Научная статья на тему 'Подготовка учителей двух иностранных языков в условиях пятилетнего бакалавриата (на примере опыта иия УрГПУ)'

Подготовка учителей двух иностранных языков в условиях пятилетнего бакалавриата (на примере опыта иия УрГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИЛЕТНИЙ БАКАЛАВРИАТ / СОВМЕЩЕННЫЕ ПРОФИЛИ / ФРАНЦУЗСКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОФИЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / DOUBLE MAJOR BACCALAUREATE / FRENCH AND ENGLISH LANGUAGES FOR OCCUPATIONAL PURPOSES / TEACHER TRAINING PROGRAM / FEDERAL EDUCATION STANDARD / PROFILE MODULES / BACHELOR CAREER MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема проектирования и реализации образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» со сдвоенным профилем «Иностранный язык (французский и английский)». Автор приводит в хронологическом порядке перечень нормативных документов, позволяющих педагогическим вузам проектировать новые образовательные программы с двумя профилями подготовки. Делается вывод о том, что пятилетняя подготовка бакалавров по двум профилям обеспечит выпускникам полную занятость, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда и, следовательно, социальную защищенность. Цели и задачи пятилетнего бакалавриата раскрываются через сопоставительный анализ стандартов ФГОС ВПО с 4-летним и 5-летним сроком обучения. Более детально анализируется трудоемкость 4-летнего и 5-летнего стандартов. Ее увеличение происходит в основном за счет расширения вариативной части. В статье дается исторический обзор образовательной деятельности ИИЯ с момента его основания, приводятся данные по результатам мониторинга перспективных потребностей уральского региона в педагогических кадрах. Отмечается также, что актуальные задачи развития системы образования, существующая международная политика в области образования расширяют перспективы для трудоустройства выпускников ИИЯ. Во второй части статьи на примере опыта ИИЯ УрГПУ представлена структура учебного плана подготовки бакалавра по двум профилям (французский и английский языки). Профили содержательно равноправны и реализуются параллельно. Рассматриваются особенности предлагаемого учебного плана. Перечисляются дисциплины по выбору студента. Делается вывод о том, что сохранение преемственности и устранение дублирования в содержании дисциплин профессионального цикла являются залогом успешного решения задачи по созданию и реализации общеобразовательной программы с совмещенными профилями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGES TEACHER TRAINING AND DOUBLE MAJOR BACCALAUREATE (FRENCH AND ENGLISH LANGUAGES) PROVIDED BY THE INSTITUTE OF FOREIGN LANGUAGES, USPU

The article addresses the problem of construction and implementation of double major baccalaureate (French and English languages) for intending teachers. The author provides a chronological list of normative documents giving pedagogical universities an opportunity to project curricula with two profiles. One can draw a conclusion that a 5-year double-profile bachelor course will guarantee the graduates a full-time job, occupational mobility, competitiveness in the labor market and thus welfare safety. The aim and the objectives of the 5-year bachelor course are revealed through a contrastive analysis of standards for higher education for the 4-year and 5-year bachelor courses. The more detailed analysis of labor intensity of the 4-year and 5-year bachelor courses is given. The article provides a historical review of educational activity of the Institute of Foreign Languages since its foundation and the data of monitoring the prospective needs for the pedagogical staff in the Ural Region. The article also highlights the fact that the crucial tasks of the education system development and the existing international policy in the sphere of education broaden the prospectives for IFL graduates’ employment. The second part of the article presents the structure of the curriculum for the double-profile bachelor course (French and English), based on the experience carried out in IFL USPU. The profiles are equal in the contents and are realized in parallel. The peculiarities of the suggested curriculum are being considered in the article. There is a description of optional courses for students. The author concludes that preserving institutional memory and avoiding duplication in the contents of professional cycle disciplines are key to the successful implementation of such tasks as creation and realization of a curriculum with two combined profiles.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей двух иностранных языков в условиях пятилетнего бакалавриата (на примере опыта иия УрГПУ)»

