УДК 61(071.1):378.147
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Новиков В.Е.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждаются традиционные и новые методы преподавания фундаментальных медико-биологических дисциплин в высшем медицинском и фармацевтическом образовании. Обосновывается необходимость рационального сочетания различных форм преподавания и методологических подходов в организации учебно-воспитательного процесса студентов для формирования требуемых профессиональных компетенций у будущих специалистов медицинского и фармацевтического профиля.
Ключевые слова: традиции и новации в образовании, высшее медицинское и фармацевтическое образование, преподавание медико-биологических дисциплин.
TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE TEACHING OF MEDICAL AND BIOLOGICAL DISCIPLINES
Novikov V.E.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstarct: This article discusses traditional and new methods of teaching of basic biomedical disciplines in higher medical and pharmaceutical schools. It confirms the necessity of rational combination of various forms of teaching and methodological approaches in the organization of students' training which are ofgreat significance for the development of the requiredprofessional competences of future medical and pharmaceutical specialists.
Key words: traditions and innovations in education, higher medical and pharmaceutical education, teaching biomedical disciplines.
Введение
В последние годы произошли существенные изменения в структуре федеральных государственных стандартов высшего медицинского и фармацевтического образования. В процессе подготовки специалистов медицинского и фармацевтического профиля акцент сделан на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые вырабатываются в течение всего периода обучения, в том числе при изучении дисциплин медико-биологического цикла.
Преподавание ряда дисциплин медико-биологического цикла, таких как нормальная физиология, патологическая физиология, фармакология (блок физиологических дисциплин естественнонаучного цикла), имеет свои специфические особенности и
трудности. Эти дисциплины относятся к базовым дисциплинам медико-биологического профиля и являются фундаментальными в медицинском образовании. В условиях создания многоуровневого высшего профессионального образования значимость фундаментальных медико-биологических дисциплин в медицинском образовании существенно повышается. От того, как усвоит будущий специалист знания и навыки этих дисциплин, во многом будет определяться его профессионализм и научная эрудиция [6, 9].
Одной из важнейших задач процесса преподавания медико-биологических дисциплин в системе высшей медицинской школы является, с одной стороны, теоретическая подготовка с учетом существующих фундаментальных знаний, с другой - создание условий максимальной наглядности и
иллюстративности изучаемых явлений и процессов с широким использованием для этой цели различных биологических объектов [5]. Преподавание физиологических дисциплин естественнонаучного блока имеет еще одну очень важную отличительную особенность: это экспериментальные науки. Все знания, накопленные в рамках этих дисциплин, получены экспериментальным путем в результате проведения опытов на лабораторных животных и других живых организмах. Поэтому нельзя ограничиваться чисто теоретическим преподаванием этих предметов. В курсе обучения должны быть эксперименты, как источник знаний и материал для анализа [6].
При изучении этих дисциплин традиционно широко используются эксперименты на животных, в ходе которых студенты изучают механизмы функционирования биологических систем в норме, при патологии, изучают фармакодинамику и фармакокине-тику лекарственных веществ. Наряду с познанием теоретических основ изучаемых медико-биологических дисциплин, при выполнении экспериментов студенты приобретают определенные мануальные навыки, что имеет самое непосредственное отношение к формированию профессиональных компетенций. Однако в настоящее время в преподавании медико-биологических дисциплин произошли системные изменения.
Традиции и новации в образовании
Формирование личности будущего специалиста медицинского и фармацевтического профиля в высшей школе является сложным и многогранным процессом, успех которого обеспечивается, прежде всего, организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими программных задач образовательного стандарта специальности, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного развития необходимых профессиональных качеств [2, 10, 14]. При этом следует учитывать, что становление специалиста происходит в результате приобретения и дальнейшего развития знаний, умений и навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.
Достижение в успехе преподавания
определяется тремя непременными условиями - желанием и умением студентов учиться, желанием и умением преподавателя обучать и уровнем организации учебного процесса.
В реализации целей компетентностного подхода в образовании используются как традиционные, так и новые формы обучения. Традиционными формами аудиторной работы со студентами являются лекции и практические занятия. И сегодня они остаются основными формами обучения. Однако их организационно-методическое обеспечение и проведение в последние годы претерпело значительные изменения и приобрело новации.
