Научная статья на тему 'Учебная практика как форма развития первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков студентов бакалавриата по естественнонаучным направлениям подготовки'

Учебная практика как форма развития первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков студентов бакалавриата по естественнонаучным направлениям подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / СТУДЕНТ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / БИОЛОГИЯ / БОТАНИКА / ЭКОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / BACCALAUREATE / STUDENT / EDUCATIONAL PRACTICE / BIOLOGY / BOTANY / ECOLOGY / COMPETENCE / KNOWLEDGE / SKILLS / RESEARCH / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаадаева Н.Н., Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н.

Рассматривается место и роль практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза на примере учебных практик, проводимых в соответствии с учебными планами по направлениям подготовки бакалавриата биологической и экологической направленности. Анализируются основные этапы учебной практики. Приводятся примеры содержания практик по экологии и ботанике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаадаева Н.Н., Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PRACTICE AS A FORM OF DEVELOPMENT OF PRIMARY PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC RESEARCH SKILLS AND SKILLS OF BACCALAUREATE STUDENTS ON NATURAL AND SCIENTIFIC PREPARATION DIRECTIONS

The paper considers the place and role ofpractice in obtaining primary professional skills and abilities, including primary skills and research skills in the educational process of the university, using the example of educational practices, which are conducted in accordance with curricula in the areas of preparation of the bachelor degree in biological and environmental orientation. The main stages of the educational practice are analyzed. The authors give examples of the content of practices on ecology and botany.

Текст научной работы на тему «Учебная практика как форма развития первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков студентов бакалавриата по естественнонаучным направлениям подготовки»

УДК 378

UDC378

ЧААДАЕВА Н.Н.

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: n_chaadaeva@list.ru КОНДРАШОВА И.Н.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: eco-kondrashova@yandex.ru КОНДЫКОВА Н.Н.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: nkondykova@yandex.ru

CHAADAEVA N.N.

Candidat of biological sciences, associate professor, associate professor of the Chair of Botany, Physiology and Biochemistry of plants of the Orel State University E-mail: n_chaadaeva@list.ru KONDRASHOVA I.N. Candidat of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Chair of Geography, Ecology and general biology of the Orel State University E-mail: eco-

kondrashova@yandex.ru KONDYKOVA N.N.

Candidat of agricultural sciences, associate professor, associate professor of the Chair of Geography, Ecology and general biology of the Orel State University E-mail: nkondykova@yandex.ru

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

EDUCATIONAL PRACTICE AS A FORM OF DEVELOPMENT OF PRIMARY PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC RESEARCH SKILLS AND SKILLS OF BACCALAUREATE STUDENTS ON NATURAL AND SCIENTIFIC PREPARATION DIRECTIONS

Рассматривается место и роль практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза на примере учебных практик, проводимых в соответствии с учебными планами по направлениям подготовки бакалавриата биологической и экологической направленности. Анализируются основные этапы учебной практики. Приводятся примеры содержания практик по экологии и ботанике.

Ключевые слова: бакалавриат, студент, учебная практика, биология, ботаника, экология, компетенции, знания, умения, навыки, научные исследования, образование, воспитание.

The paper considers the place and role ofpractice in obtaining primary professional skills and abilities, including primary skills and research skills in the educational process of the university, using the example of educational practices, which are conducted in accordance with curricula in the areas of preparation of the bachelor degree in biological and environmental orientation. The main stages of the educational practice are analyzed. The authors give examples of the content of practices on ecology and botany.

Keywords: baccalaureate, student, educational practice, biology, botany, ecology, competence, knowledge, skills, research, education, upbringing.

Успешное решение задач в процессе подготовки бакалавров зависит от комплекса форм, средств и методов учебно-воспитательного воздействия на обучающихся. Именно активные формы, связанные с непосредственным общением с природой, способны дать студентам наиболее прочные знания. Поэтому среди них важное место занимает учебная практика - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, которая обладает существенными преимуществами перед отрывочными экспериментами и опытами, так как ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся [2, 5, 6].

Как известно из курсов педагогики и методики преподавания биологии, учебная практика расширяет и углубляет знания, полученные студентами на лекциях и лабораторно-практических занятиях, а также способствует развитию умений и навыков их использования при изучении природных объектов [1 Верзилин]. Практика создаёт условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, для овладения профессиональными навыками натурных исследований; кроме того, она позволяет ликвидировать имеющийся разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, способствует осознанию сущности экологических и биологических категорий, так как в природных условиях они

© Чаадаева Н.Н., Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н. © Chaadaeva N.N., Kondrashova I.N., Kondykova N.N.

приобретают конкретное содержание, и, наконец, заставляет студентов переосмыслить свое отношение к окружающей среде, формируя их биоцентрическое мировоззрение.

