Научная статья на тему 'Биологическое образование в условиях перехода на стандарты III поколения'

Биологическое образование в условиях перехода на стандарты III поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Владимир Павлович, Пятунина Светлана Камильевна

В статье рассматриваются подходы к реализации ФГОС ВПО (направление «Педагогическое образование»). На примере основной образовательной программы по профилю «Биология» раскрыты основные подходы к формированию содержания разных учебных циклов, включая блочно-модульную систему. Особое внимание уделено компетентностному подходу. Обсуждается значимость пятилетнего бакалавриата для повышения востребованности выпускника на рынке труда и его профессиональной мобильности. Отмечена роль учебных и педагогических практик в формировании учителя биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов Владимир Павлович, Пятунина Светлана Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биологическое образование в условиях перехода на стандарты III поколения»

ботаническое образование в россии:

прошлое, настоящее, будущее

УДК 378

Викторов Владимир Павлович

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники Московского педагогического государственного университета, vpviktorov@mail.ru, Москва

Пятунина Светлана Камильевна

Кандидат биологических наук, декан биолого-химического факультета Московского педагогического государственного университета, botanika5@mail.ru, Москва

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИях ПЕРЕхОДА НА СТАНДАРТЫ III ПОКОЛЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к реализации ФГОС ВПО (направление «Педагогическое образование»). На примере основной образовательной программы по профилю «Биология» раскрыты основные подходы к формированию содержания разных учебных циклов, включая блочно-модульную систему. Особое внимание уделено компетентностному подходу. Обсуждается значимость пятилетнего бакалавриата для повышения востребованности выпускника на рынке труда и его профессиональной мобильности. Отмечена роль учебных и педагогических практик в формировании учителя биологии.

Ключевые слова: основная образовательная программа, бакалавриат, компетенции, блочно-модульная система, полевая практика.

Viktorov Vladimir Pavlovich

Doctor of biological sciences, Head of the Department of Botany at the Moscow State Pedagogical University, vpviktorov@mail.ru, Moscow

Pyatunina Svetlana Kamilyevna

Candidate of biological sciences, Dean of the Faculty of Biology and Chemistry at the Moscow State Pedagogical University, botanika5@mail.ru, Moscow

BIOLOGICAL EDUCATION IN CONNECTION WITH TRANSITION TO GEN

III STANDARDS

Abstract. The approaches to the implementation of GEF VPO (the direction «Teacher Education») are considered in the article. On the basic educational program on the profile «Biology» the main approaches to the formation of the content of different training cycles, including block-modular system are opened. The special attention is paid to competence-based approach. The importance of a five-year bachelor degree for increase of a demand of the graduate on a labor market and its professional mobility is discussed. The role educational and pedagogical practice in formation of the teacher of biology is noted.

Keywords: main educational program, bachelor degree, competences, block and modular system, field practice.

Биологическое образование в России неоднократно претерпевало существенные изменения, связанные как с достижениями биологической науки, так и с тенденциями развития образования в целом. Сложившаяся за долгие годы система высшего обра-

зования в стране не согласуется с условиями Болонских соглашений [1]. Интеграция России в мировое пространство связана с необходимостью учитывать изменившиеся условия и тенденции к признанию на межгосударственном уровне Болонских согла-

шений мировым сообществом. Федеральным законодательством определен переход высшей школы к уровневой структуре образования (т.е. на подготовку бакалавров и магистров) начиная с 2011 года. Бакалавриат становится базовым педагогическим образованием (с последующим «наращиванием» на каждом новом уровне - в магистратуре, аспирантуре - новых задач профессиональной деятельности и соответствующего им содержания образования). Переход от линейного к двухуровневому образованию связан с изменением понимания целей и результатов образования. Это, прежде всего, вхождение в единое мировое образовательное пространство, что обеспечивает академическую мобильность студента [8].

В соответствии с ФГОС ВПО базовой стратегией развития образования становится компетентностный подход, который предусматривает активную роль студента в учебном процессе [2; 3]. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию (что определяет успех сдачи ЕГЭ), а самостоятельно мыслить, проводить анализ и обобщение материала и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Главными целевыми установками становятся компетенции (способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области), полученные студентами в ходе обучения. В ФГОС ВПО определены общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. При составлении основных образовательных программ (ООП) предполагается разработка специальных компетенций (СК) для решения задач подготовки учителей определенного профиля.

В каждой стране существуют свои «национальные» черты реализации двухуровневого образования. Особенность российской системы образования - утверждение 5-летнего срока подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование», в случае совмещения двух профилей. Это дает возможность сохранить традиционные подходы к обучению и повысить востребованность выпускника на рынке труда, его профессиональную мобильность.

