Научная статья на тему 'Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров'

Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECOLOGICAL THINKING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT STUDENT'S WORK / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ЛЕС / FOREST / ЛУГ / MEADOW / СТЕПЬ / STEPPE / ВОДОЕМ / POND / ФИТОЦЕНОЗ / PHYTOCENOSIS / ЭКОСИСТЕМА / ECOSYSTEM / БИОГЕОЦЕНОЗ / BIOGEOCENOSIS / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ECOLOGICAL PROFILE / РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / PLANT COMMUNITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА РАСТЕНИЙ / ECOLOGICAL GROUP OF PLANTS / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД / ГЕРБАРИЙ / HERBARIUM / ЭКСКУРСИИ / TOURS / ECOLOGICAL RANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

Согласно экологической доктрине Российской Федерации одним из направлений экологической политики государства является повышение экологической культуры населения и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В учебном плане подготовки бакалавров предусмотрена «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по ботанике)». Содержание учебной практики по ботанике направлено на формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры студентов. На примере конкретных природных объектов (балка «Каменный овраг», урочище «Дубовая роща», пруды на ул. Воронежской и ботанический сад) показана возможность осуществлять учебно-исследовательскую работу, решать задачи экологического образования. Приводятся конкретные примеры природных объектов, во время экскурсий на которых формируются у студентов такие экологические понятия как экосистема, биогеоценоз, фитоценоз. Делается акцент на самостоятельную работу студентов в природе и дома для решения образовательных и воспитательных задач учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATIONAL BOTANY PRACTICE IN ENVIRONMENTAL BACHELORS EDUCATION

One of the directions of environmental state policy is the increase of population's ecological culture and professional environmental skills and knowledge, according to the ecological doctrine of the Russian Federation. In the curriculum of preparation of bachelors provided with a «Practice obtain primary professional skills, including primary skills and skills in research activities in botany». The content of training practice in botany is directed on formation of ecological consciousness and education of ecological culture of the students. Оn concrete examples a particular natural object such as a beam «Kamenny ovrag», tract «Dubovaya roshcha», ponds on the Voronezhskaya street and the Botanical garden shows the possibility to carry out teaching and research work, to solve problems of environmental education. Specific examples of natural objects, during the excursions are given. Its formed the student’s ecological concepts such as ecosystem, biogeocenosis, phytocenosis. The emphasis is on student’s independent work in the nature and at home for the solution of educational problems of educational practice.

Текст научной работы на тему «Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров»

Solovieva Vera Valentinovna role of educational ..

pedagogical sciences

УДК 378

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ

© 2017

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Антонова-Овсеенко, 26, e-mail: [email protected])

Аннотация. Согласно экологической доктрине Российской Федерации одним из направлений экологической политики государства является повышение экологической культуры населения и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В учебном плане подготовки бакалавров предусмотрена «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по ботанике)». Содержание учебной практики по ботанике направлено на формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры студентов. На примере конкретных природных объектов (балка «Каменный овраг», урочище «Дубовая роща», пруды на ул. Воронежской и ботанический сад) показана возможность осуществлять учебно-исследовательскую работу, решать задачи экологического образования. Приводятся конкретные примеры природных объектов, во время экскурсий на которых формируются у студентов такие экологические понятия как экосистема, биогеоценоз, фитоценоз. Делается акцент на самостоятельную работу студентов в природе и дома для решения образовательных и воспитательных задач учебной практики.

Ключевые слова: воспитание, образование, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое мышление, самостоятельная работа студентов, учебная практика, лес, луг, степь, водоем, фитоценоз, экосистема, биогеоценоз, экологический профиль, растительное сообщество, экологическая группа растений, экологический ряд, гербарий, экскурсии.

