УДК 37.048.45
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Марина Александровна БОЛДИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: marina_boldina@mail.ru © Елена Викторовна ДЕЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: deeva1707@rambler.ru
Рассмотрены вопросы профориентационной работы в образовательном учреждении. Определено, что профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Проанализированы понятие, характеристики, функции, методы и основные мероприятия профориентационной деятельности, которые направлены на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии. Подробно раскрыты подходы для построения профессионального будущего учащихся, при реализации которых используются принципиально новые технологии и методики, направленные не только на новое теоретическое осмысление профориентационной работы, но и решение ряда организационных вопросов. Обосновано, что сегодня необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни. Поэтому достаточно подробно рассматривается профессиональная адаптация как важнейший этап профессионального самоопределения человека. Сущность профориентационной работы состоит в том, чтобы помочь учащемуся сделать первоначально правильный выбор. Поэтому проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, встречи со студентами, с профконсультантами, работниками центров занятости будут способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и станут основой для проведения профессионального отбора.
Ключевые слова: профориентационная работа; принципы; методы; профессиональное самоопределение; профессия
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-7-17
Социально-экономические изменения в обществе отражаются на всех системах, включая систему образования. Важной задачей российского образования является реализация изменений в подходах к организации профориентационной работы с учащимися. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Считается, что современный специалист не должен ограничиваться узкой специализацией, а быть разносторонне образованным, так как экономическая ситуация часто меняется, что
приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности, то есть речь идет о специалисте-профессионале интегративного типа.
Школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному будущему. Появилась необходимость планирования карьеры, и этот процесс следует начать еще со школьной скамьи.
Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Во-первых, нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В
этом могут помочь профориентационные тесты. Во-вторых, следует правильно оценить свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры. В-третьих, нужно учесть конъюнктуру рынка труда и ее ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности. В-четвертых, нужно исходить из реальных возможностей получения образования.
Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодня школьники, учащаяся молодежь.
Необходимо отметить тот факт, что социальное становление учащейся молодежи происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда [1].
Профессиональное становление является одной из важных задач успешного учебного процесса. Удачный выбор профессии учащихся является одной из главных задач на пути к успешности во взрослой жизни. Важность правильного выбора профессии или учебного заведения должна быть, в первую очередь, осознана. Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах. Они не способны оценить свои возможности, а это ведет к тому, что выбор вуза или другого учебного заведения часто происходит спонтанно.
Поэтому программы сегодняшней профориентации старшеклассников не только формируют систему представлений о мире профессий, но и позволяют старшеклассникам развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий.
Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определенные
индивидуально-психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определенных успехов, но за счет перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве.
Современная ситуация социального развития требует формирования самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни и профессиональной деятельности. Особенно остро эта проблема назрела в отношении учащейся молодежи, так как именно процесс формирования успешности в этом возрасте в последнее время затруднен. Это обусловлено тем, что социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда [1]. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.
В то же время проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, встречи со студентами, с профконсуль-тантами, работниками центров занятости будут способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и станут основой для проведения профессионального психологического отбора.
Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекс информации разного рода, направленных на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом
под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оптанта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности - с другой [2].
Психологический словарь определяет «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.
В Энциклопедии социологии дается следующее определение: «профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) - это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией».
Также определение профессиональной ориентации дают О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева, которые понимают под ней научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [3].
Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики.
1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики и др.
3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обес-
печить ее эффективность: потребностно-мо-тивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т. д.); способностей и других личностных характеристик человека; потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества [2].
Профориентация предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий: пропаганда, просвещение, проф-консультирование. В рамках профориентации может быть предусмотрена также специальная система психолого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании, психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.
Профориентация выполняет ряд функций:
- социальная - усвоение человеком ценностей, норм, определенной системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
- экономическая - улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическая - выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодежи;
- медико-физиологическая - учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
В рамках профессиональной ориентации проводится ряд мероприятии по установлению профессиональной пригодности обучающегося. В настоящее время профессиональная ориентация имеет значение общегосударственной задачи, поэтому требует активного участия как непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, инструкторов, мастеров и обучающихся), так и социальных партнеров (работодателей, государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей науки и др.) [4].
Профориентация строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две категории.
