Кузовенкова К О.
Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования
4. Teichler U., Kehm В.М. Research on Internation-alisation in Higher Education //Journal of Studies in International Education. 2011. № 1. P. 231-239.
5. De Wit H. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis. 2002. 270 c.
6. Стенина T.Jl., Чамчнян А.О. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики // Образовательные стандарты и педагогическая практика. 2016. №2. С. 69-75.
7. Шумейко А.А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важный фактор развития конкурентоспособности университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. С. 124-129.
8. Лоренц В. Трансграничное обучение - новые возможности и перспективы. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 60 с.
9. Kerr С. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. Albany: State University of New York Press. 1994. 248 p.
10. Scott R. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education. Buckingham. Buckingham: Open University Press, 1998. P. 108-129.
11. Курицын В.М. Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов // Высшее образование в России. 2012. №10. С. 87-92.
12. Краснощекое В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника // Фундаментальные исследования. 2014. №6. Ч. 5. С. 1045-1048.
13. Бирюкова H.A., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2(14). С. 138-142.
14. Катровский А.П., Губа В.П. Высшее образование в России - процесс трансформации и интеграции // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2015. №2. С. 32-40.
15. Красильникова Н.В. Интернационализация высшего образования в Европе: опыт Болонского университета // Образование и наука. 2015. № 8. С. 163-175.
16. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / МЛ. Агранович [и др.]. М.: Логос, 2010. 280 с.
THEORETICAL ASPECTS OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION PROBLEM
IN THE MODERN WORLD
©2018
Kuzovenkova Kseniya Olegovna, lecturer of Economics and Management Department
Branch of Samara State Technical University in Novokuibyshevsk (Novokuibyshevsk, Samara Region, Russian Federation)
Abstract. This paper discusses conceptual aspects of higher education internationalization problem in terms of native and foreign scientists. The author of the study comes to the conclusion that internationalization of higher education is assessed differently by specialists and there is no consensus in assessing benefits and possible risks associated with the internationalization and in the terminological definition of the process itself. Key components of internationalization methodology in the context of the university are analyzed. In the course of the work the author determines that the internationalization of education is one of the factors in the formation of a global space for higher education and can be represented by a multitude of processes, including international academic mobility, introduction of world standards, internationalization of training courses, intercultural programs, etc. The author defines basic components of the university culture which must be developed in conditions of internationalization. The definitions of the concepts of internal, external, national, cross-border and international levels of the internationalization of higher education are considered.
Keywords: internationalization: university; higher education; integration; educational process; globalization; model of cooperation: components of university culture; international cooperation; institutional partnership; professional mobility: distance learning; global market.
УДК 372. 857: 378. 147
Статья поступила в редакцию 05.03.2018
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ» И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
©2018
Марина Антонина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (г. Арзамас, Нижегородская область, Российская Федерация)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об одном из важнейших условий реализации основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) - учебно-методическом обеспечении, базовым компонентом которого является учебно-методический комплекс дисциплины. Особое внимание уделяется рассмотрению структуры и содержания учебно-методического комплекса дисциплины «Методика обучения
Марина A.B.
13.00.00- педагогические науки_Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины...
биологии» основной профессиональной образовательной программы для профилей подготовки Биология и География. Выделены методологические подходы, лежащие в основе его проектирования, раскрыты возможности применения в подготовке бакалавров - будущих учителей биологии в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Охарактеризованы компоненты учебно-методического комплекса. Особое внимание уделено вопросам проектирования и разработки рабочей учебной программы дисциплины как ключевого компонента учебно-методического комплекса. Описан многолетний опыт работы автора по использованию учебно-методического комплекса при формировании профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования - будущего учителя биологии. Подробно представлены основные формы работы, раскрыты технологии, используемые при организации учебного процесса по курсу. Представленные материалы могут быть использованы в опыте деятельности вузовских педагогов, преподающий курс «Методика обучения биологии».
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; высшее образование; педагогическое образование; бакалавриат; дисциплина; «Методика обучения биологии»; профессиональные компетенции; учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины; структура УМК; профессиональные компетенции.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) уделяют особое внимание требованиям к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). В качестве одного из основных условий рассматривается учебно-методическое обеспечение [1|.