УДК 378.147:371.124:81

ББК Ч448.985 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.02

Ерофеева Елена Владимировна,

кандидат филолологических наук, доцент, заведующий кафедрой романских языков, Институт иностранных языков, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный экономический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: e.v.erofeeva@yandex.ru.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДВУХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ПЯТИЛЕТНЕГО БАКАЛАВРИАТА (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ИИЯ УРГПУ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пятилетний бакалавриат; совмещенные профили; французский и английский языки; основная образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт; трудоемкость профилей; профессиональная мобильность выпускников.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема проектирования и реализации образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» со сдвоенным профилем «Иностранный язык (французский и английский)». Автор приводит в хронологическом порядке перечень нормативных документов, позволяющих педагогическим вузам проектировать новые образовательные программы с двумя профилями подготовки. Делается вывод о том, что пятилетняя подготовка бакалавров по двум профилям обеспечит выпускникам полную занятость, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда и, следовательно, социальную защищенность. Цели и задачи пятилетнего бакалавриата раскрываются через сопоставительный анализ стандартов ФГОС ВПО с 4-летним и 5-летним сроком обучения. Более детально анализируется трудоемкость 4-летнего и 5-летнего стандартов. Ее увеличение происходит в основном за счет расширения вариативной части. В статье дается исторический обзор образовательной деятельности ИИЯ с момента его основания, приводятся данные по результатам мониторинга перспективных потребностей уральского региона в педагогических кадрах. Отмечается также, что актуальные задачи развития системы образования, существующая международная политика в области образования расширяют перспективы для трудоустройства выпускников ИИЯ. Во второй части статьи на примере опыта ИИЯ УрГПУ представлена структура учебного плана подготовки бакалавра по двум профилям (французский и английский языки). Профили содержательно равноправны и реализуются параллельно. Рассматриваются особенности предлагаемого учебного плана. Перечисляются дисциплины по выбору студента. Делается вывод о том, что сохранение преемственности и устранение дублирования в содержании дисциплин профессионального цикла являются залогом успешного решения задачи по созданию и реализации общеобразовательной программы с совмещенными профилями.

Erofeeva Elena Vladimirovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Romanic Languages Department, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ural State Economical University, Ekaterinburg.

FOREIGN LANGUAGES TEACHER TRAINING AND DOUBLE MAJOR BACCALAUREATE (FRENCH AND ENGLISH LANGUAGES) PROVIDED BY THE INSTITUTE OF FOREIGN LANGUAGES, USPU

KEYWORDS: double major baccalaureate; French and English languages for occupational purposes; teacher training program; federal education standard; profile modules; bachelor career mobility.

ABSTRACT. The article addresses the problem of construction and implementation of double major baccalaureate (French and English languages) for intending teachers. The author provides a chronological list of normative documents giving pedagogical universities an opportunity to project curricula with two profiles. One can draw a conclusion that a 5-year double-profile bachelor course will guarantee the graduates a fulltime job, occupational mobility, competitiveness in the labor market and thus welfare safety. The aim and the objectives of the 5-year bachelor course are revealed through a contrastive analysis of standards for higher education for the 4-year and 5-year bachelor courses. The more detailed analysis of labor intensity of the 4-year and 5-year bachelor courses is given. The article provides a historical review of educational activity of the Institute of Foreign Languages since its foundation and the data of monitoring the prospective needs for the pedagogical staff in the Ural Region. The article also highlights the fact that the crucial tasks of the education system development and the existing international policy in the sphere of education broaden the prospectives for IFL graduates' employment. The second part of the article presents the structure of the curriculum for the double-profile bachelor course (French and English), based on the experience carried out in IFL USPU. The profiles are equal in the contents and are realized in parallel. The peculiarities of the suggested curriculum are being considered in the article. There is a description of optional courses for students. The author concludes that preserving institutional memory and avoiding duplication in the contents of professional cycle disciplines are key to the successful implementation of such tasks as creation and realization of a curriculum with two combined profiles.