1. Общепедагогические принципы:
- диалектической связи и взаимообусловленности в профориентации: обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач - профессиональному самоопределению школьников;
- связи профориентации с жизнью, трудом, практикой строительства нового общества: оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой, потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда;
- политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов современного производства и овладением практическими умениями, формированием способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства;
- доступности и сознательности: глубоко осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией; ознакомление с перспективой профессиональной карьеры, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями;
- систематичности и преемственности: необходимость осуществления профориен-тационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной преемственности и расширения этой работы из года в год;
- учета возрастных особенностей: осуществление профессионального самоопределения учащегося постепенно, в соответствии с его возрастом;
- взаимосвязи школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности: тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом предполагается дополнение, расширение целенаправленности и единения в совместной работе;
- многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации: организация этой работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психо-
физиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии [5].
2. Специфические принципы:
- учета перспективы и прогноза развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда;
- учета личных потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона и страны в целом в квалифицированных кадрах. Он выражает двуединую задачу - учет личных и общественных интересов;
- деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот принцип, с одной стороны, предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также изучение их в целях профориентации, организация для них профессиональной консультации. С другой стороны, задачей данного принципа является активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, ее ценностных ориентаций);
- свободы и самостоятельности социально-профессионального самоопределения заключаются в следующем: после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за школьниками;
- прогнозирования здоровьесбереже-ния при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии;
- взаимосвязи и координации совместной деятельности органов образования, территориальных центров профориентации и занятости населения [5].
При воздействии на личность необходимо ее формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходи-
мость выбора специальности, соответствующей ее способностям и интересам.
Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентацион-ной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня развития его способностей у профессионалов.
При выборе учеником конкретной профессии он должен руководствоваться всеми вышеперечисленными положениями, а также, как предлагает Е.А. Климов, при выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии квалификации;
- требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека;
- профессионально -образовательные возможности оптанта (уровень образования, допрофессиональная и профессиональная подготовка, квалификация);
- перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;
- особенности выбираемой профессии (условия труда и оплаты);
- противопоказания и ограничения по возрасту и полу [6].
Многообразие различных концептуальных подходов в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране или в конкретных регионах одной и той же страны. Все это делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения.
Е.А. Климов считает, что обдумывание жизненного и, в частности, профессионального, трудового пути - это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. «Профессиональное самоопределение», в понимании Е.А. Климова, - это деятельность человека, прини-
мающая то или иное содержание в зависимости от этапа развития как субъекта труда.
Интересными представляются также работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта. Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью [7].
При этом на самоопределение учащегося оказывает огромное влияние наличие жизненных целей, планов и перспектив. Жизненный план возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненные цели - это более масштабные и хронологически менее определенные события, чем планы [3].
Таким образом, жизненные планы рассматриваются как средства достижения жизненных целей, которые в свою очередь являются предметным выражением наиболее общих ценностных ориентаций личности. Поэтому жизненные планы составляют ближайшую перспективу личности, а цели - отдаленную.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни. Таким образом, профессия выступает как средство достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть его самого.
Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофес-сиональный характер, но в то же время необходимых в той или иной мере каждому специалисту. Эти компоненты в последнее время получили название «базисных квалификаций» - это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компью-
тере, пользование базами и банком данных, понимание экологии, экономики бизнеса и др.
Цель гуманистически ориентированного процесса формирования компетентности -такое развитие личности, которое ориентирует ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятельность, согласующуюся с социальными, глобально-экологическими и общечеловеческими ценностями [8].
При этом необходимо также учитывать, что сегодня на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь.
Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию, самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самоопределению.
Вот почему подготовка старшеклассников к самоопределению должна быть основана не только на учете индивидуальных особенностей человека и особенностях профессии, но и на учете возможных изменений качеств человека и требований профессии, а также изменений в самом обществе.
Необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовы-вать свои образовательные и профессиональные ценности (потребности, знания разного уровня и направленности), то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни.
Такой подход предусматривает формирование ценностно-смысловой готовности личности в профессиональном выборе. При этом главное внимание необходимо уделить разработке педагогических технологий поисковой надпредметной деятельности: исследовательской, дискуссионной, моделирующей, рефлексивной. То есть технологий, направленных на развитие «самости», самостоятельности человека (О. Газман). Важен, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, а с другой -на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно
и самостоятельно реализовать себя в жизни и труде.
Главным является представление об активности личности в обучении, которая является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности будущего специалиста [6].
Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:
- потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
- личностное самоопределение ориентировано в будущее;
- личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, проводимое путем личностно-ориентированного подхода, может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межличностных отношений)» [7].
Личностное определение является более широким понятием. Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных отношений и ответственностью за данную работу, что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять, так или иначе, во внимание при обдумывании профессионального будущего.
1. Позиция старших членов семьи.
2. Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.
4. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.