Бурное развитие информационных технологий привнесло радикальные изменения в процесс обучения. Традиционный «классический» процесс образования, в котором личное общение преподавателя и студента решает все (классическая диада - преподаватель-студент), перестал быть актуальным. Сегодня всем понятно, что общепринятое традиционное обучение в чистом виде не только не современно, но и не способно обеспечить должную подготовку специалистов. Сегодня в учебном процессе активно применяются методы обучения с использованием электронных ресурсов (обучающие и контролирующие компьютерные программы, электронные учебники, рабочие учебно-методические материалы, унифицированные тесты, презентации лекций, видеолекции и другие формы дистанционного обучения). При этом следует отметить, что студенты позитивно оценивают значимость и перспективы такого преподавания [15]. Появление в арсенале педагогики инновационных обучающих технологий, в том числе дистанционных и модульных, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому находит как сторонников, так и противников в педагогических коллективах. Инновационные методы обучения упрощают организацию учебного процесса, воспитывают у студентов большую самостоятельность, чем в условиях традиционной системы обучения, но для их обеспечения требуется хорошая техническая и методическая оснащенность образовательного
процесса. Не следует забывать, что все инновационные технологии в образовании, включая дистанционную и модульную технологии обучения, сочетают в себе и традиционные методы [16].
Вместе с тем, насколько бы ни индивидуализировались и ни совершенствовались системы и принципы образования, педагог всегда будет занимать достойное место в образовательной системе.
Лекции
Лекция по-прежнему является важнейшей составляющей в педагогическом процессе высшего профессионального образования [13, 14]. Лекции по медико-биологическим дисциплинам позволяют доступно и системно представить самую современную научную информацию из области этих наук, стать предметом обсуждения всех проблемных ситуаций. В учебном процессе используются как традиционные лекции, так и слайд-, видео-, модульные и интерактивные лекции. Современная лекция отличается тем, что предлагаемый в ней учебный материал сопровождается презентацией. Студенту легче воспринимать новую информацию, когда она не только озвучивается, но и демонстрируется в виде текстового изображения, диаграммы, рисунка и т.д. Для тех студентов, которые конспектируют лекции, презентация позволяет правильно записать профессиональные термины, формулы, медицинские названия и выражения. Хорошо подготовленная презентация существенно облегчает работу и лектора, поскольку является для него своеобразным видеоконспектом, позволяет свободно и последовательно излагать материал лекции, делая ее информативной по содержанию, красочной по форме и интересной для восприятия.
Были проведены сравнительные исследования разных видов лекций, отличающихся по структуре подачи материала, в ходе которых пытались выяснить, имеют ли преимущества какие-то виды лекций. По мнению студентов, лекции всех типов оказались близки между собой. Для них более важным оказался не вид лекции, а ее содержательная часть, способы представления информации, манера изложения, нагляд-
ность и т.д. Было также выявлено, что влияние преподавателя на когнитивные процессы, отвечающие за усвоение знаний студентами, не столь существенно, как это полагается сторонниками традиционных методов обучения [1].
Практические занятия
Практические и семинарские занятия проводятся как в традиционной форме опроса по принципу «вопрос-ответ», так и в форме семинаров-собеседований, активных семинаров с использованием метода «круглого стола», решения ситуационных задач. Активные семинары позволяют успешно развивать творческое мышление студентов, умение аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения. Медицина и фармация относятся к публичным профессиям. Поэтому специалисты этих отраслей должны уметь свободно оперировать фактами и в условиях профессиональной дискуссии логически обосновывать то или иное суждение.
Классические практические занятия по экспериментальным медико-биологическим дисциплинам с постановкой опытов на животных постепенно уходят в прошлое. Сегодня практические занятия проводятся без выполнения экспериментов. В современном образовательном процессе использование экспериментальных животных -крайняя редкость. В качестве наглядности студентам предлагаются таблицы, диаграммы, рисунки на бумажных носителях или в виде компьютерных презентаций, видеоролики показательных опытов. Компьютерные технологии позволяют просматривать видеозаписи экспериментов или моделировать их виртуально. Такие новации полностью отвечают требованиям времени и международным конвенциям по защите животных, но требуют соответствующего методического обеспечения.
На кафедре фармакологии СГМА на практических занятиях студентам предлагаются готовые результаты экспериментов в виде описания опытов. Студентам остается только проанализировать предложенные результаты и сделать соответствующие выводы и практические рекомендации [11, 12]. Такой подход позволяет изучать и анализировать экспериментальные данные по
фармакологии без использования животных, экономит аудиторное учебное время для детального обсуждения материалов эксперимента.
Еще одной новацией в проведении практических занятий стало решение фармакологических ситуационных задач. В задании дается описание ситуации, связанной с применением какого-то фармакологического средства. На основании представленной информации студенту необходимо определить фармакологическую группу или конкретный препарат, обосновать механизм развития лечебных и побочных эффектов, ответить на другие вопросы задания. Пример задания: «Препараты этой группы являются синтетическими стероидными соединениями. Основное их свойство - способность стимулировать синтез белка в организме. Гормональная активность выражена слабо. О какой группе лекарственных препаратов идет речь? Назовите препараты? Показания к их применению? Побочные эффекты при их применении?» [11].