Анализ литературы по данной проблеме [2-7] позволил установить, что в структуре учебно-методического обеспечения дисциплины должны присутствовать: матрица компетенций, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, рабочие программы практик и научно-исследовательской работы студентов (ПИРС), программа государственной итоговой аттестации (ГИА), программа самостоятельной работы студентов (СРС), фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ФОС), фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации (ФОС ГИА), учебно-методические материалы дисциплин, практик (УМД).
Очевидно, что ведущее место в данной структуре занимают рабочие программы дисциплин, практик, научно-исследовательской работы, самостоятельной работы студентов, взаимодополняемость которых формирует учебно-методический комплекс (УМК). Мы рассматриваем УМК как совокупность учебно-методических материалов, отражающих системное, многоаспектное описание хода образовательного процесса, обеспечивающего эффективное освоение студентами учебного материала и формирование компетенций будущей профессиональной деятельности.
Методологическими основами при разработке УМК в нашем вузе (впрочем, как и в других вузах, реализующих ОПОП направления «Педагогическое образование») являются идеи компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.В. Башев, В.А. Болотов, A.B. Брушлинский, С.Г. Воровщиков. Б.С. Гершунс-кий, В В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Е.И. Огарев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тря-пицына, A.B. Хуторской, Г.П. Щедровицкий, И.Д. Фру-мин и др.); личностно-ориентированного подхода (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков и др.); концепции непрерывного профессионального педагогического образования (А.П. Беляева, Н.К. Сергеев и др.).
Эти идеи положены в основу разработки УМК всех дисциплин учебного плана направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профи-
лями) уровня бакалавриата, направленности (профили) Биология и География, реализуемого на есте-ственно-географическом факультете Арзамасского филиала НИ ГУ имени П. И. Лобачевского. Считаем возможным трансляцию опыта разработки и применения в образовательном процессе УМК дисциплины «Методика обучения биологии», являющейся ключевой в формировании профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования - будущего школьного учителя биологии и географии.
В состав УМК дисциплины включены рабочая программа, учебно-методические материалы лекционных, практических, лабораторных занятий; учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы, методические рекомендации по написанию курсовой работы, методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы); программы производственной (педагогической и практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практики, фонд оценочных средств для проведения контроля (текущего и рубежного).
Данный УМК используется в образовательном процессе с целью формирования и развития компетенций профессиональной деятельности в области школьного биологического образования в условиях реализации образовательными организациями страны Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Учебным планом за дисциплиной закреплен ряд профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) с учетом разных направлений деятельности: педагогической - ПК 1, ПК 2, ПК 4, ПК 8; культурно-просветительской - ПК 9; научно-исследовательс-кой-ПК 12 [1].
Для каждой из них при разработке рабочей программы дисциплины нами были выделены в дефинициях «знать», «уметь», «владеть» характеристики их сформированности. Такая детализация обеспечивает четкую характеристику требований по формированию профессиональных компетенций, на развитие которых направлено изучение каждого из разделов дисциплины, а также впоследствии при организации
Марина А.В.
Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины
учебного процесса - вычленение этапов их формирования в процессе контактной работы студентов с преподавателем, содержания самостоятельной работы студентов и формы оценочных средств текущего контроля успеваемости/ промежуточной аттестации.
Важность такой тщательной работы над отдельными элементами рабочей программы учебной дисциплины во многом объясняется тем, что этот документ является базовым компонентом УМК дисциплины. В нем учитываются требования ФГОС ВО, специфика подготовки студентов по направлениям (профилям) подготовки, определяются место, структура и содержание дисциплины, дается характеристика образовательных технологий, способствующих развитию компетенций, формируемых дисциплиной, раскрывается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, определена критериальная база оценки учебных достижений студентов, представлены типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, методические материалы, определяющие процедуры оценивания, дано учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
В соответствии с учебным планом объем дисциплины составляет 10 зачетных единиц, всего 360 часов, из которых 157 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем: 68 часов - занятия лекционного типа, 84 часа - занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные работы), в т.ч. текущий контроль успеваемости, 5 часов - контроль самостоятельной работы; 72 часа составляет самостоятельная работа обучающегося в период промежуточной аттестации (контроля); 131 час составляет самостоятельная работа обучающегося в период теоретического обучения.