Важными этапами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются подготовительный, исследовательский, обработка и анализ полученной информации, а также подготовка отчета по практике [3].

На подготовительном этапе студенты знакомятся с целью и задачами практики, с документацией, которую должны вести обучающиеся (дневник практики), с планом полевых и камеральных работ; с методиками исследований. Преподаватель предоставляет информацию о необходимых литературных источниках, электронной базе данных. Обязательным является проведение инструктажа по технике безопасности во время полевых исследований.

На исследовательском этапе студенты непосредственно выходят в природу, осуществляют натурные исследования в зависимости от программы практики, например, проводят наблюдения, измеряют какие-либо параметры изучаемого объекта, осуществляют сбор растительных объектов и т. п.

Важным этапом является обработка и анализ полученной информации (полевого материала), работа со справочными источниками, выполнение творческого и практического заданий.

По итогам практики обучающиеся оформляют отчет, также они могут готовить доклады, презентации, писать статьи, основанные на полученных в ходе практики собственных результатах. Таким образом, у студентов формируются первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности.

Учебным планом по направлению подготовки 06.03.01 Биология, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, предусматривается практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по различным дисциплинам [7]. Приведем несколько примеров по различным дисциплинам.

Полевая практика по экологии. Основными целями учебной практики экологии являются: формирование и развитие системы экологических знаний, экологической культуры студентов, ответственного отношения к окружающей среде, а также ознакомление студентов с основными методами экологических исследований: теоретическими, полевыми лабораторными, экспериментальными; формирование умений рационального выбора доступных методов и средств оценки экологических ситуаций в решении конкретных проблем экологического характера и обеспечение комплексного подхода в постановке экологических исследований с использованием нормированных показателей и приемов; создание условий для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций; овладение профессиональными навыками при проведении исследований в природных условиях; ознакомление с особо охраняемыми природными территориями Орловской области.

В ходе данной практики студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, полученных в процессе

аудиторных и самостоятельных занятий по дисциплине «Экология и рациональное природопользование»; изучают современные направлений развития экологической науки и новых методов проведения экологического эксперимента; осваивают методы работы на современном оборудовании, используемом при постановке экологических экспериментов; развивают умения и навыки проведения экологических наблюдений в природе, сбора и обработки полевого материала, организации и проведения экологических исследований; осваивают методы оценки состояния окружающей среды; используют на практике навыки и умения в организации исследовательской работы и работы в коллективе. Кроме того, у студентов формируются любовь к природе, мотивы и потребностей в экологически грамотном поведении, развиваются интеллектуальные способности и эмоциональная сфера студентов.

Способы проведения практики - стационарная и выездная.

В ходе учебной практики студент должен ознакомиться и изучить следующие разделы: Введение. Экологические особенности природных сред обитания. Наземные сообщества. Оценка экологического состояния окружающей среды. Охраняемые и особо охраняемые природные территории.

Студенты проводят наблюдения за важнейшими факторами наземно-воздушной и почвенной сред обитания: температурный режим, радиационный фон, влажность и др., изучают особенности адаптации живых существ (растений, насекомых и др.) к условиям обитания. На примере образцов растений, собранных в природе, закрепляются понятия о простом и сложном наблюдении, отрабатываются навыки отбора проб частей растений, семян для последующего лабораторного исследования. Собранный материал доставляется в лабораторию Эколого-гигиенических и ци-тогенетических исследований.

Проводится исследование структуры и видового разнообразия различных природных сообществ (лесных, степных, луговых и т.д.). Закрепляются понятия: экосистема, биоценоз, микроценозы, микрогруппировки, фитоценоз, зооценоз, ярусность, синузии, сукцессии и т.д. Отрабатываются навыки наблюдения, измерения, подсчета, оценки качественных признаков изучаемых объектов с использованием полевого и лабораторного оборудования.

Оценка экологического состояния окружающей среды проводится как на территории города Орел, так и различных объектов Орловского района. Студенты знакомятся с критериями и показателями экологического состояния окружающей среды, методами оценки экологического состояния атмосферного воздуха, почвы, природных вод, продуктов питания. В лабораторных условиях проводится статистическая обработка данных, формулируются выводы.

Во время учебных экскурсий, проводимых в ходе практики, целью которых наряду с формированием и развитием системы экологических знаний, экологической культуры студентов, является ознакомление с особо охраняемыми природными территориями Орловской области, обучающиеся посещают природные экосистемы национального парка «Орловское Полесье», балки «Непрец» и другие, изучают редкие и охраняемые виды растений и животных, меры по их охране [4]. В ходе самостоятельной работы студенты изучают нормативно-правовую базу по охране окружающей среды.

