педагогические науки
Дроздова Ирина Леонидовна РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ...
УДК 378.147.88:615.15
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ
© 2018
Дроздова Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры
«Фармакогнозии и ботаники» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица К. Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Особое место в подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием отводится дисциплинам и практикам, изучающим лекарственные растения. В учебном плане в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация» предусмотрена «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по ботанике». Данная практика входит в базовую часть структуры образовательной программы специалитета. Цель практики - формирование у обучающихся системных знаний по ботанике. Практика выполняет образовательные и воспитательные задачи. Структура практики включает различные экскурсии («Растительность водоема», «Растительность леса», «Растительность луга») в природные объекты Курской области (урочище «Знаменская роща», река Тускарь), ботанический сад КГМУ, краеведческий музей, эколого-биологический центр. При этом особое внимание уделяется экологическому воспитанию, вопросам охраны редких и исчезающих видов, внесенных в Красную книгу Курской области. Кроме того, программа практики предусматривает работу в лаборатории и самостоятельную учебно-исследовательскую работу обучающихся в виде индивидуальных заданий. Данный вид практики помогает формировать у будущих провизоров компетенции и получать знания, необходимые для изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана по специальности «Фармация».
Ключевые слова: учебная полевая практика, ботаника, ботанический сад, экскурсии, камеральная обработка материалов, растительное сообщество, луг, лес, водоем, Красная книга Курской области, гербарий, самостоятельная работа, учебно-исследовательская работа, экологическое воспитание.
ROLE OF TRAINING FIELD PRACTICE ON BOTANY IN THE MODERN SYSTEM
OF TRAINING OF PHARMACISTS
© 2018
Drozdova Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of Department "Pharmacognosy and Botany" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. A special place in the training of specialists with higher pharmaceutical education is given to disciplines and practices studying medicinal plants. In the curriculum in accordance with the Federal state educational standard of higher education in the specialty 33.05.01 "Pharmacy" provides "Training practice to obtain primary professional skills, including primary skills and research skills-field practice in botany". This practice is part of the basic structure of the educational program of the specialty. The purpose of the practice-the formation of students system knowledge of botany. Practice performs educational and educational tasks. The structure of the practice includes various excursions ("Vegetation of the reservoir", "Vegetation of the forest", "Vegetation of the meadow") to the natural objects of Kursk region (tract «Znamenskaya grove», Tuskar river), KSMU Botanical garden, Museum of local lore, ecological and biological center. Special attention is paid to environmental education, protection of rare and endangered species listed in the Red Book of Kursk region. In addition, the program of practice provides for work in the laboratory and independent educational and research work of students in the form of individual tasks. This type of practice helps to form the competence of future pharmacists and gain the knowledge necessary to study the disciplines of the basic and variable part of the curriculum in the specialty "Pharmacy".
Keywords: educational field practice, botany, Botanical garden, excursions, office processing of materials, plant community, meadow, forest, pond, red book of Kursk region, herbarium, independent work, educational and research work, environmental education.
В настоящее время важную роль в терапии и профилактике различных (в т.ч. социально значимых) заболеваний занимают лекарственные растительные средства [1].
В связи с чем важную роль в подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием - провизоров отводится дисциплинам и практикам, изучающим лекарственные растения, знание которых невозможно представить без базовых знаний по ботанике.
В учебном плане, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 33.05.01 «Фармация», наряду с базовой дисциплиной ботаника, предусмотрено прохождение «Учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевой практики по ботанике» [2]. Данная практика входит в базовую часть структуры программы специалитета (Блок «Практика, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»).
Цель данной практики - сформировать системные знания по ботанике и приобрести умения проведения описания и определения растений, принадлежащих к
различным систематическим группам. Практика выполняет образовательные и воспитательные задачи [3].
