразить 3
10 Получить сочувствие 12
11 Расслабиться, отдохнуть 8
Что мешало процессу консультации ? (Варианты ответа: Да-Нет)
1 Слишком медленный темп консультации 0
2 Непонятность высказываний консультанта 0
3 Утомление 14
4 Обстановка в помещении 3
5 Низкое качество тестов 2
6 Слишком быстрый темп консультации 8
7 Недостаток времени 18
8 Не сложившиеся отношения с консультантом 0
9 Недостаток интереса и внимания со стороны консультанта 0
10 Личные качества консультанта 0
11 Недостаточная квалификация консультанта 0
12 Возраст консультанта 0
13 Большое количество посетителей 1
14 Телефонные звонки 1
15 Плохое самочувствие 6
16 Недостатки оборудования 1
17 Сложность получаемой информации 2
По пятибалльной шкале оцените насколько Вы удовлетворены...
1 Содержанием консультации 4,33
2 Организацией консультации 4,5
3 Условиями проведения консультации 4,4
4 Полученными знаниями 4,06
5 Отношением консультатна к Вам 4,84
6 Профессиональной квалификацией консультанта 4,75
7 Применяемыми средствами и методиками 4,16
8 Продолжительностью консультации 4,24
По пятибалльной шкале оцените в какой мере консультация повлияла...
1 На Ваши знания о профессиях на рынке труда 3,37
2 На Ваши знания о собственных способностях и личных качествах 3,83
3 На Ваше умение искать работу 3,51
4 На Ваше умение преодолевать жизненные трудности 3,43
5 На Ваше стремление искать работу 3,63
6 На Ваше желание сменить профессию 3,37
7 На Вашу уверенность в себе 3,59
8 На Ваш интерес к окружающему 3,41
9 На Ваше отношение к работе вообще 3,34
10 На Ваше отношение к профессиональному обучению 3,6
По пятибалльной шкале оцените насколько Вы готовы...
1 Сменить профессию 3,22
Окончание таблицы 2
Содержание пунктов анкеты Результаты
2 Обучиться новой профессии 3,41
3 Самостоятельно искать работу 3,78
4 Искать временную работу 2,32
5 Устроиться на работу, не соответствующую Вашим требованиям 1,89
6 Открыть свое дело 1,65
Анализ ответов на «Анкету № 1» (табл. 1) позволяет сформулировать содержание основных проблем и запросов безработных, направленных на профконсультирование. Распределение ответов на вопрос «Что мешает Вам найти работу?» показывает, что, с точки зрения большинства безработных, основными препятствиями для трудоустройства являются недостаточная квалификация, отсутствие вакансий и возраст. При этом почти никто не связывает свои трудности со своим полом, личными качествами и чертами характера, эмоциональным состоянием. Данная структура представлений может препятствовать эффективному поиску работы, поскольку ограничивает выбор конструктивного решения только повышением квалификации и фиксирует внимание клиентов на не контролируемых ими обстоятельствах.
Распределение ответов на вопрос «В результате обращения к профконсультанту Вы хотите...» показывает, что запросы безработных по отношению к профконсуль-тированию связаны чаще всего:
• со стремлением получить направление на профессиональное обучение;
• с потребностью получить помощь в поиске работы и трудоустройстве;
• с желанием узнать о себе, своих способностях и возможностях;
• оценить свою пригодность к выбранной профессии;
• получить помощь в выборе профессии;
• научиться вести себя при поиске работы и трудоустройстве.
В то же время, мало кто испытывает потребность в получении помощи при открытии собственного дела, в участии в заняти-
ях «Клуба ищущих работу», а также в преодолении стрессового состояния.
Средние значения субъективных оценок готовности к основным профориентацион-ным решениям перед профконсультирова-нием показывают готовность безработных к основным вариантам профориентацион-ных решений до профконсультации. Обнаружено, что они ориентированы преимущественно на самостоятельный поиск работы, обучение новой профессии и смену профессии. В то же время, практически никто не готов к тому, чтобы искать временную работу, устроиться на работу, не соответствующую их требованиям, а также открыть свое дело. Таким образом, в ответах безработных проявляется максималистская позиция: они хотят решить проблему целиком и сразу, и не согласны идти на компромисс и поэтапное достижение цели.
