13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.14
UDC 378.14
Н.Н. ЧААДАЕВА N.N. CHAADAEVA доцент, Орловский государственный университет Associate Professor, Orel State University named after
имени И.С.Тургенева IS. Turgenev
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
КН. КОНДРАШОВА I.N. KONDRASHOVA доцент, Орловский государственный университет Associate Professor, Orel State University named after
имени И.С.Тургенева I.S. Turgenev
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ТО THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS AT OREL STATE UNIVERSITY
В статье рассматриваются методические аспекты фазирования экологической культуры студентов гуманитарных направлений подготовки.
Ключевые слова: экология, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое образование, высшее профессиональное образование.
The article discusses methodical aspects of formation of ecological culture of the students of humanitarian directions.
Keywords: ecology, environmental awareness, ecological culture, environmental education, higher prof essional education.
Одной из актуальных проблем современного высшего образования остается качество подготовки специалистов - критически мыслящих личностей, которыми усвоены определенные культурные, этические и правовые нормы, демократические ценности, которые способны применять усвоенные знания, умения, навыки и ценностные ориентации в своей профессиональной деятельности. С другой стороны, необходимо формирование экологических ценностей, так как любой человек, являясь частью природной среды, должен осознавать свою зависимость от ее условий и быть ответственным за те изменения, которые вызывает в природе его деятельность. необходимо формирование личности, обладающей экологическим сознанием.
Как известно, экологическое сознание - это часть общественного и индивидуального сознания, «совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» 121. Экологическое сознание должно быть ориентировано на экологическую целесообразность, на отсутствие противопоставления человека и природы, на восприятие природных объектов как полноправных субъектов по взаимодействию с человеком.
Сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе, их экологическую культуру. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей среде, экологическая культура служит одним из
важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа - общество». Экологическая культура «у тверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы. которое обусловлено определенными факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами» [1]. Экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса. Человек, осознавший себя частью природы, психологически готов к экологически целесообразной деятельности [3].
Вопросы формирования экологической культуры студентов высшей школы в системе непрерывного экологического образования нашли отражение в работах С.М. Сухоруковой, Р.В. Веснина, Г.В. Стадницкого, И.В. Вольфа, И.Ф. Ливчак, М.А. Лигай, Л.В. Романенко, И.Н. Пономаревой, H.A. Андреевой, В.П. Соломина и многих других ученых - методистов. В них показана взаимосвязь экологических знаний с различными научными областями: химией, физикой, географией, экономикой, философией, социологией, историей, педагогикой, психологией и другими дисциплинами.
Тем не менее, остается немало методических проблем, связанных с разработкой новых усовершенствованных учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, учебно-методической
© H.H. Чаадаева, И.Н. Кондрашова © N.N. Chaadaeva. I.N. Kondrashova
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016
документации по экологии, нацеленных на развитие экологических знаний, обусловленных профессиональной потребностью будущих специалистов.
Выбор методов, средств и содержания образовательного процесса по экологии зависит от конкретных задач, которые ставит преподаватель при изучении дисциплины:
- формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов и их комплексов:
- развитие субъективно значимого отношения к природным объектам, обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью:
- разработка стратегий и технологий взаимодействия человека с природными объектами [1].
На занятиях по экологии со студентами, обучающимися по гуманитарным направлениям подготовки (история, философия и другим), реализуются все вышеперечисленные задачи.
Формирование и развитие экологической культуры студентов может обеспечиваться за счет создания развивающей образовательной среды, применения интерактивных форм и методов обучения, активизации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности путем обучения решению экологических проблем, поставленных в учебных заданиях и в заданиях для самостоятельной работы, использования субъективного опыта участников образовательного процесса.
Формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов и их комплексов осуществляется как на лекциях, так и на практических и семинарских занятиях при изучении тем: «Организм и среда». «Экология популяций», «Биоценозы», «Экосистемы», «Основы учения о биосфере», «Экологические основы рационального природопользования».
Рассматриваются общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы, особенности природных сред обитания, специфика среды жизнедеятельности человека, адаптации организмов к действию разных факторов среды: особенности структуры, динамики, саморегуляции и устойчивости надорга-низменных систем; проблемы взаимодействия человека и биосферы. Студенты изучают как общеэкологические
вопросы, так и способы адаптации своего организма к условиям окружающей среды (например, определяют биоритмы, адаптивные типы).
Многообразие организмов и формообразующее действие условий среды на них изучается с использованием экспонатов зоологического музея и гербария.
Эти же наглядные средства способствуют и решению задачи, связанной с развитием субъективно значимого отношения к природным объектам, обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью. Кроме того, данная задача реализуется при изучении проблем экологии и природопользования, в том числе при ознакомлении с охраняемыми и особо охраняемыми природными территориями Орловской области (национальным парком «Орловское Полесье», природным парком, заказниками, памятниками природы).
Разработка стратегий и технологий взаимодействия человека с природными объектами реализуется на практических занятиях при решении различных экологических задач. Например, студенты рассчитывают динамику численности народонаселения и делают прогнозы состояния популяций людей в зависимости от значения таких параметров, как рождаемость, смертность, продолжительность жизни и других, а также предлагают возможные пути решения возникающих проблем роста численности населения или возможной депопуляции.
Также студенты дают оценку экологического состояния природных систем, исходя из показателей состояния локальных объектов города Орла, Орловской и соседних областей, проводят сравнительный анализ. Необходимую информацию для расчетов индексов загрязнения атмосферного воздуха, природных вод. почв они получают из отчетов о состоянии окружающей среды, опубликованных на сайтах администрации города и области, Роспотребнадзора, а также используют данные исследований студентов-экологов. На основе результатов оценки экологического состояния природных систем студенты разрабатывают возможные варианты улучшения экологической ситуации.
Такой подход к проблеме формирования экологической культуры студентов, на наш взгляд, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более продуктивным.
Библиографический список
1. Дерябо С.Д., Ясвпн В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2. МамедовН.М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996.
3. Ясвин В А. Формирование экологической культуры. М.: Акрополь, 2004.
References
1. Detyabo S.D., YasvM VA. Ecological pedagogy and psychology. Rostov-on-don: Phoenix, 1996.
2. Mamedov N. M. Culture, environment, education. M.: Knowledge, 1996.
3. iasviti I.'. 1. Formation of ecological culture. M.: The Acropolis, 2004.