ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ ВАРИАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОНА» ПРИ ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТА-ПРОВИЗОРА Бокий Г.В. Email: [email protected]
Бокий Галина Васильевна — кандидат биологических наук, доцент, кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: статья посвящена вопросам организации и проведения лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов и контролю знаний по вариативной дисциплине «Лекарственные растения Дона» на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Анализируется роль данной вариативной дисциплины в формировании междисциплинарных связей, перераспределении времени изучения отдельных тем по фармацевтической ботанике и её вклад в практическую подготовку студентов-провизоров.
Ключевые слова: вариативная дисциплина, провизор, высшее образование, профессиональная деятельность.
THE ROLE OF VARIABLE DISCIPLINE "DON'S MEDICINAL PLANTS" IN THE PREPARATION OF THE PROVISOR SPECIALIST
Bokiy G.V.
Bokiy Galina Vasilievna — PhD in Biology, Associate Professor, PHARMACEUTICAL CHEMISTRY AND PHARMACOGNOSY DEPARTMENT, ROSTOV STATE MEDICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON
Abstract: the article is devoted to the organization and conduct of lectures, practical classes, independent work of students and the control of knowledge on the varied discipline "Medicinal Plants of the Don" at the Department of Pharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Medical University". The role of this variable discipline in the formation of interdisciplinary connections, the redistribution of time for studying certain topics in pharmaceutical botany and its contribution to the practical training of pharmacist students is analyzed.
Keywords: variation discipline, pharmacist, higher education, professional activity.
УДК 378.14.014.13
Подготовка специалиста с высшим медицинским образованием включает наличие в учебном плане, наряду с обязательными, вариативных курсов в каждом цикле подготовки. Включение в образовательный процесс вариативных курсов позволяет кафедрам использовать наработанный десятилетиями педагогический опыт для теоретической и практической подготовки высококвалифицированных специалистов [2].
Вариативные курсы дают возможность не только углублять получаемые на кафедре знания по предмету, но и расширять их, что крайне необходимо для формирования необходимых профессиональных знаний и умений [2].
Целью данной статьи является исследование роли вариативной дисциплины «Лекарственные растения Дона» в формировании готовности будущих провизоров к профессиональной деятельности на рынке фармацевтических услуг.
Для повышения качества подготовки провизоров в РостГМУ на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии организован вариативный курс «Лекарственные растения Дона» в объёме двух зачетных единиц (72 часов). Проведение этого курса предполагает 48 аудиторных часов (14 часов - лекционных и 34 часа - практических занятий) и 24 часа - самостоятельной работы студентов. Большое внимание было уделено разработке рабочей программы курса.
Немаловажную роль в процессе преподавания играет лекционный материал. Лекции читаются в форме электронных презентаций, которые включают сведения об основных группах лекарственных растений и их действующих веществах, а также знакомят с основными
способами применения лекарственных растений и их воздействием на организм человека. Лекции по вариативному курсу постепенно встраиваются в общую программу лекционного курса по фармацевтической ботанике [1]. Так при изучении радела ботаники «Систематический обзор семейств отдела покрытосеменные», читаются лекции по отдельным представителям семейств лекарственных растений. Это позволяет акцентировать внимание студентов на морфологических особенностях лекарственных растений с целью их определения и описания. Презентации лекционного материала обучающего характера, подкрепляемые фотографиями и рисунками растений, помогают студенту в определении лекарственных растений, формулированию объективных выводов о возможности их использования в медицинской и фармацевтической практике. В рамках вариативного курса происходит постоянное эффективное пополнение лекционного курса современными профессиональными сведениями, которые в дальнейшем послужат базисной основой для вовлечения студентов в научно -исследовательскую работу.
При выборе форм проведения практических занятий основывались на необходимости разумного сочетания традиционных и инновационных методов обучения. В учебный процесс наряду с традиционным опросом были введены такие инновационные методы, как дискуссия, коллективное обсуждение предложенного материала, решение ситуационных задач, подготовка и вынесение на обсуждение индивидуальных домашних заданий.