ROLE OF EDUCATIONAL BOTANY PRACTICE IN ENVIRONMENTAL BACHELORS EDUCATION

© 2017

Solovieva Vera Valentinovna, doctor of biological sciences, professor of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko street, 26, e-mail: [email protected])

Abstract. One of the directions of environmental state policy is the increase of population's ecological culture and professional environmental skills and knowledge, according to the ecological doctrine of the Russian Federation. In the curriculum of preparation of bachelors provided with a «Practice obtain primary professional skills, including primary skills and skills in research activities in botany». The content of training practice in botany is directed on formation of ecological consciousness and education of ecological culture of the students. On concrete examples a particular natural object such as a beam «Kamenny ovrag», tract «Dubovaya roshcha», ponds on the Voronezhskaya street and the Botanical garden shows the possibility to carry out teaching and research work, to solve problems of environmental education. Specific examples of natural objects, during the excursions are given. Its formed the student's ecological concepts such as ecosystem, biogeoce-nosis, phytocenosis. The emphasis is on student's independent work in the nature and at home for the solution of educational problems of educational practice.

Keywords: education, education, ecological consciousness, ecological culture, ecological thinking, independent student's work, educational practice, forest, meadow, steppe, pond, phytocenosis, ecosystem, biogeocenosis, ecological profile, plant community, ecological group of plants, ecological range, the herbarium, tours.

В 1970-80-х гг. были сформулированы и основные принципы экологического образования: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевых начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Общей задачей экологического образования сегодня является формирование экологического сознания личности. Эта задача базируется на уровне трех основных положений: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой [1]. Заметным событием начавшегося XXI в. стало одобрение Правительством РФ (Распоряжение №1225-р от 31 августа 2002 г.) «Экологической доктрины Российской Федерации». Этот документ определил основные направления, задачи и принципы государственной политики в области рационального природопользования на долгосрочный период. В 5 главе доктрины указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии, в их числе названы экологическое образование и просвещение. Согласно экологической доктрине Российской Федерации сегодня одним из направлений экологической политики государства является повышение экологической культуры населения и профессиональных навыков и знаний в области

экологии [2].

Отличительной особенностью современного образования и профессиональной деятельности педагога в России является их стандартизация [3, 4]. Решение этих задач предусмотрено не только во время аудиторных занятий, но и в период учебных практик по ботанике, экологии, в проектной деятельности студентов [5-10]. На естественно-географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета реализуются программы бакалавриата педагогического образования, которые готовят выпускников к педагогическому, проектному, исследовательскому (научно-исследовательскому) и культурно-просветительскому видам профессиональной деятельности. В учебном плане подготовки бакалавров предусмотрена «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по ботанике)». Целью практики является формирование у бакалавров специальных биологических компетенций по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. В основные задачи практики в области педагогической деятельности входит овладение основными понятиями практики; знание теоретических основ практики; анализ прикладных проблем деятельности человека и их решение с использованием методов практики. В области проектной деятельности отбор содержания темы «Методы изучения флоры и растительного покрова» в рамках

406

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Соловьева Вера Валентиновна

роль учебной практики ...

школьного курса биологии; проектирование содержания программ внеурочной деятельности учащихся, курсов по выбору и элективных курсов флористической и фитоценотической направленности. В области научно-исследовательской деятельности: овладение методами анализа флористических и фитоценотических данных. В области культурно-просветительской деятельности: подготовка сообщений по актуальным вопросам флористических и фитоценотических исследований для учащихся. Объектами профессиональной деятельности при освоении дисциплины являются обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Содержание учебной практики базируется на материале, освоенном в ходе изучения дисциплин «Ботаника» и «Ботаническое краеведение». Оно опирается на результаты формирования в предыдущих курсах следующих компетенций: владение основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений; владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений. Образовательным результатом практики является приобретение следующих компетенций: понимание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека; способность объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений; владение знаниями о закономерностях развития органического мира; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности.

Образовательные задачи практики представлены тремя блоками: 1) флористический - изучение местной флоры, сбор, определение и оформление гербария 100 видов растений, собранных в районе практики; 2) систематический - изучение основных семейств цветковых растений и представителей отделов споровых и голосеменных, встреченных во время экскурсий; 3) геоботанический - освоение методики геоботанических исследований, изучение жизненных форм, видового состава, структуры и экологических условий растительных сообществ леса, степи, луга и водоема. В воспитательные задачи практики входит: воспитание бережного отношение к природе; формирование навыков культурного поведения в природе; воспитание активной жизненной позиции и ответственности за состояние природы; развитие экологического сознания.