С учетом требований ФГОС ВО нами осуществляется непрерывное обновление УМК дисциплины. Этот процесс связан с внесением изменений в учебно-методические материалы лекционных, практических, лабораторных занятий, проектирование их проведения с применением активных и интерактивных форм и методов обучения, современных образовательных технологий [8-16]. Так, только за последнее время с учетом перехода общеобразовательных учреждений страны на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования (ОО) в содержание дисциплины нами были включены такие вопросы, как изменение структуры и содержания школьного биологического образования; основные подходы к отбору содержания школьного биологического образования, характеристика основных документов, регламентирующих содержание школьного биологического образования (ФГОС, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по биологии, рабочие учебные программы для основной и средней школы по биологии); вариативностью УМК по биологии для основной и средней общеобразовательной школы; результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные), механизмы их достижения, критерии сформированности, мониторинг сформированности
результатов по отдельным курсам биологии, формы, виды, методы контроля сформированности результатов; универсальные учебные действия, их классификация, многообразие универсальных учебных действий, формируемых и развиваемых при изучении отдельных разделов школьной биологии; методика формирования и развития системы универсальных учебных действий средствами содержания отдельных курсов биологии основной и средней школы, критерии сформированности, мониторинг формирования и развития системы универсальных учебных действий; организация проектной деятельности учащихся при изучении школьной биологии, виды учебных проектов, методика реализации проектов разных видов, критерии оценивания проектов и др.
Обновленное содержание дисциплины отражено нами в учебно-методических материалах лекционного курса, разработанных с применением как традиционных (использование элементов проблемного обучения, дискуссий), так и инновационных образовательных технологий (информационные технологии, лекция с запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция, лекция - визуализация и др.). Учебно-методические материалы лекционного курса нами представлены также в виде авторских мультимедийных презентаций, которые используются при чтении лекций. Они также размещены нами на портале «Электронное обучение в ННГУ» сайта университета и применяются при организации самостоятельной работы студентов.
Особое место в формировании профессиональных компетенций в опыте нашей деятельности занимают семинарские, практические и лабораторные занятия, посвященные решению практических задач, с которыми учитель биологии ежедневно сталкивается в опыте своей деятельности в динамично меняющейся современной школе. Это ознакомление с современным программно-методическим обеспечением школьного курса биологии по ФГОС, алгоритмом разработки рабочей учебной программы по биологии, технологической карты урока, организацией проектной деятельности в урочное и внеурочное время, оцениванием предметных, метапредмегных и личностных результатов и т.д. Разработка данных вопросов составляет одно из направлений наших научных интересов, и в данной области наш опыт транслируем достаточно широко [17-28].
Большую часть занятий мы проводим с использованием таких современных методов и технологий, как ролевые и деловые игры, мозговой штурм, проектной технологии, кейс-технологии и др.
Так, занятия по темам «Особенности содержания школьного курса биологии 5 класса», «Анализ УМК курса биологии 5 класса» и аналогичные для остальных разделов школьной биологии проводятся в форме деловой игры «Оценка эксперта», которая предполагает рассмотрение составных частей УМК и оценивание каждого пособия студентами, выступающими в качестве экспертов, с различных позиций научности, историзма, доступности, наглядности представления информации, проблемности, реализации маежпредметных связей, иллюстративности, информативности, интерактивности, применения
Марина А.В.
Проектирование учебно-мегодического комплекса дисциплины...
ИКТ-технологий и др. К этим занятиям студенты разрабатывают мультимедийные презентации УМК разных предметных линий (только для основной школы Министерством образования и науки РФ их рекомендовано 15), работая с сайтами центральных издательств учебной литературы («Российский учебник», «Дрофа», «Просвещение», «Мнемозина», «Ве-нтана-Граф», «Русское слово-учебник», «Владос», «БИНОМ» и др.).