К основным образовательным задачам практики относятся:
- изучение флористических групп местной флоры, в т. ч. официнальные виды;
- знакомство с основными признаками, имеющими диагностическое значение и применяемыми для определения сырья;
- закрепление умений проведения морфологического анализа растений и установление их систематического положения с использованием определителей;
- знакомство с представителями флоры, входящими в Красную книгу Курской области и нуждающимися в охране;
- формирование целостных представлений об основных разделах ботаники (экология, фитоценология и география растений), а также приобретение навыка проводить геоботаническое описание фитоценозов;
- формирование навыков заготовки, высушивания, монтировки и оформления гербария;
- приобретение навыков использования знаний по ботанике в природе.
Воспитательные задачи практики:
Drozdova Irina Leonidovna pedagogical
ROLE OF TRAINING ... sciences
- повышение уровня экологического воспитания обучающихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края;
Практика по ботанике проходит в летний период по окончании 2 семестра 1 курса и включает полевую и камеральную (лабораторную) форму проведения.
Продолжительность практики - 12 дней. Полевая форма заключается в знакомстве с флорой и фитоцено-зами региона, а также сборе растений для последующего изготовления гербария.
Важной частью данного этапа является выполнение обучающимися самостоятельной учебно-исследовательской работы в виде индивидуальных заданий (проведение правильного сбора, высушивания, монтировки и оформления образцов гербария споровых, голосеменных или покрытосеменных растений; сбор материала вегетативных и генеративных частей растения для последующей фиксации; изготовление различных гербарных коллекций для учебных занятий «Листья», «Соцветия», «Плоды».
Камеральная форма включает проведение описания внешнего строения растений, определение принадлежности собранного образца к определенному таксону с использованием определителей, а также изготовление гербария, заполнение дневника, оформление отчета.
В период практики проводятся экскурсии в природу, работа в лабораторных условиях и самостоятельная работа.
Структура практики включает несколько этапов: подготовительный, экспериментальный, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.
Подготовительный этап (производственное собрание) проводится в первый день практики в виде вводной ознакомительной лекции.
На данном этапе с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности, формулируются цель и задачи практики, излагается программа практики, правила заготовки растений для гербария с соблюдением мер охраны окружающей среды, методика анализа собранного материала, правила оформления отчета и дневника, порядок проведения аттестации по практике, проводится распределение заданий по сбору гербария.
Экспериментальный этап включает проведение тематических экскурсий в природные объекты для изучения различных типов фитоценозов.
При составлении рабочих программ и проведении практики используются все краеведческие возможности нашего региона по организации максимально информативных экскурсий.
Места их проведения традиционны, разнообразны, удобны для работы, подобраны для решения основных задач практики и формирования у обучающихся необходимых компетенций.
Экскурсия «Растительность водоема» предусматривает изучение особенностей водной, прибрежной растительности реки Тускарь в черте г. Курска. Цель данной экскурсии: сформировать у обучающихся представление о прибрежной и водной растительности, познакомить их с морфологическими особенностями растений, обитающих в различных экологических условиях, а также собрать материал для последующего изучения в лаборатории.
Во время данной экскурсии обучающиеся, учитывая особенности данного сообщества, рассматривают поясное распределение растений по профилю берег - водоем, знакомятся с видовым составом каждого пояса, с морфологическими особенностями составляющих их растений, обращая внимание на различные экологические группы растений (гелофиты, гигрофиты, гидрофиты).
Экскурсия «Растительность луга» ставит своей целью формирование у обучающихся представления об особенностях структуры данного фитоценоза, расшире-14
ние их представлений об экологических особенностях и флористическом многообразии растений луга. На данной экскурсии обучающиеся изучают внешние особенности представителей суходольного луга, состав флоры и экологические типы видов луга, отмечая соотношение рыхлокустовых, плотнокустовых, корневищных злаков, бобовых и разнотравья в травостое, знакомятся с полезными, лекарственными, декоративными, ядовитыми растениями, произрастающими на лугу. При проведении данного этапа необходимо сделать описание изучаемого сообщества.
Экскурсия «Растительность леса» проводится в урочище «Знаменская роща» в окрестностях г. Курска. Цель данной экскурсии: сформировать у обучающихся представление о лесе как растительном сообществе, познакомить их с экологическими особенностями видов, входящих в данный фитоценоз, расширить представление о многообразии видов и жизненных форм растений местной флоры, сделать описание изучаемого сообщества, а также собрать материал для последующего изучения в лаборатории.