Полевая практика по ботанике (систематика растений). Основными целями учебной практики по ботанике (систематика растений) являются: углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса о громадном разнообразии растений, принципах их классификации, особенностях произрастания, размножения, создание у студентов четкой системы знаний о растительном покрове как компоненте биосферы, об основных структурных единицах биосферы: фитоценозах. Кроме этого, формирование умений отличать основные типы растительного покрова и составлять ботаническое их описание в диаграммах, фотографиях и других документальных материалах; объяснять образование растительных сообществ распределением экологических и географических условий; определять, как и какой мере сообщества растений влияют окружающую их среду и как антропогенные воздействия влияют на растительные сообщества; получить представление о необходимости конкретных природоохранных мероприятий для каждого типа фитоценозов; ориентироваться в основных и достаточно выраженных направлениях развития растительного покрова; приобретение навыков хотя бы грубой хозяйственной оценки растительного покрова на основе геоботанического анализа; освоение методов анализа растительного покрова (пробные площадки, разные системы учета обилия и других количественных характеристик и т.п.); приобретение знаний основных видов местной флоры (флора Орловской области).

В ходе данной практики студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, полученных в процессе аудиторных и самостоятельных занятий по дисциплине «Ботаника (систематика растений)»; изучают современные направления развития ботанической науки; осваивают методы работы в полевых условиях; развивают умения и навыки проведения ботанических наблюдений в природе, сбора и обработки полевого нативного и гербарного материалов, организации и проведения геоботанических исследований; осваивают методы камеральной обработки; используют на практике навыки и умения в организации исследовательской работы и работы в коллективе. Кроме этого, у студентов формируются бережное отношение к природе, развиваются интеллектуальные способности и эмоциональная сфера студентов. Выполнение индивидуальных заданий расширяет объем знаний студентов в области практического применения важных хозяйственных растений основных фитоценозов района практики.

Способы проведения практики - стационарная и выездная.

В ходе учебной практики студент должен ознакомиться и изучить следующие разделы: Понятие о растительном покрове, о зональном и интразональном типах растительности. Общая характеристика топологических и экологических условий района практики. Влияние антропологических факторов на растительность в районе практики. Понятие о растительном сообществе. Основные структурные элементы фитоценоза: ярусы, синузии, ценопопуляции. Методика описания фитоценоза. Методика заложения пробных площадок. Методы составления геоботанического профиля. Лесная растительность. Состав и строение древесных ярусов, их сомкнутость и высота. Подлесок: флористический состав, общее проективное покрытие. Кустарничковый и травяной ярусы. Сомкнутость, состав. Жизненность. Фенофазы. Основные типы леса района практи-

ки. Луговая растительность. Понятие о луге. Луга пойменные и материковые. Зависимость состава растительности от типа луга. Развитие луга. Сукцессионные смены луговой растительности. Отличительные признаки и биология главнейших представителей луговых растений. Растительность водоемов и прибрежий. Распределение растительных сообществ по берегам водоемов, его экологическая обусловленность, причины зарастания водоемов. Растительность болот. Болота верховые и низинные. Зависимость флористического состава от типа болота, экологических условий. Агрофитоценозы. Видовой состав и жизненные формы сорняков в сочетании с культурными растениями района практики. Особо охраняемые природные территории района практики.

Важным аспектом прохождения практики по ботанике (систематике растений) для студентов является подготовка (сбор, камеральная обработка, оформление) тематических гербарных коллекций, пополняющих фонд гербария имени профессора В.Н. Хитрово института естественных наук и биотехнологии: «Лесные виды флоры Орловской области», «Степная флора Орловской области», «Охраняемые виды флоры Орловской области», «Ксерофиты флоры Орловской области», «Лекарственные виды, содержащие эфирные масла», «Лекарственные виды, содержащие гликозиды», «Растения флоры Орловской области, содержащие алкалоиды», «Флора балки «Непрец»» и т.п.

В учебном плане по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, разработанном на основании Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, имеет место учебная практика - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, нацеленная на ознакомление студентов с основными методами экологических исследований: теоретическими, полевыми лабораторными, экспериментальными; формирование умений рационального выбора доступных методов и средств оценки экологических ситуаций в решении конкретных проблем экологического характера и обеспечение комплексного подхода в постановке экологических исследований с использованием нормированных показателей и приемов; развитие экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде [8].