Занятия по темам «Методика проведения уроков с морфологическим и анатомическим содержанием. Особенности организации и проведения лабораторных работ на уроке», «Методика проведения уроков с физиологическим содержанием. Организация и проведение демонстрационного эксперимента на уроке», «Методика проведения уроков с систематическим содержанием. Организация работы с натуральной наглядностью на уроке», «Методика использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии», «Использование нетрадиционных уроков при изучении биологии» мы проводим с использованием ролевых и деловых игр, в рамках которых студенты овладевают не только предметными знаниями и навыками, но и умениями работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций, разыгрывания разнообразных ролей.
Применение кейс-технологии, которую мы используем на таких занятиях, как «Методический анализ темы «Эволюционное учение». Организация работы на уроке с самодельными наглядными пособиями при изучении нового материала», «Методика изучения проблем происхождения и эволюции жизни на Земле» и др., предполагает обучение с использованием моделей реальных ситуаций, в том числе демонстраций видеофрагментов уроков учителей биологии, студентов предшествующих лет обучения, сделанные в период прохождения ими производственной (педагогической) практики. Например, кейс «Методическое портфолио учителя биологии» подразумевает анализ студентами конкретного кейса, определение функций школьного учителя биологии, владение которыми он формирует, их соотнесение с общетрудовыми и трудовыми функциями учителя-предметника профессионального стандарта педагога [29], уровня творчества и профессионализма авторов данных методических материалов.
Серьезное внимание мы уделяем формированию способности руководить научно-исследовательской деятельностью обучающихся. С этой целью применяем метод мозгового штурма, с помощью которого студенты определяют тематику, формулируют цели, задачи, определяют объект, предмет, гипотезу учеб-но-исследовательских работ учащихся. На это направлены такие занятия, как «Организация проектной деятельности при изучении школьного курса биологии 5 класса», «Организация внеурочной деятельности учащихся в курсе биологии 6 класса» и др. Разработки, сделанные на них, студенты, как правило, впоследствии используют при организации учебно-исследовательской деятельности школьников в период прохождения производственной практики. Многие из таких работ становятся участниками и призерами
ежегодно проводимого нашим вузом регионального тура всероссийского конкурса детских и юношеских работ имени В.И. Вернадского и многих других.
Важное место в формировании профессиональных компетенций мы отводим организации самостоятельной работы студентов, в связи с чем уделяем большое внимание разработке учебно-методических материалов для организации такой работы. Всем студентам обеспечивается доступ к методическим рекомендациям по организации самостоятельной работы, выполнению курсовой работы.
В рамках курса студенты выполняют разнообразные задания, предусматривающие работу с методическим журналом «Биология в школе», приложением к газете «1 сентября» - «Биология», готовят сообщения по актуальным проблемам, связанным с освоением ФГОС общего образования, составляют аннотации школьных учебников, методических пособий для учителя и учащихся разных предметных линий, создают портфолио собственных достижений и готовятся к их презентации. Данные виды деятельности способствуют формированию исследовательских умений будущих учителей, вносят вклад в формирование способности руководить научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Данная работа во многом способствует успешности курсового проектирования, которое нами рассматривается в качестве важнейшей составляющей самостоятельной работы студентов [30]. Курсовая работа выполняется по тематике, актуальной с точки зрения формирования профессиональных компетенций, необходимых учителю биологии. В последние годы в тематике курсовых работ преобладают темы, рассматривающие разнообразные аспекты реализации ФГОС общего образования. Среди них такие, как «Организация проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса», «Формирование предметных образовательных результатов изучения школьного курса биологии 6 класса», «Формирование универсальных учебных действий познавательной направленности в школьном курсе биологии 7 класса» и др. Все курсовые работы носят исследовательский характер, предполагают проведение констатирующего и формирующего экспериментов в базовых общеобразовательных учреждениях филиала. Непременным условием успешности выполнения и защиты курсовой работы является публикация студенческой статьи.
Такой продуктивный характер организации самостоятельной работы студентов развивает у них ответственность, способность к самоконтролю, самоорганизации и самообразованию.
Важной составной частью УМК дисциплины является фонд оценочных средств (ФОС). Материалы, входящие в них, помогают оценить степень овладения знаниями, умениями и навыками, выделенными нами для каждой из формируемых компетенций. ФОС включает задания для тестирования, устного опроса, контрольные задания по теоретическим основам дисциплины, тематику учебно-исследователь-ских реферативных работ, мультимедийных презентаций. Они весьма разнообразны, «привязаны» к конкретным компетенциям, их составным частям.
