Научная статья на тему 'Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1271
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PLAY ACTIVITY / SOCIAL / COMMUNICATION SKILLS / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Сапон Наталия Николаевна

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста возможно только при соблюдении условий: учет особенностей сюжетно-ролевой игры, ее структуры, правил организации; участие в игре воспитателя; правильно подобранная предметно-пространственная среда. Центральный компонент сюжетно-ролевой игры это то, что она обучает принятым в обществе нормам и правилам, демонстрирует способ поведения в различных ситуациях, следовательно, развивает коммуникативные способности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Сапон Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF ROLE-PLAYING GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The development of communicative abilities of children of preschool age is possible only under the following conditions: consideration of the features of the role-playing game, its structure, rules of the organization; participation in the game tutor; properly selected object-spatial environment. The central component of the role-playing game, this is what it teaches adopted in social norms and rules, demonstrates the way of behavior in different situations, therefore, it develops the communicative abilities of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста»

умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.

Список литературы / References

1. Бокий Г.В. Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов -провизоров //Достижения науки и образования. 2017. № 2 (15). С.40-43.

2. Корочанская С.П., Хвостова Т.С. Вариативный курс по биохимии как способ повышения качества фундаментальной подготовки специалиста в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс], 2013. № 4. Режим доступа: http://www.expeducation.ra/ru/article/view?id=4740/ (дата обращения: 10.04.2019).

3. Щукин Ю.В., Суворова Г.Н., Тулаева О.Н. Вариативные дисциплины, как способ профилизации обучения студентов в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс], 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21329/ (дата обращения: 10.04.2019).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Амет-Уста З.Р.1, Сапон Н.Н.2 Email: Amet-Usta664@scientifictext.ru

'Амет-Уста Зарема Ремзиевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сапон Наталия Николаевна — магистрант, кафедра дошкольного образования и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста возможно только при соблюдении условий: учет особенностей сюжетно-ролевой игры, ее структуры, правил организации; участие в игре воспитателя; правильно подобранная предметно-пространственная среда. Центральный компонент сюжетно-ролевой игры - это то, что она обучает принятым в обществе нормам и правилам, демонстрирует способ поведения в различных ситуациях, следовательно, развивает коммуникативные способности дошкольников.

Ключевые слова: игровая деятельность, формирование, коммуникативные способности, дошкольный возраст.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF ROLE-PLAYING GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Amet-Usta Z.R.1, Sapon N.N.2

'Amet-Usta Zarema Remzievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Sapon Natalia Nikolaevna - Master Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA, CRIMEAN ENGINEERING AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the development of communicative abilities of children of preschool age is possible only under the following conditions: consideration of the features of the role-playing game, its structure, rules of the organization; participation in the game tutor; properly selected object-spatial environment. The central component of the role-playing game, this is what it teaches adopted in social norms and rules, demonstrates the way of behavior in different situations, therefore, it develops the communicative abilities of preschoolers.

Keywords: play activity, social, communication skills, preschool age.

УДК 378

Актуальность. Ведущая роль в обучении дошкольников, принадлежит игровой деятельности. Все стороны личности ребенка формируются в игре, развиваются его духовные и физические силы, развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Анализ исследований по данной теме. Ведущая роль в обучении дошкольников, принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, игровые занятия у дошкольников и труд являются двумя основными источниками, для развития деятельности воспитанников. Выготский Л.С. считал, что именно игра является основой для успешного развития личности.

Ценность игровой деятельности состоит том, что ей присущи наибольшие резервы для формирования отношений в детском обществе. Именно сюжетно-ролевая игра способствует полной активизации общественной жизни детей. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными [1, с. 44]

Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология игры» говорит, о том, что есть внутреннее родство, которое объединяет все виды игр. Автор, формирует четкую научную позицию о том, что содержание сюжетно -ролевой игры ребенка, имеет социальное происхождение. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др.[8, С. 124].

