Научная статья на тему 'Анализ успеваемости обучающихся по дисциплине «Управление и экономика фармации»'

Анализ успеваемости обучающихся по дисциплине «Управление и экономика фармации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PHARMACEUTICAL EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ / PHARMACEUTICAL MANAGEMENT AND ECONOMICS / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикова А. В., Крюкова Н. О., Павлюченкова Н. А.

В статье рассматриваются современные требования к качеству подготовки специалиста-провизора по дисциплине «Управление и экономика фармации», важность развития у современного специалиста творческого мышления. Представлены результаты изучения академической успеваемости студентов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Управление и экономика фармации» на фармацевтическом факультете ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крикова А. В., Крюкова Н. О., Павлюченкова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY SUCCESS ANALYSIS IN PHARMACEUTICAL MANAGEMENT AND ECONOMICS

Current requirements to the quality of training of future pharmacists in Pharmaceutical Management and Economics as well as the importance of developing of creative thinking in modern specialists are discussed in the article. The results of the analysis of the full-time and part-time pharmaceutical students’ success in Pharmaceutical Management and Economics are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ успеваемости обучающихся по дисциплине «Управление и экономика фармации»»

УДК 61:378+615.4

АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ»

Крикова А.В., КрюковаН.О., ПавлюченковаН.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье рассматриваются современные требования к качеству подготовки специалиста-провизора по дисциплине «Управление и экономика фармации», важность развития у современного специалиста творческого мышления. Представлены результаты изучения академической успеваемости студентов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Управление и экономика фармации» на фармацевтическом факультете ГБОУВПО СГМА Минздрава России.

Ключевые слова: высшее фармацевтическое образование, управление и экономика фармации, творческое мышление.

STUDY SUCCESS ANALYSIS

IN PHARMACEUTICAL MANAGEMENT AND ECONOMICS

Krikova A.V., Krukova N.O., Pavlyuchenkova N.A.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. Current requirements to the quality of training offuture pharmacists in Pharmaceutical Management and Economics as well as the importance of developing of creative thinking in modern specialists are discussed in the article. The results of the analysis of the full-time and part-time pharmaceutical students' success in Pharmaceutical Management and Economics are revealed.

Key words: higher pharmaceutical education, Pharmaceutical Management and Economics, creative thinking.

Стратегической задачей отечественной высшей школы обозначена подготовка специалистов с достаточным ресурсом знаний, умений, навыков и компетенций, определяющих их повседневную конкурентоспособную практическую деятельность. «Управление и экономика фармации» выступает одной из ведущих дисциплин профессионального образования по специальности «Фармация». Изменения в российской экономике, специфика отечественного фармацевтического рынка, постоянное обновление нормативно-законодательной базы, регулирующей обращение лекарственных препаратов, требуют системного подхода в преподавании данной дисциплины.

Общие подходы в изучении управления и экономики фармации: маркетинговый -позволяет рассматривать предмет в свете удовлетворения потребностей фармацевти-

ческого рынка, как реальных, так и потенциальных, а также потребительское поведение и конъюнктуру рынка; логистический -подходит к изучению управления и экономики фармации, изучая товарные потоки, в совокупности с потоками информационными [1].

Важным направлением повышения качества подготовки специалиста-провизора в современных условиях является формирование профессионального творческого мышления у будущего специалиста. Развивать профессиональные навыки помогают такие специальные методы обучения, как решение проблемных ситуаций и игровые методы. Поэтому на занятиях по дисциплине «Управление и экономика фармации» на кафедре студенты получают для решения практические примеры, ситуационные задачи. Используя полученные знания по психологическим аспектам общения

фармацевтического работника и конечного потребителя, деонтологические методы общения с посетителями аптек и данные нормативных актов по отпуску лекарственных препаратов, они должны дать оценку и привести аргументированные варианты ответов.