Выполнение образовательных задач учебной практики по ботанике предполагает приобретение грамотных навыков сбора растений в природе, их гербаризации и определения видов растений, освоение методов полевых исследований различных типов растительных сообществ и закрепление знаний, полученных во время лекционного курса и лабораторно-практических занятий. Содержание практики включает краеведческие аспекты о ботанических памятниках природы Самарской области, материал, касающийся видового состава семейств и редких охраняемых растений местной флоры, проблем охраны растительных сообществ.

Проведение практики в природе предусматривает постановку и выполнение конкретных задач на каждый день, продолжительность практики 6 дней по 6 часов. Для выполнения задач практики выдается специальное оборудование и ведется предварительная подготовка по изучению мест проведения экскурсий. При этом их выбор не случаен, эти объекты не только доступны, разнообразны, отражают ценотический принцип, но и являются удобными для изучения студентами.

Содержание учебной практики включает изучение

типов растительных сообществ, знание методических инструкций по изучению фитоценозов, заполнение «Бланков геоботанических описаний», которые используются для записи результатов полевых исследований. Особый раздел в содержании практики представляют собой «Задания для самостоятельной работы», который предполагает изучение характеристики основных семейств цветковых растений и морфологический анализ растений по живым объектам, собранным во время экскурсии. В первый день практики проводится эколого-флористическая экскурсия в природу в балку «Каменный овраг» (Кинельский район Самарской области).

Балка «Каменный овраг» имеет статус памятника природы и занимает площадь 10 га. В задачу экскурсии входит знакомство со своеобразными экологическими условиями балки, разнообразием экологических ниш, в которых формируются экологические группы растений ксерофитов, мезофитов и мезоксерофитов. Рассматривается экологический профиль балки, главное русло которой имеет протяжённость более 6 км и впадает в реку Большой Кинель. Студенты знакомятся с характером балочной долины: в нижнем течении она характеризуется асимметричностью склонов и широким плоским днищем. Крутой левый склон юго-западной экспозиции сложен коренными породами пермского возраста и имеет хорошо сохранившуюся естественную растительность. Правый северо-восточный склон пологий эрози-онно-аккумулятивного происхождения сильнее подвержен влиянию антропогенного воздействия, вследствие чего его растительность нарушена [11]. Днище балки выполнено слоистыми отложениями овражно-балочного аллювия. Растительный покров оврага отличается большим разнообразием. При его изучении студенты закрепляют понятие «флора» и «растительность», знакомятся с понятиями «биогеоценоз» и «фитоценоз». Его слагают дубравы, липняки и другие байрачные леса, полынково-типчаковые степи аллювиальных террас и своеобразные степные сообщества, приуроченные к каменистым субстратам с сильно смытыми карбонатными почвами. Склоны его и верховья облесены, леса сопровождаются суходольным лугом. Лес в «Каменном овраге» негустой, образован дубом и кленом платановидным, самые глубокие отроги с крутыми склонами несут осиново-липо-вые насаждения, в травостое которых можно встретить такие северные виды, как рамишия однобокая, вороний глаз, воронец колосистый. «Каменный дол» является рефугиумом местной флоры, здесь встречено более 300 видов растений, многие из которых требуют внимания и охраны. К редким и исчезающим растениям, занесенным в Красную книгу Самарской области (2008) отнесены копеечник крупноцветковый, шалфей поникающий, рябчик русский, эфедра двуколосковая, адонис весенний, астрагал Цингера, бурачок голоногий, тонконог жёстколистный, василёк русский и др.

В отчете по экскурсии первого дня входит: характеристика природно-экологических условий балки «Каменный овраг», вычерчивание экологического профиля балки, освещение методики сбора и правил гербаризации растений; составление списка видов 60 видов растений, собранных для определения и закладки в гербарий; выполнение рисунков для морфологического анализа цветков растений изучаемых семейств, встреченных во время экскурсии. Задания для самостоятельной работы после экскурсии предполагают изучение «Техники гербаризации растений»; знакомство с характеристикой семейств (маковые, льновые, гвоздичные), изучение морфологии типичных представителей; работа с гербарием, собранным во время экскурсии (перекладывание в сухие «рубашки», определение растений по ключу с помощью определителя растений Среднего Поволжья, написание этикеток).