Марина A.B.
Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины
Как правило, знаниевая компонента компетенций проверяется заданиями тестового контроля. Деятель-ностная компонента, выраженная в терминах «умеет», «владеет», проверяется заданиями практико-ориентированного характера типа «разработайте технологическую карту урока биологии на тему...», «смоделируйте фрагмент урока с организацией лабораторной работы на тему...», «предложите тематику опытов с комнатными растениями в рамках изучения темы...», «разработайте мультимедийную презентацию учебно-методического комплекса курса биологии 5 класса» и др.
При разработке фонда оценочных средств нами были определены критерии оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций, разработаны характеристики уровня сформированности компетенции в терминах «знает», «умеет», «владеет», причем для каждого вида деятельности [31].
Использование УМК дисциплины «Методика обучения биологии» помогает эффективно организовать образовательный процесс, обеспечивая условия для формирования профессиональных компетенций. К моменту завершения изучения дисциплины каждый студент по результатам промежуточной аттестации в форме зачета, экзамена, защиты курсовой работы должен иметь представления о связи методики обучения биологии с другими науками психолого-педагогической направленности, практикой работы школы в современных условиях, роли учителя биологии в формировании общей культуры человека. Владеет методами исследования в методике обучения биологии, методами обучения и системой средств обучения в школьной биологии, формами организации учебно-воспитательного процесса по биологии, контроля результатов обучения, методикой изучения отдельных разделов школьной биологии. Умеет использовать методические особенности УМК разных предметных линий по биологии, современные инновационные, в том числе информационно-коммуникационные технологии, в повышении качества школьного биологического образования, способен к рефлексии и самоанализу.
Совокупность всех материалов, входящих в УМК дисциплины, позволяет полноценно готовить бакалавров к прохождению производственной практики, на которой наиболее четко проявляется сформирован ность профессиональных компетенций. Такая практика в нашем филиале организуется на 4 и 5 курсах и призвана обеспечить закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение научно-исследовательских навыков и формирование компетенций на оперативном и тактическом уровне, приобретение опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности, развитие знаний, умений, навыков обучающихся для выполнения выпускной квалификационной работы и подготовки к будущей профессиональной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода.
В заключение следует отметить, что подготовка бакалавров педагогического образования к реализации профессиональной деятельности в качестве школьного учителя остается актуальной проблемой высшего педагогического образования. Она по-
прежнему требует глубокого теоретического обоснования, поиска новых путей и способов решения.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. №91 [Электронный ресурс] // Ь«р://минобрнауки.рф/документы/8073.
2. Аглямова З.Ш., Камашева Ю.Л. Реализация компетентностного подхода при разработке учебно-методического обеспечения // Образование: традиции и инновации: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (21 октября 2013 года) / отв. ред. Н.В. Увари-на. Прага: World press s г.о., 2013. С. 6-10.
3. Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-мето-дического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 242 с.
4. Лазаренко И.Р. Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 7-14.
5. Тюнникова Ю.С. Концептуализация системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // European Journal of Contemporary Education. 2015. Vol. 11,№ 1. C. 98-112.
6. Харитонова O.B. Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. №2. С. 17-20.
7. Чудина Е.Е. Учебно-методический комплекс к программе учебной дисциплины «Руководство научно-исследовательской работой школьников» по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». М.: Изд-во «Планета», 2014. 112 с.
8. Галкина Е.А., Марина A.B., Макарова О.Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник НГПУ. 2015. № 3. С. 22-33.
9. Галкина Е.А., Марина A.B., Макарова О.Б. Новые подходы в методической подготовке студентов-биологов к работе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования // Вестник КГГТУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 48-52.
10. Кузина И.В., Марина A.B., Шеманаев В.А. Ключевые разделы педагогической и методической составляющих государственного итогового междисциплинарного экзамена: мат-лы для самостоятельной работы студента / под ред. A.B. Мариной. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 221 с.