С 2011 года на биолого-химическом фа-

культете МПГУ реализуется профиль «Биология» для четырехлетнего бакалавриата, и совмещенные профили пятилетнего бакалавриата: «биология и химия», «биология и английский язык», что, по существу, соответствует двум специальностям, реализуемым по стандартам 2-го поколения. С 2013 года в МПГУ осуществляется набор только на 5 летний бакалавриат (дополнительно открыт профиль «биология и экология»). При составлении новых учебных планов был учтен опыт работы по подготовке специалистов, а также инновационные подходы в образовании. Для реализации ФГОС ВПО разрабатываются основные образовательные программы (ООП), которые обеспечивают образовательный процесс в вузе по определенному направлению и профилю. Направленность основной образовательной программы на конкретный вид профессиональной деятельности формирует профиль подготовки бакалавра. Содержание основных образовательных программ - это отражение представлений о специфике подготовки нового учителя с учетом компе-тентностного подхода.

Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций заложено в «Гуманитарном, социальном и экономическом цикле» дисциплин: история, философия, иностранный язык, образовательное право, политология. В программу обучения всех педагогов введена дисциплина «Профессиональная этика», раскрывающая проблемы внутриличностных и профессиональных отношений учителя с учениками, их родителями, коллегами, формирующая необходимые профессиональные компетенции. Профессионально ориентированной стала общая для всех профилей дисциплина гуманитарного цикла «Педагогическая риторика». Она заменила более общую «Культуру речи» и призвана научить будущих учителей достижению профессиональных целей через эффективное педагогическое общение. В результате освоения этого цикла дисциплин выпускники должны овладеть общекультурными компетенциями: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философ-

ские проблемы; логически верно строить устную и письменную речь; быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе и другие.

В математический и естественнонаучный цикл в соответствии с ФГОС ВПО входят дисциплины, направленные на подготовку к использованию информационных технологий и применению математических методов при обработке информации, необходимой для профессиональной деятельности (информационные технологии в образовании, основы математической обработки информации), а также предметы необходимые для успешного усвоения содержания дисциплин вариативной части профессионального цикла (общая химия, физика).

Базовая часть профессионального цикла включает предметы психолого-педагогического цикла: педагогика, психология, методика преподавания биологии, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, т.е. дисциплины, необходимые для формирования ОПК (осознавать социальную значимость своей профессии; владеть основами речевой профессиональной культуры; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и др.) и ПК (реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; применять современные методики и технологии; включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса и др.).

Фундаментальную базу образования, позволяющую преподавать биологию обеспечивают дисциплины вариативной части профессионального цикла. Отбор содержания дисциплин этой части осуществляется в соответствии с перечнем специальных компетенций. Содержание этих дисциплин сохраняет традиции, заложенные предыдущим стандартом образования, и в то же время учитывает новые достижения соответствующих наук. Вариативная часть профиля «Биология» включает ряд фундаментальных и прикладных дисциплин: ботаника, зоология (по 12 зачетных единиц), физиология растений и физиология человека и животных (по 5-6 з.е.), анатомия человека, биологическая

химия, генетика, теория эволюции, общая и социальная экология (по 4 з.е.), цитология, гистология, микробиология, молекулярная биология, основы биотехнологии, биогеография, охрана природы (по 3 з.е.). Так, «Ботаника» изучается в течение двух лет и традиционно включает разделы: «анатомия и морфология растений» (1-2 сем.) и «систематика растений и грибов» (3-4 сем.).

На основе изучения вариативной части профессионального цикла выпускник должен обладать специальными компетенциями:

- владеть основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений;

- владеть знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека;

- объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека;

- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа; владеть знаниями о закономерностях развития органического мира;

- понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов;

- анализировать глобальные экологические проблемы, вопросы состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- самостоятельно проводить исследования, использовать информационные технологии для решения научных и профессиональных задач, анализировать и оценивать результаты лабораторных и полевых исследований.

В пятилетнем бакалавриате с двумя профилями сохраняется предметная подготовка по биологии и добавляются дисциплины второго профиля. При этом при совмещении двух родственных профилей (биология

и химия, биология и экология) их соотношение - 60:40%. При совмещении не родственных профилей (биология и английский язык) их соотношение должно быть близким к 50:50%.

Кроме обязательных дисциплин, основная образовательная программа включает дисциплины по выбору студентов. Это достаточно большая часть программы, ее трудоемкость согласно ФГОС ВПО, не может быть менее 1/3 общей трудоемкости всех дисциплин, т.е. около 1500 часов (что соответствует объему дисциплин дополнительной специальности по действующим ГОС ВПО). Дисциплины этого блока в МПГУ формируются по блочно-модульному принципу [2; 4; 5], что позволяет реализовать идеологию целостной части программы (по типу специализаций). Так, на выбор студентов предлагаются модули дисциплин, обеспечивающие разностороннее расширение и углубление как профессиональных, так и специальных компетенций. Каждый студент выбирает один из модулей психолого-педагогического и методического блока и каждого профиля. На биолого-химическом факультете МПГУ разработано 4 модуля по профилю «Биология»: «Лекарственные растения», «Ландшафтный дизайн», «Биоразнообразие. Сохранение биоразнообразия», «Биотехнологии и нанобиотехнологии».