Пятилетний бакалавриат, с инициа- университет выступил еще в 2008 году,

тивой о введении которого Мос- свою главную цель видит в подготовке учи-

ковский педагогический государственный телей нового поколения [7; 15]. Эта инициа-

© Ерофеева Е. В., 2015

тива получила нормативное закрепление в Постановлении Правительства РФ №1136 от 30 декабря 2009 года, разрешающем подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» одновременно по двум профилям «с иным сроком обучения» [5]. Затем на государственном уровне Приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 46 был утвержден ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование (бакалавриат, 5 лет), разработанный МПГУ [13]. Направление бакалавриата «Педагогическое образование» со сроком реализации 5 лет включено в Перечень соответствий..., утвержденный приказом Минобр-науки России от 17 февраля 2011 года № 201 [4]. Наконец, в 2013 году появился новый ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), который на данный момент не утвержден приказом Министерства образования РФ [14].

Таким образом, нормативная база, в соответствии с которой уже в 2011 году можно было объявить прием абитуриентов на образовательную программу пятилетнего бакалавриата, дает возможность педагогическим вузам проектировать новые программы и обновлять программы действующие.

Идея пятилетней подготовки бакалавров одновременно по двум профилям содержит возможности обеспечения качества образования, учета потребностей конкретного региона, бакалавры с такой подготовкой особенно привлекательны на рынке образовательных услу г. Многопрофильная подготовка позволит выпускникам быстрее адаптироваться к изменениям, обеспечит полную занятость учителей, а значит, будет способствовать закреплению молодых педагогов в системе образования. Подавляющее большинство педагогических вузов страны в 2012 году объявили прием абитуриентов на программы пятилетнего бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».

Естественно, что введение новой образовательной модели вызвало немало вопросов: Каковы цели и задачи пятилетнего бакалавриата? В чем его отличия от традиционной пятилетней подготовки специалистов и других моделей подготовки педагогических кадров? Какие профили рекомендуется совмещать? и др.

В основе ОП с совмещенными профилями лежит ФГОС ВПО 5-летнего бакалавриата, поэтому необходимо остановиться на особенностях этого стандарта, его принципиальных отличиях от стандарта со сроком 4 года [12]. Сравнительную характеристику двух стандартов можно найти во многих работах [2; 9; 10]. Анализ ФГОС с одним и ФГОС с двумя профилями показал следую-

щее: принципиальных отличий в структуре и содержании нет. Однако, их различная профессиональная направленность (4-летний бакалавриат ставит задачи формирования общепедагогических компетенций, а стандарт 5-летнего бакалавриата направлен на подготовку выпускника для работы по двум школьным предметам) влечет за собой отличия в нормативном сроке обучения, общей трудоемкости ОП, видах профессиональной деятельности, профессиональных задачах, количестве государственных экзаменов.

Оба профиля являются равнозначными по вкладу в процесс подготовки бакалавра, соответственно по трудоемкости входящих в них дисциплин. Существенные отличия имеет профессиональный цикл дисциплин, как по общей трудоемкости, так и по объему часов в базовой и вариативной части дисциплин. Студенты, обучающиеся по ОП с двумя профилями должны пройти производственную практику и сдать государственный экзамен в соответствии с направленностью каждого профиля. Возможности для расширения содержания, обеспечивающего качественную подготовку студентов по двум профилям, имеет вариативная часть каждого цикла дисциплин, факультативные дисциплины в объеме 10 зачетных единиц.

Важное место в стандарте отведено производственной практике, которая для будущего учителя является педагогической и должна осуществляться по двум профилям. Отсюда увеличение ее трудоемкости. Для проверки сформированности компетенций выпускника - учителя двух предметов - в 5-летнем бакалавриате рекомендуется использовать обе формы итоговой государственной аттестации: выпускную квалификационную работу и междисциплинарный государственный экзамен. Важно отметить, что компетентностная модель подготовки в 5-летнем бакалавриате отличается наличием в ее составе научно-исследовательской компетенции [2, с. 25].

