13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.016 А.И. КОВЕШНИКОВ
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой садово-паркового и ландшафтного строительства, Орловский государственный аграрныйунивер-ситет
Ж.Г. СИЛАЕВА
кандидат биологических наук, доцент, кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства, Орловский государственный аграрный университет E-mail: silaevazhanna@rambler.ru С.А. ГОРЕЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет
E-mail: fdpo@univ-orel.ru
UDC 378.016
A.I. KOVESHNIKOV
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the department of landscape gardening and landscape construction, Orel State Agrarian University
Z.G. SILAEVA
Candidate of Biology, Associate professor, Department of landscape gardening and landscape construction, Orel
state agrarian university E-mail: silaevazhanna@rambler.ru S.A. GORELOVA
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department ofcontinuous education and new educational technologies, Orel State University E-mail: fdpo@univ-orel.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЕСТЕСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА»
ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING OF STUDENTS, THE PROCESS OF STUDYING SOME NATURAL-BIOLOGICAL SUBJECTS ON «LANDSCAPE ARCHITECTURE»
В статье рассмотрены основные пути совершенствование экологического образования и воспитания студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура».
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, ландшафтная архитектура, окружающая среда, рациональное природопользование.
In the article the main ways improvement of ecological education and education of the students who are trained in the direction «Landscape architecture» are considered.
Keywords: ecological education, landscape architecture, environment, rational environmental management.
Не секрет, что проблема защиты окружающей среды и здоровья человека является одной из актуальных общемировых, глобальных проблем. В условиях научно-технического прогресса человечество оказывает глубокое воздействие на окружающую среду, загрязняя ее, нарушая динамическое равновесие различных экосистем и их целостность.
Только в последнее время люди стали осознавать, что природа не в силах справляться с мощными антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой человек обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению все происходящее.
Разработка современного экологического мировоззрения и законодательства, создание эффективных механизмов его реализации является необходимым элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой. У человека должна формироваться направ-
ленность на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем - к Природе, планете Земля.
В связи с этим, особую важность приобретает формирование экологических знаний в системе образования. Ведущая задача экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы актуализировать в сознании будущих специалистов значимость существующих экологических проблем, предложить возможные пути их решения, заложить фундамент действительно грамотного их участия в практическом решении этих проблем, а также в рациональном использовании природных ресурсов.
Особое внимание следует уделять экологическому образованию и воспитанию студентов инженерно-технических и строительных специальностей, выпускники которых смогут использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности. Именно от их экологической грамотности и компетентности будет зависеть состояние окружающей среды
© А.И. Ковешников, Ж.Г. Силаева, С. А. Горелова © A.I. Koveshnikov, Z.G. Silaeva, S.A. Gorelova
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (64), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 64. 2015
и рациональное использование природных ресурсов.
Частичное решение проблемы экологического образования и воспитания студентов, обучающихся по направлению 0250700.62 «Ландшафтная архитектура», возможно путем выявления и мобилизации экологического потенциала таких предметов, как декоративная дендрология, основы лесоведения, основы лесопаркового хозяйства, древоводство, декоративное растениеводство и др.
Уже с первых страниц учебной литературы и лекций, лабораторных и практических работ по перечисленным дисциплинам студенты погружаются в проблемы охраны растительного мира и возможности их решения. Речь идет и о сети охраняемых территорий, о популяциях редких видов растений, о возрастающей рекреационной нагрузке на природные объекты, и в этой связи, обсуждении проблем охраны природы как на международном, так и региональном уровнях.
При освоении курса «Декоративная дендрология»
[2] большое внимание уделяется изучению влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов на древесные растения и механизмам формирования ответных реакций растительности на факторы среды.
Дисциплины «Декоративное растениеводство», «Древоводство», «Цветоводство» [4,5] способствуют дальнейшей экологизации образования учащихся путем акцентирования внимания студентов на вопросах рационального использования удобрений, пестицидов, регуляторов роста и развития растений, специфики развития декоративных древесных и травянистых растений (возрастная динамика, архитектоника, форма кроны) на фоне определенных экологических условий; уделяется внимание современным технологиям и материалам, использующимся при выращивании и эксплуатации растений в условиях урбанизированной среды.
При изучении дисциплины «Основы лесоведения»
[3] студенты знакомятся с лесной типологией, экологией и динамикой леса, конкурентными взаимоотношениями в лесных системах, биоразнообразием лесной растительности.
В курсе «Основы лесопаркового хозяйства» [1,3] полученные знания систематизируются и углубляются путем изучения вопросов рекреационного лесопользования, охраны и рационального использования лесопарков и пригородных лесов, повышения устойчивости и продуктивности лесов, их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других функций, поиска путей экологизации лесного и лесопаркового хозяйства.
Перечисленные дисциплины предполагают выполнение индивидуальных творческих заданий и работ, которые призваны систематизировать, расширять полученные экологические знания. В последующем такие работы часто становятся основой для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
Особое внимание следует уделять учебным практикам, которые являются одной из важнейших форм обучения в вузе [6]. Студент не только закрепляет теоретические знания, но и имеет возможность теорию соединить с практикой, приобрести навыки самостоятельной работы, ставить и решать вопросы при помощи соответствующих наблюдений и экспериментов.
На учебных практиках по дендрологии, древо-водству продолжается формирование экологических знаний, потому как имеется возможность наблюдать природные объекты, процессы и явления в динамике и получать более полное представление об их взаимосвязях. Программой практик по соответствующим дисциплинам предусмотрено рассмотрение экологических подходов и методов изучения процессов цветения, размножения, влияния внешней среды на строение и жизнь растений, их сезонные изменения, знакомство с вопросами рационального природопользования. При этом студенты могут принимать прямое участие в организации мероприятий, связанных с охраной природных объектов. Важная роль отводится работам по уходу за растениями: рыхление почвы, формовка крон деревьев и кустарников, уборка сухостойных и малоценных видов местной дендрофлоры.
Библиографический список
1. АгальцоваВ.А. Основы лесопаркового хозяйства. М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. 213 с.
2. КолесниковА.И. Декоративная дендрология. М.: «Лесная промышленность», 1974. 704 с.
3. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство. М.: «Академия», 2008. 256с.
4. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. М.: «Академия», 2010. 352с.
5. Соколова Т.А., БочковаИ.Ю. Декоративное растениеводство. Цветоводство. М.: «Академия», 2014. 432с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 250700 Ландшафтная архитектура (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. № 851).
References
1. Agaltsova V.A. Fundamentals of forestry management. М.: МSUF, 2012. 213 p.
2. KolesnikovA.I. Decorative dendrology. M.: «The forest industry», 1974. 704 p.
3. Sennov S. N. Silvics and forestry. M.: «Academy», 2008. 256с.
4. Sokolova T.A. Decorative plant growing. M.: «Academy», 2010. 352 p.
5. Sokolova T.A., BochkovaI.Yu. Decorative plant growing. Floriculture. .: «Academy», 2014. 432 p.
6. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 250700 Landscape architecture (qualification (degree) «bachelor») (the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 12, 2010 No. 851).