Научная статья на тему 'Сравнительный анализ национальной и российской образовательных программ высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства'

Сравнительный анализ национальной и российской образовательных программ высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛОРУССКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РОССИЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

В статье приводятся данные сравнительного анализа действующей национальной образовательной программы высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства по специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» и российской образовательной программы нового поколения по соответствующему профилю данной специальности направлению 250700 «Ландшафтная архитектура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ национальной и российской образовательных программ высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства»

УДК 378.14

Т. М. Бурганская, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой (БГТУ);

Н. А. Макознак, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В статье приводятся данные сравнительного анализа действующей национальной образовательной программы высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства по специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» и российской образовательной программы нового поколения по соответствующему профилю данной специальности направлению 250700 «Ландшафтная архитектура».

The article provides data on the comparative analysis of the national curriculum of higher education for the first phase of training of the specialists in the field of landscape construction in speciality 1-75 02 01 «Landscaping» and the Russian educational program of new generation developed according to the profile of the given speciality for the educational direction 250700 «Landscape architecture».

Введение. С целью поиска перспектив совершенствования национальной образовательной программы высшего образования первой ступени подготовки специалистов в области ландшафтного строительства проведен сравнительный анализ действующей образовательной программы специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» (БГТУ, Республика Беларусь) и образовательной программы нового поколения направления 250700 «Ландшафтная архитектура» (ведущий вуз — Московский государственный университет леса (МГУЛ), Российская Федерация), соответствующего профилю нашей специальности [1,2].

Основная часть. Действующий с 2010 г. новый российский образовательный стандарт первой ступени высшего профессионального образования направления 250700 «Ландшафтная архитектура» разработан с учетом требований Международной ассоциации ландшафтных архитекторов (ШЬА) к уровню профессиональной подготовки специалистов на основе обобщения опыта подготовки кадров для этой сферы профессиональной деятельности в ведущих учебных заведениях Европы и Северной Америки. В результате новый учебный план МГУЛ в целом отличается выраженной профессиональной (архитектурно-ландшафтной и биологической) ориентированностью.

Согласно учебному плану направления 250700 «Ландшафтная архитектура» (МГУЛ), с 2010 г. обучение ведется по трем профилям: «Ландшафтное проектирование», «Ландшафтное строительство» и «Декоративное растениеводство». Обучение ведется по очной форме на протяжении 4 лет (заочно — 5 лет) с присвоением квалификации «бакалавр» и дополнительно по очной форме в течение 2 лет с присвоением квалификации «магистр».

Прослеживаются значительные различия по составу изучаемых дисциплин и соотношению объемов их изучения по блокам (рис. 1).

БГТУ 4278

VO

о

□ специальность 1-75 02 01 (БГТУ; 8468 часов)

В специальность 250700 (МГУЛ; 7128 часов)

Рис. 1. Соотношение объемов преподаваемых дисциплин специальностей 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» (БГТУ) и 250700 «Ландшафтная архитектура» (МГУЛ) по циклам дисциплин

28

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

Блок дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в МГУЛ рассчитан на 1404 часа и включает всего 4 базовые дисциплины общим объемом 720 часов («История», «Философия», «Иностранный язык», «Межличностное общение и коммуникация»), 2 дисциплины вариативной части («Экономика», «Градостроительное законодательство и экологическое право») и по 2 дисциплины по выбору студента согласно профилю обучения («Менеджмент и маркетинг» и «Экономика и управление на предприятии» или же «История архитектуры и искусств» и «Культурология»),

Обязательный компонент цикла социально-гуманитарных дисциплин в БГТУ рассчитан на 1432 часа и включает 9 дисциплин: «История Беларуси», «Философия», «Основы идеологии белорусского государства», «Социология», «Экономическая теория», «Политология», «Основы психологии и педагогики», «Иностранный язык», «Физическая культура». Кроме того, в этот цикл входят также 2 дисциплины по выбору студентов: «Культурология» и «Этика, эстетика». Общий объем блока - 1534 часа.

Блок дисциплин математического и естественнонаучного цикла в российской образовательной программе рассчитан на 2772 часа. Перечень дисциплин математического и естественнонаучного цикла МГУЛ (базовая и вариативная части) выраженно ориентирован на профессиональную подготовку будущих специалистов. Так, даже название математической составляющей обучения сформулировано как «Математика (геометрия)». В базовую часть этого цикла входят 11 дисциплин (1512 часов): «Математика (геометрия)», «Строительное дело и материалы», «Начертательная геометрия», «Геодезия», «Урбоэкология и мониторинг», «Ботаника», «Декоративная дендрология», «Декоративное растениеводство», «Почвоведение», «Дендрометрия», «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплины вариативной части соответствуют трем профилям обучения («Древесные растения в ландшафтной архитектуре», «Технический рисунок и инженерная графика», «Геоинформационные системы в ландшафтной архитектуре», «Агрохимия», «Компьютерная графика в ландшафтном проектировании» и др.).

Цикл естественнонаучных дисциплин учебного плана специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» (всего 1676 часов) включает обязательный компонент (1480 часов), в состав которого входят 6 дисциплин — «Экология с основами метеорологии», «Высшая математика», «Информатика и компьютерная графика», «Общая и аналитическая химия», «Органическая химия с основами биохимии

растений», «Физика»; компонент вуза (140 часов) -«Гидротехнические сооружения»; дисциплины по выбору студента (56 часов) — «Мониторинг и охрана окружающей среды», «Физико-химические методы анализа».