После экскурсии, во второй день практики происходит камеральная обработка в лаборатории кафедры и подготовка к экскурсии в лес и степь. Студенты с по-

Solovieva Vera Valentinovna pedagogical

role of educational ... sciences

мощью учебных пособий [5, 12] изучают лес и степь как растительное сообщество и знакомятся с методикой геоботанического описания лесного и степного фитоценоза. В этот же день знакомятся с характеристикой семейств древесных растений из семейств березовые, буковые, ивовые и делают в альбоме рисунки типичных представителей, а также работают с гербарием и учат научные названия растений на латинском языке.

В третий день практики проходит геоботаническая и флористическая экскурсия в урочище «Дубовая роща» (окрестности г. Самара). Он представляет собой ценный природный комплекс, имеющий большое водоохранное и рекреационное значение [13]. В качестве памятника природы выделено два квартала дубравы - №8 и №11, общей площадью 215 га. Их научная ценность состоит в том, что здесь сохранились уникальные леса из дуба, имеющего естественное семенное происхождение. Возраст деревьев в квартале №11 - 70-100 лет, высота отдельных деревьев 25 метров. Подлесок состоит из бересклета, лещины, шиповника. Дубрава ещё молодая, продолжает расти, для нашей области такие леса - большая редкость. Здесь формируются своеобразные экологические условия: поверхность расчленена глубокими оврагами, формирующими увалисто-холмистый рельеф. Почвы под дубравами темно-серые лесные, суглинистые, относительно плодородные и хорошо дренированные. Условия увлажнения нормальные за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод. В геологическом отношении район характеризуется преобладанием древних палеозойских отложений и наличием карстовых процессов. Плато слагают красно-бурые глины, известняки, доломиты и мергели татарского яруса пермского периода [14]. Растительный покров «Дубовой рощи» неоднороден, что объясняется разнообразием местообитаний и антропогенным воздействием. Во время экскурсии студенты расширяют свое представление о понятиях «экосистема» и «биогеоценоз». На примере дубрав, усваивают важное экологическое представление о том, что границей биогеоценоза является фитоценоз. Студенты по ходу экскурсии приходят к выводу о том, что для данного типа фитоценоза характерна своеобразная ярусная структура: древостой, подлесок, кустарниковый ярус и подрост, травянистый ярус, мохово-лишайниковый покров синузий на древесной коре. Особые экологические условия для формирования возобновления древесных растений складываются благодаря лесной подстилке. Все это отражается в бланке геоботанического описания лесного фитоценоза.

В природном комплексе «Дубовая роща» встречаются участки каменистой степи. По опушкам леса, на склонах отмечаются кустарниковые степи с вишней степной, спиреей городчатой, миндалём низким. Здесь студенты закладывают экологические профили вдоль склона и описывают степные растительные сообщества.

В заключении экскурсии делается вывод о том, что на состояние растительного покрова урочища отражаются неблагоприятные экологические условия, создающиеся в результате интенсивного рекреационного использования.

В отчете по экскурсии в урочище «Дубовая роща» входит геоботаническое описание леса и степи по бланкам (исследовательская работа по звеньям и бригадам); составление списка 40 видов растений, собранных для определения и гербария; морфологический анализ цветков растений изучаемых семейств, встреченных во время экскурсии. В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается оформление бланков геоботанических описаний по результатам экскурсии, знакомство с методикой геоботанического изучения луга и водоема с использованием учебных пособий [5, 12]; характеристика семейств (бурачниковые, пасленовые, губоцветные, норичниковые), изучение морфологических особенностей типичных представителей: работа с гербарием.

В четвертый день практики состоится экскурсия на 408

луг и водоем (пруды на ул. Воронежской г. Самара). Все три пруда имеют овражное происхождение и под-питываются мощными подводными ключами. Они сооружены в конце XIX века на базе оврагов. Два верхних пруда во время весеннего подъема воды сообщаются небольшой протокой. Это очень удобные объекты для изучения их как водных экосистем. Во время экскурсии студенты делятся на три бригады из 9 человек, а внутри каждой бригады формируются звенья из трех человек. Каждая бригада изучает конкретный водоем, а звенья с помощью резиновой лодки и металлической «кошки» изучают и собирают прибрежно-водную и водную флору. После изучения флористического состава заполняется «Бланк геоботанического описания водоема» и вычерчиваются экологические профили и карта-схема зарастания водоема.