5. Уровень притязания учащегося на общественное презрение. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
6. Уровень информированности.
7. Склонности к тем или иным видам деятельности.
8. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай полной неопределенности, и случай отсутствия) [7].
Н.С. Пряжников предлагает активизирующий подход для построения профессионального будущего учащихся, который предполагает постепенное формирование у учащегося внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы. В основе его - идеи самопознания, самопонимания и становления индивидуально неповторимой личности. Важной особенностью (и условием) активизирующего подхода является не только активизация учащегося как субъекта самоопределения, но и самоактивизация самого педагога как субъекта организации консультационного взаимодействия, где само взаимодействие - это своеобразная система «педагог - учащийся», в которой у каждого своя специфическая задача (в традиционных, но уже несколько устаревших подходах педагог часто оказывается «ведущим», а учащийся - «ведомым», и это приводит к потере старшеклассником субъектности выбора).
Для реализации такого подхода необходимы не только принципиально новые технологии и методики, не только качественно новое теоретическое осмысление профори-ентационной работы, но и решение ряда организационных вопросов, например, установление приемлемых норм работы с одним
клиентом, с учетом сложности его индивидуальных проблем и т. п.
Важнейшим этапом профессионального самоопределения человека является профессиональная адаптация. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью [9].
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
1) ознакомление с новой ситуацией;
2) стадия приспособления к ситуации -работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки;
3) стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок [5].
Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Проводя профориентационную работу в образовательном учреждении, необходимо учитывать разнообразие форм, средств и методов.
К методам профессиональной ориентации относятся:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы -краткие описания профессий; справочная
литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.;
- методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций и т. д.
- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта, различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профкон-сультант, «праздники труда» и т. п.;
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [10].
Профориентация старшеклассников включает в себя ряд различных направлений.
Профессиональное просвещение.
Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии.
Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.
Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего. Рассказ о профессии должен строиться по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии [5].
Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в образовательном учреждении.
Профессиональная информация.
Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.
Подросткам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.
Профессиональная пропаганда.
Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Большую
роль в профессиональной пропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение, Интернет).
Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.
Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).
Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности - с другой стороны.
Профессиональная консультация.
Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, ее склонностей, способностей, черт характера и т. д.
Профессиональная консультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвленный перечень профессий.
Профессиональная консультация является одним из структурных элементов проф-ориентационной работы и рассматривается как система психолого-педагогического изучения личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении.
Основная цель профконсультации - исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда [11; 12].
Таким образом, профессиональная ориентация - забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Она помогает определиться, адаптироваться в обществе и повышает конкурентоспособность на рынке труда. Эффективность профессиональной ориентации учащихся во многом зависит от правильно выбранного подхода к организации профориентационной работы в образовательном учреждении. Очень важно, чтобы каждый человек правильно выбрал свою будущую профессию с
учетом своих индивидуальных особенностей, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и с учетом его творческих способностей.
Список литературы
1. Деева Е.В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 3 (43). С. 317-319.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
3. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2002.
4. Воспитание «способом к ориентировке» // Педагогика. 2002. № 4. С. 75-78.
5. Гендин A.M., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 66-71.
6. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. С. 431-439.
7. Левчук С.В. Профильные программы воспитания как социально педагогическая технология в образовательных учреждениях интернатного типа // 11 Державинские чтения. Академия педагогики и социальной работы. Тамбов, 2006. С. 104-106.
8. Болдина М.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 317-321.
9. Грищенко В.И. Концепция компетентностно-го подхода и профильное воспитание в школе // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 81-84.
10. Бондаренко В.И., Курчий О.В., Штереб В.А. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 410413.
11. Губанова М.И. Педагогическое сопротивление социального самоопределения старшеклассника // Педагогика. 2002. № 9. С. 32-39.
12. Корнилова А.А., Нагаева Л.Г. Современные аспекты профориентационой работы в школе
// Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под общ. ред. В.П. Панасюка. СПб.: ЛОИРО, 2015. С. 35-39.
References
1. Deeva E.V. Sushchnost' i usloviya protsessa for-mirovaniya sotsial'noy uspeshnosti yunoshey sredstvami sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Theoretical foundations of the process of formation of social success strategies with the boys by means of social and pedagogical activities in the establishment of additional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2006, no. 3 (43), pp. 317-319. (In Russian).
2. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: Teoriya i praktika [Proforien-tology: Theory and Practice]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2004. (In Russian).
3. Makhaeva O.A., Grigor'eva E.E. Ya vybirayu professiyu: Kompleksnaya programma aktiv-nogo samoopredeleniya shkol'nikov [I Choose a Profession: Complex Program of Active Self-Determination]. Moscow, Training Centre "Per-spektiva", 2002. (In Russian).