На профессиональный цикл в образовательной программе МГУЛ отведено 2952 часа, причем базовая часть составляет 1440 часов.

На цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин согласно отечественному типовому учебному плану отведено 4278 часов, однако ряд дисциплин этого цикла (например, «Ботаника» и «Декоративная дендрология») в образовательной программе МГУЛ входят в блок дисциплин математического и естественнонаучного цикла. В результате количество часов, отведенных на изучение профессиональных дисциплин-аналогов в МГУЛ, как правило, заметно превышает объемы времени, отведенные на освоение таковых студентам специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» специализации 1-75 02 01 02 «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры», фактически объединяющей два профиля («Ландшафтное строительство» и «Декоративное растениеводство»). Например, на изучение дисциплины «Компьютерные технологии в ландшафтном проектировании» в БГТУ отведено 50 часов, на дисциплину-аналог «Компьютерная графика в ландшафтном проектировании» в МГУЛ — 108 часов; на дисциплину «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры» в БГТУ отведено 168 часов, на дисциплину-аналог «Инженерная подготовка территории» в МГУЛ - 324 часа.

Количество часов, отведенных на изучение профессиональных дисциплин-аналогов в МГУЛ, как правило, заметно превышает объемы времени, отведенные на освоение таковых студентам специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» специализации 1-75 02 01 02 «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры», фактически объединяющей два российских образовательных профиля («Ландшафтное строительство» и «Декоративное растениеводство») направления 250700 «Ландшафтная архитектура».

Ряд предусмотренных российской образовательной программой дисциплин не имеет аналогов в действующем национальном учебном плане. Дисциплины «Основы реконструкции объектов ландшафтной архитектуры» и «Основы восстановления объектов культурного наследия» не имеют аналогов в учебном плане для специализации 1-75 02 01 02 «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры», но включены в учебный план

для специализации 1-75 02 01 01 «Ландшафтное проектирование» также в более сокращенном варианте («Реконструкция объектов ландшафтной архитектуры»).

Значительной частью подготовки наряду с дисциплинами, формирующими навыки творчества и проектирования, является биологическая естественнонаучная составляющая образовательной программы. Так, кроме дисциплины «Цветоводство» в МГУЛ для студентов, обучающихся по профилю «Декоративное растениеводство», предусмотрены 2 дисциплины по выбору - «Цветочное оформление» и «Растения в интерьере». Кроме того, студенты этого же профиля изучают дисциплину «Газоноведение», не предусмотренную учебным планом специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство». Наряду с дисциплиной «Почвоведение» в МГУЛ предусмотрено изучение дисциплины «Агрохимия» (эта дисциплина отсутствует в учебном плане БГТУ), что, несомненно, является важным для специалистов в области декоративного растениеводства и ландшафтного строительства.

Представляет интерес и соотношение обязательного и вариативного компонентов учебных планов рассматриваемых специальностей (рис. 2).

БГТУ 372

ю о

0 вариативный компонент □ обязательный компонент

Рис. 2. Соотношение объемов вариативного и обязательного компонентов учебных планов специальностей 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» (БГТУ) и 250700 «Ландшафтная архитектура» (МГУЛ)

В отечественном учебном плане специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» соотношение обязательного и вариативного компонентов составляет 6818 (80,5%) и 1650 часов (19,5%). Вариативная часть учебного плана не превышает 1/5 объема всех дисциплин учебного плана и преимущественно представлена циклом дисциплин специализации в полном объеме (980 часов). Доля вариативного компонента в циклах социально-гуманитарных и естественнонаучных, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин сравнительно невелика и составляет лишь 6,6%, 11,7% и 8,7% соответственно.

В учебном плане российского направления 250700 «Ландшафтная архитектура» объем дисциплин обязательного компонента учебного плана составляет 3672 часа (51,5%), а вариативного компонента - 3456 часов (48,5%). Данное соотношение относительно равномерно поддерживается во всех преподаваемых циклах дисциплин (в цикле социально-гуманитарных дисциплин доля вариативного компонента достигает 48,7%, в цикле естественнонаучных дисциплин- 45,5%, в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин— 51,2%). Это обеспечивает значительно большую гибкость учебного плана россиян по сравнению с отечественным и, несомненно, дает возможность выпускникам российских вузов более органично вписаться в общеевропейский рынок труда.

Заключение. При разработке национального образовательного стандарта третьего поколения по специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» представляется целесообразным повысить долевое участие вариативного компонента во всех циклах дисциплин учебного плана. Следует также рассмотреть перспективы расширения цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, а дисциплины социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов по возможности адаптировать к специфике профессиональных компетенций будущих специалистов.

Литература

1. Образовательные программы. Направление 250700 «Ландшафтная архитектура» [Электронный ресурс]. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.mgul.ac.ru/info/fla/progr.shtml. - Дата доступа: 19.03.2012.

2. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-75 02 01 Садово-парковое строительство: ОСРБ 1-75 02 01-2007. - Введ. 01.09.2007,- Минск: М-во образов. Респ. Беларусь, 2007. - 44 с.

Поступила 27.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.