Анализируя результаты экспериментов, материалы ситуационных задач, студенты учатся оценивать значимость информации, вычленять главное и второстепенное, сопоставлять факты в логическую последовательность, интерпретировать их в соответствии с современными медицинскими знаниями, делать обоснованные заключения, выводы и рекомендации. Все отмеченное является необходимыми компонентами формирования компетенций дипломированного специалиста, а в практической деятельности врача имеет важнейшее значение в решении вопросов диагностики и фармакотерапии. Поэтому такие формы проведения практических занятий по медико-биологическим дисциплинам, на наш взгляд, являются современными и в полной мере подготавливают студентов к освоению клинических дисциплин и профессиональных компетенций.
Наряду с ситуационными задачами мы предлагаем студентам также рецептурные задания, в которых требуется не только определить лекарственный препарат, но и оформить его в виде рецепта. Для студентов фармацевтического факультета разра-
ботаны специальные задания по рецептурной дефектуре. Эти задания представляют собой прописи лекарственных препаратов в различных лекарственных формах, но во всех прописях имеются ошибки, которые необходимо найти и устранить, то есть оформить пропись правильно. Работая с рецептурными заданиями, студенты осваивают навыки правильного оформления лекарственных препаратов в рецептах. Этот навык формирует профессиональную компетенцию «рациональное назначение лекарственных препаратов».
Самостоятельная работа
Выработка навыков самостоятельной работы является одной из задач высшей школы. Умение самостоятельно работать -это гарантия будущих успехов в профессиональной деятельности. Оно развивает творческий подход к профессиональной деятельности. В организации учебного процесса очень важно создать оптимальные условия для полнокровной самостоятельной работы, включая самоорганизацию, самоконтроль, самооценку и самомотивацию [3]. В этой связи на нашей кафедре разработаны задания для самостоятельной работы по каждой теме учебного плана. Эти задания изложены в «Практикуме» и студенты обязаны их выполнять при подготовке к каждому занятию. Разработан специальный практикум для самостоятельной работы студентов-заочников фармацевтического факультета [7, 8]. С нашей точки зрения, навыки самостоятельной работы развивает учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Для этих целей мы предлагаем всем заинтересованным студентам темы УИРС, что позволяет им более глубоко заниматься изучением конкретного вопроса (проблемы) фундаментальной фармакологии и совершенствоваться в рамках этой проблематики по мере обучения на разных предметах и курсах.
Контроль знаний
Традиционными методами контроля усвоения знаний являются устный и письменный опросы. Применяется также тестовый контроль с помощью унифицированных тестов. Каждый метод имеет свои позитивные и негативные особенности. Так,
при традиционной форме контроля знаний путем опроса имеет место живой контакт преподавателя и студента. Однако существенный недостаток опроса - требуется много времени. Сегодня для текущего контроля знаний чаще используются тестовые задания, которые проводятся в письменной форме, либо в форме компьютерного тестирования. Тестовый контроль позволяет быстро оценить знания всей группы. Для объективной оценки знаний тестовые задания должны быть разного уровня сложности. Однако тестовые задания должны постоянно обновляться (хотя бы частично). Иначе студенты «адаптируются» к их содержанию и чисто механически отвечают на вопросы тестов.
Наряду с тестовым контролем для оценки знаний по разделам дисциплины мы практикуем написание контрольных работ по индивидуальным заданиям, включающим вопросы механизма действия, фармакологических эффектов, лекарственных взаимодействий, нежелательных реакций отдельных групп препаратов. Индивидуальные задания периодически обновляются.
К сожалению, приходится констатировать, что при всех методах обучения выживаемость знаний низка. Вероятно, это связано с тем, что в процессе обучения задействованы в основном только механизмы памяти, основной упор делается на запоминании разрозненных фрагментов информации. Очевидно, процесс познания будет более эффективен, если стимулировать включение всех механизмов аналитико-синтети-ческой и эмоциогенной деятельности мозга, обеспечивающих эффективное восприятие, переработку и консолидацию информации. Повышать глубину усвоения знаний необходимо и путем повышения частоты применения этих знаний, их востребованности в последующих дисциплинах.
Цель обучения состоит не в том, чтобы вложить в головы студентов заранее оговоренный объем знаний, а сформировать у
них системное мышление с использованием этих знаний. Студент должен осознанно прийти к пониманию того, что ему следует не просто овладеть некоторой суммой знаний по отдельному предмету, но и донести их до следующих курсов, где они должны быть непременно востребованы, обеспечивая преломление фундаментальных знаний на завершающих этапах обучения в формирование конкретных профессиональных знаний, навыков и компетенций.