Анализ ответов на вопросы «Анкеты № 1» позволяет сформулировать основные проблемы и запросы клиентов службы занятости, направляемых на профконсуль-тирование.
Во-первых, многие безработных относят причины своих затруднений к внешним обстоятельствам (отсутствие вакансий) или к тем своим особенностям, которые невозможно изменить (возраст). Единственной возможностью для разрешения сложившейся ситуации с их точки зрения является переобучение.
Во-вторых, по мнению значительного числа безработных, профконсультация является только средством для достижения других целей (трудоустройства и профобу-чения), но не является самостоятельной ценностью для развития личности.
В-третьих, безработные, как правило, ориентированы на немедленное и полное достижение целей и не готовы к временному, поэтапному или частичному решению своих проблем.
Следовательно, задачами профконсуль-танта являются:
• помощь безработному в расширении представлений о причинах своих затруднений, принятии на себя ответственности за собственное положение и состояние, а также в нахождении собственных внутренних ресурсов, способствующих разрешению кризиса занятости;
• помощь в планировании профессиональной карьеры на основе формулирования конечной цели, промежуточных целей, средств их достижения и последовательности этапов;
• представление профориентацион-ных проблем как частного случая и проявления общих особенностей поведения и личности.
Анализ ответов на «Анкету № 2» (табл. 2) дает возможность получить подробную информацию о состоянии безработных в процессе профконсультирования, оценке удовлетворенности консультацией и степени влияния консультации на различные знания и отношения, а также об изменении готовности к основным решениям в отношении собственной занятости.
Распределение ответов на вопрос «В процессе консультации Вы испытывали...» показывает, что в процессе профконсульти-рования клиенты испытывали, как правило, чувства интереса и доверия. В то же время, никто не чувствовал безразличия и раздражения, и практически ни у кого не возникало чувства опасения и усталости.
Таким образом, в процессе профкон-сультирования у всех без исключения безработных формировался позитивный эмоциональный настрой, который служил основой для дальнейшего взаимодействия с психологом. Изредка возникавшие чувства беспокойства, опасения и усталости были следствием процесса обсуждения лично-
стно значимых проблем и вряд ли могли быть препятствием для конструктивного взаимодействия.
В процессе консультирования (ответы на вопрос «В процессе консультации Вам хотелось.») большинству безработных хотелось получить совет, рекомендацию, обсудить свою проблему, узнать что-то новое. В то же время, ни у кого не возникало желания поскорее закончить консультацию, практически не было желания поспорить или возразить. Это подтверждает безусловное принятие процесса и результатов консультирования. Следовательно, профкон-сультация является важным средством воздействия на сознание безработных и дает возможность оказывать качественную помощь в выборе профессии и психологической поддержке.
Следует отметить, что подавляющее большинство безработных ориентировано на получение совета или рекомендации. По мнению многих специалистов, прямые рекомендации и советы в работе с клиентом нецелесообразны и неэффективны, поскольку не являются результатом активных усилий самого человека [4]. Однако следует иметь в виду, что профконсультант службы занятости вынужден работать в условиях дефицита времени и большого потока клиентов. Кроме того, в отличие от классического консультирования психолог службы занятости интенсивно пользуется углубленными психодиагностическими средствами, которые требуют в конечном счете тех или иных рекомендаций. Поэтому, учитывая складывающийся характер взаимоотношений безработных с психологом в процессе консультирования, высокую надежность применяемых психологических тестов и авторитет психолога, можно принять не только приемлемость, но и целесообразность использования прямых рекомендаций как средства воздействия на представления и отношения безработных.
Среди факторов, которые, по мнению клиентов, препятствовали процессу консультации (распределение ответов на воп-
После консультации До консультации
е
Я ¥ и л
Рис. 1. Средние значения оценок готовности к основным профориентационным решениям
до и после профконсультирования
как и до консультации (рис. 1). По-прежнему клиенты выражают наибольшую готовность к самостоятельному поиску работы, обучению новой профессии и смене профессии, и в меньшей степени готовы к поиску временной работы, устройству на работу, не соответствующую их требованиям и открытию собственного дела.
Однако абсолютные значения оценок готовности к тем или иным решениям выросли. Особенно существенный рост произошел в сфере готовности искать работу самостоятельно, искать временную работу и сменить профессию. Готовность обучиться новой профессии усилилась в меньшей степени прежде всего потому, что и до консультации она была достаточно высокой.