В задачи данной практики входит закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе аудиторных и самостоятельных занятий по общей экологии, методам экологических исследований, экологии растений и животных, генетике; развитие умений и навыков проведения экологических и биологических наблюдений в природе, сбора и обработки полевого материала, организации и проведения экологических и биологических исследований; освоение методов работы на современном оборудовании, используемом при постановке экологических и биологических экспериментов, а так же углубленное изучение методов исследований и проведение исследовательской работы; изучение и понимание факторов о распределении вредных веществ естественного и антропогенного происхождения в экологических системах регионального уровня и геосферах; изучение глобальных биохимических циклов, механизмы устойчивости и пределы саморегуляции биосферы, нормирование, методы анализа рисков;

сформирование умений применять экологические методы и оценивать экологическую обстановку; воспитание мотивов и потребностей в экологически грамотном поведении, развитие интеллектуальных способностей и эмоциональной сферы студентов.

Результатом летней полевой практики являются сформированные у студентов умения и навыки исследования окружающей среды и оценки ее экологического и биологического состояния.

Таким образом, в процессе прохождения учебной практики студенты обучаются рациональной постановке

целей и задач исследования, работе с научной и учебно-методической литературой, правильному выбору необходимой методики, оформлению результатов исследований и их доходчивому изложению, а также выработке практических рекомендаций по улучшению экологического состояния изучаемого объекта. В ходе практики особое внимание уделяется культуре поведения в природе, воспитанию потребности в природоохранной деятельности. У студентов возникают яркие впечатления, положительные эмоции, зарождается чувство прекрасного, что способствует воспитанию любви к природе, формированию экологической культуры.

Библиографический список

1. ВерзилинН.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 384 с.

2. ИльинаН.А., ЧаадаеваН.Н., КондрашоваИ.Н. Об организации учебного процесса в Орловском государственном университете в контексте современных требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 5 (61) Орел: РИЦ ОГУ С.348-354.

3. КондрашоваИ.Н., КондыковаН.Н. Реализация целей образования для устойчивого развития в организации экологической деятельности студентов / Природные ресурсы Центрального региона России и их рациональное использование: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Орёл, 28 ноября 2017 г. Орёл: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2017. С. 221-226.

4. Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н., Красников Д.В. Формирование экологической культуры студентов на экскурсиях в национальный парк «Орловское Полесье» // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. Орел: ОГУ 2016. Т. 2. № 2. С. 188-190.

5. КондрашоваИ.Н., КондыковаН.Н., ТяпкинаА.П., ЧувашеваЕ.С. Некоторые аспекты экологического и химического образования студентов, обучающихся на факультете естественных наук // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 64 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 399-401.

6. Чаадаева Н.Н., Кондрашова И.Н. К вопросу о формировании экологической культуры студентов в Орловском государственном университете// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. Т.1. №1 (70). Орел: ОГУ 2016. С. 253-254.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 06.03.01 Биология. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 944: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles /fgosvob/040301.pdf - Дата доступа: 15.08.2018.

8. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 998: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/050306.pdf / - Дата доступа: 07.08.2018.

References

1. VersilinN.M., Korsunskaya V.M. General methodology of teaching biology. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 384 p.

2. Ilina N.A., Chaadaeva N.N., Kondrashova I.N. On the organization of the educational process at Orel State University in the context of modern requirements of state educational standards for higher professional education // Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. Issue. 5 (61) Orel: Editorial Publishing Center OSU Pp.348-354.

3. KondrashovaI.N., KondykovaN.N. Realization of the goals of education for sustainable development in the organization of environmental activities of students / Natural Resources of the Central Region of Russia and their rational use: Materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference, Orel, November 28, 2017 Orel: FSBI HE "Orel State University named after I.S. Turgenev, " 2017. Pp. 221-226.

4. Kondrashova I.N., Kondykova N.N., Krasnikov D.V. Formation of the ecological culture of students on excursions to the national park "Orlovskoe Poles'e " // Urgent problems of natural science education, environmental protection and human health. Orel: OSU, 2016. Vol. 2. № 2. Pp. 188-190.

5. Kondrashova I.N., Kondykova N.N., Tyapkina A.P., Chuvashova E.S. Some aspects of ecological and chemical education of students studying at the Faculty of Natural Sciences // Urgent problems of chemical and environmental education: A collection of scientific papers of the 64th All-Russian Scientific and Practical Conference of Chemists with International Participation, St. Petersburg, April 13-15, 2017. SPb.: Publishing House of A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2017. Pp. 399-401.

6. Chaadaeva N.N., Kondrashova I.N. On the issue of the formation of the ecological culture of students at Orel State University // Scientific Notes of Orel State University. Series: Natural, technical and medical sciences. Vol.1. №1 (70). Orel: OSU, 2016. Pp. 253-254.

7. Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education, baccalaureate, direction of training 06.03.01 Biology. Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 7, 2014 No. 944: [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/040301.pdf/ Access date: 08/15/2018.

8. 2 Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education, bachelor's degree, direction of training 05.03.06 Ecology and nature management. Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 11, 2016 N 998: [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/050306.pdf / - Access date: 08.07.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.