Экскурсия на пруд Нижний в 7-м микрорайоне. Он расположен недалеко от пересечения улиц Стара-Загора и Воронежской. Согласно постановлению администрации Промышленного района от 02.10. 1991 г. №373 водоем является памятником природы городского значения. В ходе экскурсии студенты определяют морфоме-трические и гидрологические характеристики водоема: длина его около 180 м, ширина до 50 м, площадь водного зеркала составляет 9000 м2, гидрологический режим водоема сравнительно постоянен, питается за счет атмосферных осадков и воды, поступающей из двух Верхних прудов. Также изучаются физические свойства воды, в дневниках отмечается, что вода стоячая, мутная, глубина не превышает 250 см, средняя 120 см. Здесь же дается описание прилегающей территории: берега пологие, глинистые, их травяной покров образуют сорно-руде-ральные виды. в верхней части пруда имеются заросли кустарниковых ив. В ходе экскурсии студенты знакомятся с понятием «экологические ряды» и «экологические группы растений». Каждый водоем содержит такие экологические группы растений, как гигрофиты, гелофиты, гигрогелофиты и гидрофиты. Каждая экогруппа имеет свое место на экологическом профиле, в зависимости от уровня воды, они последовательно располагаются на водоеме от его периферии к центру, формируя фитоценозы и экологические ряды. Изучая экосистему водоема как биогеоценоз, студенты картируют порядок размещения фитоценозов, отмечая на схеме условными обозначениями такие гигрофиты как череда трехраздельная, зюзник европейский, дербенник иволистный, ситник Жерарда. Воздушно-водные растения - гелофиты и гигрогело-фиты формируют приурезовые фитоценозы, которые представлены рогозом узколистным, рогозом широколистным, ежеголовником прямым, клубнекамышом морским, частухой подорожниковой, ситнягом болотным, тростником обыкновенным. Растительные сообщества из гидрофитов, водных растений, образуют горец земноводный, элодея канадская, многокоренник обыкновенный, роголистник темно-зеленый, ряска малая, рдест Бертхольда. В заключении студенты отмечают, что пруд является местом отдыха горожан, это хороший объект для ботанических экскурсий, поскольку в водоеме и на его берегах произрастает 29 видов растений из различных экологических групп. Такие же сведения студенты получают при изучении пруда Верхнего южного и Верхнего северного [15]. Водоемы, расположенные на улице Воронежской, являются памятниками природы, но, к сожалению, об этом помнят далеко не все горожане. Установление здесь аншлагов с информацией о статусе и оздоровительной роли водоемов в городе поможет повысить экологическую культуру населения.

В пятый день практики проходит камеральная обработка собранного материала в условиях лаборатории кафедры. Студенты пишут отчеты об экскурсиях, определяют растения, собранные во время экскурсий и оформляют гербарий, проводят морфологический анализ цветков изучаемых семейств, оформляют бланки геоботанического описания и составляют полный фло-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Соловьева Вера Валентиновна

роль учебной практики ...

ристический список гербария по итогам всей практики.

В заключительный день практики проводится экскурсия в ботанический сад Самарского государственного университета, в задачу которой входит знакомство с разнообразием растений дендрария и оранжереи.