Вопрос о природе происхождения и сути содержания сюжетно-ролевой игры изучали и до сих пор изучают многие ученые, такие, как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др. Мнения различных авторов, их отношение к детской сюжетно--ролевых отражено в их работах [2, с. 46].

Цель статьи раскрыть педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основное содержание статьи. По нашему мнению, в сюжетно-ролевой игре, во время ее проведения образуются особенно благоприятные условия для развития умственных способности детей, так как возникает переход от наглядно-действенного мышления к элементам словесно - логического мышления.

Именно в сюжетно-ролевой игре раскрывается способность дошкольника создавать целостные системы обобщенных явлений и образов, при помощи мысленного преобразования.

Именно в сюжетно-ролевой игре дошкольники отражают окружающее их многообразие и происходят первые контакты со сверстниками, которые образуют тот фундамент, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.

Следует отметить, что чем больше сфера действительности, с которой сталкиваются дошкольники, тем более многообразны сюжеты их игр. Но в играх даже при том, что за основу берется определённый сюжет, общий для дошкольников, они фактически всегда разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников [8, с. 97].

Игровая деятельность ребенка способствует наиболее интенсивному и правильному формированию психических качеств и личностных особенностей дошкольника. В игре используются так же и другие виды деятельности, которые в последствии приобретают самостоятельное значение.

Сюжетно-ролевая игра, действия происходящие в ней оказывают беспрерывное влияние на развитие умственной деятельности дошкольников. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают возможность действовать с заместителем предмета, они дают заместителю новое игровое назначение и проводят с ним действия в соответствии с новым назначением. Именно, поэтому игра - приобретает особое значение в развитии рефлексивного мышления. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей [6, с. 312].

Центральный компонент сюжетно-ролевой игры, это то, что она обучает принятым в общественным нормам и правилам, демонстрирует способ поведения в различных ситуациях, следовательно, развивает коммуникативные способности дошкольников.

Ребенок во время действия осознает необходимость соблюдать общие правила, т.е. вырабатывается сознательное подчинение им. При исполнении отведенной ему роли,

дошкольник должен сдерживать свои собственные побуждения, ему приходится поступаться личными желаниями, и показывать линию поведения, которая является общественно одобряемой. Сюжетно-ролевые игры строятся на замысле. В этом случае замысел будет выражать, и демонстрировать результат наблюдения дошкольника за действительностью, которая его окружает. Чем больше возраст дошкольника, тем более глубоким и обширным является их опыт, шире круг знаний, и тем большее значение приобретают правила в игре. Так как сюжетно-ролевые игры воспроизводятся на основании конкретных наблюдений за окружающим миром, то они неразрывно связывают дошкольника с тем социальным обществом, в котором он находится [8, с. 132]

В сюжетно-ролевой игре правила, и роли, придумывают дети, а, следовательно, именно они определяют и взаимоотношения, которые складываются в процессе игры [5, с. 318].

Согласной концепции, которую сформировал Д.Б. Эльконин, ролевая игра есть выражение растущей связи дошкольника с социальным обществом - это особая связь, которая характерна для его возрастной категории. Её происхождение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а именно с определенными условиями жизни общества в котором находится ребенок [8, с. 119].

Содержание роли - основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребенка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей [9, с. 74]

Игровое действие, подразумевает исполнение выбранной или назначенной роли. Между выбранной ролью и игровым действием существует тесная взаимосвязь и в то же время противоречивое единство. Отличительный признак ролевой игры это обязательное наличие сюжета.

Сюжет - это предмет определенных игровых изображений, которые последовательно связаны между собой, их совокупность, способ развертывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но при этом в нем присутствуют элементы для возможности преодоления сложившихся стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Деятельность людей и их взаимоотношения наполняют сюжетно-ролевую игру детей, поэтому сюжетно-ролевые игры очень многообразны, и подвержены изменениям [4, с. 78].

