Научная статья на тему 'Перспективные направления международного сотрудничества по совершенствованию системы образования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства'

Перспективные направления международного сотрудничества по совершенствованию системы образования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / система непрерывного образования / образовательные технологии / дистанционное обучение / international cooperation / continuous education system / educational technologies / distance education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

Рассмотрены возможности расширения международного сотрудничества по совершенствованию системы образования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, определены первоочередные задачи деятельности в этой сфере, включающие разработку подходов к совершенствованию системы непрерывного образования по специальности «Садово-парковое строительство», разработку перспективных направлений образовательной деятельности и учебнопрограммной документации в сфере повышения квалификации в области ландшафтного проектирования, декоративного растениеводства и садово-паркового строительства на профессиональном и любительском уровнях, поиск перспективных направлений и форм сотрудничества с учреждениями образования, научно-исследовательскими организациями, предприятиями отрасли на региональном и международном уровнях. Перспективным представляется изучение существующих практик дистанционного обучения и разработка на их основе отечественных программ подготовки специалистов в области ландшафтной архитектуры и зеленого строительства, а также разработка и создание информационно-обучающего электронного ресурса по образованию в области ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION ON IMPROVEMENT OF THE EDUCATION IN LANDSCAPE ARCHITECTURE AND LANDSCAPE CONSTRUCTION

The possibilities of the international cooperation enhancing in improvement of an education system in the field of landscape architecture and landscape construction are considered. The activity priorities in this sphere are identified. The development of approaches to continuous education system improvement in specialty “Landscape architecture”, the development of the perspective directions of educational activity and program – educational documentation in the sphere of professional development in the field of landscape design, decorative plant growing and landscape architecture at the professional and amateur levels, the search of the perspective directions and forms of cooperation with the educational establishments, the research organizations and the enterprises of branch at regional and international levels are defined. Studying existing distance education practices and development on their basis domestic programs of specialist remote training in the field of landscape architecture and garden construction, and also the development and creation of the information training electronic resource in the field of landscape design and landscape architecture are represented as perspective.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления международного сотрудничества по совершенствованию системы образования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства»

СОДЕРЖАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

Т. М. Бурганская, Н. А. Макознак

Белорусский государственный технологический университет

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Рассмотрены возможности расширения международного сотрудничества по совершенствованию системы образования в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, определены первоочередные задачи деятельности в этой сфере, включающие разработку подходов к совершенствованию системы непрерывного образования по специальности «Садово-парковое строительство», разработку перспективных направлений образовательной деятельности и учебно-программной документации в сфере повышения квалификации в области ландшафтного проектирования, декоративного растениеводства и садово-паркового строительства на профессиональном и любительском уровнях, поиск перспективных направлений и форм сотрудничества с учреждениями образования, научно-исследовательскими организациями, предприятиями отрасли на региональном и международном уровнях. Перспективным представляется изучение существующих практик дистанционного обучения и разработка на их основе отечественных программ подготовки специалистов в области ландшафтной архитектуры и зеленого строительства, а также разработка и создание информационно-обучающего электронного ресурса по образованию в области ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства.

Ключевые слова: международное сотрудничество, система непрерывного образования, образовательные технологии, дистанционное обучение.

T. M. Burhanskaya, N. A. Makoznak

Belarusian State Technological University

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION ON IMPROVEMENT OF THE EDUCATION IN LANDSCAPE ARCHITECTURE AND LANDSCAPE CONSTRUCTION

The possibilities of the international cooperation enhancing in improvement of an education system in the field of landscape architecture and landscape construction are considered. The activity priorities in this sphere are identified. The development of approaches to continuous education system improvement in specialty "Landscape architecture", the development of the perspective directions of educational activity and program -educational documentation in the sphere of professional development in the field of landscape design, decorative plant growing and landscape architecture at the professional and amateur levels, the search of the perspective directions and forms of cooperation with the educational establishments, the research organizations and the enterprises of branch at regional and international levels are defined. Studying existing distance education practices and development on their basis domestic programs of specialist remote training in the field of landscape architecture and garden construction, and also the development and creation of the information training electronic resource in the field of landscape design and landscape architecture are represented as perspective.

Key words: international cooperation, continuous education system, educational technologies, distance education.

Введение. Развитие международных связей на современном этапе становления системы высшего образования несомненно способствует повышению качества образования по профилю сферы профессиональной деятельности, повы-

шению мобильности бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей, обмену международным опытом и расширению сотрудничества между университетами, научными учреждениями и проектными организациями,

50

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

а также совершенствованию образовательной среды на местном, региональном, национальном и международном уровнях в целом.

Основная часть. В рамках международного сотрудничества в области совершенствования системы образования по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству может быть решен широкий круг вопросов, включающих укрепление интернационализации системы высшего образования; внедрение реформ Болонского типа, включая трехуровневую систему образования, контроль качества, оценки и т. д.; введение инструментов прозрачности, таких как кредитные системы, процедуры аккредитации, руководства по оценке (в кредитах) предыдущего и неформального обучения и т. д.; разработку и внедрение национальных квалификационных рамок, руководств по внутреннему и внешнему контролю качества образования, новых подходов и инструментов для реализации политики в области образования и их мониторинга, включая образование организаций и ассоциаций; усиление интеграции образования, науки и инновационной деятельности в профессиональной сфере.