Самарский ботанический сад - одно из старейших научно-исследовательских учреждений Среднего Поволжья и живописнейший уголок города Самары. Во время экскурсии студенты знакомятся с историей, расположением ботсада и основными направлениями его научно-просветительской деятельности. Он был организован в августе 1932 года. Площадь сада 40 га. В основном территория, занятая садом, носит возвышенно-равнинный характер. Её пересекает Постников овраг - приток реки Волги, на базе одного из отрогов создано два пруда. Остальная часть оврага (на северной окраине сада) покрыта лесом с участием вяза гладкого, черёмухи, клёна платановидного и других растений. Разнообразные формы рельефа позволяют создавать различные композиции, придающие особый облик, красоту и живописность территории сада. В ботаническом саду за период его существования заложены и постоянно пополняются коллекции дендрария, оранжереи, питомников плодово-ягодных культур, коллекционных участков лиан, цветочно-декоративных, лекарственных, редких и исчезающих растений. Велико значение сада в сохранении редких и исчезающих растений, в интродукции, в введении в культуру перспективных видов растений. В настоящее время в саду произрастает 53 вида редких и исчезающих растений Самарской области. Ботанический сад выполняет просветительскую роль. Его посещают ежегодно десятки тысяч экскурсантов. Это школьники и студенты областного центра, городов и районов области, многочисленные экскурсанты из других городов России. Они знакомятся с разнообразием растительного мира, получают сведения о полезных свойствах растений и способах их выращивания.

После экскурсии в ботанический сад проходит подведение итогов практики. Для отчета по учебной практике необходимо показать знание русских и латинских названий растений гербария (не менее100 видов); представить флористический список растений гербария по семействам; иметь оформленный дневник полевой практики; знать методику геоботанических исследований и характеристику растительных сообществ леса, луга, степи, водоёма. Зачет может быть проведен в форме итоговой конференции с творческими выступлениями звеньев по разделам полевой практики и темам индивидуальных заданий.

Таким образом, подготовка бакалавров во время «Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (по ботанике)» позволяет на конкретных примерах местных природных объектов получать знания по ботанике и экологии, формировать у бакалавров специальные биологические компетенции. Основными этапами получения экологического образования в природных условиях являются: I. - изучение и описание экологических условий объекта на основе закладывания и вычерчивания экологического профиля объекта исследования, II - картирование растительности с нанесением на карту встреченных во время экскурсии фитоценозов, III - сбор и гербаризация встреченных видов растений местной флоры, IV - оценка экологического состояния экосистемы и ее роли в природе. Последовательное прохождение всех этапов практики будет способствовать лучшему усвоению основных экологических понятий, а также развитию экологического сознания и воспитанию экологической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д.: 1996. 480 с.

2. Экологическая доктрина Российской Федерации.

М.: 2002 32 с. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.scrf.gof.ru/documents/24.html.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/7995.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/доку-менты/8073.

5. Бирюкова Е.Г., Соловьева В.В., Симонова Н.И. Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии. Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 95 с.

6. Матвеев В.И., Гейхман Т.В., Соловьева В.В. Самарские пруды как объект ботанических экскурсий. Учебное пособие. Самара: СИПКРО, 1995. 43 с.

7. Матвеев В.И., Горелов М.С. Опыт экологического и природоохранительного образования студентов в период полевых практик по ботанике и зоологии // Образование по вопросам окружающей среды: Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. Мелитополь, 1984. С. 41-42.

8. Соловьева В.В. Экологическое образование и просвещение в проектной деятельности студентов и школьников // Известия СНЦ РАН, Педагогика. 2012. Т. 14. №2(4). С. 941-943

9. Матвеев В.И., Устинова А.А. Полевая практика как один из элементов экологического образования студентов // Социально-экологическое образование в России: основные направления, принципы, перспективы: Тез. докл. Всерос. научн. конф. М., 1992. С. 84-85.

10. Устинова А.А. Лес как объект научных исследований студентов. Учебное пособие. Изд-е 2-е. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 102 с.

11. Симакова Н.С. Опыт подразделения растительности овражно-балочных систем на простейшие структурные элементы // Морфология и динамика растительного покрова, вып. 5. Куйбышев, 1975. С. 41-58

12. Полевой практикум по ботанике: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»). Издание 2-е, испр. и доп. / Сост. А.Е. Митрошенкова, В.Н. Ильина, Т.К. Шишова. Самара: ПГСГА, 2013. 180 с.

13. Зеленая книга Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Самара: Книжное изд-во. 1995. 179 с.

14. Природа Куйбышевской области / Сост. М. С. Горелов, В.И. Матвеев, А.А. Устинова. - Куйбышев. Куйб. кн. изд-во, 1990. 464 с.

15. Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев В.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны. Монография. Тольятти: Кассандра, 2014. 129 с.

Статья поступила в редакцию 21.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.