Силаева Ж.Г., Наумкин В.В., Ковешников А.И., Демьянков Е.Н. Организация и проведение учебной практики по дендрологии для обучающихся по направлению 35.03.10. - Ландшафтная архитектура // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/425-00174. - ISSN 2413-4066
УДК 378.016
Силаева Жанна Геннадьевна
Кандидат биологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», г. Орел
Наумкин Владимир Владимирович
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», г. Орел
Ковешников Алексей Иванович
Доктор педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», г. Орел
Демьянков Евгений Николаевич
Кандидат педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» [email protected]
Организация и проведение учебной практики по дендрологии для обучающихся по направлению 35.03.10. - Ландшафтная архитектура
Аннотация. Статья посвящена организации учебной практики по дендрологии, для обучающихся по направлению 35.03.10. Ландшафтная архитектура. Учебная практика проводится на базе дендропарка Орловского ГАУ и включает проведение наблюдений, научных исследований и организацию экскурсий. В ходе практики особое внимание уделяется культуре поведения в природе, воспитанию потребности в природоохранной деятельности.
Ключевые слова: учебная практика, дендрология, древесные растения, компетенции, дендропарк, экскурсия.
Изучение древесно-кустарниковой флоры является неотъемлемой частью фундаментальной общебиологической и профессиональной подготовки обучающихся по
направлению 35.03.10 «Ландшафтная архитектура», основой биологических исследований различных направлений, осуществляемых в лесопарковых и городских биоценозах.
Древесную растительность обучающиеся детально изучают в рамках курса декоративной дендрологии. Слушатели знакомятся с морфологией, экологией и систематикой древесных растений, их декоративными качествами и вариантами использования в озеленении городов [2].
Общеизвестно, что успешное решение задач в процессе подготовки будущего ландшафтного архитектора зависит от комплекса форм и методов учебно-воспитательного воздействия на обучающихся. Именно активные формы, связанные непосредственно с общением с природой, способны дать им наиболее прочные знания.
Учебная практика расширяет и углубляет полученные знания, способствует развитию умений и навыков их использования при изучении природных объектов. Кроме того, она позволяет ликвидировать имеющийся разрыв между теорией и практикой, заставляет обучающихся переосмыслить свое отношение к окружающей среде, формируя их биоцентрическое мировоззрение.
В соответствии с основной профессиональной образовательной программой и учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Ландшафтная архитектура» в Орловском государственном аграрном университете имени Н.В. Парахина учебная практика проходит в конце 4 семестра, в объеме 216 ч. (6 зачетных единиц).
Целями учебной практики являются:
- ознакомление с древесными растениями в условиях их естественного произрастания и в искусственно созданных растительных сообществах;
- изучение древесной растительности во взаимосвязи с экологическими условиями и экологической приуроченностью древесных растений.
Важнейшими задачами учебной практики являются:
- познакомиться с разнообразием жизненных форм древесных растений;
- сформировать умения отличать основные виды древесных растений, ботанически грамотно характеризовать их в описаниях, зарисовках и других материалах;
- изучить виды древесных растений, используемые в городском озеленении;
- освоить методику оценки состояния древесных насаждений;
- познакомится с методикой инвентаризации древесных насаждений на объектах ландшафтной архитектуры;
- закрепить навыки флористической работы;
- формировать навыки проведения самостоятельных исследований в полевых условиях.
Практика дает ценное представление о древесных растениях, вооружает обучающихся
необходимыми знаниями для осуществления проектных и научно-исследовательских работ.
В результате прохождения учебной практики у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции (в соответствии с ФГОС ВО 3+) [1]:
общепрофессиональные: способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);
профессиональные: готовность к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния (ПК-5).
Практика предполагает непосредственное участие обучающегося в полевых исследованиях и проходит в групповой форме. При этом должна быть обеспечена возможность обсуждения результатов работы обучающихся друг с другом и с руководителем практики.
Для выполнения заданий по практике все обучающиеся в пределах группы разбиваются на звенья по 2-3 человека. Каждому звену ежедневно выдается задание. В течение всего периода практики звено ведет полевой дневник, в котором записывается вся ежедневно проделанная работа. В конце рабочего дня полевой дневник предъявляется преподавателю для контроля и получения очередного задания.