Таким образом, психологическое проф-консультирование оказывает наибольшее влияние на готовность безработных клиентов службы занятости искать временную работу и увеличивает стремление к самостоятельному поиску работы. Эти данные являются свидетельством достаточно высокого уровня эффективности профконсуль-тирования в службе занятости.
Увеличение готовности к различным решениям в сфере своей занятости под влиянием профконсультирования распределилось следующим образом.
• повышение готовности к смене профессии у 31%;
• повышение готовности к обучению новой профессии у 30%;
• повышение готовности самостоятельно искать работу у 34,5%;
• повышение готовности искать временную работу у 28,2%;
• повышение готовности устроиться на работу, не соответствующую собственным требованиям у 20%;
• повышение готовности открыть свое дело у 17,5%.
Для получения информации о структуре показателей и минимизации количества независимых показателей был проведен факторный анализ результатов Анкеты № 2 методом главных компонент с последующей варимакс-ротацией.
Первые три фактора, полученные в результате факторного анализа, объясняют 59% общей дисперсии.
Первый фактор, получивший название «Эмоциональная удовлетворенность безработного» объединил такие показатели, как чувства удовольствия и доверия в процессе консультирования, желание научиться самому решать свои проблемы, желание поделиться заботами и трудностями, желание получить удовольствие от общения, желание получить сочувствие, высокую оценку влияния консультации на знание о собственных способностях и личных качествах, на умение искать работу, на умение преодолевать жизненные трудности, на стремление искать работу, на уверенность в себе, на интерес к окружающим, на отношение к работе вообще. Данный фактор объясняет 24% общей дисперсии.
Второй фактор, названный «Ориентация безработного на самостоятельный поиск работы», включил в себя показатели удовлетворенности всеми аспектами консультации и готовность самостоятельно искать работу после консультации. Этот фактор объясняет 19% общей дисперсии.
Третий фактор «Ориентация безработного на переобучение» объединил показатели оценки влияния на желание сменить работу, на отношение к профессиональному обучению, на готовность сменить профессию и обучиться новой профессии. В этом случае фактор определяется преимущественно ориентацией на профессиональное обучение в результате полученной консультации. Фактор объясняет 16% общей дисперсии.
Результаты факторного анализа дают возможность получить три независимых интегральных показателя, которые могут служить критериями эффективности психологической профконсультации в Службе занятости. Данные критерии представляют собой сумму показателей Анкеты № 2, которые вошли в соответствующие факторы с наибольшими факторными весами.
Выводы
Анализ результатов исследования эффективности индивидуальной профкон-сультационной работы в Службе занятости позволяет сделать следующие выводы.
1. Индивидуальное психологическое профконсультирование является мощным средством поддержки конструктивного разрешения ненормативного кризиса занятости путем повышения субъективной готовности безработных к принятию решений по восстановлению трудового статуса занятости и гармонизации психоэмоционального состояния.
2. Для повышения эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в службе занятости целесообразны следующие действия:
• Акцентирование внимания безработных на их личных качествах, эмоциональном состоянии и поведении как на основном факторе, влияющем на успешность трудоустройства.
• Формирование представления о проф-консультировании не только как средстве направления на профобучения, но и способе решения более общих психологических проблем, препятствующих трудоустройству.
• Ориентация безработных на более широкое использование временных, промежуточных или компромиссных способов и форм занятости.
• Увеличение продолжительности профконсультирования и снижение его темпа.
• Более широкое использование директивных форм консультирования, включая прямые советы и рекомендации.
• Более широкое использование информационных средств, в частности про-фессиографических материалов и аналитических материалов по текущему состоянию и перспективам развития регионального рынка труда.
• Более широкое использование групповых форм работы для решения профкон-сультационных задач.
3. Разработанные анкеты могут служить основой для создания стандартизированной методики оценки эффективности индивидуального психологического проф-консультирования безработных в Службе занятости.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бендюков М. А. Интеграция подходов к профориентации безработных граждан: новые возможности для Службы занятости // Человеческие ресурсы. — 1998. — № 2. — С. 21—26.
2. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. — 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. - 109 с.
3. Методика проведения психокоррекционной беседы с безработными гражданами: Методические рекомендации. — Челябинск, 1998. — 61 с.
4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.