В процессе проведения игры совершенствуются знания и углубляются представления дошкольников не только о вещах, которые применяются в игре, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью [9, с. 42].

Следовательно, сюжетно-ролевая игра позволяет не только закрепить имеющиеся у дошкольников знания, но и это так же есть определенная форма активной познавательной деятельности. В процессе реализации, которой, под наставлениями воспитателя дети дошкольного возраста обучаются новыми знаниям, а так же развиваются умения и навыки различать добро и зло. Дети вынуждены следовать определенным нормам морали в процессе игры, а так же соотносить свои мысли и взгляды с взглядами сверстников, поэтому у них приобретается и формируется навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развиваются и укрепляются общие человеческие важные качества для успешной личности.

Выводы. На основании изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевой игре принадлежит ведущее место при воспитании дружного коллектива детей дошкольного возраста и это есть важнейшая форма при организации их жизни и социальной адаптации. Сюжетно-ролевая игра, является наиболее активной деятельностью детей, при которой наиболее проявляется их способность к общительности, а так же стремление вместе с другими сверстниками осуществлять задуманное. Итак, сюжетно-ролевая игра есть наиболее эффективное средство для возможности успешного развития коммуникативных навыков и способностей дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра очень эффективно воспитывает умение жить в обществе и действовать вместе со сверстниками, приучает оказывать помощь друг другу, если возникает необходимость, то есть развивает чувство коллективизма, и прививает ответственность каждого ребенка за свои действия. Дошкольники учатся играть не рядом с другими сверстниками, а вместе с ними, что формирует умение слушать собеседников, решать конфликтные ситуации совместно. Проведение сюжетно-ролевой игры предполагает и реализует вступление дошкольников в контакт, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще будут проводиться сюжетно-ролевые игры, тем больше будет возникать желание совместного действия.

Список литературы / References

1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Владос, 2003. 192 с.

2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство МГУ, 1994. 118 с.

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. 122 с.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001. 184 с.

5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 274 с.

6. МикляеваН.В. Развиваем способности дошкольников. М.: Сфера. 128 с.

7. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2044. 258 с.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, с. 199. 360 с.

9. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Бельдштейна. М., 1994. 304 с.

О РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ШКОЛЬНИКА Ионова Е.В. Email: Ionova664@scientifictext.ru

Ионова Елена Валентиновна — доцент, центр организационно-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, Волгоградская государственная академия последипломного образования, г. Волгоград

Аннотация: в настоящей статье предлагается проследить, как меняется образовательная действительность и поведение человека в современном обществе, понимание его образования, законодательные основания участников образовательных отношений, возможности инициирования образования со стороны родителей обучающихся, педагогов образовательной организации, сети образовательных учреждений. В качестве примера предлагается рассмотреть региональный ресурс центра образовательных технологий «Открытие», интегрирующего игровые интеллектуальные ресурсы в контексте личного образования и построения индивидуальной образовательной программы школьника.

Ключевые слова: личное образование, пространство выбора, индивидуальные образовательные программы, сетевые ресурсы.

ABOUT REGIONAL BUILD RESOURCES INDIVIDUAL STUDENT EDUCATION PROGRAMS Ionova E.V.

Ionova Elena Valentinovna - Associate Professor, CENTER OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS, VOLGOGRAD STATE ACADEMY OF POSTGRADUATE EDUCATION, VOLGOGRAD

Abstract: in this article it is suggested to observe how the educational reality and behavior of a person in modern society changes, understanding of his education, legislative grounds of participants of educational relations, possibilities Initiation of education on the part ofparents of students, educators of educational organization, network of educational institutions. As an example, it is proposed to consider the regional resource of the center of Educational Technologies "discovery", integrating gaming intellectual resources in the context of personal education and building an individual educational program Schoolboy.

Keywords: personal education, space of choice, individual educational programp, network resources.

УДК 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.