В процессе проведения данной экскурсии проводится обзор различных типов леса, отмечаются наиболее типичные для нашей полосы. Обучающиеся знакомятся с флористическим составом растений смешанного леса, в котором представлены лиственные и хвойные древесные и кустарниковые формы, а также травянистые растения,.
Особое внимание обращается на четко выраженное ярусное распределение растений и наличие 4 ярусов (ярус деревьев, ярус кустарников, ярус травянистых растений, ярус мхов и лишайников), флористический состав и морфологические особенности видов, участвующих в сложении каждого яруса, отмечают рельеф, освещенность, почвенные условия.
Среди рассматриваемых растений выделяют виды эдификаторы и ассектаторы, тенелюбивые и светолюбивые растения.
Кроме того, отмечаются встречающиеся различные представители моховидных, хвощевидных, папоротниковидных, плауновидных, а также грибов и лишайников. При проведении данного этапа необходимо сделать описание лесного сообщества.
Экскурсия в ботанический сад КГМУ совмещается с экскурсией «Рудеральная (сорная и придорожная) растительность». Цель экскурсии: познакомить обучающихся с историей и основными задачами деятельности ботанического сада, сформировать у обучающихся представление об агрофитоценозе как специфическом сообществе, в создании которого ведущую роль играет антропогенный фактор, а также собрать материал для последующего изучения в лаборатории.
Во время экскурсии обучающиеся знакомятся с культурными растениями, возделываемыми в ботаническом саду, а также с сорными растениями, встречающимися по ходу экскурсии. Ботанический сад КГМУ был образован в конце 60-х годов прошлого века, в 2010 году создан новый коллекционный питомник, приоритетом которого является расширение видового разнообразия лекарственных растений, акклиматизация видов других географических зон, совершенствование агротехники и декоративное озеленение.
Приоритетными в коллекции питомника являются официнальные виды, входящие в Государственную фармакопею Российской Федерации [4].
Наряду с широко распространенными видами средней полосы России, в ботаническом саду также культивируются растения Красной книги.
Всего коллекция состоит из более 100 видов лекарственных и декоративных растений, которые представлены разными жизненными формами - травами, лианами, кустарниками и кустарничками, деревьями.
В последнее время проводится работа по интродукции представителей флоры Кавказа и Закавказья, Крыма Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Дроздова Ирина Леонидовна РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ...
(крестовник плосколистный, морозник кавказский, марена красильная, мачок желтый), Средней Азии (солодка голая), Сибири, Алтая (сосна сибирская, бадан толстолистный), Дальневосточного региона (аралия маньчжурская, лимонник китайский, элеутерококк колючий) и другие.
Тематическая экскурсия в Курский областной краеведческий музей «Растительный мир Курской области». Цель экскурсии: сформировать у обучающихся историческое представление о растительности лесостепи Европейской части России. Экскурсия проводится экскурсоводом и позволяет не только закрепить знания, полученные на лекционных и практических занятиях, но и расширить кругозор о растительности лесостепи, познакомиться с географическим положением и ландшафтом Курской области, с многообразием представителей лесостепи (в т.ч. реликтовыми, лекарственными видами). Значительная часть экскурсии посвящена экспозиции о Центрально-Черноземном государственном природном биосферном заповеднике имени профессора В.В. Алехина («Стрелецкая степь»), который с 1979 г. включен в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, в 1998 г. получил Диплом Совета Европы, а с 2012 г. входит в Изумрудную сеть Европы [5].
Обучающиеся знакомятся с заповедником как с особо охраняемой природной территорией, на которой произрастает разнообразие растений и грибов, в т. ч. с реликтовыми растениями Курской области (волчеягодник Юлии, проломник Козо-Полянского, виды ковылей), с явлением «Курская ботаническая аномалия». При этом особое внимание уделяется экологическому воспитанию [6], вопросам охраны редких и исчезающих видов, внесенных в Красную книгу Курской области [7].