Учебная практика проводится на базе дендропарка Орловского ГАУ и включает проведение наблюдений, научных исследований и организацию экскурсий. Особое внимание уделяется работам по уходу за древесными растениями дендропарка Орловского ГАУ.
В дендрарии изучаются древесные виды как местные, так и интродуцированные. В ходе практики, обучающиеся ведут краткие записи, указывая название растений на русском и латинском языках, отмечается историческая родина вида, жизненная форма, наиболее характерные признаки ствола, кроны, коры, цветка (у цветущих видов) и другие декоративные признаки. Обучающиеся знакомятся с правилами сбора, определения, морфологического анализа и гербаризации древесных растений.
Программа практики предусматривает и проведение экскурсий. Экскурсионные маршруты охватывают знакомство с древесной растительностью городских насаждений общего и ограниченного пользования, а также специального назначения, пригородных зеленых зон. Экскурсия проводится по определенному маршруту с учетом того, чтобы на пути встречались насаждения с высокой экземплярной структурой, большой видовой насыщенностью древесных и кустарниковых форм растений.
На заключительном этапе практики обучающиеся знакомятся с методиками инвентаризации древесных насаждений на объектах озеленения и оценки устойчивости городских древесных насаждений. В процессе прохождения практики, обучающиеся учатся грамотной постановке целей и задач исследования, работе с научной и учебно-методической литературой, оформлению результатов исследования, разработке рекомендаций по улучшению состояния городской древесной растительности.
В целом, на практике изучается около 100 видов древесных растений. При этом обращается внимание на морфологические особенности древесных растений, на экологические и биологические свойства, фитоценотические отношения и использование их в ландшафтной архитектуре.
В ходе практики особое внимание уделяется культуре поведения в природе, воспитанию потребности в природоохранной деятельности. При этом обучающиеся могут принимать прямое участие в организации мероприятий, связанных с охраной природных объектов.
После прохождения учебной практики обучающийся обязан предоставить на кафедру оформленный отчет, а затем в установленные кафедрой сроки защитить его на собеседовании. По итогам защиты выставляется зачет.
Структурными компонентами отчета выступают.
1. систематический гербарий, включающий не менее 25 древесных растений (хорошо высушенных, смонтированный на стандартных листах. определенных до вида и правильно этикетированных);
2. список видов растений, содержащихся в гербарии, названия растений должны быть указаны на русском и латинском языках;
3. дневник учебной практики по дендрологии, в котором должны быть записаны все выполненные бригадой обучающихся работы;
4. отчет по практике оформленный на листах формата А-4.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» (уровень высшего образования бакалавриат). Зарегистрировано в минюсте России 27.03.2015 № 36598).
2. Ковешников, А.И. Демьянков, Е.Н., Силаева Ж.Г. «Система экологической подготовки студентов - бакалавров, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура» / Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы III международной научно-
практической конференции, посвященной 230-летию отечественной методики обучения биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. 9-10 февраля 2016. Самара: СГСПУ, 2016. С. 79-82.
Silaeva Z.G.
Candidate of biology, associate professor department of landscape architecture Orel state agrarian university named after N.V. Parahin
Naumkin V.V.
Candidate of аgricultural sciences, associate professor department of landscape architecture Orel state agrarian university named after N.V. Parahin
Koveshnikov A.I.
Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of landscape architecture, Orel state agrarian university named after N.V. Parahin
Demyankov E.N.
Candidate of pedagogical sciences, professor department of botany, plant physiology and biochemistry
Orel state university named after I.S. Turgenev
Organization And Conduct Training Dendrologist Practices For Enrolled In The Direction
35.03.10. Landscape Architecture
Abstract. The article is devoted to the organization of educational practices in dendrology, for students in the direction of 35.03.10. Landscape architecture. Teaching practice is conducted on the basis of the park Orlovsky GAU and make observations, research and organization of excursions. During practice focuses on the culture of behavior in nature, raising the need for environmental protection.
Keywords: educational practice, dendrology, woody plants, the competence, the arboretum, the excursion.