Научная статья на тему 'К вопросу о формировании экологическом культуры студентов в Орловском государственном университете'

К вопросу о формировании экологическом культуры студентов в Орловском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаадаева Н. Н., Кондрашова И. Н.

В статье рассматриваются методические аспекты формирования экологической культуры студентов гуманитарных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаадаева Н. Н., Кондрашова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS AT OREL STATE UNIVERSITY

The article discusses methodical aspects of formation of ecological culture of the students of humanitarian directions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании экологическом культуры студентов в Орловском государственном университете»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.14

UDC 378.14

Н.Н. ЧААДАЕВА N.N. CHAADAEVA доцент, Орловский государственный университет Associate Professor, Orel State University named after

имени И.С.Тургенева IS. Turgenev

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

КН. КОНДРАШОВА I.N. KONDRASHOVA доцент, Орловский государственный университет Associate Professor, Orel State University named after

имени И.С.Тургенева I.S. Turgenev

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ТО THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS AT OREL STATE UNIVERSITY

В статье рассматриваются методические аспекты фазирования экологической культуры студентов гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова: экология, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое образование, высшее профессиональное образование.

The article discusses methodical aspects of formation of ecological culture of the students of humanitarian directions.

Keywords: ecology, environmental awareness, ecological culture, environmental education, higher prof essional education.

Одной из актуальных проблем современного высшего образования остается качество подготовки специалистов - критически мыслящих личностей, которыми усвоены определенные культурные, этические и правовые нормы, демократические ценности, которые способны применять усвоенные знания, умения, навыки и ценностные ориентации в своей профессиональной деятельности. С другой стороны, необходимо формирование экологических ценностей, так как любой человек, являясь частью природной среды, должен осознавать свою зависимость от ее условий и быть ответственным за те изменения, которые вызывает в природе его деятельность. необходимо формирование личности, обладающей экологическим сознанием.

Как известно, экологическое сознание - это часть общественного и индивидуального сознания, «совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» 121. Экологическое сознание должно быть ориентировано на экологическую целесообразность, на отсутствие противопоставления человека и природы, на восприятие природных объектов как полноправных субъектов по взаимодействию с человеком.

Сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе, их экологическую культуру. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей среде, экологическая культура служит одним из

важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа - общество». Экологическая культура «у тверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы. которое обусловлено определенными факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами» [1]. Экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса. Человек, осознавший себя частью природы, психологически готов к экологически целесообразной деятельности [3].

Вопросы формирования экологической культуры студентов высшей школы в системе непрерывного экологического образования нашли отражение в работах С.М. Сухоруковой, Р.В. Веснина, Г.В. Стадницкого, И.В. Вольфа, И.Ф. Ливчак, М.А. Лигай, Л.В. Романенко, И.Н. Пономаревой, H.A. Андреевой, В.П. Соломина и многих других ученых - методистов. В них показана взаимосвязь экологических знаний с различными научными областями: химией, физикой, географией, экономикой, философией, социологией, историей, педагогикой, психологией и другими дисциплинами.

Тем не менее, остается немало методических проблем, связанных с разработкой новых усовершенствованных учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, учебно-методической

© H.H. Чаадаева, И.Н. Кондрашова © N.N. Chaadaeva. I.N. Kondrashova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

документации по экологии, нацеленных на развитие экологических знаний, обусловленных профессиональной потребностью будущих специалистов.

Выбор методов, средств и содержания образовательного процесса по экологии зависит от конкретных задач, которые ставит преподаватель при изучении дисциплины:

- формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов и их комплексов:

- развитие субъективно значимого отношения к природным объектам, обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью:

- разработка стратегий и технологий взаимодействия человека с природными объектами [1].

На занятиях по экологии со студентами, обучающимися по гуманитарным направлениям подготовки (история, философия и другим), реализуются все вышеперечисленные задачи.

Формирование и развитие экологической культуры студентов может обеспечиваться за счет создания развивающей образовательной среды, применения интерактивных форм и методов обучения, активизации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности путем обучения решению экологических проблем, поставленных в учебных заданиях и в заданиях для самостоятельной работы, использования субъективного опыта участников образовательного процесса.

Формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов и их комплексов осуществляется как на лекциях, так и на практических и семинарских занятиях при изучении тем: «Организм и среда». «Экология популяций», «Биоценозы», «Экосистемы», «Основы учения о биосфере», «Экологические основы рационального природопользования».

Рассматриваются общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы, особенности природных сред обитания, специфика среды жизнедеятельности человека, адаптации организмов к действию разных факторов среды: особенности структуры, динамики, саморегуляции и устойчивости надорга-низменных систем; проблемы взаимодействия человека и биосферы. Студенты изучают как общеэкологические

вопросы, так и способы адаптации своего организма к условиям окружающей среды (например, определяют биоритмы, адаптивные типы).

Многообразие организмов и формообразующее действие условий среды на них изучается с использованием экспонатов зоологического музея и гербария.

Эти же наглядные средства способствуют и решению задачи, связанной с развитием субъективно значимого отношения к природным объектам, обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью. Кроме того, данная задача реализуется при изучении проблем экологии и природопользования, в том числе при ознакомлении с охраняемыми и особо охраняемыми природными территориями Орловской области (национальным парком «Орловское Полесье», природным парком, заказниками, памятниками природы).

Разработка стратегий и технологий взаимодействия человека с природными объектами реализуется на практических занятиях при решении различных экологических задач. Например, студенты рассчитывают динамику численности народонаселения и делают прогнозы состояния популяций людей в зависимости от значения таких параметров, как рождаемость, смертность, продолжительность жизни и других, а также предлагают возможные пути решения возникающих проблем роста численности населения или возможной депопуляции.

Также студенты дают оценку экологического состояния природных систем, исходя из показателей состояния локальных объектов города Орла, Орловской и соседних областей, проводят сравнительный анализ. Необходимую информацию для расчетов индексов загрязнения атмосферного воздуха, природных вод. почв они получают из отчетов о состоянии окружающей среды, опубликованных на сайтах администрации города и области, Роспотребнадзора, а также используют данные исследований студентов-экологов. На основе результатов оценки экологического состояния природных систем студенты разрабатывают возможные варианты улучшения экологической ситуации.

Такой подход к проблеме формирования экологической культуры студентов, на наш взгляд, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более продуктивным.

Библиографический список

1. Дерябо С.Д., Ясвпн В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. МамедовН.М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996.

3. Ясвин В А. Формирование экологической культуры. М.: Акрополь, 2004.

References

1. Detyabo S.D., YasvM VA. Ecological pedagogy and psychology. Rostov-on-don: Phoenix, 1996.

2. Mamedov N. M. Culture, environment, education. M.: Knowledge, 1996.

3. iasviti I.'. 1. Formation of ecological culture. M.: The Acropolis, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.