Экскурсия в Курский областной эколого-биологиче-ский центр. Цель экскурсии: сформировать у обучающихся представление об особенностях выращивания в оранжерейных условиях представителей лекарственной и нелекарственной флоры (культивируемых лекарственных, пищевых, декоративных растений). Экскурсия проводится экскурсоводом и предусматривает посещение теплиц, где обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного мира, выращиваемого в оранжерейных условиях г. Курска.
Обучающиеся имеют возможность увидеть в условиях оранжереи лекарственные растения (лавр благородный, инжир (смоковницу обыкновенную), пассифлору инкарнатную, гранат обыкновенный), а также виды, имеющие важное хозяйственное и пищевое значение -представители тропической и субтропической флоры (бамбук, хурма и другие).
При проведении всех экскурсий особое внимание уделяется официнальным растениям, входящим в Государственную фармакопею Российской Федерации [4] и служащим сырьем для получения лекарственных препаратов.
Экскурсии чередуются с работой в лабораториях кафедры фармакогнозии и ботаники КГМУ. Данный этап включает в себя: камеральную обработку экскурсионных материалов, проведение внешнего описания растений и установление его систематического положения с использованием различных определителей флоры России [8], а также процесс высушивания, монтировки, оформления гербария и дневника.
Заключительный этап предусматривает оформление отчета по результатам практики, а также его защиту.
В соответствии с действующим учебным планом по окончании практики обучающиеся сдают аттестацию с выставлением оценки.
Оценка является комплексной, дифференцированной и складывается из результатов тестирования, устного собеседования по вопросам билета, защиты оформленного отчета, проверки дневника и индивидуальных заданий (гербария и фиксированного растительного материала для лабораторных занятий). Для обеспечения работы во
время практики и подготовки к аттестации обучающиеся полностью обеспечены всеми необходимыми методическими материалами [9-12].
Таким образом, «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по ботанике» занимает важное место в подготовке современных специалистов для фармацевтической отрасли и несет в себе не только образовательную, но и воспитательную составляющую.
Данный вид практики помогает формировать у будущих провизоров компетенции и получать знания, необходимые для изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана («Фармакогнозия», «Основы экологии и охраны природы», «Основы фитотерапии», «Анализ сборов из лекарственного растительного сырья»), которые в конечном итоге необходимы в области профессиональной деятельности специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смирнова Ю.А., Киселева Т.Л. Новые виды лекарственных растений для отечественной фармакопеи // Фармация. 2009. № 7. С. 6-8.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 (уровень специалитета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 1037 [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/330501/
3. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации XIII издания. М.: МЗ РФ, 2016. [Электронный ресурс] // http://pharmacopoeia.ru/gosudarstvennaya-farmakopeya-xiii-online-gf-13-online/
5. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина / Минприроды России, ЦентральноЧерноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина; [под общей ред. А.А. Власова, О.В. Рыжкова, Н.И. Золотухина]. Курск: Мечта, 2016. 320 с.
6. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. № 5. С. 61-63.
7. Красная книга Курской области. Том 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов / Отв. ред. Н.И. Золотухин / Составители: Золотухин Н.И., Золотухина И.Б., Игнатов М.С., Полуянов А.В., Попова Н.Н., Прудников Н.А., Сошнина В.П., Филатова Т.Д. Тула, 2002. 165 с.
8. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 600 с.
9. Анцышкина А.М., Барабанов Е.И., Мостова Л.В. Ботаника: Руководство по учебной практике для студентов. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. 104 с.
10. Дроздова И.Л., Трембаля Я.С. Сборник мультимедийных тестовых заданий к аттестации по учебной полевой практике по ботанике [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоятельной подготовки студентов фармацевт. фак.; Курск: [б.и.], 2014. 1 эл. опт. диск (CD ROM).
11. Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. М: Товарищество научных изданий КМК. 2004. 506 с.
12. Трембаля Я.С. Учебная полевая практика по ботанике. Учебно-методическое пособие для студентов фар-
Drozdova Irina Leonidovna ROLE OF TRAINING ...
pedagogical sciences
мацевтического факультета. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. 192 с.
Статья поступила в редакцию 25.03.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018
16
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)