Во ФГОС ВПО предусмотрен отдельный раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практики», который является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Во время полевых практик студенты имеют возмож-

ность закрепить, развить и что, особенно важно проверить сформированность компетенций (ОК, ОПК, ПК и СК). Сравнение количества часов образовательных стандартов II (31 неделя) и III (20 недель) поколений показало, что во ФГОС ВПО на треть сокращено время на их проведение. В связи с этим при составлении ООП и рабочих программ практики большое внимание уделяется самостоятельной работы студентов.

На биолого-химическом факультете накоплен большой опыт проведения полевых практик. С 1952 года полевая практика проводится в Подмосковья на Агробиостанции «Павловская слобода». На территории имеются учебные и спальные корпуса, 3 учебно-опытных участка (по физиологии растений, основам сельского хозяйства и методике преподавания биологии), столовая, министа-дион. Учебные лаборатории оснащены необходимыми приборами и оборудованием.

На 1 и 2 курсах со студентами проводятся ботанические и зоологические экскурсии, на которых студенты изучают флору и фауну района практики, закрепляют знания по морфологии и систематике растений, грибов и животных, знакомятся с методами проведения полевых исследований; учатся правильно собирать, определять растения и животных; вести фенологические наблюдения в природе и др. Во время практики формируются навыки проведения самостоятельных исследований в полевых условиях. Уже с первого курса студенты имеют возможность начать работу над выпускной квалификационной работой.

На 3 курсе практика направлена на формирование специальных компетенций, освоение которых связано с экспериментальными

Таблица - Модули «Лекарственные растения и их использование» и «Ландшафтный дизайн»

Модуль «Лекарственные растения и их использование» Модуль «Ландшафтный дизайн»

Культурные лекарственные растения Дикорастущие лекарственные растения Определение лекарственного сырья Технологии заготовки лекарственного сырья Биологически активные вещества растений и их метаболизм Технологии приготовления лекарственных сборов Физиологические механизмы влияния биологически активных веществ на организм человека Основы биоиндикации История садовой и парковой архитектуры Рекультивация и мелиорация Интродукция растений Декоративное садоводство и цветоводство Компьютерные технологии в дизайне Дендрология Основы биоиндикации Основы современных технологий ландшафтного дизайна Основы ландшафтного проектирования и строительства

дисциплинами (физиология растений и биологические основы сельского хозяйства). В лабораториях и на опытных участках закладываются опыты и проводятся обсуждения их результатов. Несколько дней отводится на формирование и закрепление профессиональных компетенций в рамках занятий по методике преподавания биологии. Студенты готовят и проводят экскурсии, осваивают навыки работы с детьми в полевых условиях и на пришкольной территории.

На 4 курсе студенты овладевают навыками проведения экспериментальной работы по популяционной генетики и экологии. Во время практики проводятся экскурсии, сбор полевого материала и последующая его обработка в лаборатории.

Таким образом, формы и содержание полевых практик нацелены на подготовку высококвалифицированного учителя биологии, обладающего комплексом профессиональных и специальных компетенций и адаптированного к работе в школе в современных условиях.

В качестве Итоговой государственной аттестации обязательными являются Государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы. Они нацелены на проверку сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

Таким образом, учебный план как часть основной образовательной программы реализует концептуальный подход к подготовке нового учителя, который определяется органическим сочетанием трех составляющих педагогического образования: формирования творческой личности будущего учителя, психолого-педагогической, методической и предметной подготовки в избранной области. Следует подчеркнуть, что подготовка учителя биологии в условиях перехода на уровне-вое образование осуществляется, опираясь на традиции классического биологического образования, которое успешно реализуется

на биолого-химическом факультете более 100 лет. В то же время развитие материально-технической базы позволяет сделать образование более современным, личностно-ориенти-рованным, эффективным.

Библиографический список

1. Байденко В. И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем образования (проект TUNING). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 52 с.

2. Ващенко И. М, Пятунина С. К., Викторов В. П., Ключникова Н. М. Подготовка учителя биологии в структуре уровневого образования // Современные проблемы популяционной экологии, геоботаники, систематики и флористики: материалы междунар. науч. конф., посвященной 110-летию А. А. Уранова. - Кострома: Изд-во КГУ им Н. А. Некрасова, 2011. - Т. 2. - С. 181-184.

3. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 106 с.

4. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высш. шк. - 1987. - №8. - С. 56-64.

5. Плаксина О. А., Пелевин В. Н., Матвеева Т. А. Особенности проектирования модульной структуры ООП // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL:www.science-education.ru/105-7057 (дата обращения: 11.05.2013).

6. Подготовка учителя в структуре уровнево-го образования: коллективная монография. - М: МПГУ, 2011. - 168 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46) [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.edu/uchebno_ metodicheskoe_obedinenie_po_obrazovaniyu_v_ oblasti_podgotovki_pedagogicheskikh_kadrov/ (дата обращения: 1.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.