Заключение
Современные условия жизни и тенденции в системе высшего образования (бурный рост информации, модернизация учебных программ, компетентностный подход в образовании и т.п.) диктуют новые требования к качеству обучения студента и необходимость поиска новых подходов в организации учебного процесса.
При изучении студентами медико-биологических дисциплин важно сохранить рациональный баланс традиционных (классических) и новых методов преподавания. В современном высокотехнологичном мире, когда дети с раннего возраста знакомятся с компьютерными технологиями, невозможно игнорировать новые подходы в преподавании с использованием технических средств и Интернета. Но нельзя полностью отказываться и от традиционных форм преподавания, прошедших испытание временем и имеющих свои достоинства. Конечно, традиционные формы должны быть трансформированы с учетом современных технических возможностей. Разумное сочетание различных форм преподавания и методологических подходов в организации учебно-воспитательного процесса, основанное на лучших традициях отечественного образования и дополненное современными новациями и техническими возможностями - вот путь к формированию специалиста с требуемыми общекультурными и профессиональными компетенциями.
Литература
1. Афанасьев, В.П. Развитие университетского комплекса: традиции и новации [Текст] / В.П. Афанасьев, В.Б. Давыдов, Г.И. Дмитриев, В.М. Кутузов [и др.]; под ред. Д.В. Пу-занкова. - СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2004. - 304 с.
2. Новиков, В.Е. Возможные подходы к повышению качества подготовки специалистов в
условиях реформы медицинского и фармацевтического образования [Текст] / В.Е. Новиков // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. - Смоленск: СГМА, 2006. - С. 5-6.
3. Новиков, В.Е. Мотивация - ключевой фактор академической дисциплины и успеваемости студентов [Текст] / В.Е. Новиков // Фармация и общественное здоровье: сборник статей. - Екатеринбург, 2011. - С. 196-198.
4. Новиков, В.Е. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях [Текст] / В.Е. Новиков, Е.В. Пожилова, Е.И. Климкина // Вестник Смоленской гос. медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.
5. Новиков, В.Е. Сравнительная оценка разных методов визуализации в учебном процессе [Текст] / В.Е. Новиков, И.А. Платонов // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Организация и методические особенности подготовки врачей в новых условиях. - Смоленск: СГМА, 2005. - С. 16-17.
6. Новиков, В.Е. Традиционные и новые методы в преподавании фармакологии [Текст] /
B.Е. Новиков // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 1996. - Т. 59, № 4. -
C. 70-72.
7. Новиков, В.Е. Фармакология. Практикум для самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета. Часть I [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов /
B.Е. Новиков, О.С. Левченкова, Л.А. Ковалева. - Смоленск: СГМА, 2013. - 80 с.
8. Новиков, В.Е. Фармакология. Практикум для самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета. Часть II [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / В.Е. Новиков, О.С. Левченкова, Л.А. Ковалева. - Смоленск: СГМА, 2013. - 72 с.
9. Особенности преподавания медико-биологических дисциплин в подготовке психологов [Текст] / Л.К. Антропова, Г.Я. Двуреченская, Л.А. Козлова [и др.] // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - С. 8.
10. Престиж профессии врача и нравственное воспитание современного студента [Текст] / О.С. Левченкова [и др.] // Вестник Смоленской гос. медицинской академии. Специальный выпуск. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. - 2014. -
C. 156-159.
11. Практикум по фармакологии. Часть I [Текст]: учебник для ВУЗов/ В.Е. Новиков, Т.А. Андреева, Е.И. Климкина [и др.]; под ред. В.Е. Новикова. - Смоленск: СГМА, 2014. - 112 с.
12. Практикум по фармакологии. Часть II [Текст]: учебник для ВУЗов / В.Е. Новиков, Т.А. Андреева, Е.И. Климкина [и др.]; под ред. В.Е. Новикова. - Смоленск: СГМА, 2014.
- 84 с.
13. Платонов, И.А. Лекция как экспертный обзор современных знаний [Текст] / И.А. Платонов, В.Е. Новиков // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. -Смоленск: СГМА, 2007. - С. 15-16.
14. Платонов И.А. Необходимость средств технической поддержки дидактического материала на лекции [Текст] / И.А. Платонов, В.Е. Новиков // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. - Смоленск: СГМА, 2011. - С. 15-16.
15. Соколков, Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе [Текст]: учебник / Е.А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 2004.
- 464 с.
16. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад [Текст] / В.М. Филиппов, Б.П. Агранович, В.М. Кутузов [и др.] // Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. - М.: Логос, 2005. - 540 с.