Пятилетний ФГОС ВПО, практически не уменьшая трудоемкости одного профиля, отводит на реализацию второго профиля дополнительное время, увеличивая за счет профессионального цикла общую трудоемкость ОП на 60 з.е. (1 год подготовки). Базовая часть профессионального цикла увеличивается примерно на 10 з.е., вариативная часть увеличивается более чем на 50 з.е. Значительно увеличивается и количество дисциплин по выбору студентов (около 60 з.е. вместо 40-45 в 4-летнем бакалавриате).

Сравнение трудоемкости 4-летнего и 5-летнего стандартов показывает, что увеличение происходит в основном за счет вариа-

тивной части, причем трудоемкость одного профиля в 4-летнем бакалавриате составляет около 130 з.е., а трудоемкость двух профилей в 5-летнем бакалавриате - около 180 з.е. Таким образом, на каждый профиль приходится примерно 90 з.е. Как правило, совмещаемые профили имеют общие дисциплины, которые обеспечивают их интеграцию, что позволяет при объединении уменьшить трудоемкость каждого без потери в содержании. Увеличение в 5-летних программах трудоемкости модулей по выбору студента дает дополнительные возможности углубления или расширения содержания совмещаемых профилей [2, с. 30].

В Институте иностранных языков Уральского государственного педагогического университета подготовка квалифицированных специалистов - учителей иностранного языка ведется с 1938 года. До 2010 года прием в институт осуществлялся на профессиональную образовательную программу с пятилетним сроком обучения, разработанную в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности «Иностранный язык».

В связи с переходом на уровневую модель высшего образования, в 2010 году прием на первый курс был осуществлен по программе подготовки бакалавров в рамках ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (профиль Иностранный язык) с четырехлетним сроком обучения. Данный стандарт предусматривает обучение студентов на бюджетной основе только одному иностранному языку и исключает возможность их специализации, что значительно сужает сферу профессиональной деятельности выпускников. И если учителя английского языка по-прежнему востребованы на рынке труда (благодаря пресловутому «англо-американскому языковому натиску» в образовании), то профессия учителя французского языка, во многих школах переведенного в ранг второго иностранного, не обеспечивает выпускнику профессиональной мобильности на рынке труда и, следовательно, социальной защищенности. Расширение сферы деятельности учителя французского языка представляется реальным при совмещении профилей.

Традиционно профиль «Иностранный язык» совмещался с профилем «Иностранный язык», но в разных языковых комбинациях. Основанием для выбора языковой комбинации должны стать, прежде всего, запросы работодателей. Необходимо проводить мониторинг перспективных потребностей школ уральского региона в учителях двух (каких именно?) иностранных языков.

Языковая комбинация «французский и английский языки» учитывает актуальные

задачи развития системы образования, которые отражены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Эта программа предполагает переход общеобразовательных учреждений на новый ФГОС, одним из требований которого является обязательное изучение двух иностранных языков на ступени основного общего образования [1]. Также необходимо учитывать международную политику в области образования. 29 июня 2015 г. в Министерстве образования и науки РФ было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней [8]. Благодаря этому Соглашению французы-абитуриенты начиная с текущего года смогут подавать заявки на поступление в российские университеты, а российские студенты после 1 курса магистратуры смогут без проблем поступить на 2 курс уже во Франции.

Таким образом, перспективы для трудоустройства будущих учителей французского языка есть, и эти перспективы могут быть расширены благодаря реализации образовательной программы 5-летнего бакалавриата со сдвоенным профилем «Французский и английский языки». Данная программа призвана решить и ряд задач, связанных с реализацией индивидуальных образовательных траекторий студентов. Речь идет о возможности изучения на бюджетной основе двух языков, а значит, повышенной востребованности на рынке труда и полной занятости, о профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников.

Программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Иностранный язык (французский и английский)», разработанная в Институте иностранных языков Ур-ГПУ, полностью соответствует требованиям ФГОС ВПО [6]. Основная образовательная программа осваивается одновременно по двум профилям направления подготовки, которые являются равноправными. Содержание образовательной программы подготовки бакалавра сформировано из дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла и разделов: физическая культура, учебная и производственная практики, итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и

навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и умения для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального образования в магистратуре.