11. Марина A.B., Шеманаев В.А. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Вып. 12. Производственная практика. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / под ред. A.B. Мариной. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. 163 с.
Марина A.B.
Проектирование учебно-мегодического комплекса дисциплины...
12. Марина A.B., Шеманаев В.А. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск 13. Производственная практика. Педагогическая практика: учеб-но-методическое пособие / под ред. A.B. Мариной. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. 109 с.
13. Марина A.B. Практикум по методике обучения биологии. Ч. 1. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 102 с.
14. Марина A.B., Галкина Е.А., Макарова О.Б. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения // Биология в школе. 2016. № 1. С. 17-24.
15. Миронычева В.Ф., Кузина И.В., Марина A.B. Технологии профессионального самоопределения и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2014. №3-4. С. 142-144.
16. Марина A.B., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». М.: Изд-во «Дрофа», 2015. 398 с.
17. Марина A.B., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс». М.: Изд-во «Дрофа», 2015.311с.
18. Марина A.B., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: методическое пособие. М.: Изд-во «Дрофа», 2016. 165 с.
19. Методическое пособие к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И. Романовой «Биология». 7 класс. Линия «Вектор» / Авт.-сост. A.B. Марина. М.: Изд-во «ООО «Русское слово - учебник», 2013. 272 с.
20. Марина A.B. Методическое пособие к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология» для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во «ООО «Русское слово - учебник», 2014. 344 с.
21. Методические рекомендации к учебнику A.A. Плешакова, Э.В. Введенского «Биология. Введение в биологию. 5 класс». Линия «Ракурс» / Авт.-сост. A.B. Марина. М.: Изд-во «ООО «Русское слово -учебник», 2013. 120 с.
22. Марина A.B. Методические рекомендации к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор». М.: Изд-во «ООО «Русское слово - учебник», 2013. 128 с.
23. Методические рекомендации к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс» / Авт.-сост. A.B. Марина. М.: Изд-во «ООО «Русское слово - учебник», 2013. 272 с.
24. Методические рекомендации к учебнику Э.В. Введенского, A.A. Плешакова «Естествознание. Введение в естественные науки. 5 класс». Линия «Вектор» / Авт.-сост. A.B. Марина. М.: «ООО «Русское слово - учебник», 2012. 120 с.
25. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» / A.B. Марина, В.И. Сивоглазов. М.: Изд-во «Дрофа», 2010. 368 с.
26. Галкина Е.А., Марина A.B., Макарова О.Б. Проектирование рабочей учебной программы по общеобразовательному предмету «Биология» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева. 2017. №2 (40). С. 6-10.
27. Марина A.B. Алгоритм разработки технологической карты урока в условиях низкой готовности школьных учителей к данному виду деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1 (37). С. 235-239.
28. Марина A.B., Трифонова С.Н., НоваеваТ.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС // Биология в школе. 2014. № 5. С. 16-23.
29. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - https://MHHo6piiayKH.рф/3071.
30. Марина A.B. Методические рекомендации к написанию курсовых работ по дисциплине «Методика обучения биологии». Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. 43 с.
31. Марина A.B., Галкина Е.А., Макарова О.Б. Проверка и оценивание сформированности профессиональных компетенций: проблемы и пути их решения (на материале дисциплины / модуля «Методика обучения биологии» // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 275-282.
«METHODS OF BIOLOGY TEACHING» EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX DESIGN AND ITS USE FOR PROSPECTIVE BIOLOGY TEACHERS' TRAINING
©2018
Marina Antonina Vasilyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Geography and Chemistry Department Arzcimas branch of National Research Lobachevsky State University ofNizhny Novgorod (Arzamas, Nizhny Novgorod Region, Russian Federation)
Abstract. The paper deals with one of the most important issues - educational and methodical support of basic vocational education program 44.03.05 Pedagogical education with two majors (bachelor level). The basic component of this support is an educational and methodological complex of the discipline. Particular attention is paid to the structure and content of the educational and methodical complex of the discipline «Methods of Biology Teaching» for students majoring in Biology and Geography. The author reveals methodological approaches of its design as well as the possibilities of its use for prospective Biology teachers' training according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The components of the educational-methodical complex are characterized. Particular attention is paid to the design and development of the curriculum of the discipline as a key compo-Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 2 (23) 261
Марина А.В.
Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины..._13.00.00 - педагогические науки
nent of the teaching and methodological complex. The author describes many years experience of the use of teaching and methodological complex for pedagogical education bachelors* professional competencies development. The main forms of work are presented in detail and the technologies used for organizing the educational process at the course are disclosed. The presented materials can be used by university teachers while teaching the course «Methods of Biology Teaching».
Keywords: federal state educational standard; higher education; teacher education; bachelor's degree; discipline; module; «Methods of Biology teaching»; professional competencies; educational-methodical complex (EMC) of discipline; EMC structure.
УДК 378.1
Статья поступила в редакцию 14.02.2018
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
©2018
С мол яр Антонина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования Зоголь Светлана Г еннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственны и социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье обосновывается идея о том, что ядром профессионализации подготовки педагога выступает научно-исследовательская работа магистрантов. Авторы, анализируя свой опыт прогностического модельного представления научно-исследовательской работы магистрантов, характеризуя концептуальный уровень проектирования, описывают модель, обосновывают подходы к пониманию места и содержания научно-исследовательской работы магистрантов. В методологическом плане такими подходами выступают деятельностный и исследовательский, а принципами их реализации - принцип практико-ориентированной направленности образовательного процесса, принцип деятельностно-творческого содержания образования, принцип персонализации образовательного процесса. В статье освещен опыт реализации педагогических условий организации научно-исследовательской работы магистрантов (встраивание научно-исследовательской работы в изучение теоретических курсов и практик программ магистратуры; представление ее как средство анализа и коррекции личного педагогического опыта и профессиональных действий магистранта; использование личного опыта педагогической деятельности магистрантов в качестве опоры в процессе изучения теоретических курсов; реализация связи теоретических курсов, практик, работы над магистерской диссертацией). В статье выделены особенности технологии организации научно-исследовательской работы магистрантов. Среди них: поиск передового педагогического опыта; организация учебного исследования; построение образовательных программ педагогической практики и теоретических курсов на основе решения учебно-исследовательских проблем и реализации проектов; связь содержания учебного исследования и научно-исследовательской практики с темой магистерской диссертации; обучение моделированию как методу познания и преобразования педагогической действительности и др.
Ключевые слова: педагогический профессионализм; профессионализация подготовки педагога; научно-исследовательская работа: проектирование; магистратура; подготовка педагога; модель: научные подходы и принципы; технология организации научно-исследовательской работы; педагогические условия организации научно-исследовательской работы; учебное исследование; теоретические курсы; практика; моделирование; магистерская диссертация.
Современная ситуация в сфере образования оказывает значительное влияние на изменение труда учителя: от усложнения профессиональных задач до появления новых профессий (модератор, тьютор, разработчик образовательных технологий, организатор проектного обучения и др.). Становится очевидно, что адекватно отвечать на вызовы времени может только учитель-профессионал. Поэтому одной из задач высшего педагогического образования является профессионализация подготовки учителя.
Профессионализация в широком плане - «один из способов выбора личностью жизненной стратегии, поиска собственной позиции в отношении с окружающим миром и обществом, с профессией» [1, с. 54-55]. Более конкретно ее трактуют как модель «прак-тико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом...» [2, с. 2].
Понимание профессионализации подготовки педагога сопряжено с пониманием явления «педагоги-
ческий профессионализм», которое исследователи [3-5: 6, с. 19], главным образом, связывают с анализом систем и структур различных сторон деятельности педагога (педагогический профессионализм проявляется в деятельности и характеризуется высоким уровнем умения решать педагогические задачи) и его индивидуально-психологическими свойствами. В настоящей работе наряду с пониманием профессионализации в широком значении будем придерживаться толкования профессионализации подготовки педагога как модели продуктивного обучения, направленного на: формирование комплекса свойств личности, которые компонуются вокруг профессио-нально-педагогической направленности; приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности в профессии; побуждение стремления выполнять профессиональные действия, анализировать их, осваивая педагогическую действительность. Основной образовательный результат такого обучения - готовность к осуществлению профессиональных (трудовых) действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Пе-