На каждом практическом занятии по вариативному курсу проводится решение ситуационных задач. Предлагается определить лекарственное растение, зная его ботаническую, биологическую характеристику. А также его место распространения, местообитание, заготавливаемое сырьё, химический состав и применение в медицинской практике. Познание сложного теоретического материала идет на конкретных примерах определения растений, что приближает студента к его будущей профессии, позволяет вырабатывать тактику поведения в конкретной ситуации, способствует формированию коммуникативных способностей, критического аналитического мышления, умения анализировать и оценивать ситуацию, принимать правильное решение [3]. Это дает возможность студенту более глубоко «погрузиться» в изучаемый предмет, осознать и оценить роль и место фармацевтической ботаники в будущей профессиональной деятельности. В аудиторное время, отведенное учебным планом на освоение основного курса ботаники, такой возможности нет.
Для более качественного решения задач, которые стоят перед вариативным курсом «Лекарственные растения Дона» на фармацевтическом факультете, необходимо его планировать не параллельно с основным курсом изучения фармацевтической ботаники, а переносить на более поздние сроки. Студент должен вначале овладеть фундаментальными знаниями по анатомии, морфологии, цитологии, экологии растений, что повысить результативность проводимых практических занятий по вариативному курсу.
Использования индивидуальных домашних заданий убедительно доказывает их эффективность для стимулирования регулярной самостоятельной работы студентов. При выполнении индивидуальных заданий студент работает с рекомендованной учебной и справочной литературой и конспектами лекций. На практических занятиях студенты отчитываются по выполнению индивидуальных заданий, отчет строится в форме беседы, в которой участвует не только преподаватель, но и студенты. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету и более полному усвоению знаний.
Текущий контроль знаний осуществляется в форме решения тестовых заданий и устного опроса на каждом практическом занятии, рубежным контролем является зачет, который включает решения ситуационных задач, тестового контроля и устной беседы.
Таким образом, вариативный курс «Лекарственные растения Дона» который читается студентам первого курса, является неотъемлемой частью процесса подготовки будущего провизора, начиная с младших курсов. Вариативный курс «Лекарственные растения Дона» способствует:
■ расширению знаний о практическом использовании лекарственных растений;
■ формированию и развитию элементарных профессиональных умений и навыков;
■ развитию познавательных интересов и формирование профессиональной направленности личности;
■ развитию интереса к фармакогнозии и фитотерапии, которые изучаются на старших курсах.
Вариативная составляющая дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций,
умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.
Список литературы / References
1. Бокий Г.В. Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов -провизоров //Достижения науки и образования. 2017. № 2 (15). С.40-43.
2. Корочанская С.П., Хвостова Т.С. Вариативный курс по биохимии как способ повышения качества фундаментальной подготовки специалиста в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс], 2013. № 4. Режим доступа: http://www.expeducation.ra/ru/article/view?id=4740/ (дата обращения: 10.04.2019).
3. Щукин Ю.В., Суворова Г.Н., Тулаева О.Н. Вариативные дисциплины, как способ профилизации обучения студентов в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс], 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21329/ (дата обращения: 10.04.2019).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Амет-Уста З.Р.1, Сапон Н.Н.2 Email: [email protected]
'Амет-Уста Зарема Ремзиевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сапон Наталия Николаевна — магистрант, кафедра дошкольного образования и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста возможно только при соблюдении условий: учет особенностей сюжетно-ролевой игры, ее структуры, правил организации; участие в игре воспитателя; правильно подобранная предметно-пространственная среда. Центральный компонент сюжетно-ролевой игры - это то, что она обучает принятым в обществе нормам и правилам, демонстрирует способ поведения в различных ситуациях, следовательно, развивает коммуникативные способности дошкольников.
Ключевые слова: игровая деятельность, формирование, коммуникативные способности, дошкольный возраст.
PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF ROLE-PLAYING GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Amet-Usta Z.R.1, Sapon N.N.2
'Amet-Usta Zarema Remzievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Sapon Natalia Nikolaevna - Master Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA, CRIMEAN ENGINEERING AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: the development of communicative abilities of children of preschool age is possible only under the following conditions: consideration of the features of the role-playing game, its structure, rules of the organization; participation in the game tutor; properly selected object-spatial environment. The central component of the role-playing game, this is what it teaches adopted in social norms and rules, demonstrates the way of behavior in different situations, therefore, it develops the communicative abilities of preschoolers.
Keywords: play activity, social, communication skills, preschool age.