Учебный план подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык (французский и английский)» имеет следующую структуру:

Б. 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл — 900 ч. (25 зач. ед.)

Б. 1.1. Базовая часть - 360 ч. (10 зач. ед.)

Б. 1.2. Вариативная часть, в т.ч. курсы по выбору студента - 540 ч. (15 зач. ед.)

Б. 2. Математический и естественнонаучный цикл — 432 ч. (12 зач. ед.)

Б. 2.1. Базовая часть - 216 ч. (6 зач. ед.)

Б. 2.2. Вариативная часть, в т. ч. курсы по выбору студента - 216 ч. (6 зач. ед.)

Б. 3. Профессиональный цикл — 8028 ч. (23 зач. ед.)

Б. 3.1. Базовая часть - 1656 ч. (46 зач. ед.)

Б. з.2.Вариативная часть, в т. ч. курсы по выбору студента - 6372 ч. (177 зач. ед.)

Б. 4. Физическая культура — 400 ч. (2 зач. ед.)

Б. 5. Учебная и производственная практики - 1080 ч. (30 зач. ед.)

Б. 6. Итоговая государственная аттестация - 288 ч. (8 зач. ед.)

Общая трудоемкость основной образовательной программы составляет 11128 ч. (300 зач. ед.).

Нормативный срок освоения ОП (для очной формы обучения) - 5 лет. Максимальный объем учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия) в неделю по очной форме обучения не превышает 27 академических часов. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам [11].

В базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла имеется обязательный к изучению модуль «Иностранный язык». Для профиля «Иностранный язык» этот модуль представлен дисциплиной «Латинский язык». В базовой части профессионального цикла дисциплин представлены следующие модули: «Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» «Методика обучения и воспитания (иностранный язык). Вариативная часть учебно-

го плана представлена следующими модулями: «Практический курс первого иностранного языка», «Практический курс второго иностранного языка», «Теоретическая фонетика», «История языка», «Лексикология», «Теоретическая грамматика», «Стилистика», «Лингвострановедение и страноведение», «Зарубежная литература и литература стран изучаемых языков», «Теория и практика перевода (1 ИЯ), «Теория и практика перевода (2 ИЯ), «Сравнительная типология». Изучение дисциплин, входящих в модули базовой и вариативной части, является обязательным для всех студентов.

Дисциплины (модули) по выбору студента составляют 1/3 от общего объема трудоемкости вариативной части. 60 зачетных единиц студенты получают, изучив по двум иностранным языкам такие дисциплины, как: «Практическая фонетика», «Практическая грамматика», «Домашнее чтение», «Письмо», «Аудирование», «Интерпретация текста», «Аналитическое чтение», «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Введение в спецфилологию», «Прикладной иностранный язык», «Стилистические особенности художественного перевода», «Иностранный язык для бизнеса», «Деловая корреспонденция», «Введение в прагмалингвистику» [3].

Производственная (педагогическая) практика предусмотрена по обоим профилям.

Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и междисциплинарный государственный экзамен по каждому профилю.

По всем дисциплинам бакалавриата разработаны рабочие программы. В учебной программе каждой дисциплины четко сформулированы конечные результаты обучения в тесной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ОП. По каждой дисциплине создан фонд оценочных средств, который обеспечивает контроль качества и управление процессом формирования компетенций студентов. Преподаватели используют также разные формы текущего контроля: тесты, контрольные работы, диктанты, изложения и сочинения на иностранном языке, индивидуальные консультации, подготовку рефератов и презентаций, деловые игры, дискуссии, мониторинг результатов семинарских и практических занятий.