В более конкретном выражении система мероприятий по расширению международного сотрудничества может включать:

- социологические исследования и анализ отдельных аспектов образовательной реформы;

- разработку политик;

- проведение конференций, семинаров, круглых столов, в результате которых должны быть получены руководящие заключения и рекомендации;

- организацию обучения профессорско-преподавательского состава по вопросам разработки политик;

- осуществление обучения и повышения квалификации сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал, технических и административных работников, в области совершенствования образовательных технологий и разработки документации;

- совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса.

В качестве первоочередных задач в рамках международного сотрудничества в области совершенствования в Республике Беларусь системы образования в сфере ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, на наш взгляд, могут быть предложены следующие:

- формирование подходов к совершенствованию системы непрерывного образования по специальности «Садово-парковое строительство», предполагающих согласованность образовательных стандартов, учебных планов и программ изучаемых дисциплин на всех уровнях получения образования - профессиональ-

ном, среднем специальном, высшем первой и второй ступеней;

- разработка перспективных направлений образовательной деятельности и учебно-программной документации в сфере повышения квалификации в области ландшафтного проектирования, декоративного растениеводства и садово-паркового строительства на профессиональном и любительском уровнях;

- поиск перспективных направлений и форм сотрудничества с учреждениями образования, научно-исследовательскими организациями, предприятиями, осуществляющими деятельность в профессиональной сфере, позволяющих повысить качество образования по специальности «Садово-парковое строительство» и мотивированность учащихся при решении актуальных профессиональных задач.

В рамках международного сотрудничества может быть осуществлено совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса специальностей высшего образования первой («Садово-парковое строительство») и второй («Озеленение населенных пунктов», «Ландшафтное проектирование и строительство») ступеней с учетом экосистемных подходов в современной архитектурно-ландшафтной практике, интегрирования зеленого строительства в практику городского планирования и развития, реализации концепции энергосбережения и энергоэффективности, использования информационных технологий и др.

Совместно со специалистами в области экологии и экономики представляется целесообразным дальнейшее развитие образования в области ландшафтного обустройства нарушенных территорий, включая рассмотрение вопросов особенностей озеленения территорий в условиях сложной экологической ситуации и ревита-лизации нарушенных пространств.

Перспективным представляется изучение существующих практик дистанционного обучения и разработка на их основе отечественных программ дистанционной подготовки специалистов в области ландшафтной архитектуры и зеленого строительства. Для достижения этого целесообразным является создание новых и совершенствование имеющихся электронных учебно-методических комплексов, включающих материалы для теоретической и практической подготовки обучающихся, текущего и итогового контроля знаний, а также вспомогательные (нормативные документы, перечни литературных и Интернет-источников и др.).

Система дистанционного обучения может быть использована в качестве современного и высокоэффективного средства организации учебного процесса для подготовки студентов заочной формы обучения; организации

Содержание инженерного образования

51

самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров в дистанционном режиме. Дальнейшее развитие системы дистанционного обучения будет направлено на быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучающимся; создание единой платформы для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями; поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения; персона-лизацию учебного контента и возможность его многократного использования; разработку широкого диапазона средств организации взаимодействия между партнерами на внутригосударственном и международном уровнях.

В области развития международных связей перспективным является создание информационно-обучающего электронного ресурса по образованию в области ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства со ссылками на сайты партнеров, государственных и частных организаций и учреждений, общественных организаций и органов власти, занимающихся вопросами зеленого строительства. В этот электронный ресурс могут быть включены: учебно-программная документация (образовательные стандарты, программы по дисциплинам, программы учебных и производственных практик и пр.); электронные варианты текстов лекций, учебников по специальности, лабораторных практикумов, методических разработок по курсовому и дипломному проектированию и др., перечни разноуровневых индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов и магистрантов, материалы для тестирования знаний обучающихся, вспомогательные материалы (действующие стандарты на посадочный материал, ссылки на СНИПы и ТКП, прочая нормативная докумен-

тация в области ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства). Ботанические сады, декоративные питомники, крупные цветоводческие хозяйства и другие специализированные предприятия также могли бы разместить ссылки на электронные каталоги гер-барного фонда, коллекций декоративных растений, новинки селекции, используемые в профессиональной деятельности инновационные подходы и технологии и прочую информацию.

Для магистрантов, аспирантов и научных работников может быть создан раздел по научно-исследовательской деятельности (ссылки на публикации в приоритетных научных журналах, на авторефераты и другую информацию, включая выставки и конкурсы различных уровней). Актуальны также разработка и обмен современными мультимедийными обучающими комплексами.

Заключение. Таким образом, в перспективе в результате расширения международного сотрудничества студенты получат возможность учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; появятся новые возможности для углубленного изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в зарубежных странах. В результате внедрения в образовательный процесс дистанционных форм обучения, электронных учебных комплексов и ресурсов повысится личная ответственность обучающегося за содержание и качество своего образования.

Достижение целей международного сотрудничества может способствовать совершенствованию взаимодействия профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и студентов, реформирование учебных планов и программ, что соответствует тенденции сближения систем высшего образования на международном уровне, продвижению европейской кооперации в вопросе качества образования и европейских подходов в области высшего образования.

Информация об авторах

Бурганская Тамара Минаевна - кандидат биологических наук, заведующий кафедрой ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: tburganskaya@gmail.com

Макознак Наталия Александровна - кандидат архитектуры, доцент кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: makoznak@tut.by

Information about the authors

Burhanskaya Tamara Minaevna - Ph. D. Biology, Head of the Department of Landscape Design and Architecture. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: tburganskaya@gmail.com

Makoznak Natalia Aleksandrovna - Ph. D. Architecture, Associate Professor, Department of Landscape Design and Architecture. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: makoznak@tut.by

Поступила 20.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.