4. Vospitanie «sposobom k orientirovke» [Upgrow-ing "by the method of orientation"]. Pedagogika [Pedagogy], 2002, no. 4, pp. 75-78. (In Russian).
5. Gendin A.M., Sergeev M.I. Proforientatsiya shkol'nikov [Pupils proforientation]. Sotsi-ologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 1996, no. 8, pp. 66-71. (In Russian).
6. Boldina M.A., Deeva E.V. Ponyatie i sushchnost' proforientatsionnoy raboty v obra-zovatel'nom uchrezhdenii [Concept and essence of professional orientation work in educational institution]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 12, pp. 431-439. (In Russian).
7. Levchuk S.V. Profil'nye programmy vospitaniya kak sotsial'no pedagogicheskaya tekhnologiya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh internatnogo
tipa [Specialized programs of upbringing as a social and pedagogical technology in educational institutes of foster home type]. 11 Derzhavinskie chteniya. Akademiya pedagogiki i sotsial'noy raboty [11th Derzhavin Readings. Academy of Pedagogy and Social Work]. Tambov, 2006, pp. 104-106. (In Russian).
8. Boldina M.A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti spetsialista kak upravlyaemyy protsess stanovleniya ego professionalizma [Formig of professional competence of specialist as a controlled process in the marking of his professionalism]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2011, no. 1-2, pp. 317-321. (In Russian).
9. Grishchenko V.I. Kontseptsiya kompetentnost-nogo podkhoda i profil'noe vospitanie v shkole [Conception of competence approach and specialized upbringing at school]. Vysshee obra-zovanie segodnya - Higher Education Today, 2008, no. 2, pp. 81-84. (In Russian).
10. Bondarenko V. I., Kurchiy O.V., Shtereb V.A. Opyt provedeniya proforientatsionnoy raboty vysshego uchebnogo zavedeniya s abiturientami [The vocational work experience of the technology department with entrants]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2013, no. 12, pp. 410-413. (In Russian).
11. Gubanova M.I. Pedagogicheskoe soprotivlenie sotsial'nogo samoopredeleniya starsheklassnika [Pedagogical opposition of the social self-determination of an upper-form pupil]. Peda-gogika [Pedagogy], 2002, no. 9, pp. 32-39. (In Russian).
12. Kornilova A.A., Nagaeva L.G. Sovremennye aspekty proforientatsionoy raboty v shkole [Modern aspects of profession oriented work at school]. Proforientatsionnaya rabota i profil'noe obuchenie v sovremennoy shkole: opyt i innovat-sii [Profession Oriented Work and Specialized Education in Modern School: Experience and Innovations]. St. Petersburg, Leningrad Regional Institute of Educational Development Publ., 2015, pp. 35-39. (In Russian).
Поступила в редакцию 25.11.2016 г. Received 25 November 2016
UDC 37.048.45
APPROACHES TO CAREER GUIDANCE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Marina Aleksandrovna BOLDINA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychological-Pedagogical and Social Education Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: marina_boldina@mail.ru
Elena Viktorovna DEEVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychological-Pedagogical and Social Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: deeva1707@rambler.ru
The career guidance in an educational institution is considered. It has been determined that the professional development of the individual begins with the moment when a person first thinks about future activities, trying to identify the range of his/her interests and the amount of knowledge needed to achieve the goal. The concept, features, functions, methods and main activities of vocational guidance activities aimed at human activation in formation and self-improvement of mental, intellectual and physical qualities that determine success in profession chosen are analyzed. The approaches for the construction of the professional future of students, in the implementation of which fundamentally new technologies and techniques are used, aimed not only to a new theoretical understanding of career guidance, but also on solving of a number of organizational issues are disclosed in detail. It is proved that today we need to train specialists, capable of functional adaptation in various fields, who are able to independently design and implement their educational and professional values, i.e. the preparation of a person capable of the lifelong education and development throughout his life. Therefore, professional adaptation as an important stage of professional self-determination of a person are looked into in detail. The essence of career guidance is to help the student make the correct choice initially. Therefore, special sessions on career counseling of high school students, meeting with students, with professional counselors, job centers employees will help to reduce unemployment among young people and reduce training costs and will form the basis for professional selection.
Key words: career guidance; principles; methods; professional self-determination; profession DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-7-17
Информация для цитирования:
Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-7-17.
Boldina M.A., Deeva E.V. Podkhody k organizatsii proforientatsionnoy raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Approaches to Career Guidance in educational institutions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 1 (165), pp. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-7-17. (In Russian).