Подводя итог, еще раз отметим, что разработка ОП в рамках 5-летнего бакалавриата основывается, прежде всего, на опыте реализации ГОС ВПО с дополнительной специальностью. Разница заключается в

том, что профили не делятся на основной и дополнительный, они содержательно равноправны, поскольку в рамках 5-летнего бакалавриата учитель должен получить полноценную готовность к преподаванию обоих предметов. Наличие опыта совмещения языков и знание содержания каждой

образовательной программы, сохранение преемственности и устранение дублирования в содержании дисциплин профессиональной подготовки - условия успешного решения поставленной задачи по разработке ОП с совмещенными профилями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: Ы^^/минобрнауки.рф

2. Егорова Е. Б. Основные подходы к проектированию ООП подготовки педагогов с совмещенными профилями // 5-летний бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»: опыт и проблемы реализации : сб. ст / МПГУ. М., 2012. С. 22-30.

3. Ерофеева Е. В. Изучение истории становления прагмалингвистики как науки в рамках курса по выбору «Введение в прагмалингвистику» (на основе французского языка) // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 96-100.

4. Перечень соответствий..., утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2011 года. № 201.

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 года № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения ООП ВПО».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

7. Приказ Министерства труда и защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

8. Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней от 29 июня 2015 г. URL: http ://минобрнауки.рф.новости.5880.

9. Толкачева Г. Н. Подготовка кадров для дошкольного образования в условиях 5-летнего бакалавриата/ / 5-летний бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»: опыт и проблемы реализации : сб. ст. / МПГУ. М., 2012. С. 31-41.

10. Трубина Л. А. Пятилетний бакалавриат как целевая модель подготовки учителя в уровневой структуре образования // 5-летний бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»: опыт и проблемы реализации : сб. ст. / МПГУ. М., 2012. С. 15-21.

11. Учебный план по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование. Профиль: Иностранные языки (французский и английский)». URL: http://ifl.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/61/284.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование (бакалавриат, 4 года), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование (бакалавриат, 5 лет), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), 2013 г.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://minobmauki.rf

2. Egorova E. B. Osnovnye podkhody k proektirovaniyu OOP podgotovki pedagogov s sovmeshchennymi profilyami // 5-letniy bakalavriat po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: opyt i problemy realizatsii : sb. st / MPGU. M., 2012. S. 22-30.

3. Erofeeva E. V. Izuchenie istorii stanovleniya pragmalingvistiki kak nauki v ramkakh kursa po vyboru «Vvedenie v pragmalingvistiku» (na osnove frantsuzskogo yazyka) // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. S. 96-100.

4. Perechen' sootvetstviy..., utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 fevralya 2011 goda. № 201.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009 goda № 1136 «Ob utverzhdenii perechnya napravleniy podgotovki (spetsial'nostey) vysshego professional'nogo obrazovaniya, po kotorym ustanovleny inye normativnye sroki osvoeniya OOP VPO».

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2013 № 1367 «Poryadok organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury».

7. Prikaz Ministerstva truda i zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL: http://www.rg.ru/20i3/i2/l8/pedagog-dok.html.

8. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Frantsuzskoy Respubliki o vzaimnom priznanii obrazovaniya, kvalifikatsiy i uchenykh stepeney ot 29 iyunya 2015 g. URL: http://minobrnauki.rf.novosti.5880.

9. Tolkacheva G. N. Podgotovka kadrov dlya doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyakh 5-letnego bakalav-riata// 5-letniy bakalavriat po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: opyt i problemy realizatsii : sb. st. / MPGU. M., 2012. S. 31-41.

10. Trubina L. A. Pyatiletniy bakalavriat kak tselevaya model' podgotovki uchitelya v urovnevoy strukture obrazovaniya / / 5-letniy bakalavriat po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: opyt i problemy realizatsii : sb. st. / MPGU. M., 2012. S. 15-21.

11. Uchebnyy plan po napravleniyu 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie. Profil': Inostrannye yazyki (frantsuzskiy i angliyskiy)». URL: http://ifl.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/61/284.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (bakalavriat, 4 goda), utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2009 g. № 788.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (bakalavriat, 5 let), utverzhdennyy prikazom Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 17 yanvarya 2011 g. № 46.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata), 2013 g.

15. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. В. Пестова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.