По учебному плану общее количество часов по дисциплине «Управление и экономика фармации» одинаково и для студентов очной и заочной форм обучения, однако на самостоятельную работу студентам, обучающимся по заочной форме обучения, отведена большая часть времени. Поэтому ситуационные задачи, практические примеры такие обучающиеся решают самостоятельно в рамках трех контрольных работ, предусмотренных учебным планом, используя информацию, полученную на занятиях, и рекомендованную литературу.

Контроль знаний позволяет соотнести результаты обучения с мотивами обучающихся, установить ценность полученных результатов, их значимость, их соответствие ожиданиям и интересам обучающихся [2].

Целью данной работы явилось изучение академической успеваемости студентов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Управление и экономика фармации» на фармацевтическом факультете ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России.

Методика. Для анализа мы использовали данные мониторинга академической успеваемости студентов очной и заочной форм обучения по результатам экзаменационных сессий за четыре учебных года (табл. 1).

Таблица 1

Успеваемость студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Управление и экономика фармации» в 2011-2014 гг.

Курс Учебный год, форма обучения Всего студентов «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» Неудовлетворительно Средний балл

Всего Бюджет Договор

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

4 2010-2011, очная 43 16 37 15 35 11 26 1 2 1 100 - - 4,1

4 2011-2012, очная 39 10 27 11 30 15 40 1 3 - - 1 100 3,8

4 2012-2013, очная 43 11 27 19 47 9 23 1 3 - - 1 100 4,0

4 2013-2014, очная 40 11 28 9 24 16 38 4 10 3 75 1 25 3,6

5 2010-2011, заочная 55 4 7 29 53 21 38 1 2 1 100 - - 3,6

5 2011-2012, заочная 45 12 27 26 58 7 15 4,1

5 2012-2013, заочная 55 7 13 35 66 11 21 3,9

5 2013-2014, заочная 39 9 23 16 41 14 36 3,9

Результаты и их обсуждение. Средний балл по итогам сессий у студентов по очной и по заочной формам обучения за четыре учебных года одинаков и составил 3,9.

Кроме того, как видно из таблицы, по результатам первичной сдачи студентов, обучающихся по очной форме обучения, получивших неудовлетворительные отметки, в 5 раз больше, чем таких обучающихся по заочной форме. Такие результаты, по нашему

мнению, связаны с тем, что студенты-заочники в большинстве своем имеют среднее специальное образование и работают в фармацевтических организациях. Они более мотивированы, интересуются действующей нормативно-правовой базой и другой актуальной информацией в силу своих должностных обязанностей, а также в повседневной трудовой деятельности сталкиваются с теми ситуациями, которые предлагаются им для решения.

Кроме того, с целью установления обратной связи на кафедре управления и экономики фармации проводится анкетирование студентов по вопросам удовлетворенности качеством преподавания. Такая оценка весьма востребована и необходима для оперативной корректировки действий и надлежащей организации непрерывного процесса повышения качества обучения [1].

Сравнивая эффективность самостоятельной работы студентов заочной и очной

Литература

1. Мониторинг степени удовлетворенности студентов качеством обучения на кафедре управления и экономики фармации [Текст] / Л.Н. Геллер [и др.] // Роль провизора в современной системе здравоохранения: материалы конференции. - Омск: Изд-во ОмГМА. - 2013. - С. 31-33.

2. Проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в фармации [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва: РУДН, 2014. - 126 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

форм обучения, мы установили, что она зависит от многих факторов: содержания и сложности ее задач, руководства преподавателя, базового уровня знаний и развития интеллектуальных навыков и умений студентов, мотивов и установок, способов и приемов учебной деятельности и т.д.

Выводы. Таким образом, мы убедились, что на кафедре применяются одинаковые требования к освоению дисциплины «Управление и экономика фармации» для студентов очной и заочной форм обучения. Скорректированное построение учебного процесса, формирование профессионального творческого мышления у будущего специалиста-провизора, обратная связь, на наш взгляд, повышают мотивацию студентов к усвоению дисциплины и позволяют получить качественные профессиональные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.